В сети Интернет активно обсуждается скриншот из репортажа телеканала Russia Today из Сирии. На фото запечатлена
подвеска осколочно-фугасных бомб ОФАБ-250−270 под российский самолет.
Учитывая, что под левым крылом видны ракеты класса «воздух-воздух»
малого и среднего радиуса действия — Р-73 и Р-27, блогеры делают вывод,
что на снимке один из четырех новейших истребителей Су-35С, работающих
в САР.
Напомним, 1 февраля газета «Коммерсант» сообщила, что
Россия на фоне нового обострения отношений с Турцией 30 января
перебросила четыре истребителя Су-35С в состав российской авиационной
группировки на авиабазе Хмеймим близ Латакии.
Отмечалось, что в Сирию
перелетели истребители Су-35С самой последней постройки
Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю.А. Гагарина,
переданные ВКС России в октябре и ноябре 2015 года.
А 5 февраля
телеканалы RT и ТВ «Звезда» показали репортажи, демонстрирующие Су-35С,
приступившие к полетам и боевому дежурству. Как тогда заметил блог bmpd,
который ведут эксперты Центра анализа стратегий и технологий,
показанный в репортаже истребитель Су-35С нес в составе подвесного
вооружения шесть ракет класса «воздух-воздух»: две малой дальности Р-73
(или РВВ-МД), две средней дальности Р-27Т с тепловыми головками
самонаведения, и две новейшие средней дальности РВВ-СД с активными
радиолокационными головками самонаведения. Тогда это было первое
публичное «появление» ракет РВВ-СД на строевых самолетах ВКС России.
Однако
кадр, на котором запечатлены подвешенные на новейший истребитель
свободнопадающие осколочно-фугасные авиабомбы (в простонародье —
«чугун», «чугуний», «чугунки» — из-за того, что корпус авиабомб
отливается из сталистого чугуна), вызвал шквал комментариев в различных
военных блогах. Например, такие: «ну знаете, бросать неуправляемые
боеприпасы с дорогого нового истребителя, выполняющего функции
по контролю воздушной обстановки и прикрытию ударных самолетов, как
минимум нецелесообразно». Или: «чем это „космонавт" — пилот самолета,
способного развивать скорость до 2500 километров в час и подниматься
на высоту до 20 тысяч метров, будет прицеливать обычные свободнопадающие
„чугунки"?». Отметим, что на платформе сверхманевренного Су-35С
испытывались многие элементы конструкции и вооружения прототипа
истребителя пятого поколения Т-50. Часть из них была воплощена
в серийные варианты Су-35С.
Возникает вопрос: действительно ли
привлечение истребителей Су-35С для поражения наземных целей в Сирии —
это нечто из ряда вон выходящее и «до такого могли додуматься только
в России»? Слово экспертам.
Бывший командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО, Герой Российской Федерации генерал-лейтенант Валерий Горбенко замечает: Су-35С — многофункциональный тактический истребитель, который
может применять оружие как для поражения воздушных, так и наземных
целей.
— У нас КБП ИА (курс боевой подготовки истребительной
авиации) предусматривает обязательные упражнения и нормативы, когда
летчик работает по наземным целям полигона. Скажем, летчики
истребительно-бомбардировочной авиации — одного из родов фронтовой
авиации, который в 90-е был ликвидирован, уделяли работе по земле
столько же времени, сколько подготовке к воздушным боям и пускам
управляемых ракет класса «воздух-воздух». Так что я не вижу ничего
плохого в том, что новые «сушки» используют ОФАБ — это нормальное
явление. Прицелы самолета позволяют точно метать даже не корректируемые
авиабомбы с большой высоты.
— Само по себе замечательно, что новейшие самолеты испытываются в боевой обстановке, — говорит полковник ВВС в отставке Владимир Анохин.
— Су-35С — многоцелевой истребитель, к нему можно хоть
500-килограммовую бомбу подвесить — оборудование позволяет. Ну хорошо,
навесят на «сушки» ракеты класса «воздух-воздух», полетает он с ними,
прикрывая фронтовые бомбардировщики, и с неиспользованными боеприпасами
приземлится обратно на ВПП. А так есть возможность из положения
«дежурство в воздухе» (когда самолеты непрерывно пребывают в воздухе
в заданном районе) оперативно поразить наземную цель. Проще говоря,
почему бы Су-35С не применить против ИГ *, если ему пока не с кем
воевать в воздухе…
— Было бы смешно, если самолет поколения 4++ не мог бросать обычные «чугунки», — говорит научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.
— Сейчас в Сирии каждый самолет на счету, поэтому чтобы Су-35 не летали
«вхолостую», они, судя по всему, параллельно «разгружаются» в воздухе
для непосредственной поддержки войск. А то, что на Су-35 можно тонну
бомб подвесить — это совсем не лишнее решение.
Как происходит
механизм прицеливания по наземной цели на новом истребителе — толком
никто не знает. Известно только, что у него есть ИНС — бесплатформенная
инерциальная навигационная система (автономно определяет
местоположение самолета и параметры его движения в условиях отсутствия
спутниковой навигации и связи с наземными службами — «СП»),
с помощью которой истребитель, похоже, и осуществляет бомбометание
свободнопадающими боеприпасами. Кроме того, он оснащен новой
радиолокационной системой управления (РЛСУ) «Ирбис» с фазированной
антенной решеткой, которая имеет возможность картографировать местность.
То есть, грубо говоря, самолет может и по РЛС сбрасывать бомбы.
*
«Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ
от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией,
ее деятельность на территории России запрещена.