ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Мал да удал: в чем предназначение глубоководного диверсанта «Лошарика»

Мал да удал: в чем предназначение глубоководного диверсанта «Лошарика»


31-07-2016, 10:19. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Мал да удал: в чем предназначение глубоководного диверсанта «Лошарика»


В данном случае вполне подойдет выражение «мал да удал». Подводная лодка со смешным неофициальным именем «Лошарик» (официально лодка именуется атомной глубоководной станцией АС-31 проекта 10831) — это самая маленькая атомная субмарина в мире, она способна погружаться на глубину 6000 метров. Глубина для подводных лодок традиционных конструкций, которые не могут погружаться на глубины более 800 метров, совершенно беспрецедентная. Возможности еще более впечатляют.

Вообще-то Лошарик — персонаж советского кукольного мультфильма, трехногая цирковая лошадка, чье тело составлено из цветных шаров. Атомная лодка АС-31 тоже состоит, как это ни удивительно, из шаров. Фактически это гибрид батискафа и подводной лодки. Шесть прочных сфер из титана являются обитаемыми отсеками лодки. Все они соединены легким обтекаемым корпусом, что и делает это аппарат похожим на обычную подводную лодку.

Лодка «Лошарик» малоизвестна даже среди военных экспертов, и долгое время назначение этого аппарата было неизвестно. Предположительно, АС-31 предназначался для глубоководных спасательных работ. Однако спектр задач этой лодки гораздо шире, хотя на ней и нет никакого оружия. Прежде всего, это диверсионная лодка, которая может ставить в труднодоступных местах глубинные мины, в том числе и ядерные, проводить разведку, уничтожать кабели связи.

В частности, по мнению специалистов, АС-31 обладает реальной возможностью нанести серьезный ущерб американским глубоководным компонентам системы слежения за подводными лодками SOSUS.

Особую тревогу у военных специалистов НАТО вызывала возможность весьма экзотической модернизации «Лошарика» — установки на ней специального колесного движителя. Это давало бы возможность лодки передвигаться по дну на колесах, что делало ее неуязвимой для обнаружения акустическими и магнитометрическими средствами наблюдения.

Уникальность «Лошарика» еще и в том, что она имеет собственного носителя. То есть, транспортируется на место выполнения задач атомной подводной лодкой специального назначения БС-136 «Оренбург» проекта 09786 (667БДР «Кальмар»). Таким образом, радиус действия и автономность «Лошарика» серьезно увеличивается. «Оренбург» может транспортировать АС-31 автономно в течении 90 суток.

Лодка была разработана в конструкторском бюро «Малахит» в 1980-е годы. Главный конструктор проекта был разработчиком глубоководных технических средств. Он также герой России — Юрий Михайлович Коновалов. «Лошарик» был развитием атомных глубоководных станций проектов 1910 «Кашалот» и 1851 «Палтус».

В 1988 году началось строительство лодки, однако с распадом СССР в 1990-е годы оно было законсервировано. Причина банальная — отсутствие финансирования. Кроме того, закончившаяся «Холодная война» привела к ошибочному отказу российских военных от концепции проведения операций спецназначения. Но в начале 2000-х годов стало понятно, что подобный аппарат российским ВМФ просто жизненно необходим.

В конце сентября 2012 года подводная лодка приняла участие в исследовательской экспедиции «Арктика-2012», в ходе которой занималась сбором грунта и образцов породы на глубине 2,5—3 километра на протяжении 20 суток. Этот поход выявил небольшие недостатки в конструкции лодки, и после возвращения «Лошарик» прошел восстановительный ремонт в 42-м цехе «Севмаша», в ходе которого лодке исправили деформации корпуса. Впрочем, учитывая давления на глубинах где работала лодка, это было вполне ожидаемо.

Единственным аналогом лодки АС-31 можно считать американскую NR-1. Однако лодка эта, в отличие от «Лошарика», лишь экспериментальная, и не может погружаться на глубины свыше 1000 метров. Кроме того, NR-1 была спущена на воду в 1969 году, то есть «Лошарик» — лодка более современная, это корабль следующего поколения глубоководных аппаратов.

К сожалению, в момент катастрофы К-141 «Курск» в августе 2000-го года, лодка «Лошарик» из-за плачевного состояния ВМФ России была еще в неработоспособном состоянии, а именно она могла бы спасти атомный ракетоносец.

Источник


Вернуться назад