ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Судьба сирийской войны решается в Латакии. Вертолеты Ми-35М гармонично дополняют Су-35 в Сирии

Судьба сирийской войны решается в Латакии. Вертолеты Ми-35М гармонично дополняют Су-35 в Сирии


20-02-2016, 09:35. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

 Судьба сирийской войны решается в Латакии

Судьба сирийской войны решается в Латакии
Сирийские правительственные войска при поддержке народного ополчения и ВКС России заняли все стратегические населенные пункты и высоты в провинции Латакия. В ближайшее перспективе можно ожидать выхода в провинцию Идлиб и прорыва к сирийско-турецкой границе, что будет означать фактический разгром джихадистских и протурецких сил на самом важном фронте войны в Сирии.

Внимание к событиям войны в Сирии переключается от одной части фронта к другой, в зависимости от скорости развития события. И сейчас за быстротечностью изменений в Алеппо события в Латакии отошли на второй план - несмотря на то, что они ничуть не менее важны. А в чем-то они и более значимы – и для внутриполитического положении в Сирии и для взаимоотношений с Турцией. Новость о том, что сирийская правительственная армия установила контроль над одним из последних оплотов боевиков в Латакии, точно не стоит недооценивать.

Для понимания того, насколько важно происходящее в Латакии, нужно напомнить историю сирийской гражданской войны.

Анкара еще с началом протестного движения в Сирии стала активно вмешиваться в политическую жизнь провинции Латакия, особенно ее северной, приграничной части. Поддерживаемые Турцией боевики еще весной 2011 года предприняли попытку поднять восстание как в Кесабе, но правительственные войска, полиция и местные отряды самообороны мятеж быстро подавили. Боевики были очевидно пришлые, поскольку большинство жителей северо-запада солидарно выступили против них. Даже туркоманы выступили на стороне правительства, а не только местные алавиты.

Летом того же года протурецкие боевики отступили восточнее и организовали мятеж в городе Джиср-аш-Шугур – в одном из ключевых узлов автомобильных дорог, опираясь на который, можно контролировать стратегические районы севера и запада Сирии. Север, северо-запад и запад Сирии – самая густонаселенная часть страны, практически все остальное – голая пустыни с редкими городами оазисами. Это же и самая плодородная часть, на побережье кипит бурная жизнь. И сейчас побережье с портами Тартус и Латакия, через которые идет все торговля Сирии, а также поступает гуманитарная и военная помощь, - основа и опора правительственной власти. И бои за и вокруг Алеппо хоть и важны стратегически, но все-таки не так существенны, как оборона провинции Латакия. Потеря прибрежной зоны была бы окончательным поражением правительства Башара Асада. Отчасти этим, кстати, был предопределен и выбор базы Хмеймим для базирования российских ВКС.

Бои в провинции Латакия всегда носили очень упорный и кровопролитный, но медийно «незаметный» характер. От побережья на северо-восток к турецкой границе плодородные земли постепенно сменяются холмами, а затем и горами, густо покрытыми лесами. Протурецкие и джихадистские силы годами здесь укреплялись, и вести наступление в такой местности и таком климате крайне сложно. Потому, например, так долго длились бои за Сальму. А сражение в этом районе было ключевым не только для локального фронта, но по сути для всей Сирии. Если бы террористические группы сохранили контроль за районом Сальма-Кесаб-Гмам, то они могли в последствии развивать наступление с гор на прибрежную равнину прямо на город Латакия и трассу М1. Для Турции это был план смертельного удара, который правительство Башара Асада не пережило бы. Сставка делалась на местное туркоманское население, под предлогом защиты которого в регион закачивалась турецкое оружие и прочая «гуманитарная помощь». При этом большинство населения региона на момент начала гражданской воны в этом регионе составляли алавиты, на которых джихадисты и протурецкие группы начали настоящую охоту. А сейчас уже сложно понять национальный и религиозный состав населения, поскольку целые населенные пункты были стерты с лица земли, а жители либо убиты, либо стали беженцами.

