ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > ЧВК против контрактников МО: так нужен ли в России военный бизнес?

ЧВК против контрактников МО: так нужен ли в России военный бизнес?


17-12-2016, 07:26. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
ЧВК против контрактников МО: так нужен ли в России военный бизнес?

14 декабря Госдума РФ приняла во втором и третьем чтениях законопроект о внесении поправок в закон «О воинской обязанности и военной службе», который позволит заключать контракты на службу в армии сроком всего на полгода. Их можно будет заключить для участия в операциях «в период чрезвычайных обстоятельств или в деятельности по поддержанию или восстановлению мира и безопасности, пресечению международной террористической деятельности за пределами территории России, а также в походах кораблей».

До этого отслужившие в армии по призыву солдаты и сержанты могли поступить на службу по контракту сроком на два или три года. Прапорщики и офицеры заключают контракт на пять лет. На более короткий срок – от шести месяцев до года – можно было заключить контракт только в период чрезвычайных обстоятельств или для участия в «деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности».

Поправки в закон предложило правительство РФ, аргументировав их необходимость «изменением военно-политической обстановки» и «активизацией деятельности международных террористических и экстремистских организаций», что потребовало повышения мобильности войск и увеличения скорости формирования воинских подразделений. По мнению ряда экспертов, обновленный закон позволит сделать контрактную службу «более гибкой».

Между тем как раз накануне принятия этого закона в СМИ муссировалась информация о том, что на приеме в Кремле по случаю Дня Героев Отечества 9 декабря был замечен бывший спецназовец, офицер запаса Дмитрий Уткин — руководитель частной военной компании, известный под позывным «Вагнер». Дело дошло даже до запроса на этот счет у пресс-секретаря президента РФ Дмитри Пескова. Ранее в некоторых российских и западных СМИ утверждали, что в событиях на Донбассе, а затем и в военной операции в Сирии участвовала «группа Вагнера», которую называют российским прототипом частной военной компании с бюджетом от 5 до 10 млрд рублей.

Не секрет, что в США и других зарубежных странах использование разнообразных частных военных компаний (ЧВК) для решения специфических задач в сфере безопасности за рубежом стало обычной практикой. Между тем до сих пор все попытки принять в России закон «О частной военно-охранной деятельности», который призван урегулировать с правовой точки зрения деятельность ЧВК, окончились неудачей. Последний раз очередной вариант законопроекта о ЧВК был внесен в Госдуму депутатом от «Справедливой Росси» Геннадием Носовко в марте 2016. Однако 20 октября 2016 года Совет ГД постановил снять законопроект с рассмотрения Государственной Думы «в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы».

Основной идеей отозванного законопроекта было то, что частная охранная военная деятельность представляет собой особый вид специфической коммерческой деятельности, которая в основном нацелена на реализацию планов российского государства по защите его национальных интересов. Авторы законопроекта предлагали отдать лицензирование деятельности ЧВК за рубежом Минпромторгу РФ, а деятельность внутри страны предлагалось лицензировать Минобороны или (в случае, если деятельность будет связана с гостайной) – ФСБ РФ. Заказчиками же услуг ЧВК, согласно документу, могли быть либо органы исполнительной власти РФ, либо легитимные с точки зрения российских властей государственные органы, действующие в рамках соглашений с Россией. Причем в ходе слушаний и обсуждения все эти положения законопроекта подвергались острой критике со стороны депутатов и экспертов. Министерство обороны и ФСБ также пока не могут договориться, какое ведомство должно отвечать за ЧВК в случае придания им законного статуса. Законодатели также, возможно, учли, что общественное мнение в России пока отрицательно относится к передаче воинской службы на внешний подряд.

Интересно, что ранее идея легализации в РФ деятельности ЧВК в целом находила поддержку у российских властей. Так, в апреле 2012 года президент РФ Владимир Путин указал на необходимость принятия закона, разрешающего деятельность частных военных подрядчиков. Путин высоко оценил ЧВК, назвав их «инструментом реализации национальных интересов без прямого участия государства». Закон о ЧВК также поддерживал курирующий оборонную тематику вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.  Закон лоббировали и некоторые российские бизнес-круги, которые хотели бы не зависеть от услуг западных ЧВК по охране нефтяных и газовых месторождений за рубежом, где работают российские компании, по защите танкеров и торговых судов от пиратов и других услуг в сфере безопасности.

В России деятельность ЧВК формально не разрешена, однако некоторые компании действуют в рамках закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», который серьезно ограничивает их возможности. Впрочем, несмотря на правовой вакуум, в России де-факто существует множество ЧВК. Российский уголовный кодекс запрещает деятельность наемников, однако формулировки в законах достаточно расплывчаты, благодаря чему некоторым частным охранным фирмам удается выживать. 

