В настоящее время силами отечественной судостроительной промышленности
проводится капитальный ремонт и модернизация тяжелого атомного ракетного
крейсера «Адмирал Нахимов» проекта 1144 «Орлан». На данный момент из
четырех построенных кораблей этого типа в боевом составе флота остается
только один. После завершения текущих работ количество крейсеров в строю
будет удвоено. Кроме того, в результате модернизации должны вырасти
основные боевые характеристики восстанавливаемого крейсера, что
положительным образом скажется на боеспособности флота в целом.
В
последнее время официальными лицами были оглашены несколько новостей о
ходе работ и планах по их завершению. По ряду причин, почти все
последние новости о модернизации
«Адмирала Нахимова» затрагивали только сроки выполнения требуемых работ.
Технические подробности модернизации и другие интереснейшие аспекты
реализуемого проекта в последнее время не затрагивались. Тем не менее, к
настоящему времени уже были оглашены некоторые сведения на этот счет, а
кроме того, высказывались многочисленные оценки.
13 января отечественные средства массовой информации
опубликовали новые сообщения о сроках завершения уже начатых работ.
Представитель департамента информации и массовых коммуникаций
Министерства обороны РФ Игорь Дыгало рассказал прессе, что текущая
модернизация корабля «Адмирал Нахимов» должна завершиться в 2020 году. В
соответствии с имеющимися планами предприятие «Севмаш» (г.
Северодвинск) выполняет замену и обновление различных узлов и агрегатов.
Выполняется модернизация систем жизнеобеспечения корабля,
радиотехнического вооружения, а также корабельных энергетических систем.
Также
в ходе ремонта и модернизации тяжелый крейсер лишится части
артиллерийских и ракетных комплексов, вместо которых будут установлены
системы новых типов. По результатам подобных обновлений корабль будет
отличаться повышенными тактико-техническими характеристиками, благодаря
чему сможет усилить потенциал надводных сил военно-морского флота.
22
февраля пресс-служба предприятия «Севмаш» сообщила о грядущем начале
нескольких новых этапов ремонтных работ. В этом году завод,
осуществляющий ремонт и модернизацию корабля, начнет получать
крупногабаритное оборудование, необходимое для установки на крейсер.
Какие именно агрегаты будут получены в первую очередь – пока не
уточнялось.
Также в этом году начнется монтаж различных систем и
трубопроводов. Также продолжается подготовка к проведению установки
электрических систем. Отмечалось, что в ходе ремонта используется новая
методика организации работ. При помощи трехмерного моделирования все
необходимое оснащение корабля объединяется в одном виртуальном
пространстве, что в значительной мере упрощает и ускоряет работы.
Сообщается, что некоторые элементы корпусного оснащения уже были
установлены на свои места с использованием новых подходов.
В
течение нескольких следующих недель новые сообщения о ходе работ и
сроках их выполнения не поступали. Новая уточненная информация была
оглашена 23 марта. Президент Объединенной судостроительной корпорации
Алексей Рахманов заявил, что «Адмирал Нахимов» вновь будет введен в
боевой состав флота в течение трех-четырех следующих лет. Таким образом,
корабль вернется к службе в 2020-21 годах. По словам главы ОСК,
промышленность работает на эту задачу с учетом определенных изменений по
объему работ.
В конце марта сразу несколько зарубежных изданий
присоединились к обсуждению модернизации российских атомных крейсеров,
однако их публикации представляют интерес не только в связи с
представленной информацией. По некоторым данным и оценкам, в ходе
модернизации корабли проекта 1144 «Орлан» должны будут получать
перспективные гиперзвуковые ракеты типа «Циркон». Использование этого
ракетного комплекса в составе вооружений «Адмирала Нахимова» и его
«систершипов» пока не получило официального подтверждения, но уже
вызвало специфическую реакцию за рубежом.
Как
серьезные профильные средства массовой информации, так и издания с
сомнительной репутацией начали обсуждать немногочисленные известные
сведения о «Цирконе», а также предугадать перспективы использования
такого оружия в составе комплекса вооружений модернизированных
российских кораблей. Сразу ряд британских и американских журналистов
пришел к пугающим выводам. По их мнению, существующие зарубежные корабли
не имеют никаких средств защиты от «Циркона» или иного подобного
вооружения, и поэтому вряд ли смогут пережить атаку обновленных
российских крейсеров.