И когда летом 2011 года Дамаск понял, чем может грозить победа мятежников в этой части провинции Латакии, на подавление мятежа в Джизр-аш-Шугуре были брошены даже боевые вертолеты. Трехдневный штурм этого года стал самым кровопролитным за начальный период гражданской войны. Несколько тысяч беженцев тогда перешло турецкую границу, а некоторые части правительственной армии перешли на сторону джихадистов и протурецких сил. Город был взят и зачищен.

После этого при посредничестве ООН между правительством Башара Асада и оппозицией было подписано перемирие, которым воспользовались в основном оппозиционеры, получив дополнительное вооружение и восстановив силы. Правительственные же войска уже тогда испытывали серьезную нехватку личного состава и техники, и после подписания перемирия значительная часть наиболее испытанных частей была выведена из северной Латакии на другие, ставшие более опасными участки фронтов.

После окончания перемирия отдохнувшие и хорошо вооруженные протурецкие отряды двинулись сразу по трем направлениям: на Кесаб, на Сальму в обход Джиср-аш-Шугура и напрямик на Джиср-аш-Шугур. Бои превратились в бойню, поскольку даже при непосредственном участии турецких военных советников не удалось с наскока взять Кесаб и Сальму. Взять последнюю боевики смогли только через год, после чего джихадисты превратили ее в настоящую крепость. Кесаб несколько раз переходил из рук в руки, причем однажды протурецкие части смогли захватить город и за сутки учинили там резню немусульманского или не совсем мусульманского населения – в основном армян и алавитов. Правительственные войска выбили их из Кесаба через сутки и обнаружили горы трупов.

В конечном итоге джихадистам удалось занять стратегические позиции, но попытка развить наступление в направлении побережья провалилась. Ситуация висела на волоске. Турецкая авиация неоднократно напрямую бомбила позиции правительственных войск Сирии. Давление оказывалось по всему фронту в предгорьях Латакии. Протурецкие силы вышли в пригороды Гмама, и к осени 2015 года обстановка стала критической. Можно было сколько угодно героически удерживать развалины Кесаба, цепляться за пару высот вокруг Сальмы, но падение побережья было лишь вопросом времени и умения турецких военных инструкторов. Двигаясь с опорой на шоссе М4, джихадисты и туркоманы занимали Латакию.

Туркоманские части оказались наименее боеспособными, и в результате Анкара закрепила за ними лишь номинальные функции. Опираться же на «ан-Нусру» было занятием сомнительным, и потому Турция развернула на «латакийском фронте» бригаду «Серых волков», а также проверенные отряды, в том числе из выходцев с Северного Кавказа и Средней Азии.

При этом на других участках фронта оппозиционные и джихадистские силы сидели тихо, как бы наблюдая, как разваливается сирийское государство. Даже ИГИЛ после захвата Пальмиры остановился, переводя дух.

Именно в этот момент правительство Сирии обратилось к России за военной помощью. Перед турецким наступлением в провинции в провинции Латакии – до этого самым перспективным и удачным – закрылся занавес. В первый месяц участия российских ВКС именно эта провинция была основным местом их боевого применения. Также именно на этом фронте впервые появились поставленные из РФ образцы современного оружия и бронетехники, в том числе РЗСО «Смерч» и «Ураган», реактивные огнеметы ТОС-1А, гаубицы «Мста-Б». Уже через месяц наступление «ан-Нусры» и турок выдохлось, и они перешли к позиционной обороне по линии Сальма-Рабия-Кабир. Но и правительственные войска еще не чувствовали себя в силах сходу сбить противника с высот в условиях сложного рельефа местности. Бои приняли ожесточенный характер и затянулись на несколько месяцев. За это время внимание переключилось на другие участки фронта, а о боях в провинции Латакия подзабыли – несмотря на то, что именно там решалась судьба войны.

Но в турецком руководстве о боях в Латакии не забывали. Протурецкие силы продолжали цепляться за каждую высоту, несмотря на то, что под ударами ВКС РФ они постепенно были вынуждены отходить к турецкой границе. Турция на глазах теряла контроль над ситуацией на «латакийском фронте» и уже больше не претендовала на быстрое наступление к побережью. И именно в этот критический момент турецкий истребитель сбивает российский бомбардировщик, а оказавшиеся в нужное время в нужном месте туркоманы убивают летчика.

