ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Воздушные танкеры ОВС НАТО на болгарских авиабазах и возобновление «линии» ATACMS — серьёзный знак

Воздушные танкеры ОВС НАТО на болгарских авиабазах и возобновление «линии» ATACMS — серьёзный знак


11-05-2016, 10:49. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Воздушные танкеры ОВС НАТО на болгарских авиабазах и возобновление «линии» ATACMS — серьёзный знак

Воздушные танкеры ОВС НАТО на болгарских авиабазах и возобновление «линии» ATACMS — серьёзный знак

Стратегические самолёты-заправщики А330MRTT являются многофункциональными машинами большой дальности. Помимо функций воздушного танкера, они способны принимать на борт грузы массой до 45—50 тонн (провизия, военное снаряжение, радиоэлектронные системы тактического назначения и многое другое). A330MRTT, разработанный европейской корпорацией «Airbus» на базе пассажирского авиалайнера большой дальности А330-200, обладает параметрами, приближающимися к аналогичной американской машине KC-10A «Extender». При 2-часовом дежурстве самолёта на удалении 1800 км от места базирования самолётам-потребителям может быть передано до 65 тонн топлива. Этого достаточно для полной заправки звена из 4-х тактических ударных истребителей F-15E/SE «Strike Eagle»/«Silent Eagle» (с подвесными топливными баками) или 6, 7 истребителей «Рафаль»/«Тайфун». Даже один A330MRTT может в 2—2,5 раза пролонгировать патрулирование звена тактических истребителей над ТВД (без необходимости возврата на базу), когда на участке необходимо длительное прикрытие нескольких эшелонов тяжёлых военно-транспортных самолётов от истребителей противника и поддержки действий штурмовой авиации, вариантов множество. На фото запечатлён редкий момент дозаправки австралийским A330MRTT (в Королевских ВВС Австралии самолёты получили название KC-30A) французского самолёта ДРЛОиУ E-3F системы «AWACS». Применительно к небольшому Европейскому театру военных действий это означает непрерывное «тотальное» наблюдение за самолёто- и ракетоопасным стратегическим направлением; вот мы и наблюдаем продвижение новых мест базирования подобных типов машин на умеренно удалённые рубежи от нашего государства, к примеру, на авиабазы ВВС Болгарии, — и досягаемость хорошая, и расстояние безопасное


Ротации эскадрилий и авиакрыльев Объединённых ВВС НАТО между авиабазами Западной и Восточной Европы приобретают сегодня нарочито регулярный характер. Передислокации смешанных подразделений ВВС проводятся исключительно с целью подготовки к возможной эскалации боевых действий на Восточноевропейском театре военных действий в XXI веке при участии ОДКБ и НАТО. Так, в прошлом году было принято решение о переброске на авиабазы в Германии военно-транспортной авиации и воздушных танкеров НАТО, в то время как самолёты стратегической радиотехнической и радиоэлектронной разведки ТВД RC-135V/W «Rivet Joint» было решено развернуть лишь на британских авиабазах, на относительно удалённом от России участке Европейского театра военных действий. Объясняется это тем, что ВТС и стратегические заправщики могут понадобиться в небе над Румынией или Чёрным морем гораздо раньше и в большем, чем «Ривет Джойнты» количестве, в первую очередь, для поддержания действий тактической авиации. А RC-135V/W и так регулярно барражируют над Прибалтикой и восточной частью Балканского полуострова, собирая ценную тактическую информацию о действиях наших ВС в приграничных территориях. Последние машины представляют для НАТО огромную ценность. Выпущенные серией из 32 машин «Ривет Джойнты» — машины, которые способны предоставить дружественным натовским войскам исчерпывающую информацию относительно типов и режимов работы РЛС противника, расположенных на наземных, морских и воздушных носителях. Пассивная станция РЭР и РТР AN/APR-46A(V), работающая в диапазоне частот от 250 до 18000 МГц может любой источник излучения (РЛС, либо средство связи) с точностью до 5 градусов, а также определить режим работы (сопровождение цели на проходе или захват), благодаря чему можно заранее определять шаги противника. Поэтому данные самолёты решили перебазировать дальше от наших границ. Но это ещё не самое интересное.