Напомним, модернизация крейсера «Адмирал
Нахимов» осуществляется в соответствии с проектом 11442М. Решение о
проведении подобных работ было принято несколько лет назад. Контракт на
выполнение ремонтных работ был подписан в середине 2013 года. В
следующем году корабль поставили в наливной бассейн для проведения
необходимых работ. Главным подрядчиком в рамках ремонта стал завод
«Севмаш». Кроме того, в связи со сложностью работ и необходимостью
использования различного оборудования, к проекту было привлечено большое
количество субподрядчиков.
В ходе текущего ремонта тяжелый
атомный ракетный крейсер должен получить различное новое оснащение.
Кроме того, серьезнейшему обновлению подвергнется комплекс
артиллерийского и ракетного вооружения. По имеющимся данным,
судостроители уже поменяли часть корабельных энергетических систем.
Также корабль нуждается в восстановлении главной энергетической
установки и прочих основных элементов.
Ранее стало известно, что в
рамках проекта 11442М был заключен контракт на поставку главных
элементов обновленного комплекса вооружений. Крейсер лишится имеющихся
наклонных пусковых установок ракетного комплекса П-700 «Гранит»,
являвшегося основным ударным средством корабля. Вместо них будут
смонтированы 10 универсальных пусковых установок 3С-14-11442М. Каждая
такая установка имеет в своем составе восемь ячеек для установки
транспортно-пусковых контейнеров с ракетой того или иного типа.
По
имеющимся данным, предлагаемые пусковые установки позволят крейсеру
брать на борт и использовать крылатые ракеты различного назначения
семейства «Калибр», противокорабельные «Ониксы» и даже перспективные
изделия «Циркон». Общий боекомплект установок 3С-14-11442М должен
состоять из 80 ракет. Количество изделий того или иного типа будет
определяться в соответствии с поставленной боевой задачей, чему
поспособствует универсальность установок.
При помощи
универсальных пусковых установок корабль сможет использовать все
доступные ракеты различного назначения. Так, в семействе «Калибр»
имеются противокорабельные ракеты, оружие для атаки береговых целей,
противолодочные боеприпасы и т.д. Благодаря предлагаемой модернизации
комплекса ударного вооружения получится значительно повысить его боевой
радиус. В зависимости от решаемой задачи, будет возможно поражение целей
на дальностях не менее 1000-1500 км.
По
имеющимся данным, запланировано серьезное обновление средств
противовоздушной обороны, которое будет осуществляться при помощи самых
новых зенитных комплексов. В настоящее время «Адмирал Нахимов» несет ЗРК
большой дальности С-300Ф «Форт». В ходе модернизации эта система может
быть заменена более новой С-300ФМ. Также возможно дополнение этого
комплекса более новым «Полимент-Редут». По разным оценкам, боекомплект
этих систем может быть доведен до 100 ракет. ПВО ближней зоны может быть
улучшена при помощи комплексов «Палаш» или «Панцирь» в морском
исполнении.
Для защиты от торпед или подводных лодок в ближней
зоне предложено использовать малогабаритный минно-торпедный
противолодочный комплекс «Пакет-НК». Подобные системы уже используются
на отечественных боевых кораблях новых проектов, но для «Орланов» они
являются новинкой.
В настоящее время крейсер несет спаренную
артиллерийскую установку АК-130 с двумя стволами калибра 130 мм. Ранее
упоминалось, что это оружие останется на своем месте. При этом в течение
некоторого времени обсуждалась возможность применения более новой
артиллерийской системы, в том числе с орудиями увеличенного калибра.
Корабль
по-прежнему сможет перевозить и обслуживать многоцелевой вертолет
Ка-27. Для обеспечения работы авиационной техники будет использоваться
новое специальное оборудование. В частности крейсер должен будет
получить комплекс взлета и посадки «Палубник-1-11442М». Несмотря на
подобное переоснащение, авиационная техника сохранит все свои
возможности, однако сможет решать поставленные задачи с повышенной
эффективностью.
Запланировано серьезнейшее обновление комплекса
бортового радиоэлектронного оборудования. Должны использоваться новые
радиолокационные станции обзора и поиска целей, улучшенные навигационные
системы, более совершенные средства связи и т.д. Предусматривается
использование комплекса радиоэлектронной борьбы. Имеются сведения о
применении новых опускаемой и буксируемой гидроакустических станций.