Однако Россия только усилила давление на противника, и правительственные силы вскоре окончательно отбили Сальму. После этого фронт «ан-Нусры» и протурецких сил развалился, бригады наемников побежали, и правительственные войска без боя продвинулись на разных участках фронта на тридцать километров.

Сейчас бои в провинции Латакия также «затемнены» событиями вокруг Алеппо и информационной войной вокруг турецкого давления на курдов в том же регионе. Между тем правительственные войска при поддержке ВКС РФ уже готовы вновь отбить у противника Джиср-аш-Шукур и окончательно запереть протурецкие силы у границы. Нагорье Джебель-аль-Туркоман практически занято, а что не занято, то окружено. Система снабжения боевиков из Турции сведена к минимуму. А если Турция потеряет и вторую подчиненную ей группировку на территории Сирии вслед за Алеппо, ни о каком влиянии Анкары на происходящее уже говорить не придется.

 

 




Вчера, 15:24
Вертолеты Ми-35М гармонично дополняют Су-35 в Сирии
Вертолеты Ми-35М гармонично дополняют Су-35 в Сирии
Мы уже привыкли относиться к военной операции ВКС РФ в Сирии и как к площадке, где новейшая российская техника проходит проверку на прочность, и как к выставке вооружений, где опять же новейшая российская техника демонстрирует всему миру свои возможности на практике. И если в успехе операции в Сирии с военной и политической точек зрения сомневаться не приходится (отчеты Министерства обороны РФ подтверждают серьезные потери, которые несут боевики; Штаты и западные СМИ, даже несмотря на новую волну информационной войны, вынуждены признавать решающий вклад России в решение проблем на Ближнем Востоке), - то о достижениях России на экспортном фронте пока конкретики мало.

Самым успешным российским экспонатом в Сирии на сегодняшний день можно считать истребитель-бомбардировщик Су-34. Известно, что благодаря военной операции на этот самолет значительно повысился спрос и появились новые заказы.

«Качество, именно качество, которое подтвердилось в сирийской воздушно-космической операции, сподвигло на увеличение экспортных контрактов по боевым самолетам. Именно качество русского оружия. Появились заказы, предложения по заключению контрактов», - заявил вице-губернатор Новосибирской области Сергей Семка.

По словам директора Новосибирского авиазавода имени В. П. Чкалова Сергея Смирнова, контракт на поставку 12 этих самолетов в ближайшее время намерен подписать Алжир. При этом в дальнейшем их число может быть увеличено до 40 штук. Неплохие шансы Россия имеет также на расширение поставок комплексов РЭБ «Красуха-4» и комплексов С-400 «Триумф».

Однако у всей этой техники в битве за статус самой покупаемой появился настоящий конкурент - Су-35. Этот российский многоцелевой сверхманевренный истребитель поколения 4++ на свое первое боевое дежурство в Сирии заступил лишь в начале февраля, но уже завоевал симпатии покупателей. О желании закупить десять таких самолетов уже в марте этого года сообщил министр обороны Индонезии Риамизард Риачуд.

«Су-35 – сегодня это один из лучших самолетов на мировом рынке многофункциональных истребителей. Интерес к этой машине подогревает и то, что они принимают участие в операции ВКС России в Сирии, демонстрируя свои боевые качества”, — отметил директор ЦАМТО Игорь Корточенко.

Он также отметил, что сейчас Су-35 является одним из самых лучших выпускаемых в мире истребителей. Поэтому удивляться тому, что в Индонезии решили заменить ими стоящие на вооружении американские самолеты, не приходится. Такие похвалы вполне заслужены. Даже обозначение поколения самолета "4++” является весьма условным. Оно означает, что характеристики самолета максимально приближены к характеристикам аппаратов пятого поколения. На деле же в Су-35 технологии пятого поколения применены, что дает ему существенное преимущество перед самолетами аналогичного класса.