Согласно публикации ТАСС в рубрике «Международная панорама» от 4 мая 2016 года, правительством Болгарии был ратифицирован законопроект, который позволяет самолётам-заправщикам ОВВС НАТО базироваться на болгарских авиабазах, также сообщается о развёртывании наземной инфраструктуры технического обеспечения, что указывает на возможность длительного нахождения стратегических воздушных танкеров в непосредственной близости от Черноморского бассейна и Республики Крым. Немного ранее в зарубежных, а потом и в наших сетевых СМИ появилась информация о возобновлении производства оперативно-тактического ракетного комплекса TACMS (ATACMS) компанией «Локхид Мартин» в Арканзасе (на новом объекте в Камдене) после двухлетнего перерыва. Ранее комплекс производился в техасском Горизон Сити. Перенос производства был осуществлён для сосредоточения всех «веток» по сборке НУРС и УР в едином комплексе для облегчения и ускорения серии. Итак, количество TACMS снова движется вверх.
 


Начнём с последнего. ОТРК ATACMS, а также мобильная многоцелевая РСЗО HIMARS, использующая оперативно-тактические баллистические ракеты семейства MGM-140/164 Block I/IA, имеют для Вашингтона огромнейшее значение: их развёртывание зафиксировано в большинстве горячих точек мира (во время «Бури в пустыне» ATACMS активно применяли в Ираке для уничтожения стратегически важных целей армии Саддама Хусейна, сегодня HIMARS перебрасывают на турецко-сирийскую границу для огневого контроля объектов ИГИЛ на линии разграничения), а импортёрами комплекса являются все дружественные Штатам государства Восточной Европы и Передней Азии. Это представляет определённую угрозу для наших интересов как в Прибалтике, так и на южном ОН.

Воздушные танкеры ОВС НАТО на болгарских авиабазах и возобновление «линии» ATACMS — серьёзный знак

На фото запечатлён запуск одной из новейших версий оперативно-тактической баллистической ракеты семейства ATACMS — MGM-164B Block IIA с мобильной пусковой установки M142 РСЗО HIMARS. Как и все ракеты «блоков» с окончанием «А», данная ОТБР обладает увеличенной до 300 км максимальной дальностью поражаемой цели, но «снаряжение» этой версии гораздо более продвинутое. Оно представлено 268-килограммовой боевой частью, состоящей из кассеты с 6 самоприцеливающимися боевыми элементами P3I BAT. Данные СПБЭ, разработанные «Northrop» и «Raytheon», представляют собой достаточно сложное малоразмерное средство высокоточного оружия, конструктивно схожее с тактическим противотанковым управляемым снарядом MGM-157 комплекса FOGM. Самонаводящиеся боевые элементы P3I BAT сконструированы по нормальной аэродинамической схеме с цилиндрическим корпусом и прямым складывающимся крылом и закрученными относительно крена ракеты хвостовыми стабилизаторами (по типу НУРС РСЗО). P3I имеют уникальную комбинированную систему самонаведения в виде ИК и ультразвуковой акустической ГСН. Сенсоры первой по стандартной схеме находятся в носовой части боеприпаса, последней — в наконечниках тонких штырьков, выходящих из законцовок складного крыла. Подобный принцип позволяет добиться практически 100%-й помехозащищённости при поражении движущейся и работающей на поле боя артиллерии и бронетехники. Использование ГПД и инфракрасных ловушек не способно обмануть «умный» P3I, поскольку в БЦВМ заложен каталог акустического звучания различной военной техники ультразвуковом диапазоне. Помехой для введения акустического канала самонаведения не стали даже особенности побочных звуковых шумов, создаваемых аэродинамическим трением приёмников сенсоров о плотные слои тропосферы, поскольку современный высокопроизводительный бортовой компьютер P3I содержит сложнейшую программу обработки подобных шумов. Инфракрасно-акустическая ГСН P3I BAT («Brilliant Anti-Tank») работает одновременно в двух каналах визирования цели, что позволяет обнаруживать и поражать движущиеся цели даже в сложнейших метеорологических условиях (туман, снег, шквальный ветер). Между тем, ничего не говорится о том факте, что СПБЭ P3I имеет огромные сложности с обнаружением неподвижных наземных юнитов с ранее выключенными двигателями («чёрные тела»): они не излучают звуковых волн и не могут визироваться с помощью ИКГСН. В таком случае наиболее эффективной действующей головкой самонаведения для «умного» боеприпаса могла бы стать АРГСН миллиметрового диапазона, аналоги которой применяются в тактических ракетах MBDA «Brimstone» и AGM-114L «Longbow Hellfire»; но об этих моментах американские производители не сообщают. Из аэродинамических свойств данного СПБЭ (прямое крыло), можно предположить, что непосредственный подлёт к наземной цели происходит на околозвуковых скоростях (порядка 0,9 — 0,95М), что значительно облегчает перехват современными средствами войсковой ПВО («Панцирь-С1», «Тор-М2Э»), а также комплексами активной защиты, установленными на самой бронетехнике. Длина P3I составляет 914 мм, а диаметр — 140 мм, размах крыльев — порядка или более 1 м, что облегчает обнаружение оптико-электронными прицельными комплексами вышеуказанных ЗРСК. Не столь сложна для перехвата и сама ракета MGM-164B: из открытых источников известно, что её скорость полёта на среднем участке траектории не превышает 1500 м/с (5400 км/ч), что подпадает под скоростные рубежи поражения ЗРК С-300ПМ1,С-400 и даже С-300ПС