Также корабль получит возможность приема сигналов с гидроакустических
буев.
Как следует из имеющихся данных, основные размерения и
водоизмещение корабля после модернизации не изменятся. Длина корабля
по-прежнему будет составлять 251 м, максимальная ширина – 28,5 м, осадка
– более 9 м. Полное водоизмещение должно превышать 26 тыс. т. «Адмирал
Нахимов» сохранит существующую ядерную энергетическую установку на
основе водо-водяного реактора типа ОК-650Б-3, дополненную
котлотурбинными системами. Мощность главной энергоустановки – 140 тыс.
л.с. Все это позволит сохранить ходовые характеристики на уровне
исходного проекта. Максимальная скорость достигнет 32 узлов, дальность
плавания будет неограниченной при автономности до 60 суток.
В
настоящее время на ремонте находится тяжелый атомный ракетный крейсер
«Адмирал Нахимов». Обновление корабля должно завершиться в конце
текущего десятилетия или в самом начале двадцатых годов. Согласно ранее
оглашенным планам военного ведомства, после возвращения «Адмирала
Нахимова» к службе на ремонт и модернизацию отправится «Петр Великий» –
единственный крейсер проекта 1144, в настоящее времени остающийся в
строю. Ремонт флагманского корабля Северного флота ранее планировалось
выполнить в 2019-22 годах. В связи с некоторым переносом сроков
завершения работ на «Адмирале Нахимове» эти планы должны быть
скорректированы.
По понятным причинам, о точных сроках завершения
модернизации «Петра Великого» пока говорить рано. Технические
подробности этого проекта тоже остаются неизвестными. Вероятно, и этот
крейсер модернизируют по новому проекту 11442М с соответствующим
обновлением бортового оборудования.
Также модернизацию в
дальнейшем может пройти третий корабль серии, «Адмирал Лазарев»,
служивший в составе Тихоокеанского флота. На протяжении нескольких
последних лет дальнейшая судьба этого крейсера являлась темой
многочисленных обсуждений и споров. Появлялись сведения о планируемом
восстановлении корабля с последующим возвращением в строй. В дальнейшем,
однако, публиковались и новости о грядущем списании и утилизации. На
данный момент точные планы командования военно-морского флота
неизвестны. По-видимому, они будут сформированы позже, в том числе и с
учетом успехов текущей модернизации «Адмирала Нахимова». Кроме того,
определение дальнейшей судьбы третьего «Орлана» требует учитывать
возможности судостроительной промышленности и ремонтных предприятий.
Будущее
головного крейсера проекта 1144 уже определено. В 2015 году корабль
«Киров» (ранее «Адмирал Ушаков») решили отправить на утилизацию. Его
ремонт невозможен по причине серьезных поломок важнейших агрегатов. До
конца прошлого года командование планировало разработать проект
утилизации, в соответствии с которым в ближайшее время начнется разделка
корабля.
На данный момент в боевом составе российского
военно-морского флота остается только один тяжелый атомный ракетный
крейсер проекта 1144 «Орлан» – «Петр Великий». Еще один подобный корабль
уже отправился на ремонт и модернизацию, благодаря которым в 2020-21
годах сможет вернуться в строй и пополнить группировку надводных
кораблей Северного флота. Будущее третьего корабля пока не определено, а
еще один вскоре отправится на утилизацию. Таким образом, в обозримом
будущем – к середине следующего десятилетия – ВМФ получит два тяжелых
крейсера с современным оборудованием и вооружением. В дальнейшем
возможно обновление еще одного корабля.
Уже начатый ремонт
позволит сохранить в боевом составе флота, как минимум, два корабля. За
счет продления сроков службы и повышения боевых характеристик удастся
создать задел для успешной и эффективной эксплуатации в течение
нескольких следующих десятилетий. Это означает, что после долгих лет
простоя один или два корабля смогут вернуться к службе и в полной мере
поспособствовать росту боеспособности флота в целом, избавив его от
проблем прошлого.
По материалам сайтов:
http://tass.ru/
http://interfax.ru/
http://ria.ru/
http://tvzvezda.ru/
http://arms-expo.ru/
http://flot.com/
http://bastion-karpenko.ru/