Военная мощь Китая
Григорий Тинский
Китай выходит на второе место в мире по объему экономики, становится главным кредитором Соединенных Штатов Америки, - эти факты сколь неоспоримы, столь и широко известны. Меньше известны цифры и факты, связанные с ростом военной мощи Китая, расходы которого на оборону становятся сопоставимыми с расходами США. Экономические успехи Китайской Народной Республики каждый день комментируются огромным количеством экономистов и политологов. Всем известно об огромных изменениях в жизни Китая, о вытянутых из нищеты 500 миллионов китайцев, об успехах китайского экспорта, одержавшего блестящие победы над европейскими и американскими производителями. Очень активен Китай и в странах третьего мира, где успешно завоевывает рынки сбыта, вытесняя с них тех же американцев и европейцев. Испытывающая острый энергетический голод растущая экономика КНР заставляет государство искать энергоресурсы по всему миру, включая даже такие, еще несколько лет назад нетрадиционные регионы, как Африка, где китайские интересы наталкиваются на противостояние американских и европейских конкурентов. Объектом наиболее острой китайско-американской конфронтации стал Тайвань, куда США активно поставляют новейшие виды вооружений, вызывая тем самым раздражение китайских властей, считающих этот остров частью материкового Китая, т.е. КНР. Столь серьёзно выросшее влияние Китая в мировом масштабе требует и соответствующей военной составляющей. Китай ощущает себя сверхдержавой, а этот статус, что вполне естественно, должен подтверждаться и в военном измерении. Происходящая в мире военная революция ( „Revolution in Mlitary Affairs”), как её называют американцы, связана с прогрессом военных технологий и требует огромных инвестиций. Весь мир внимательно наблюдал за гигантским пафосным военным парадом, посвященным 60-летию КНР в прошлом году, продемонстрировавшим новую военную мощь Китая. Как же на самом деле выглядит рост военного потенциала КНР и обоснованны ли связанные с этим опасения некоторых стран? Существует целый ряд причин, побудивших Китай резко увеличить свою военную мощь. Первой из них, несомненно, является внутренняя нестабильность в этой самой населенной стране мира. Сепаратистские тенденции, особенно в автономных провинциях Тибет и Синцзянь, где проживают национальные меньшинства тибетцы и уйгуры, достаточно сильны, и время от времени случающиеся там беспорядки, несомненно, требуют сильной армии. Китай вовсе не моноэтничное государство, и 55 проживающих на его территории национальных меньшинств, проживающих на окраинах страны, вместе с не вполне стабильными отношениями с соседями Китая, границы которых примыкают к районам заселенным этими меньшинствами, создают потенциальную военную угрозу для Поднебесной. Особенно сложной выглядит ситуация в отношениях Индией, пограничные споры с которой, особенно относящиеся к таким индийским штатам, как Арунахал Прадеш и Сикким, а также Кашмир, создают постоянную напряженность, требующую соответствующего военного потенциала. Кроме того, Индия взяла на себя ответственность за оборону соседних с Тибетом Бхутана и Непала, охраняя их гималайские границы. Китайское руководство также с напряжением ожидает конца бурного экономического роста, который, по определению, не может продолжаться вечно. Внутренний китайский экономический кризис не может не привести к возникновению общественного беспокойства, вызванного следующей за рецессией безработицей. Власти Китая, естественно, нуждаются в сильной армии, которая могла бы жёстко и быстро подавить любые внутренние волнения в стране, тем более, что даже в нынешний период процветания диспропорция между богатым восточным побережьем и аграрным срединным Китаем может в любой момент стать источником нестабильности. Бурный рост китайской экономики делает Китай зависимым от ритмичности и объёма поставок энергоресурсов, а это, в свою очередь, делает необходимым развитие и поддержание влияния Китая в разных частях света, где, собственно, эти ресурсы добываются. Кроме того, Китаю необходимо контролировать торговые пути этих ресурсов, доставляемых из самых разных регионов мира. Бюджет Китайской Народно-освободительной армии динамично растёт и в 2009 году достигает 70 миллиардов долларов. Это, казалось бы, немного по сравнению с 515 миллиардами долларов военного бюджета США, но, во-первых, это второй по величине военный бюджет в мире, во-вторых, по мнению аналитиков Пентагона, фактически военный бюджет КНР, как минимум, вдвое больше, поскольку в 70 миллиардов не входят закупки вооружений за рубежом, развитие ядерных и стратегических вооружений и субсидии для оборонной промышленности. По данным