К примеру, 1 июня 2012 года Минобороны Финляндии уведомило американский Конгресс о желании закупить крупную партию из 70 ОТБР MGM-140B (ATACMS Block IA) для увеличения уровня технической унификации с армиями США и европейских участников НАТО. Позднее данный контракт был аннулирован. Но что могло бы быть в случае его полного выполнения?

Готовившаяся к принятию на вооружение Силами обороны Финляндии версия ракеты (MGM-140B) обладает дальностью 300 км, 160-килограммовой осколочной БЧ М-74 (на 300 боевых элементов), а также продвинутой инерциальной системой наведения, основанной на кольцевых лазерных гироскопах с возможностью GPS-коррекции. Малое КВО (25 м) позволяет ей эффективно поражать скопления бронетехники, РЛС, пусковые установки и МРЛС одиночных зенитно-ракетных дивизионов, склады вооружения и ГСМ.

В радиусы поражения комплексов с ракетами ATACMS Block IA ВС Финляндии попадали бы практически все стратегически важные объекты Балтийского и Северного флотов ВМФ России, расположенные в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Североморске и Мурманске, что подвергает угрозе большую часть северо-западного «кулака» России. Если анализировать объективно, то на БФ и на СФ Финляндия равномерно распределила бы по 35 ОТБР ATACMS. Но 6-я Ленинградская Краснознамённая армия ВВС и ПВО (2-я дивизия ПВО) способна отразить удар такого количества ракет, поскольку на её вооружении находится более 15 зенитно-ракетных дивизионов комплексов С-300ПС/ПМ1, С-300В, С-400 и прикрывающих их «Панцирей»; их суммарная целевая канальность превышает 100 целей.

Отказавшись от 70 ATACMS в 2014 году, уже в 2015-м Финляндия запросила у Конгресса США, через DSCA, 240 более высокоточных управляемых реактивных снарядов GMLRS с дальностью 70 км и КВО порядка 10 м. Несмотря на то, что дальность этих ракет значительно меньше (рекорд, продемонстрированный с ПУ М142 HIMARS составил 85 км), чем у семейства ATACMS, их радиолокационная сигнатура благодаря малому диаметру корпуса (227 мм) меньше, а на одной ПУ М270А1 может размещаться 12 корректируемых реактивных снарядов GMLRS, на мобильной колёсной ПУ М142 — 6 реактивных снарядов, что создаёт большие сложности для перехвата даже современными ЗРК типа С-300ПМ1, благо, дальность GMLRS не даёт досягаемости по объектам БФ и СФ при использовании из глубины финской территории.

