Немного о деятельности компании Streit Group
Чешский веб-ресурс echo24.cz 8 мая 2016 года опубликовал небезынтересный материал Лукаша Визингра (Lukáš Visingr) "Mezi Ukrajinou a Ruskem" ("Между Украиной и Россией") о
деятельности канадско-эмиратской компании Streit Group, получившей
известность поставками начиная с 2014 года своих бронированных машин на
Украину. Перевод этой публикации разместил веб-ресурс inosmi.ru .
Бронированная машина Streit Shrek One отдельного полка специального
назначения "Азов" Национальной гвардии Украины. Январь 2016 года
(с) Streit Group
На кадрах с Украины иногда можно увидеть современно выглядящие
бронированные автомобили, которые отнюдь не напоминают образцы советской
конструкторской школы. Все это продукция фирмы Streit Group, которая в
этой отрасли является одной из наиболее успешных марок. Но если начать
поиски более подробной информации, то вскоре выяснится, что идиллический
образ, который выстраивает себе эта компания, не имеет никакого
отношения к реальности, и что в ее отношении существует ряд
подозрительных вопросов.
Компания была создана в 1992 году в Канаде, где ее основал Герман
Гуторов, эмигрант из России и бывший сотрудник милиции. Фирма занималась
и занимается поныне производством автомобилей для самых разных
заказчиков. Вначале проводился монтаж бронированной части на разные
гражданские автомобили — от лимузинов до грузовиков. Так появлялись
автомобили для VIP-персон, для перевозки ценностей и использования
полицией. И в этом не было ничего особенного, потому что подобные
компании существуют практически везде (у нас это, например, SVOS из
Пролоуча).
Но в новом тысячелетии произошли коренные изменения — прежде всего,
после начала ассиметричных конфликтов в Ираке и Афганистане. Армии
западных стран быстро поняли, что испытывают нехватку бронированных
автомобилей, которые могут использоваться в патрульных и конвойных
целях, а также защищены от мин и других взрывчатых ловушек. Так
появилась категория MRAP (Mine-Resistant, Ambush-Protected), и к
разработкам и производству приступили десятки компаний, потому что спрос
существовал на тысячи подобных транспортных средств. В стороне не
осталась и марка российского эмигранта.
Однако Streit Group выбрала несколько своеобразную стратегию. Вместо
удовлетворения потребностей стран НАТО компания решила сосредоточиться
на рынках стран третьего мира, прежде всего в Азии и Африке. Помимо
представительств в США и Великобритании, были открыты филиалы, например,
в Объединенных Арабских Эмиратах, Ираке, Афганистане, Пакистане,
Малайзии, Нигерии и Египте. Сегодня компания утверждает, что является
самым крупным поставщиком бронированных автомобилей в мире.
В портфолио Streit Group уже давно не входят одни только бронированные
лимузины и грузовики — предложение фирмы включает и ряд военных
автомобилей: от легких внедорожников на шасси, которые закупаются у
компаний Ford и Toyota, вплоть до тяжелых типов MRAP с шестью или
восемью колесами, которые фактически аналогичны военным
бронетранспортерам. Streit Group якобы производит 500 автомобилей в
месяц и продает их в десятки стран, но своих заказчиков компания не
называет, и, благодаря ориентации на третий мир, ей долго удавалось
поддерживать к себе интерес со стороны журналистов.
Фирма не привлекла особенного внимания и в 2009 году, когда начала
сотрудничество с российской компанией КАМАЗ и открыла филиал в России.
Ведь тогда был период обамовской «перезагрузки» в отношениях США и
России, когда значительно расширялось сотрудничество западных и
российских производителей оружия. Кстати, и сам Гуторов всегда держался
исключительно аполитично, поэтому, в отличие от некоторых других
эмигрантов, он не навлек на себя немилость Кремля — его бизнесу в России
никто не препятствовал.
Однако ситуация серьезным образом поменялась в 2014 году, когда на
востоке Украины начались бои. Вдруг продукция фирмы Streit Group стала
попадаться буквально «на каждом шагу», потому что украинские вооруженные
силы начали закупать легкие бронированные автомобили «Спартан» и
«Кугуар», которые по лицензии собирает местный автопроизводитель КрАЗ.
