Российский авианосец «Адмирал Кузнецов» встал под погрузку к причалу 35-го судоремонтного завода в Мурманске. Корабль, только вышедший из ремонта, готовится к походу в Средиземное море, после которого вновь должен отправиться на ремонт.
Корабль вечного ремонта
«Адмирал
Кузнецов», официально поднявший советский военно-морской флаг 20 января
1991 года, вошел в состав флота в не самое лучшее время — последовавший
развал ВМФ и его системы базирования и обслуживания привели к тому, что
корабль так и не получил всего запланированного оборудования, включая, в
первую очередь, авиагруппу, а также и полагающуюся береговую
инфраструктуру. В последующие три года флот лишился всех его предшественников — первые три советских авианесущих
крейсера — «Киев», «Минск» и «Новороссийск» были выведены из состава
ВМФ, а четвертый — «Баку», переименованный в «Адмирала Горшкова» после
пожара оказался в ремонте, из которого вышел уже почти двадцать лет
спустя под индийским флагом, в новом облике и с именем «Викрамадитья».
Оставшийся
единственным «Кузнецов» однако вскоре обрел статус едва ли не самого
проблемного корабля флота — силовая установка корабля в условиях не
самого лучшего обслуживания быстро перестала отвечать предъявляемым
требованиям, а многочисленный экипаж очень редко выходящего в море
корабля стал источником множества реальных и не очень историй о
дисциплинарных проступках разного рода.
Проблемы корабля были
продемонстрированы в ходе первой боевой службы зимой 1995 — весной 1996
года. Из-за неудовлетворительного состояния главной энергетической
установки авианосец несколько раз терял ход и не мог развивать полную
скорость. Многочисленные ремонты — в 1994-1995, 1996-1998, 2001-2004,
2008 годах — не могли исправить ситуацию в основном в силу
недостаточного финансирования, которого не хватало на проведение всех
необходимых работ. Начиная с 2010 года военные всерьез заговорили о
необходимости модернизации «Кузнецова», которая включала бы средний
ремонт корабля с заменой ряда систем. Первоначально такой ремонт
планировалось начать в 2012 году и завершить в 2017-м, но сделать это
вовремя помешал как дефицит мощностей, так и одновременно резко выросшая
потребность флота в «живом» авианосце, терять который на пять лет не
хотелось. Теперь на ремонт не хватало уже времени, а кроме того, начал
сказываться распад советской промышленной кооперации.
Главной
проблемой «Кузнецова» остается его энергетическая установка, в основном
поддерживаемая в рабочем состоянии за счет «каннибализации» —
необходимые комплектующие снимались с использующих аналогичные котлы и
турбозубчатые агрегаты эсминцев проекта 956, что стало одной из
существенных причин быстрого сокращения количества кораблей этого типа в
составе ВМФ. Недооценивать проблему невозможно — авианосцы весьма
требовательны к возможностям своих ходовых систем и скорости хода,
которая должна облегчать подъем самолетов с полным взлетным весом,
обеспечивая дополнительные 50-60 километров в час к собственной взлетной
скорости летательного аппарата. Неспособность авианосца дать полный ход
приводит к тому, что самолеты имеют серьезные ограничения по взлетному весу, не позволяющие брать полный запас топлива и/или боевую нагрузку.
Эта
проблема предопределила и главное требование к модернизации корабля, в
ходе которой предполагается заменить основные агрегаты на новые, более
надежные, а кроме того, отладить систему их обслуживания и ремонта,
которая должна сохранить ходовые качества авианосца на весь отведенный
ему срок службы.
После многочисленных сдвигов сроков вправо и
трудного поиска исполнителя, временные рамки наконец были определены:
«Кузнецов» встанет на модернизацию в 2017 году, после возвращения с
очередной боевой службы в Средиземном море. Помимо ремонта
энергетической установки, авианосец должен получить новое вооружение, в
первую очередь — ПВО, а также оборудование, позволяющее полноценно использовать перспективные палубные самолеты, оснащенные высокоточным оружием и современной бортовой электроникой.