же Стокгольмского международного института мирных исследований (Stockholm International Peace Research Institute - SIPRI) фактические расходы Китая на оборону в четыре раза выше официального военного бюджета. Неконтролируемая правительством Китая армия (контроль за НОА относится к компетенции Коммунистической партии Китая) насчитывает 2 300 000 солдат, в том числе 1 600 000 – сухопутные силы, 400 000 – ВВС и 255 000 – ВМС. К этим цифрам следует добавить около 10 миллионов человек народной полиции, резервистов и милиции. В случае военной угрозы КНР может поставить под ружьё около 350 миллионов человек. В последние годы КНР активно занимается модернизацией своих вооруженных сил. Происходит замена устаревших вооружений, при этом особое внимание уделяется военно-морским силам и авиации. Основным источником поставки новых видов вооружения является Россия. Только в прошлом году Китай закупил у нас четыре корабля класса «Современный», оснащенных ракетами, и двенадцать самолетов СУ-30. Вторым важным партнером Китая является Израиль, что вызывает протесты США, поскольку это их вооружения Израиль поставляет в Китай (например, самолеты AWACS, которых в китайской армии насчитывается уже четыре). В сотрудничестве с Израилем был создан в КНР самолет Chengdu J-11, ставший основой китайской боевой авиации. КНР постоянно поднимает вопрос о снятии эмбарго на поставку вооружений из стран ЕС, однако, этот вопрос пока не решается. Китайская армия методично развивает свой стратегический и ядерный потенциал. На боевое дежурство поставлены межконтинентальные ракеты типов DF-31, DF-31A, DF-41, которые в состоянии «накрыть» всю территорию США и оснащены разделяющимися боеголовками. Количество китайских ядерных зарядов точно неизвестно и оценивается в количестве от 200 до 400. Средствами их доставки, так называемой ядерной триадой (баллистические ракеты, стратегическая авиация и подводные лодки), Китай также располагает, причем, по мнению западных экспертов, количество ядерных зарядов и средств их доставки постоянно растет. Космическая программа КНР амбициозна и, естественно, имеет военную составляющую. После удачного запуска спутника на окололунную орбиту в 2007 году китайцы планируют посадку беспилотного космического корабля на Луне в ближайшие три года и высадку на Луне китайских космонавтов в 2025 году. Продолжаются исследовательские работы по созданию антиспутникового оружия. Сбитый в 2007 году «неисправный» китайский спутник обеспокоил Запад не столько «засорением» космического пространства, сколько угрозой нейтрализации создаваемой США системы противоракетной обороны, основанной на спутниковой группировке. Впечатляет и количество китайских программ перевооружения ВВС, систем распознавания и радиоэлектронной борьбы, военно-морских сил. Китай официально рассматривает программу строительства первого авианосца (неофициально говорится о начавшихся работах по его созданию) . Создаются новые модели танков типа 99, транспортеров WZ551 и BWP TYPE 97. Перевооружению китайской армии активно способствует деятельность китайской разведки, что периодически становится достоянием гласности и сопровождается шумными скандалами в западных СМИ. Особенно активны в этом процессе китайские хакеры. По информации The Financial Times им удавалось неоднократно взломать компьютерные сети Пентагона и Белого Дома. Хотя никому и никогда не удавалось доказать связь этих хакерских атак с государственными структурами КНР, трудно поверить, что, по крайней мере, плодами этих «успехов» китайских хакеров не воспользовались заинтересованные китайские службы. Растущее влияние КНР в Африке и на Ближнем Востоке, вызванное необходимостью в энергоресурсах для утоления голода китайской экономики имеет также и военную составляющую. Это проявляется в создании «жемчужного ожерелья» в Индийском океане, как назвал этот процесс индийский аналитик Сусениит Гуха, имея в виду строительство портов Гвадар в Пакистане, Хамбантота на Шри Ланка и Ситтве в Бирме. Порт в Гвадар уже существует, но серьезно расширяется. Он должен создать условия для перевалки нефти и газа в трубопроводы, ведущие в китайскую провинцию Синьцзянь. Одновременно этот порт создаст условия для безопасного базирования пакистанского военно-морского флота. Негативным аспектом строительства этого порта является нестабильная обстановка в Пакистане и Кашмире. Порт в Хамбантота должен стать ответом Шри Ланка на планы модернизации портовой инфраструктуры в Южной Индии. Стоимость этой модернизации – 500 миллионов долларов, причем почти вся эта сумма инвестируется правительством КНР. Вместе с Коломбо и Тринкомаллее, которые строятся при поддержке Индии, Хамбантота