ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > «Отказ от «Мистралей» не повлиял на ВМФ России». Интервью с председателем совета по кораблестроению коллегии ВПК
«Отказ от «Мистралей» не повлиял на ВМФ России». Интервью с председателем совета по кораблестроению коллегии ВПК11-12-2016, 13:39. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
«Отказ от «Мистралей» не повлиял на ВМФ России». Интервью с председателем совета по кораблестроению коллегии ВПКМодель универсального десантного корабля "Прибой" Председатель совета по кораблестроению коллегии Военно-промышленной комиссии (ВПК) России Владимир Поспелов, вернувшийся вместе с российской делегацией из Чили после международного военно-морского салона «Экспонаваль-2016», ответил на вопросы военного обозревателя «Газеты.Ru» Михаила Ходаренка о состоянии российского кораблестроения. — Что показала российская делегация на фоне крупнейших игроков рынка военно-морской техники и вооружений в Винья-дель-Мар? — Россия в лице Рособоронэкспорта впервые была представлена на этой выставке масштабно. Более 200 наименований продукции военного назначения, макеты кораблей, слайды и другие презентации. За последние десять лет мы значительно обновили линейку морских вооружений, которые можно продвигать на внешние рынки. И это видно по тем образцам, которые мы представили в Чили. У нас есть весь спектр современного военно-морского вооружения и техники — ударное ракетное оружие, системы ПЛО и ПВО, артиллерия и другие системы, которые мы поставляем на внешний рынок с соблюдением всех международных правовых актов. Мы пошли в сторону уменьшения водоизмещения кораблей, но при этом устанавливая на них современные системы противолодочной и противовоздушной обороны, эффективное и высокоточное ракетное ударное оружие. — Такой подход вызывает интерес к российскому оружию в Латинской Америке? — Несколько дней, проведенных на выставке, позволили пообщаться с командованиями флотов Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Перу, Уругвая и Чили. Интерес у руководителей военно-морских сил латиноамериканского региона к нам большой. Они заинтересованы в обновлении своих ВМС. Военные моряки понимают преимущества тех образцов вооружения и военной техники, которые мы показали в Чили. Это не только наши корабли, но и ударное вооружение, радиоэлектронные и гидроакустические комплексы, другие системы и механизмы.
Думаю, что наша судостроительная промышленность, наши приборостроительные концерны могут на равных бороться со всеми возможными конкурентами в латиноамериканском регионе. Дарить никто ничего не собирается. Все, в том числе оборудование и вооружение, имеет свою цену. Сильный военно-морской флот страны требует значительных бюджетных средств. Но для приморских государств это жизненно необходимо. Представители ВМС разных стран, посетивших стенд Рособоронэкспорта, оперативно получали всю необходимую исходную информацию для оценки предложений России. По ряду вопросов мы ждем дальнейшей детализации и переговоров. Некоторым странам региона необходимо провести глубокую модернизацию своих военно-морских сил. И мы готовы к диалогу. Если руководство ВМС той или иной страны пойдет по пути модернизации, нам есть что предложить. Сегодня мы представляем корабли и суда, вооружение и военную технику, которые мы еще десять лет назад не могли представить за рубежом, которые при этом уже прошли реальную отработку в боевых условиях. Картинка и макет — это одно, а мы предъявляем, что называется, доказательную базу. — А продемонстрированные в Сирии ракеты «Калибр-ПЛ» и «НК» как-то увеличили экспортный потенциал наших кораблей? — Ударные корабельные ракетные комплексы этого типа появились у нас еще в начале XXI века, причем в различном исполнении, с подводным и надводным стартом. Установка таких комплексов на корабли и подводные лодки иностранных государств позволяет значительно увеличить их боевую эффективность. Думаю, разговоры, которые происходили во время «Экспонаваль», получат конкретное продолжение в рамках деятельности Рособоронэкспорта. Мы сознательно идем на их экспорт. При этом мы абсолютно выполняем все мировые соглашения по ограничению ракетных вооружений. Никогда мы эту черту не переступали и готовы отвечать по своим обязательствам. — Еще чем-то конкретным заинтересовать покупателей удалось? — Решения все-таки принимают руководства соответствующих стран. Командующий военно-морских сил готовит предложения по развитию своего флота, исходя из поставленных перед ним задач. Далее правительство