Воздушные танкеры ОВС НАТО на болгарских авиабазах и возобновление «линии» ATACMS — серьёзный знак

Закупленные ВС Финляндии 240 высокоточных управляемых реактивных снарядов GMLRS для снаряжения 22 имеющихся БМ-ПУ M270 MLRS ввиду относительно малой дальности (70 км) не несут столь большой угрозы, как модернизируемые сегодня ракеты комплексов ATACMS, но уже в начале 2015 года, специально созданное совместное подразделение компаний «Boeing» и «Saab» начало работы по «экзотической» версии реактивной системы залпового огня MLRS, которая получила название GLSDB. Новая система представляет собой многоцелевой дальнобойный гибрид силовой установки — ТРД неуправляемого реактивного снаряда М26А1/А2 MLRS и высокоточной планирующей бомбы GBU-39 SDB («Small Diametr Bomb»). Бомба размещается в головной части НУРС под жаропрочным обтекателем (на месте кассетной БЧ снаряда). Твердотопливный ракетный ускоритель разгоняет GBU-39SDB до скорости 3,5—4М на дальности 50—60 км от ПУ ГЧ с бомбой отделяется, и последняя со сложенными крыльями продолжает стратосферный полёт к цели на 3-маховой скорости, медленно замедляясь на удалении 120—150 км (со скоростью порядка 1,2М крыло раскрывается), и GBU-39 SDB планирует к цели с высоты 17—18 км. В таком режиме полёта бомба может преодолеть до 250 км, а при снабжении дополнительным ускорителем — более 300 км. Круговое вероятное отклонение GBU-39 SDB составляет не более 7 м, благодаря чему перспективная система GLSDB может стать самой опасной РСЗО в мире. GBU-39 SDB имеет множество композиционных конструктивных элементов, что значительно снижает её ЭПР, а большая часть полёта проходит на высокой сверхзвуковой скорости. В отличие от ОТРК ATACMS, количество снарядов М26А2 с высокоточным бомбовым снаряжением абсолютно не уменьшилось (12 ракет на установке M270 MLRS и 6 ракет — на установке М142 HIMARS), поскольку калибр GBU-39 SDB с обтекателем практически не отличается от стандартного 227-мм калибра M26A2


Но опасность заключается в следующем: комплексы ATACMS , которые не закупила Финляндия, могут быть благополучно приобретены Румынией и Польшей. Последняя также разрабатывает систему РСЗО дальностью 300 км WR-300 «Homar», являющуюся аналогом HIMARS. Это вносит свои коррективы в необходимость повышения обороноспособности Калининградской области и Республики Крым. Помимо этого, 120 ОТБР ATACMS находится на вооружении турецкой армии: в зоне досягаемости всё южное побережье Крыма и Армения. Учитывая полноразмерный залп из 12 имеющихся ПУ ATACMS с одновременным применение высокоточных тактических крылатых ракет большой дальности типа «JASSM-ER» или «Таурус», существующая группировка ПВО на полуострове и в Армении не вполне готова к отражению удара, и должна быть усилена хотя-бы парой дополнительных зенитно-ракетных полков С-300/400. Не секрет, что американские ATACMS могут быть переброшены в Литву, Латвию и Эстонию военно-транспортной авиацией США всего за 10 часов. Ответ в виде дополнительных «Триумфов» для обороны и «Искандеров» для ответного удара у нас всегда имеется, но такой сценарий должен тщательно рассматриваться, так как расстановка сил может быстро поменяться.

Теперь относительно базирования самолётов-заправщиков НАТО на болгарских авиабазах. Почему именно Болгария загорелась желанием видеть воздушные танкеры альянса на своей территории?

Как и Румыния, Болгария рассматривается в Вашингтоне и Брюсселе в качестве стратегически важного территориального придатка Североатлантического альянса для воплощения в жизнь всех известных концепций противостояния России: это и ЕвроПРО, и «Third Offset» и БГУ, выраженные в строительстве элементов «Иджис Ашор», захода в болгарские и румынские порты американских «Иджис»-эсминцев и крейсеров УРО, недавней переброске в Румынию американских малозаметных истребителей F-22A «Raptor».