войдет в тройку самых больших портов в стране. Цитированный выше Сусениит Гуха увязывает строительство этого порта с окончанием гражданской войны на Шри Ланка, в чем правительству активно помогал Пекин, снабжая правительственные войска оружием. Порт в Ситтве – один из главных в Бирме. Здесь китайцы получили его взамен за те же поставки оружия. Отсюда также планируется стротиельство трубопровода в китайскую провинцию Юннань. Кроме несомненных торговых преимуществ все эти порты сделают возможным и обслуживание китайских ВМС, охраняющих торговые пути из Африки и Ближнего Востока. Военное присутствие китайского флота в этих краях имеет важное стратегическое значение и подразумевается, что Гвадар и Хамбантота станут одновременно и военно-морскими базами КНР. Это, конечно же, беспокоит Индию, безопасность которой вряд ли усилится с появлением китайских кораблей рядом с ее побережьем. Американский военный эксперт Эндрю Скобелл считает, что Китай избрал четыре основных направления военной реформы: 1.Создание всеми доступными средствами позиции сверхдержавы, включающей в себя строительство мощного военно-морского флота, контролирующего открытые моря и бросающего вызов глобальной доминации США. 2.Использование доступного потенциала для модернизации вооружений и развития национальной оборонной промышленности с целью сравняться если не с американским, то хотя бы с российским военным потенциалом. 3.Модернизация под девизом «Ты воюешь по-своему, а я – по-своему». Понимая невозможность технологически догнать американскую армию, сосредоточиться на ослаблении её преимущества ассиметричными средствами, такими как антиспутниковое оружие и война в киберпространстве, что можно в комплексе оценить как оборонительную стратегию. 4.Следуя заветам Мао Цзе Дуна, сделать армию не только защитницей государства, но и локомотивом развития экономики, вызывающим гордость китайцев и повышающим престиж страны. Пока китайская «оборонка» несовременна и мало инновационна, чрезмерное её финансирование ослабило бы страну экономически. Поэтому в развитии Китая упор делается, в первую очередь, на экономику. Ситуация, однако, меняется и со временем может поменять приоритеты. Завеса тайны над развитием китайской армии затрудняет анализ его состояния. В изданной 20 января 2009 года «Белой Книге» Китай отвергает обвинения в агрессивной политике, утверждая, что рост военных расходов неизбежен в связи с необходимостью преодоления военного превосходства Западных держав и их желания сдержать рост Китая, а также по причине внутренних угроз со стороны сепаратистов. В этом же документе Китай принимает на себя обязательства неприменения ядерного оружия первым и неприменения его в отношении неядерных государств. В то же время как бы «за кадром» остаются возможности применения китайской военной мощи в отношении сепаратистов с Тайваня, покупка которым американских противощенитных комплексов Patriot вызвала чрезвычайно нервную реакцию Пекина. КНР уже стала экономической сверхдержавой и вряд ли что-либо сможет помешать ей стать сверхдержавой и в военном смысле. Вряд ли можно прогнозировать в обозримом будущем военный конфликт по инициативе Китая: слишком велика экономическая взаимозависимость всех ведущих игроков на этом поле.[i] С одной стороны, для КНР было бы самоубийством развязать военный конфликт с США и лишить себя таким образом американского рынка, поглощающего большую часть китайского экспорта. Кроме того, следует помнить о таких вполне боеспособных государствах, как Япония и Южная Корея, в отношении которых не может быть сомнений по поводу того, чью сторону примут они в таком военном противостоянии. Военный, в том числе и ядерный, потенциал КНР служит, в первую очередь, для «устрашения» возможных противников и сохранения территориальной целостности «Поднебесной». С другой же стороны, китайцы доказали, что вполне владеют искусством стратегического долговременного планирования. Так что только время покажет, чем они еще удивят мир. [i] В то же время не следует забывать о скандале 2005 года, когда генерал Чжу Ченгху публично заявил, что если США встанут на защиту Тайваня, Китай произведет ядерную бомбардировку сотен американских городов, даже ценой уничтожения части Китая. Тогда власти Китая дистанцировались от этой «бестактности» генерала через правительственное агентство Синьхуа, но китайские генералы вряд ли обладают такой степенью самостоятельности, чтобы произносить публично подобные речи. Версий здесь может быть только две: либо генерал случайно проболтался (что вряд ли), либо это была сознательная «утечка», имевшая целью попугать Запад (что вполне удалось).
East+West Review
Вернуться назад
|