рассматривает его запросы и принимает решение о заключении контрактов. Нашей делегацией были проведены презентации фрегатов проектов 11356 (головной корабль проекта — «Адмирал Григорович». — «Газета.Ru») и «Гепард-3.9», ракетного катера проекта 12418 «Молния», патрульных кораблей и катеров проектов 22160 (головной корабль — «Василий Быков», вооруженный крылатыми ракетами «Калибр», будет спущен на воду в марте 2017 года. — «Газета.Ru»), 22460 «Рубин» (со взлетно-посадочной площадкой для вертолета типа Ка-226 или «Ансат»), 12200 «Соболь» и 12150 «Мангуст», транспортно-десантных катеров проектов 02510 (головной корабль — «16» с дистанционно-управляемым боевым модулем разработки концерна «Калашников», в строю с 2015 года. — «Газета.Ru») и др. Мы готовы предложить заинтересованным странам современное спасательное судно проекта 21300, научно-исследовательское судно ледового класса проекта 22280 и другие специализированные корабли и суда.
А также к проекту оснащения патрульных кораблей ракетно-пушечным вооружением, включая противокорабельные комплексы, системами ПВО, радиоэлектронным оборудованием, к сотрудничеству в вопросах создания энергетических установок для обеспечения полного электродвижения надводных кораблей; технологическому содействию в области создания корабельных систем РЭБ. Интересовались и строительством судна ледового класса с научно-гидрографической лабораторией, на базе национальной судостроительной верфи. — С чего начнется строительство нового российского авианосца? Со стапеля или сухого дока? Ведь пока у нас нет соответствующих мощностей. Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ) в Николаеве, где строили «Кузнецов», достался Украине. — Строительство любого корабля начинается не со стапеля и не с сухого дока. Оно начинается с замысла. Корабли такого класса выходят в океан не в одиночку. Речь идет о соединении надводных кораблей, прикрытых подводными лодками различных классов. Это система. Морской авианесущий комплекс. Он требует особого подхода. В конце 1980-х годов мы подошли к пониманию развития этого направления. Сегодня есть серьезные наработки по определению облика авианесущих кораблей. Получен опыт глубокой модернизации авианосца для ВМС Индии.
— Наработки, о которых вы говорите, сделаны Крыловским государственным научным центром? В чем они заключаются? — Крыловский центр для нас — это отраслевой научный центр для всего кораблестроения. Мы опираемся на его научный и технологический потенциал в развитии кораблестроения и морских вооружений, созданный за многие десятилетия его деятельности. Работа идет совместно с военно-научными организациями Минобороны и институтами Российской академии наук.
Решения, которые будут выбраны в качестве окончательного варианта, должны быть оптимальными по критерию «эффективность – стоимость», с точки зрения боевых задач на протяжении всего жизненного цикла. — Что можно сказать о конкретных сроках строительства этого корабля? Есть информация, что он может быть построен к 2025 году. — Предложения по созданию авианесущего комплекса требуют очень серьезных проработок и взвешенных решений. За свою жизнь я принимал участие в формировании трех программ вооружения в части, касающейся развития Военно-морского флота. Сейчас мы формируем очередную программу. Мы взвешиваем потребности флота, производственные мощности судостроительной промышленности и имеющиеся финансовые возможности. Часть задач мы стараемся решить более дешевыми, но при этом не менее эффективными классами кораблей и морских вооружений. — Все-таки отечественная промышленность, на ваш взгляд, уже готова к строительству авианосцев или больших десантных кораблей вроде «Мистралей»? — В основном готова. Я уже говорил, что у нас есть опыт глубокой модернизации авианосца для ВМС Индии, определена кооперация предприятий промышленности. В части строительства больших десантных кораблей отказ руководства Франции от поставки нам «Мистралей» не повлиял на боевые возможности ВМФ России, мы ничего не потеряли. Хочу сказать, что опыт проектирования больших десантных кораблей такого класса у нас был во времена Советского Союза. В 1980-х годах был утвержден технический проект большого десантного корабля проекта 11780, водоизмещение которого — около 25 тыс. тонн. Тогда решение о его строительстве по ряду причин принято не было. Если сейчас в рамках новой программы вооружения появятся мероприятия по созданию крупных десантных кораблей, то они будут реализованы на основе мощностей российской судостроительной промышленности.