Перед
походом в Сирию корабль, однако, прошел очередной «косметический»
ремонт, также касавшийся в первую очередь энергетической установки, но
всех накопившихся проблем он не решил.
Между возможностями и потребностями
Длительное
время походы «Кузнецова» играли скорее учебно-демонстративную роль. Они
позволяли сохранять и накапливать опыт использования авианесущего
корабля, взаимодействия с ним и противодействия — что особенно важно,
учитывая значение палубной авиации в боевом потенциале ВМС вероятного
противника. Слова «вероятный противник» в этот период использовались с
пометкой «устар.», однако все изменилось после начала вооруженного
конфликта в Сирии, а затем и украинского кризиса. Возобновившееся
присутствие ВМФ России в Средиземном море стало одним из главных
факторов предотвращения американской интервенции в Сирию, а в
феврале-марте 2014 года присутствие в Средиземном море одновременно
«Адмирала Кузнецова» и «Петра Великого» стало определенным фактором
«fleet in being» на случай возможного вмешательства ВМС США в крымский
кризис — при всех проблемах, задачи ПВО, хоть и в ограниченном объеме,
«Кузнецов» и его группа выполнять могли, серьезно дополняя и без того
высокие боевые возможности «Петра Великого».
Последующие события
отнюдь не понизили потребность ВМФ России в работоспособном авианосце —
будь «Кузнецов» в полностью боеготовом состоянии с положенной ему по
штату авиагруппой на пятьдесят с лишним летательных аппаратов, включая
36-40 многоцелевых истребителей, потребности в базировании российской
авиации на территории Сирии были бы куда меньше, а имей Россия
возможность обеспечить постоянное присутствие боеготового авианосца в
Средиземном море — и вовсе свелись бы к минимуму, необходимому для
разведки, действий боевых вертолетов армейской авиации и
поисково-спасательных операций, но отсутствие таких возможностей не
отменяет необходимости поддерживать в рабочем состоянии то, что уже
есть.
Предстоящий поход к сирийским берегам имеет, судя по
заявлениям российского военного руководства, весьма существенное
испытательное значение — в Средиземное море в ангаре «Кузнецова»
отправятся новые палубные истребители МиГ-29К и боевые вертолеты Ка-52К,
причем последние попали на авианосец почти случайно — оказавшись
выморочным наследством так и не полученных ВМФ России универсальных
десантных кораблей «Владивосток» и «Севастополь» французской постройки.
Кроме того, обновлены и работающие с Кузнецовым на протяжении всей его
службы истребители Су-33, по некоторым сведениям получившие
прицельно-навигационный комплекс, обеспечивающий применение боеприпасов
«воздух — поверхность», а также противолодочные и поисково-спасательные
палубные вертолеты Ка-27. С этой точки зрения поход должен дать
необходимые данные для коррекции программ боевой подготовки палубной
авиации, которая в ближайшие несколько лет должна будет проходить на
береговых полигонах в Крыму и на Кубани, а также и для уточнения планов
модернизации бортового оборудования самого корабля. Собственно боевое
применение палубной авиации, учитывая наличие в Сирии полноценной
развернутой авиагруппы отходит скорее на второй план, становясь частью
программы испытаний.
Выкинуть ненужное
Самое
интересное для «Кузнецова» и морской авиации ВМФ России все же начнется
потом. Содержание работ в рамках предстоящего ремонта и модернизации
единственного российского авианосца официально не разглашается, однако
можно предположить их основные направления. В первую очередь это уже
упомянутая замена основных агрегатов энергетической установки корабля.
Вряд ли стоит ожидать радикальных решений типа перевода авианосца на
ядерную или газотурбинную энергетику, но и современная котлотурбинная
установка российского производства при должном обслуживании
демонстрирует необходимый уровень надежности, что доказывает имеющийся
опыт эксплуатации эсминцев проекта 956 в составе ВМС НОАК, китайского же
авианосца «Ляонин» (бывший «Варяг», строившийся для ВМФ СССР по
аналогичному с «Кузнецовым» проекту) и уже упомянутого индийского
авианосца «Викрамадитья». Необходимым требованием в данном случае
является обеспечение полного хода корабля (29 узлов по проекту), причем
не только на мерной миле, но и в условиях повседневной эксплуатации с
регулярными резкими изменениями режимов работы корабельной энергетики.
