ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > «Соболь» против «Гюрзы» в десанте под Мариуполь

«Соболь» против «Гюрзы» в десанте под Мариуполь


6-05-2017, 08:05. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

«Соболь» против «Гюрзы» в десанте под Мариуполь

Появление у ДНР российских боевых катеров в корне поменяет ситуацию в Азовском море

В интернете появились сообщения, что Россия намерена существенно укрепить боевые возможности армии Донецкой народной республики в Азовском море. С этой целью в мае-июне нынешнего года в состав Азовской флотилии ДНР (сформированной в мае 2015 году из семи мобилизованных быстроходных рыбацких суденышек, на которых местные «самоделкины» тут же установили пулеметы и гранатометы), вероятно, будут переданы четыре современных скоростных патрульных катера. Предположительно — один пограничный «Соболь» (проект 122200) и три «Мангуста» (проект 12150). Каждый из них способен развивать максимальный ход до 50 узлов (порядка 90 километров в час).

Очевидно, в таком случае флагманом флотилии скоро станет именно «Соболь». Не только потому, что он вдвое крупнее «Мангустов» и всего, чем сегодня располагают Вооруженные силы ДНР на морском направлении. Главное — вооружение «Соболя» способно прилично расширить огневой потенциал флотилии ополченцев. Потому что с появлением в их арсенале такого патрульного катера у флотилии, скорее всего, впервые и появится какое-никакое ракетное оружие. Проектной документацией предусмотрена установка на «Соболе» ракетно-артиллерийского комплекса «Вихрь-К», включающего в свой состав четыре управляемые по лазерному лучу сверхзвуковые противотанковые ракеты 9М127, предназначенные для поражения вертолетов и бронированной техники, в том числе оснащённой динамической защитой. Кроме того, в состав комплекса входит 30-мм автоматическая артиллерийская установка АК-306 с 500 снарядами и 14,5 мм морская тумбовая пулеметная установка. Тепловизионная система управления огнем делает возможным ведение боя ночью и в условиях плохой видимости.

Стоит заметить, что с 2003 года для Береговой охраны пограничной службы ФСБ России в Санкт-Петербурге и во Владивостоке построено уже двадцать «Соболей». Правда, без «Вихрей-К». Их вооружение ограничено только крупнокалиберным пулеметом. Но для флотилии армии ДНР с учетом складывающейся на Азовском море обстановки противотанковые ракеты и малокалиберная артиллерия могут оказаться явно не лишними.

Глиссирующие «Мангусты», конечно, поскромней. Из вооружения — только 14,5-мм пулемет. Но запас хода в 400 с лишним морских миль позволяет насквозь пересечь Азовское море практически в любом месте. Причем — очень быстро, поскольку даже экономичная скорость хода такого катера составляет 36 узлов (около 60 километров в час). Что дает «Мангустам» неоспоримые преимущества в маневренности над всем, чем сегодня располагает Украина в этих водах.

Эти катера тоже крупной серией строятся для российских морских пограничников, МЧС, Минобороны и таможенной службы РФ в Рыбинске. Всего выпущено уже 69 «Мангустов» для всех морских театров нашей страны. Очередной готов, его должны были спустить на воду 2 мая. Церемонию пришлось отложить из-за резкого подъема уровня воды в Волге. Не исключено, что вскоре именно он и отправится в Новоазовск, который является главной базой донецкой флотилии. Остальные в таком случае будут, видимо, переданы из наличия Вооруженных сил РФ.

Если верить сообщениям в интернете, впервые военное руководство ДНР с просьбой передать в их флотилию «Мангусты» и «Соболь» обратилось в Генеральный штаб ВС РФ в начале 2016 года. Но получило отказ. Что же за год изменилось в Азовском море?

С самого начала гражданской войны в Донбассе было ясно, что без поддержки хоть какого-нибудь военного флота приморские фланги противоборствующих группировок будут очень уязвимы. Тем более что идея использования морских десантов и высадка на побережье противника мелких диверсионно-разведывательных групп витала в воздухе с самого начала борьбы за Мариуполь. А в том, что этот город станет основной целью боевых действий обеих сторон на южном участке фронта, сомнений тоже не было и нет.

