Основной площадкой для тестирования перспективных образцов авиатехники станет аэродромная база «Третьяково»
Фото: ТАСС/ Сергей Бобылев
Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию) приступила к модернизации летно-испытательного комплекса «Третьяково», который выбран основной площадкой для проведения проверки собранных на производстве истребителей, а также испытаний как серийных, так и перспективных образцов авиационной техники. Как сообщили «Известиям» в компании, в этом году «МиГ» поднимет в воздух первые образцы истребителей МиГ-35, построенные в рамках опытно-конструкторской работы в интересах Воздушно-космических сил России.
— Комплексная модернизация аэродромной базы «Третьяково» позволит внедрить современные автоматизированные системы контроля и управления полетами для наземных служб, что позволит считать испытательный аэродромный комплекс одним из лучших не только в России, но и за ее пределами, — рассказала «Известиям» официальный представитель корпорации «МиГ» Анастасия Кравченко. — Будет построен новый командно-диспетчерский пункт, модульные административно-бытовые здания, а также полностью реконструирована взлетно-посадочная полоса, система радиолокационного оборудования, электроснабжения, вододренажная система аэродрома и все другие наружные инженерные сети. Всё это должно повысить безопасность выполнения испытательных полетов.
Ранее директор программ военной авиации Объединенной авиастроительной корпорации Владимир Михайлов сообщал, что опытно-конструкторские работы по МиГ-35 будут завершены в 2017 году, а в 2018-м начнутся поставки машин в ВКС России. Как подчеркнул Михайлов, ОКР по МиГ-35 идут с незначительным отставанием от графика по вине предприятий кооперации, задерживающих поставки комплектующих, но в целом эта проблема решается. На 2017 год намечены непродолжительные по времени испытания, после чего будет принято решение о поставках истребителя ВКС. Первая партия машин может составить 37 машин.
— Прототипы МиГ-35 уже прошли большой объем испытаний, — уточнил «Известиям» эксперт в области авиации, главный редактор журнала «Взлет» Андрей Фомин. — Машину изначально создавали под требования индийского тендера на поставку средних многоцелевых истребителей MMRCA стоимостью $10 млрд. Наш истребитель прошел несколько отборочный туров, считался одним из главных фаворитов, но в финале уступил французскому Rafale — причем скорее по политическим, чем по техническим причинам. В рамках индийского законодательства Дели не может покупать вооружения и военную технику только у одного поставщика. Ведь РСК «МиГ» заключила контракт и уже поставила ВМС Индии 45 корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ.
Сегодня 24 новеньких истребителя МиГ-29К/КУБ поставлены на вооружении недавно созданного второго корабельного истребительного авиаполка, входящего в авиационное крыло авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». В ближайшее время корабль впервые выйдет в море с новыми истребителями, а в конце года направится на боевую службу в Средиземное море. МиГ-35 — дальнейшее развитие семейства линейки истребителей РСК. Один из самых перспективных российских истребителей, к которому вполне можно применить определение «боевой самолет нового поколения», — отметил Фомин. «Современный радиолокатор, новейшая оптико-электронная система, позволяющая видеть цели ночью как днем, многофункциональные экраны вместо стрелочных приборов — всё это ставит новый МиГ в ряд самых эффективных истребителей мира», —сказал он.
— В кабине машины нет традиционных аналоговых — стрелочных приборов, — продолжил Фомин. — Везде жидкокристаллические многофункциональные индикаторы. Истребитель оснащается новыми двигателями санкт-петербургской компании «Климов» РД-33МК, тяга которых возросла по сравнению с применявшимися ранее на МиГ-29 серийными РД-33 на 8%, на них внедрена современная цифровая система управления FADEC. В будущем эти двигатели смогут оснащаться системой всеракурсного управления вектором тяги, благодаря чему самолет сможет быть маневреннее своих конкурентов и лучше управляем во всех режимах — что на скорости, что при ее полном отсутствии.
На истребителе в перспективе планируется установить новейший вариант радара «Жук» с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Угол зрения у нового радара плюс-минус 60 градусов. Дальность обнаружения целей — 140 км. Он может одновременно сопровождать 30, а обстреливать шесть целей. Причем как в воздухе, так и на земле. При этом новая антенна позволяет решать еще ряд дополнительных задач. Передавать данные о тактической обстановке на другие самолеты, вести радиолокационную борьбу, картографирование местности. Наличие нового радара вплотную приближает МиГ-35 к самолетам пятого поколения. Благодаря новой антенне, как отмечают разработчики, МиГ-35 будет способен одинаково успешно вести борьбу как с воздушными, так и с наземными и морскими целями (берет 6 т боевой нагрузки).
— Модернизация производства в Луховицах свидетельствует о том, что корпорация намерена бороться не только за внешнего, но и внутреннего заказчика, — считает профессор академии военных наук Вадим Козюлин. — Успех реализации программы создания палубного истребителя делает логичными дальнейшие планы создания в России авианосного флота. Начало испытаний МиГ-35 в рамках опытно-конструкторской работы в интересах ВКС говорит о том, что у нас будут не только «тяжелые» истребители пятого поколения Т-50, но и более легкие машины с очень высокими боевыми возможностями. Стоимость их может оказаться заметно ниже, а эффективность — сопоставимой, что позволяет рассчитывать на то, что МиГ-35 может стать довольно массовым самолетом.