Во-вторых,
как уже говорилось, «Кузнецов» должен получить новое оборудование,
обеспечивающее полноценную эксплуатацию современных самолетов, с обменом
информацией и выдачей целеуказания в реальном времени, в том числе при
взаимодействии с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения А-50,
разведчиками Ту-214Р, модернизированными Ил-38, беспилотными аппаратами
и спутниками. Замена электроники включает в себя также и обновление
радиолокационных комплексов корабля, в том числе ответственных за
использование его вооружения.
Наконец, в-третьих, корабль должен
получить вооружение, соответствующее современным требованиям к
авианосцу. По мнению специалистов в области боевого применения палубной
авиации, это предполагает отказ от исходно установленного на «Кузнецове»
ракетного комплекса «Гранит» — применение крылатых ракет серьезно
затрудняет использование самолетов, являющихся главным оружием корабля, и
делает его небезопасным — учитывая, что тяжелые ракеты при старте сильно засоряют палубу, и этот мусор, всосанный через
воздухозаборники, легко может оказаться в турбинах истребителей,
работающих на взлетном режиме.
Вместе с тем авианосец должен
получить современные системы ПВО, что, судя по сегодняшнему ассортименту
морских зенитных систем, предполагает установку ракетно-артиллерийских
комплексов типа «Панцирь-М», а также либо модернизацию ЗРК «Кинжал» с
использованием новейших ракет типа 9М338 с уменьшенными массой и
габаритами при выросших характеристиках, либо установку вместо «Кинжала»
перспективного ЗРК «Редут».
Опыт подобных масштабных работ по
крупным кораблям в России уже имеется — в частности, завод «Севмаш» не
так давно сдал Индии «Викрамадитью», а сейчас занимается ремонтом и
модернизацией тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» для
ВМФ России, по итогам которого корабль будет очень серьезно отличаться
от исходного проекта.
Палубная перспектива
При
всех злоключениях палубной авиации в России, флоту которой в XX
столетии так и не удалось обзавестись полноценной авианосной
составляющей, сегодня ее необходимость для морской авиации и ВМФ в целом
под сомнение не ставится — как минимум самим флотом. С этой точки
зрения, учитывая существующие проблемы с постройкой нового авианосца —
сжимающийся бюджет не дает больших надежд на реализацию этих планов в
ближайшие годы, — ремонт и модернизация «Кузнецова» остаются
единственным шансом для палубной авиации пережить трудные времена.
Ближайшее будущее палубной авиации так или иначе связано с повышением
характеристик имеющихся истребителей Су-33 в ходе их ремонта, а также
освоением новейших МиГ-29К — в отличие от советского прототипа с тем же
индексом являющихся полноценными многоцелевыми машинами, способными
применять высокоточное оружие. Судьба Ка-52К несколько яснее, учитывая,
что планы строительства в ближайшие годы российских универсальных
десантных кораблей вместо неполученных из Франции «Мистралей» более
реальны, чем надежды на новый авианосец.
Наконец, ремонт
«Кузнецова» является единственным шансом на продолжение проекта
палубного истребителя ПАК-КА (перспективный авиационный комплекс
корабельной авиации), создающегося, по имеющейся информации, на основе
истребителя пятого поколения Т-50 КБ Сухого. Это, в конечном счете, и
вопрос конкурентоспособности России на рынке вооружения — если для
первых двух авианосцев нового поколения — «Викрамадитьи» и «Викранта»
Индия выбрала МиГ-29К, то вряд ли этот самолет устроит индийских
адмиралов при выборе группы для перспективного третьего корабля, который
должен быть построен в следующем десятилетии. Своими руками отдать
«вероятному партнеру» рынок палубной авиации, на котором Россия пока что
весьма успешно конкурирует с США, было бы как минимум обидно.