Для ополченцев взять Мариуполь, этот крупнейший центр украинской тяжелой промышленности и самый крупный порт в регионе, активно работающий на экспорт (его мощности позволяют ежегодно переваливать до 17 миллионов тонн различных грузов), — значит, нанести почти смертельный удар по экономическим интересам Киева и очень сильно приблизить окончательную победу в войне. По той же причине ВСУ стремятся удержать Мариуполь любой ценой.

Между тем, город вытянулся вдоль азовского побережья на 15 километров и контроль столь обширного и очень оживленного в судоходном отношении участка акватории представляет собой непростую задачу. Без боевых катеров или кораблей обеспечить это просто невозможно. По обе стороны фронта существо проблемы хорошо понимают. Киев решает ее за счет 23-го Мариупольского отряда морской охраны Украины, располагающий быстроходными малыми пограничными катерами типа «Гриф» (проект 1400 и 1400М) и «Калкан». До августа 2014 года их было 18 единиц. Семь изначально базировались в Мариуполе. Остальные до начала Крымской весны — в Керчи. И были выведены оттуда своими экипажами перед самым началом судьбоносного для судьбы полуострова референдума о возвращении в Россию.

Наиболее мощные в мариупольской группировке «Грифы». Однако даже они не соперники в бою нашим «Мангустам». При схожем вооружении (по одному пулемету) калибр у «украинцев» все же поменьше (12,7-мм против 14,5-мм). Но главное — они почти вдвое уступают нашим катерам в скорости (максимум 29 узлов против 53 узлов), что делает боевое противоборство обоих типов заранее совершенно предопределенным.

Понятно, что сравнение «Грифа» с «Соболем» просто бессмысленно — по тем же причинам.

Впрочем, дело до морских сражений на Азове пока не доходило. Скорее всего, потому, что доселе Азовская флотилия армии ДНР и в качественном, и в количественном отношении с тем, чем располагает там Украина, все же выглядит достаточно хило. На подступах к Мариуполю, до которого от главной базы ополченцев в Новоазовске всего 40 километров, она пока не появлялась. В отличие от украинских военных. Те подобия набегов с моря на Новоазовск в первые месяцы войны предпринимали неоднократно. Пока однажды жестоко не поплатились за это.

31 августа 2014 года так называемая тактическая группа из двух сторожевых катеров морской охраны государственной пограничной службы Украины (катер BG 119 проекта 1400 М «Гриф» и малый катер типа «Калкан») появилась у прибрежного населенного пункта Безыменное (Новоазовский район Донецкой области, между Новоазовском и Мариуполем). Группа была обстреляна с берега на удалении в 3 мили. Сначала считалось, что из танкового орудия. Потом появились данные, что на самом деле огонь ополченцы вели из комплекса ПТУР.

Как бы там ни было, на катере BG 119 вспыхнул пожар, он полностью выгорел и быстро затонул, «Калкан» получил повреждения и спасся бегством. Двое членов экипажа BG 119, в том числе и командир «Грифа», погибли. Еще восемь моряков пробыли в воде около часа и были подобраны подоспевшими к месту боя другими плавсредствами Украины.

С той поры стороны неустанно занимаются укреплением своих боевых возможностей на Азовском море. Армия ДНР, не скрывая, уже давно готовит десантную операцию. Для чего в Новоазовске в составе Вооруженных сил ДНР сформирован 9-й отдельный Мариупольско-Хинганский полк морской пехоты. Полк кроме всего прочего вооружен не абы какими бронетранспортерами, а теми, что с водометными двигателями. Такие БТРы предназначены именно на высадки на морское побережье. Что, без сомнения, свидетельствует о серьезности намерений командования армии ДНР когда-нибудь провести такую операцию. Тем более, что первые ротные учения по десантированию с боевой стрельбой морпехи Донбасса уже провели весной прошлого года.

Киев тоже не наблюдает за этой активностью, сложа руки. Все городские пляжи Мариуполя и окрестностей изрыты окопами, окутаны колючей проволокой и укреплены долговременными оборонительными укреплениями. Судя по просочившимся в открытую печать сведениям, в непосредственной близости от берега, на глубинах от 1 до 1,5 метра на самых опасных направлениях установлены противодесантные мины ПДМ-1М, срабатывающие не только при контакте с днищем даже небольшого плавсредства или бронемашины, но даже если штырь такой мины заденет пробирающийся вброд десантник.

