ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > От летающего танка к летающей лодке. Популярное «имя» А-40
От летающего танка к летающей лодке. Популярное «имя» А-4025-04-2016, 09:14. Разместил: Лукрентий |
Если образ летающего танка, на котором легендарная «Команда А» из одноимённого фильма 2010 года успешно приземлилась в Европе, напугав старушку вопросом: «Где Берлин?», вас рассмешил, то вы, должно быть, не знаете, что проект крылатого танка действительно некогда существовал. Правда, в воздухе он должен был держаться не с помощью залпов бортовых орудий, а с помощью самых настоящих крыльев. В 1941 году, когда мир был уже давно объят пламенем Второй мировой войны, а Германия только-только вероломно напала на Советский Союз, советский авиаконструктор Олег Константинович Антонов задумал создать гибрид танка и десантного планера. Проект получил индекс А-40, и работы над ним начались в самый трудный период войны – в декабре 1941 года. Требуемый планер на базе лёгкого танка Т-60 был изготовлен в рекордные сроки – в апреле 1942 года в Тюмени. Первый же полёт крылатого чуда состоялся 2 сентября 1942 года, однако самолёт тогда еле-еле достиг высоты в 40 метров. Было решено увеличить скорость до 140 км/ч, но и это не помогло, так как самолёт начинал снижаться со скоростью 0,6 метров в секунду. Конструкторы после испытаний указали в отчётах на все недостатки опытного планера, отметив, что необходимо доработать и изменить. Как минимум был нужен более мощный самолёт, способный поднять планер в воздух. Но на тот момент справиться с «крылатым танком» мог только стратегический бомбардировщик Пе-8. Но в силу того, что построено этих «пешек» в годы войны было лишь 80 штук, от идеи поднять танк в воздух пришлось отказаться, ведь у Пе-8 работы и без того хватало. Например, Берлин бомбить. Проект закрыли и не вспоминали. Быть может, к лучшему. Казалось бы, индекс «А-40» уже получил своеобразную чёрную метку, как неудачный «летающий танк». Кто же знал, что в начале 70-х конструктора Таганрогского машиностроительного завода начнут работу над проектом самолёта-амфибии, который получит тот же индекс «А-40» и красивое имя «Альбатрос». «Альбатросу», несмотря на все его успехи и мировое признание, тоже не повезло. А если точнее, то повезло не сразу. Но обо всём по порядку. В 1972 году началась проработка образа нового перспективного противолодочного самолёта, который был призван заменить самолёт-амфибию Бе-12, чьё серийное производство близилось к завершению. Но проблема была не в облике нового самолёта, который в итоге получился, надо сказать, весьма элегантным. Основная проблема была убедить правительство поддержать создание нового гидросамолёта, так как в Министерстве авиационной промышленности сложилось мнение, что функции гидропланов могут успешно выполнять сухопутные самолёты и вертолёты. А на тот факт, что военно-морской флот так не считал и был заинтересован в новых самолётах-амфибиях, предпочитали закрывать глаза. Для того чтобы руководство проявило свой интерес к «непопулярной» гидроавиации, конструкторам было необходимо создать нечто, чему не было бы равных во всём мире. Исходя из этого, авиаконструктор бериевского КБ Алексей Кириллович Константинов, руководивший группой, поставил своей команде тяжелейшую задачу – создать проект морского самолёта, который по своим лётно-техническим характеристикам не уступал бы сухопутным аналогам. После долгих и достаточно интенсивных работ был рождён проект самолёта-амфибии А-40 «Альбатрос». Константинову удалось заинтересовать правительство в этом проекте. Этому предшествовали долгие разговоры, но 12 мая 1982 года всё-таки вышло Постановление правительства о создании А-40. Началось рабочее проектирование и подготовка к строительству прототипов. Прототип B-1 совершил свой первый полёт 9 сентября 1986 года. Американцы, обнаружив у Советского Союза такую диковинку, невероятно удачно окрестили самолёт по кодификации НАТО, присвоив ему имя Mermaid («Русалка»). Прототипы B-1 (бортовой номер «10) и В-2 (бортовой номер «20») вошли в фазу активных испытаний, и лётчики, задача которых была не ударить в грязь лицом, дискредитировав неудачными действиями выбитый с таким трудом проект, справились на ура. Уже после первых полётов А-40 установил несколько мировых рекордов. Ежегодные авиасалоны в Ле-Бурже рукоплескали, журналисты со всего мира хотели выведать как можно больше информации о гидроплане, которому не было равных во всём мире, а ВВС Великобритании даже подумывали заменить свои базовые патрульные самолёты «Nimrod» на А-40. Вдумайтесь, ВВС Великобритании! Страны, которая до сих пор остаётся в числе постоянных российских «недругов». На А-40 были большие планы. Гидроплан одно время намеревались модернизировать, оснастив его современным на тот момент западным оборудованием, а интерес к покупке проявляли многие страны мира. И до сих пор проявляют, надо сказать. Однако распад Советского Союза и последующий экономический кризис нанёс значительный ущерб российскому оборонно-промышленному комплексу. Перед Министерством обороны РФ было два пути: продолжать работы по А-40 или начать разработки нового противолодочного самолёта на базе пассажирского Ту-204, который уже был передан в серийное производство. Российское военное ведомство из-за нехватки средств решило пойти по второму пути, предполагая, что Ту-204П будет максимально унифицирован с базовым пассажирским вариантом, что сильно снизит эксплуатационные расходы. Ту-204П себя не оправдал и на данный момент проект заморожен. Дело в том, что раньше упор делался на борьбу со стратегическими подводными ракетоносцами. Однако войны в Югославии, Ираке и Афганистане своим примером доказали, что нужно обратить непосредственное внимание на борьбу с многоцелевыми подводными лодками, оснащёнными крылатыми ракетами для ударов по береговым объектам. «Альбатросу», судя по всему, это по плечу. Однако на протяжении 90-х и начала 2000-х годов А-40 был своего рода выставочным экспонатом, постоянно завоёвывая главные призы на разнообразных международных авиасалонах. До сих пор советский А-40 является самым большим реактивным самолётом-амфибией в мире, а на его счёту 148 (!) мировых рекордов. Конечно, такого красавца (в прямом и переносном смысле) не могли оставить без внимания. В 2016 году Министерство обороны РФ возобновило работы по А-40, которые, казалось бы, окончательно были закрыты в 2012. В распоряжение военно-морского флота первые А-40, уже модернизированные, поступят в 2020 году. Заменить Ил-38Н они, конечно же, не заменят, а вот уже изрядно устаревших «чаек» Бе-12 на покой отправят. Пока же произведено всего 2 самолёта А-40 – легендарные прототипы B-1 и B-2. А также самолёты для МЧС Бе-200 на базе А-40, которые уже доказали свою эффективность в тушении пожаров и прочих чрезвычайных ситуациях. После того, как российские Бе-200 помогали тушить Индонезию, правительство этой страны решило выделить деньги из бюджета на покупку нескольких штук на всякий пожарный, как бы иронично это ни звучало. Уж кому-кому, а Индонезии такие самолёты не помешают. Всё же там каждый год крупные пожары. Ну а проклятие индекса «А-40» должно спасть в 2020 году. «Альбатрос» этого достоин, как ни один другой «замороженный» проект. Вернуться назад |