Например, одной из ведущих российских компаний в этой сфере является «РСБ-Групп», предлагающая широкий ассортимент услуг: охрана нефтегазовых объектов и аэропортов, сопровождение конвоев в зонах конфликтов и грузовых судов в пиратоопасных морских районах,  услуги по разминированию, военной подготовке, разведке и анализу. Другая известная российская ЧВК – Moran Security Group предлагает команды для спасения заложников и освобождения грузов. В последнее время большую известность приобрела уже упомянутая «Группа Вагнера», фирма «Редут антитеррор» и многие другие. Сотрудники этих и других российских ЧВК отметились своей успешной работой в Ираке, Афганистане, Сирии, странах Африки, составляя серьезную конкуренцию западным ЧВК.

Тем не менее правительство подошло к решению проблемы не c законом о ЧВК, в пользу которого, казалось бы, говорит много аргументов, а с законом о сокращении сроков контрактной службы по линии МО РФ. Эксперты отмечают, что новый закон рассчитан не на массу «пехотных» контрактников, а на «штучный товар». Минобороны РФ получит возможность под некую конкретную задачу завербовать строго необходимое количество военнослужащих определенных воинских специальностей на ограниченное время. Причем новые подразделения будут формироваться по существующему штатному расписанию, в котором прописаны оклады и довольствие, то есть налицо, что немаловажно, еще и экономия бюджета.

В законе специально прописана возможность и даже желательность заключения таких блиц-контрактов для прохождения службы за пределами России или на флоте при осуществлении дальних походов. Речь также идет о «заграничных командировках», в том числе «на спорные территории», что позволит контрактникам направиться на службу по собственному желанию и, в отличие от тех, кто едет туда добровольцем, получить положенные военнослужащим социальные льготы. Эксперты считают, что закон рассчитан не на «мальчиков», а на зрелых людей с богатым военным опытом, готовых выполнить разовую военную миссию за приличное вознаграждение на четких договорно-правовых отношениях.  

При этом эксперты отмечают, что такая форма блиц-контрактов может «отбирать хлеб» у ЧВК, к которым в последнее время много излишнего внимания, и не только в связи с Сирией. Но на Западе государство заключает контракт непосредственно с ЧВК, а не с отдельно взятым специалистом. И именно ЧВК предоставляет по этому контракту государству свои ресурсы (в первую очередь человеческие) для выполнения конкретной задачи на определенный период времени. Задачи эти обычно расписаны детально и «гражданские» ЧВК приказов «регулярного» военного командования не выполняют.

Новый российский закон – это принципиально иной подход к вопросу. Минобороны просто формирует новые штатные единицы на контрактной основе, которые будут подчиняться всем уставам и правилам, а их «работники» получают статус военнослужащего. Никакой самодеятельности от них не требуется, не получат они и особого положения при несении службы, то есть ЧВК как юридическое лицо из системы изымается.

Правда есть несколько позиций, где это невозможно из-за положений международного права и где ЧВК остаются безусловными монополистами. Например, вооруженное сопровождение и охрана гражданских судов в зонах угрозы со стороны пиратства, когда с оружием на борту частного судна по международному морскому праву могут находиться только гражданские лица. То же самое можно сказать об охране частных промышленных объектов за рубежом, например,  нефтяных предприятий российских компаний в Нигерии, Венесуэле и других неспокойных регионах, нефте - и газопроводов, объектов РОСАТОМа и т. д.

В принципе ЧВК, как частную инициативу и возможность заработать для тех, кто связал свою жизнь с военными специальностями и не склонен после отставки или увольнения в запас жить гражданской жизнью, никто не отменяет. Но в российском законодательстве этот вид деятельности толком не прописан. Новый закон  не уничтожает ЧВК как явление, но создает им конкуренцию на рынке специфической рабочей силы со стороны государства. И вполне возможно, что часть опытных военспецов может предпочесть военную службу по блиц-контрактам договорам с ЧВК, несмотря на то, что там заработки выше.  

Конечно, новый закон не означает, что ЧВК скоро совсем  исчезнут или радикально изменятся. Но для государства в нынешних условиях не только с практической, но и с идеологической стороны, видимо,  стало выгоднее занять этот рынок.

Впрочем, бюджетные трудности, растущий интерес российских ведомств к инструментам «мягкой силы», а также изменения в международной и внутриполитической ситуации могут в будущем привести к тому, что закон о ЧВК в России  все же будет принят.  Но для этого должны созреть нужные условия и наступить подходящее  время.

Михаил Большаков
Вернуться назад