Пока, правда, эти минно-взрывные заграждения урон наносят исключительно самим украинским военным. Так, 7 июня 2015 года на собственной противодесантной мине вблизи Азовского судоремонтного завода (Приморский район Мариуполя) подорвался и затонул самый новый в 23-м Мариупольском отряде морской охраны Украины скоростной катер BG-22 (проект UMS-1000). Его командир считается пропавшим без вести, остальным членам экипажа удалось спастись.

При этом только инженерным оборудованием противодесантной обороны морского побережья Киев не ограничивается. В Военно-Морских силах Украины с августа прошлого года формируется Азовский морской район с главной базой в порту Бердянск (Запорожская область). Об этом в минувшем августе объявил командующий ВМСУ вице-адмирал Игорь Воронченко, специально прибывший в этот город, чтобы осмотреть отводимые военным причалы. Впрочем, пока ставить к тем причалам совершенно нечего. Ни единого боевого корабля или катера там нет, поскольку их Киев при всем желании не в состоянии пропихнуть сквозь контролируемый исключительно Россией Керченский пролив. Что однако не помешало Воронченко достаточно комично погрозить Москве кулачком: «Азовская морская оперативная зона у нас остается открытой, поэтому пора прекратить безнаказанность Черноморского флота России на Азове».

Какого Черноморского флота, пан адмирал? И как прекратить то, чего нет в природе? Хотя, конечно, в Азовское море наши корабли из Севастополя могут зайти в считанные часы. Только с кем им там воевать? Не охотиться же на мариупольских «Грифов» и «Калканов»? Как-то мелковаты те цели для ракетного крейсера и фрегатов.

Поэтому пока в Бердянске дело с формированием главной базы ограничилось одной только сухопутной составляющей ВМСУ. А именно — расквартированием на одной из местных баз отдыха 501-го батальона морской пехоты ВМСУ, который и стал главным ответственным за противодесантную оборону района.

По словам Воронченко, скоро тут же встанет одна из украинских артиллерийских групп. Что, естественно, вполне по силам Киеву. А вот обещание командующего вскоре поставить у причалов в Бердянске «один-два дивизиона бронекатеров «Гюрза» выглядит чистым прожектерством. Просто потому, что в составе ВМСУ на сегодня всего два таких бронекатера — «Аккерман» и «Бердянск». Пока оба в Одессе.

Привезти их на Азовское море — логичный шаг. Поскольку новые украинские бронекатера имеют малую осадку и ничтожные боевые возможности. Спроектированные для действий в устье Дуная, эти «змеи» легко могут разогнать шайку браконьеров или уничтожить не слишком большую банду террористов. Или посражаться с донбасской Азовской флотилией. Но крохотным речным бронекатерам нечего противопоставить в бою настоящим боевым кораблям Черноморского флота России. И даже противостоять обычным морским штормам непросто.

Перебросить «Аккерман» и «Бердянск» легко. Скромные размеры позволяют им уютно разместиться на обычных железнодорожных платформах или в брюхе военно-транспортного самолета Ан-124 «Руслан». Но из двух боевых единиц даже при горячем желании вице-адмирала Воронченко не составить одного даже полноценного дивизиона. Где же взять остальные?

Еще недавно у Киева был готов ответ: еще четыре «Гюрзы» в апреле прошлого года были заложена на киевском предприятии «Кузница на Рыбальском» (до недавнего времени «Ленинская кузня»). По плану их должны были строить ударно и спустить на воду ровно через девять месяцев. Сроки давно миновали, а про судьбу новых «змей» из Киева — ни звука.

А хотя бы и достроили те четыре кораблика… И хотя бы и перевезли в Бердянск… Многое это поменяет на азовском театре военных действий? Послушаем одного из самых известных на Украине военных экспертов, директора киевской информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергея Згурца. Вот что он сказал несколько дней назад в интервью тамошнему изданию «Апостроф»: «Катера типа „Гюрза", которые будут изготовлены на „Ленинской кузне", на самом деле имеют опосредованное отношение к повышению боеспособности флота, потому что они не разрабатывались для ведения боевых действий в акватории Черного моря, они разрабатывались для Дунайского устья, для других речек, где они могут вести борьбу с группировкой противника на берегу. Это противотеррористические катера, которые по большому счету… не обеспечивают решение задач флота».

Поэтому украинская «Гюрза» на Азовском море — химера. А российские «Мангусты» и «Соболь» — реальность, с которой придется считаться Киеву.

Сергей Ищенко


Вернуться назад