Болгарские авиабазы, готовые принимать натовскую авиацию, а в частности АвБ «Безмер», находятся вне зоны досягаемости российских ОТРК «Искандер-М» и «Искандер-К», развёрнутых в Крыму. А расположение на большой удалённости от берегов Чёрного моря позволяет прикрыть авиабазу с помощью многочисленных зенитно-ракетных систем разного класса абсолютно со всех подлётных направлений. Кроме того, Болгария, в отличие от Румынии, имеет единое оперативное воздушное направление с Турцией, что облегчает взаимодействие авиации ОВВС НАТО, развёрнутой на турецких и болгарских авиабазах, а также на АвБ Акротири (Кипр) и Суда (Крит). Естественно, что от ракетных ударов «Калибрами» болгарские авиабазы защитить будет непросто, но тактическое преимущество здесь на лицо. Центральная и западная части Болгарии представляют собой тыловую зону НАТО в Восточной Европе, которая имеет возможность обороняться за счёт американской авиации, базирующейся на авиабазах Италии, а также палубной авиации, действующей с американских авианосцев в Средиземном море. Болгария — очень выгодный и «сто раз просчитанный» командованием НАТО ход.

Переброска воздушных танкеров в Болгарию решает сразу две важнейшие для НАТО задачи:

— возможность действий тактической истребительной авиации США и НАТО в пределах Ближнего Востока и Средней Азии без использования аэродромов на Аравийском полуострове в случае, если вспыхнет широкомасштабный ирано-аравийский конфликт и авиабазы саудитов будут уничтожены баллистическими ракетами ИРИ;

— быстрый выход и длительное дежурство истребительной авиации ОВВС НАТО в небе Южного Кавказа, который в любой момент может превратиться зону вооружённого столкновения территориальных и геостратегических интересов Азербайджана, Турции и Армении, входящей в ОДКБ. Здесь стоит сразу заметить, что грузинская авиабаза Марнеули сразу превратится в непригодное для базирования авиации НАТО место (вся территория Грузии «покрывается» не только «Искандерами», но и старенькими «Точками-У», «Смерчами» и авиационными тактическими ракетами Х-59МК2 «Овод»).

С болгарских аэродромов могут применяться любые стратегические воздушные танкеры (от KC-135 до KC-10A «Extender» и A330 MRTT), в радиусе 1800—2000 км пара таких самолётов способна один раз дозаправить целый авиаполк «Страйк Иглов» из 24—30 истребителей, позволяя им выполнять поставленную задачу в беспосадочном режиме и на весьма обширных пространствах Восточной Европы и Передней Азии. Самолёты смогут оперировать даже в самой кризисной ситуации, когда большая часть наземной инфраструктуры натовских авиабаз будет уничтожена нашими крылатыми ракетами. И все эти «горизонты» открываются перед альянсом именно благодаря использованию болгарских авиабаз. Не повлияет на выбор НАТО и близкое расположение «неблагонадёжного» для западного мира участника НАТО — Греции, так как даже в случае эскалационной модели развития противостояния между РФ и НАТО, Греция будет вынуждена сохранять нейтралитет, поскольку дружественная Россия находится не так близко, а «качать права» своих геополитических пристрастий вряд ли удастся, когда с юго-запада находится подконтрольное ОВМС НАТО и США Средиземное море, а с востока — очень даже агрессивно настроенная и накачанная современным вооружением Турция.

Хорошо известно, что действующий режим болгарского президента Росена Плевнелиева полностью поддерживает Киев в его преступной деятельности против русского населения ЛДНР и Херсонской и Одесской областей не только в политическом, но и в материально-техническом плане. Так, в феврале 2016 года стало известно, что на турецкое судно «Leader Canakkale» погрузили и доставили в порт Одессы крупную партию лёгкой бронетехники в виде нескольких десятков БМП, МТ-ЛБ, РСЗО и другой техники, которая позднее на железнодорожной станции Раздельное была перегружена на платформы и отправлена в Херсонскую область. Это в очередной раз подтвердило, что Болгария превращается в один из главных резервных форпостов НАТО в Восточной Европе, который уже в ближайшее время будет задействован во многих антироссийских акциях альянса.
Автор Евгений Даманцев

Вернуться назад