Верфь во французском Сен-Назере — хорошая, серьезная верфь, компактная и довольно эффективная. Но мы ведем строительство аналогичного предприятия у себя. Я имею в виду судостроительный комплекс «Звезда» в городе Большой Камень на Дальнем Востоке. Строительство этого предприятия находится в сфере внимания заместителя председателя правительства России Дмитрия Рогозина. Он постоянно отслеживает все события, которые там происходят. В сентябре на этой верфи присутствовал президент. Была произведена закладка плавучего дока. Сейчас идет второй этап — завершающая стадия проектирования крупного сухого дока. Хочу сказать, что с точки зрения замысла комплекс будет по всем параметрам на уровне лучших мировых образцов. — Одна из самых болевых точек военного кораблестроения сегодня — силовые установки для кораблей. В связи с разрывом кооперационных связей с Украиной как решается этот вопрос? Когда в этом плане на полную мощь заработает «Сатурн» в Рыбинске? — Соответствующая задача была поставлена в 2014 году. Нам пришлось решать вопрос замещения производства украинских двигателей предприятия «Зоря-Машпроект» в Николаеве отечественными аналогами.
Более того, мы уже запустили контракты по изготовлению и поставке газотурбинных агрегатов в интересах Военно-морского флота. Начало их серийного производства — конец 2017 года. — А как будет решаться вопрос с редукторами к этим силовым установкам? Завод «Звезда» в Санкт-Петербурге справится с выполнением этой задачи? — Чтобы вы понимали. История с двигателями — это не чисто украинская история. Это история Советского Союза. Это кооперационные связи предприятий судостроительной промышленности СССР. Задача равномерной загрузки промышленности всей страны и вертикаль управления создавалась в течение долгих десятилетий. И кооперация соисполнителей в судостроительной промышленности складывалась в рамках всей страны. Частично мы даже использовали кооперацию стран Совета экономической взаимопомощи. Ряд кораблей, которые у нас сегодня в корабельном составе, были построены в Польше. И газотурбинная силовая установка — это не только турбина. Сюда входят система управления, сама газовая турбина, причем турбина «оморяченная», редуктор. Мы ставим задачу создания не какого-то элемента, а полноценной силовой установки. — А проект нашего нового эсминца «Лидер» с ядерной силовой установкой — он в каком состоянии сегодня находится? — Для него сформирован облик — это корабль океанской зоны. Практически решены вопросы, связанные с утверждением технического проекта. Его создание будет решаться в рамках Государственной программы вооружения Российской Федерации и текущих заданий гособоронзаказа. При этом мы проводим глубокую модернизацию кораблей с ядерной энергетической установкой, уже находящихся в составе ВМФ, с наращиванием их боевой эффективности и возможностей, и неограниченной дальностью плавания. — Новая программа вооружения, о которой шла речь, она будет обеспечена соответствующим финансированием? Или возможны секвестры? — Определенные ограничения были всегда.
Однако никто не отменял критерий «стоимость – эффективность». — Что тогда является безусловными приоритетами новой программы вооружения для ВМФ? — В XXI век мы вошли с теми приоритетами, которые сформировались намного раньше.
Но есть задача создания сбалансированного ВМФ, всех его элементов. Прежде всего — оптимизация корабельного состава флота, с учетом новых систем управления и целеуказания, повышения дальности и эффективности всех видов оружия и средств доставки, систем обеспечения боевой и повседневной деятельности флотов. Нельзя забывать и вопросы технического обеспечения, строительства мест базирования флота, в том числе в арктической зоне. Вернуться назад |