Он же поставляет и шасси для новых тяжелых автомобилей канадской
компании, которые были названы в честь гротескных персонажей популярной
серии мультипликационных фильмов — «Шрек» и «Фиона».
Таким образом компания российского эмигранта, которая продолжает
сотрудничество с российской маркой КАМАЗ, что парадоксально, стала одним
из главных поставщиков украинских вооруженных сил — в первую очередь
недавно созданной Национальной гвардии. Однако кроме фотографий с
Украины, которые вначале могли послужить рекламой, в следующем году
внимание, не очень желательное, привлек и другой факт. В июле 2015 года
греческие власти задержали партию бронированных автомобилей (в частности
типа Typhoon на шасси КАМАЗа), направлявшуюся в Ливию из Эмиратов, где
Streit Group располагает самой крупной производственной линией.
По всей видимости, транспортные средства предназначались светской
Ливийской национальной армии, то есть в принципе в интересах Запада было
пропустить партию, но против Ливии по-прежнему действует эмбарго на
импорт вооружений. Возможно, это стало пресловутой «последней каплей»
для властей США, которые уже несколько лет расследовали поставки из
филиала Streit USA в страны третьего мира. Поэтому в сентябре 2015 года
на компанию был наложен штраф в размере 3,5 миллиона долларов за
неоднократное нарушение правил экспорта вооружений.
Дело в том, что Streit USA продавала бронированные автомобили, способные
противостоять огню из тяжелых пулеметов, а для подобной категории
средств требуется специальное экспортное разрешение. И именно его не
было в ряде случаев, или же разрешение было получено на основании
недостоверных данных. Автомобили марки Streit Group, таким образом,
попали в руки конечных заказчиков, о которых не было точных данных.
Высказываются подозрения, что в Африке, Афганистане и Юго-Восточной Азии
сегодня на этих бронированных автомобилях ездят боссы наркомафии,
«командиры» или даже лидеры террористов.
В фокус внимания СМИ, однако, попала и деятельность фирмы Гутора на
Украине. Большое количество марки Streit Group поставляется батальону
«Азов», в который входят преимущественно сторонники ультранационализма, в
том числе из Западной Европы. Фотографии этих автомобилей, на которых
нарисованы «волчьи крюки», то есть традиционные эмблемы украинских
националистов (а также символ сотрудничества с фашистами), вероятно, не
лучшим образом сказываются на имидже компании.
Однако интересен и тот факт, что, несмотря на это, по-прежнему
поддерживается партнерство Streit Group с российской маркой КАМАЗ.
Объяснением может быть та тихая борьба, которая вот уже несколько лет
ведется в российском военно-промышленном комплексе, и в которой
участвует и упомянутый российский автопроизводитель. Суть борьбы в
выборе: будет ли российская промышленность сотрудничать с западными
производителями оружия или же любой ценой стремиться к независимости.
Бывший министр обороны Сердюков отстаивал первый вариант, тогда как
нынешний министр Шойгу поддерживает второй.
Так что, конечно, неудивительно, что автомобильный производитель КАМАЗ
относится к первому лагерю, часто использует иностранные запчасти и
поставляет свои шасси западным маркам. Напротив, его основной конкурент,
фирма «Урал» (входит в консорциум ГАЗ), подчеркивает исключительно
российское происхождение своих автомобилей. И как раз сейчас на кону
многое, потому что в рамках проектов «Тайфун» и «Торнадо» два завода
соперничают за заказ на тысячи бронированных автомобилей для российской
армии.
Известно, что часть российского военно-промышленного комплекса не
слишком рада тому, как Россия вмешалась в конфликт на Украине, и к каким
последствиям это привело. Эмбарго на вооружение со стороны Запада
остановило ряд многообещающих проектов и нарушило планы нескольким
российским производителям. Картину довершает парадоксальная ситуация
компании Streit Group, которая становится еще более примечательной, если
вспомнить происхождение ее владельца. В любом случае очень вероятно,
что этой компании придется кое-что объяснить властям нескольких стран.
bmpd
Вернуться назад
|