Су-35 оборудован радиолокационной системой «Ирбис», которая позволяет обнаруживать вражеские цели на расстоянии до 400 км. и обеспечивает возможность маловысотного полета.

Истребитель оборудован двумя двигателями «117С», форсажная тяга которых равна 14500 кг у каждого, рабочий ресурс составляет 4000 летных часов. На Су-35 также стоит оптико-локационная система ОЛС-35, которая дает возможность обнаруживать и автоматически сопровождать цели по тепловому излучению и помогает измерить дальность до цели максимально точно.

Су-35 вооружен авиационной пушкой ГШ-30-1 калибром 30 мм. Истребитель имеет 12 точек подвески для ракет и бомб, а общий боезапас составляет 150 снарядов. Оснащение самолета возможно как управляемыми ракетами «воздух-воздух» (Р-73Э, Р-27ЭР1, Р-27ЭТ1, РВВ-АЕ) и «воздух-поверхность» (Х-29ТЕ(Л), Х-31П(А), Х-58УШЭ, Х-59МК, Х-61 «Яхонт»), так и неуправляемым вооружением:

Авиабомбы калибра 500 кг;

Авиабомбы калибра 250 кг;

Неуправляемые реактивные снаряды С-8М-1, С-13Л, С-250ФМ-ПУ.

Гордясь продукцией российского ВПК и наблюдая за развитием событий вокруг ее купли-продажи, не будем забывать главную причину их переброски в Сирию - данные самолеты должны прикрывать бомбардировочную авиацию от нападения с воздуха. Су-35 с этой задачей справится как нельзя лучше: он способен обнаруживать, сопровождать и атаковать до восьми целей одновременно.

Одновременно с этим также не стоит забывать, что Су-35 не единственный новичок в Сирии. Предположительно, для усиления российской группировки в Сирии еще в начале декабря 2015 года было отправлено 4 вертолета Ми-35М. Однако эта информация подтвердилась лишь несколько дней назад.

Вертолеты в ходе военное операции в Сирии выполняют целый спектр задач и имеют не менее важное значение, чем истребители и бомбардировщики. Об этом ясно дал понять вице-премьер Дмитрий Рогозин:




Российский многоцелевой ударный вертолет Ми-35М является глубокой модернизацией Ми-24В, он разработан на заводе имени М. Л. Миля и серийно выпускается с 2005 года.

Ми-35М отличает усовершенствованная конструкция. Он оснащается новыми мощными двигателями ВК-2500 производства «Климов», имеет стеклопластиковые лопасти несущего винта, втулку несущего винта с эластомерными шарнирами, новый автомат перекоса и Х-образный рулевой винт. Фюзеляж вертолета Ми-35М обладает укороченным крылом, имеет неубирающиеся шасси.

Помимо выполнения ударных функций вертолет Ми-35М может использоваться как:

десантно–транспортный – для перевозки до 8 десантников с личным вооружением в транспортной кабине;

транспортный – для перевозки боеприпасов или других грузов общим весом до 1500 кг внутри грузовой кабины. Ми-35М оборудован также системой внешней подвески, позволяющей перевозить груз весом до 2400 кг;

санитарный – для перевозки больных и раненых в сопровождении медицинского работника.

Вертолеты Ми-35М, в отличие от Су-35, уже успели за десятилетие доказать свою эффективность. И террористы знают об этом не понаслышке: ранее для борьбы с ДАИШ (запрещенная в России террористическая организация) вертолеты этого типа были поставлены в ВВС Ирака, а затем партию вертолетов для борьбы с радикальными исламистами и сподвижниками талибов получил Пакистан.

Такая репутация для Ми-35М вполне может служить залогом того, что и он будет пользоваться спросом у покупателей. Сомневаться же в его пользе в ходе военной операции в Сирии не приходится. Вместе с Су-35 эти вертолеты гармонично дополняют как друг друга, так и уже имеющуюся на базе «Хмеймим» авиатехнику.

 


Вернуться назад