ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Т-14 "Армата". В ожидании начала серийных поставок в ВС РФ
Т-14 "Армата". В ожидании начала серийных поставок в ВС РФ29-06-2016, 08:13. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Т-14 "Армата". В ожидании начала серийных поставок в ВС РФБолее года прошло со
дня парада в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Именно
тогда – 9 мая 2015 года в момент прохождения по Красной площади впервые
всеобщему вниманию предстали новейшие российские танки Т-14 «Армата»,
появление которых вызвало по-настоящему огромный интерес, причём не
только в России. Сразу же после первого официального появления новейших
танков началось обсуждение того, сколько Т-14 готово закупить
министерство обороны России для танковых частей, и во сколько такие
закупки обойдутся казне главного оборонного ведомства. Накал вопроса повышался ещё и в связи с тем, что изначально озвучивалась более чем внушительная цена танка Т-14 «Армата» - 500 млн рублей. И после появления таких цифр в прессе и после заявлений в том числе и официальных представителей предприятия-изготовителя («УВЗ») резко возросло число скептиков, заявивших, что при всех заявленных качествах и характеристиках нового российского танка эти качества и характеристики оттеняются астрономической ценой. Обсуждение полумиллиардной цены Т-14 шло весьма активно. И чем большей была активность, тем чаще встречались конспирологические заявления о том, что Минобороны может и вовсе ограничиться мелкой партией «Армат», больше сосредоточившись на закупке Т-90 или модернизированных Т-72 (до версии Т-72Б3). Полгода назад – 25 января 2016 года – официальные представители «УралВагонЗавода» опубликовали материалы, в которых говорилось о реальной цене танка Т-14 «Армата». Тогда выяснилось, что цена эта составляет примерно 250 млн рублей. То есть уже в два раза ниже конспирологических значений более раннего информационного периода. По тогдашнему курсу 250 млн рублей – около 3,5 млн долларов, по курсу нынешнему – около $3,85 млн. Озвученная цена делает Т-14 «Армата» однозначным лидером по сочетанию «цена-заявленные характеристики» среди всех современных танков в мире. Для сравнения: российский Т-14 примерно в 2 раза дешевле немецкого Leopard-2, в 2,2-2,3 раза дешевле американского Abrams M1A2SEP и почти втрое дешевле французского «золотого» AMX-56 Leclerc. Сопоставим Т-14 «Армата» по цене с всеобщей израильской гордостью – танком Меркава Мк4 (около 4,2-4,5 млн долларов вместе с комплексом активной защиты Trophy). Однако, по большому счёту, все эти зарубежные танки вряд ли можно отнести к полноценно современным (танкам нового поколения). Та же Меркава Мк4 поступает на вооружение израильской армии около 12 лет. Меркава Mk4 Но одно дело сравнивать ценовые характеристики российского Т-14 «Армата» с зарубежными «аналогами» (если термин «аналог» в данном случае вообще позволительно применять), и совсем другое дело оценивать реальную покупательскую способность российского Минобороны при учёте известных экономических трудностей, с которыми страна столкнулась в последние годы. Недавние заявления отдельных представителей информационного сообщества и даже главного оборонного ведомства страны по поводу того, что, мол, на данном этапе вполне можно обойтись и парой сотен модернизированных Т-72, а уж только потом подумывать о закупке Т-14, вызвали определённую взволнованность. С одной стороны, танк уже был продемонстрирован, включая его возможности по ведению огня и поражению целей, с другой стороны – всё же достаточно высокая по внутренним меркам цена, не позволяющая начать активные закупки Т-14 «Армата» для Вооружённых сил. Свежая информация от представителей «УралВагонЗавода» заключается в том, что на данный момент идёт поиск компромисса, связанного с закупками МО РФ определённого числа новейших танков. Такого рода компромисс выливается в решение о приобретении изначальной партии «опытных» «Армат». Партия эта, по некоторым данным, составляет несколько десятков единиц, испытания отдельных бронемашин уже ведётся. С 2017 года планируется начать серийные закупки и на основании озвученного компромисса – чем активнее МО РФ будет вести закупки Т-14, тем дешевле контракт может в итоге обойтись. В общей же сложности до 2025 года Минобороны планирует потратить на закупку новейших танков более 0,6 трлн рублей. Это позволит закупить около 2,3 тысяч Т-14, включая учёт средств на дальнейшее техническое обслуживание. Получается, что планы главного оборонного ведомства при учёте предложения от «УралВагонЗавода» при их выполнении позволят обновить парк танковой техники ВС РФ танками Т-14 «Армата» примерно на четверть. Серьёзная заявка, если учесть упомянутый заказ ещё и на модернизированные Т-72 (до Т-72Б3). В принципе, «УралВагонЗаводу» для реализации проекта остаётся выполнять свои обязательства, Минобороны РФ – свои. Однако с некоторых пор у проекта обнаруживаются новые подводные камни, о которых нельзя умалчивать по определению. 17 октября прошлого года «Альфа-Банк» подал иск о банкротстве в отношении Волгоградского металлургического комбината «Красный Октябрь». Казалось бы, причём тут «Армата»? Так ведь именно этот комбинат и занимается производством той самой уникальной брони для всей линейки с использованием платформы «Армата». Только с начала 2016 года к Волгоградскому «Красному Октябрю» были поданы свыше трёх десятков исков на общую сумму в 11 млрд рублей. Из этих 11 млрд исковые претензии на 3 млрд рублей предъявляет кипрская оффшорная компания Boonvision Ltd. Гендиректор волгоградского предприятия Дмитрий Герасименко, по некоторым данным, сейчас скрывается от российского правосудия на территории Швейцарии. В материале РБК в своё время сообщалось, что инкриминируемое ему мошенничество на сумму более 65,5 млн евро он считает сфабрикованным. Уголовное дело привело к аресту активов Волгоградского металлургического комбината, при этом г-н Герасименко утверждает, что он «в ближайшее время погасит долги», накопившиеся за последнее время. Пока, как говорят на УВЗ, поставки спецстали для брони Т-14 «Армата» идут по графику. При этом наличие очевидных финансовых проблем у «Красного Октября» просто по определению не может не вызывать рост рисков. Ведь если процедуру банкротства доведут до конца при нежелании собственника, работающего через оффшорную структуру, погашать долги, то вся система спецпоставок для УВЗ может встать под вопрос. Не стоит забывать, что за ближайшие 8-9 лет «УралВагонЗаводу» предстоит выпустить более 2 тысяч новейших бронемашин, и любой сбой в работе системы может привести как к смещению сроков, так и к удорожанию контрактной партии. А любое удорожание в нынешних финансовых условиях - это дополнительный удар по обороноспособности. Нужны ли России ещё и такие удары? - вопрос риторический... Автор Володин Алексей
Использованы фотографии://мультимедиа.минобороны.рф, //dokwar.ru Вернуться назад |