13 февраля российские СМИ опубликовали информацию, согласно которой на завершающем испытания головном фрегате проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» произошла поломка маршевого дизеля. Сообщается, что авария случилась еще 23 декабря 2017 года, но в прессу сведения о ней просочились только сейчас.
Есть информация, что профильная комиссия уже составила черновик акта о причинах поломки дизеля. Предполагается, что информацияо о причинах аварии будет озвучена в феврале текущего года.
Отдельные элементы вышедшего из строя агрегата 10Д49 производства Колменского завода будут демонтированы и отправлены на предприятие-изготовитель для проведения ревизии и ремонта. Также планируется отправка на завод деталей коленвала.
Нужный как воздух
Напомним, что 2 февраля 2018 года президент ОСК Алексей Рахманов пообещал, что «Горшков» будет передан Флоту в августе. Если, разумеется, будет соблюден график испытаний.
Озвучен ли был данный срок возможной передачи корабля уже с учетом необходим временных затрат на ремонт маршевого дизеля фрегата или же без оных — неизвестно. Но то, что выход из строя дизеля вполне может обернуться задержкой ввода в строй «Горшкова», это факт. Точнее, это будет очередная задержка, благо история головного фрегата проекта 22350 оказалась весьма богатой на незапланированные «приключения».
С одной стороны, головные корабли на то и головные, что рождаются в буквальном смысле слова в муках, позволяя довести проект до ума и тем самым заметно облегчить постройку кораблей уже серийных. С другой стороны — и эти слова из песни тоже не выкинешь, — «Горшкова» заложили 1 февраля 2006 года, спустили на воду в 2010-м и первоначально планировали полностью ввести в строй еще в 2012 году. Но после 2012-го минуло уже 6 лет, а «воз и ныне там».
Повторимся, причины понятны: это абсолютно новый проект с массой новейших систем, узлов и агрегатов. В процессе достройки пришлось ждать, пока будет доработана новейшая артустановка А-192М «Армат», затем вышла из строя турбина, следом «подвис» зенитно-ракетный комплекс «Полимент-Редут»…
Как гласит поговорка, чтобы съесть слона, его надо есть по кускам. Вот так, по кускам, и «ели» возникающие у нового оборудования проблемы строители фрегата. И очень хочется надеяться, что до августа их все действительно «доедят», поскольку «Горшков» уже 8 лет как спущен на воду, а все еще — не в составе сил постоянной готовности, где он, фрегат 4-го поколения, нужен как воздух.
За доказательствами последнего далеко ходить не надо. 12 декабря 2017 года главком ВМФ России адмирал Владимир Королев заявил, что в будущем именно увеличенная версия «Горшкова» — фрегаты проекта 22350М — станут основными российскими военными кораблями дальней морской и океанской зоны. Но как можно всерьез браться за 22350М, если до сих пор «буксует» сдача 22350? Правильно — никак. Вывод? Создателям «Горшкова» следует поторапливаться, иначе стопорятся работы по существующему пока лишь в чертежах проекту 22350М.
Помимо этого, новая задержка со сдачей «Горшкова» вполне способна негативно сказаться и на сроках испытаний «систершипа» головного фрегата — заложенного 26 ноября 2009 года «Адмирал флота Касатонов», чья техническая готовность на текущий момент составляет 98% и чей экипаж уже практически готов к вселению.
Печальная статистика
Вообще, если несколько отстраниться от темы «Горшкова» и обратить внимание на общее состояние дел в отечественной кораблестроительной отрасли, то обнаружится, что задержки с постройкой, достройкой, модернизацией и испытаниями кораблей имеют там системный характер. Вот лишь несколько примеров.
До сих пор не сдан флоту головной большой десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен», заложенный еще в 2004 году и спущенный на воду в 2012-м.
С заметными задержками по срокам в конце 2017 года передан Флоту третий фрегат проекта 11356 «Адмирал Макаров». При этом, числясь в составе 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота, «Макаров» переход на Черное море до сих не начал.
Заложенная в 2013 году и уже спущенная на воду вторая тройка фрегатов проекта 11356: «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов» — до сих пор остается без силовых установок.
Из-за проблем с высокооборотным судовым дизелем CHD622V20 откладывается передача Флоту малого ракетного корабля проекта 21631 «Вышний Волочек».
Находятся фактически в неходовом состоянии флагманские корабли Черноморского и Балтийского флотов — ракетный крейсер проекта 1164 «Москва» и эсминец проекта 956-А «Настойчивый».
Срок завершения модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера проекта 1144 «Адмирал Нахимов», еще в 1999 году поставленного на ремонт, постоянно сдвигается вправо.
Все еще де-факто не начат ремонт с модернизацией тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143.5 «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и это при том, что корабль вернулся в Североморск с боевой службы в Средиземном море еще 9 февраля 2017 года.
Вместо ранее озвученных планов постройки для Тихоокеанского флота шести малых ракетных кораблей проекта 22800 (шифр «Каракурт») законтрактованы лишь четыре.
Сдвинуты вправо сроки постройки подводных лодок проекта 636 «Варшавянка» для Тихоокеанского флота.
Регулярно «уплывают» все дальше в будущее ранее объявлявшиеся сроки начала постройки эсминцев проекта 23560 (шифр «Лидер»), универсальных десантных кораблей и авианосца нового поколения.
Пора решать проблему
Причины указанной выше негативной ситуации носят комплексный характер, они вполне понятны и растут из «лихих 90-х», когда хроническое недофинансирование, утеря компетенций, а также разрыв производственных цепочек и хозяйственных связей нанесли Флоту и военно-морской промышленности России едва ли не нокаутирующий удар.
Однако современные вызовы, стоящие перед страной и ее ВМФ, настоятельно требуют избавиться от практики задержек при строительстве кораблей и их последующем вводе в строй. Хочется надеяться, что данная проблема в ближайшей перспективе будет решена.
В конце концов, удается же отечественным кораблестроителям осуществлять постройку тех же ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 955 (шифр «Борей») без заметных сбоев!..
Автор: Андрей Союстов