ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Контракты росчерком крыла: Су-30СМЭ произвел фурор в Сингапуре

Контракты росчерком крыла: Су-30СМЭ произвел фурор в Сингапуре


17-02-2016, 00:16. Разместил: sasha1959

Контракты росчерком крыла: Су-30СМЭ произвел фурор в Сингапуре

 
Сингапур, Сингапур , 16.02.16 - 19:24

 

Россия представила новый экспортный вариант истребителя Су-30 на авиасалоне в Сингапуре. Истребитель Су-30СМЭ представляет собой усовершенствованный вариант самолета Су-30СМ, который активно используют военно-воздушные силы России.

Новым истребителем Су-30СМЭ уже заинтересовались ряд стран

Появление на балансе Ирана любой версии Су-30 американское издание The National Interest уже назвало кошмаром для Ближнего Востока

 

Как стало известно изданию «Лента.ру» от своего источника в военно-промышленной отрасли, главное отличие экспортной машины заключается в использовании отечественной авионики при его создании. В отличии от Су-30МКИ, версии модернизированного Су-30 для индийских ВВС, здесь не используются французские компоненты. Кроме того, возможности бортовой электроники заметной увеличились. 

 

О российской авионике, используемой в различных модификациях истребителя Су-30, «Экономике сегодня» рассказал военный эксперт Андрей Миронов: 

 

«На Су-30МКИ бортовое радиоэлектронное оборудование разрабатывалось в рамках международной кооперации с участием ряда стран, среди которых присутствовали Россия, Франция, Индия и Израиль. При работе над СМЭ, похоже, были применены новые решения российских конструкторов, которые позволили заменить французские компоненты.

 

Кроме того, при работе над Су-30 СМЭ, вероятно использовались наработки МКИ, где впервые была применена авиационная бортовая радиолокационная станция «Барс», которая обеспечивала автоматическое обнаружение и сопровождение целей в сложных условиях близкого маневренного боя. Эксперты со всего мира отмечают, что российский радиолокатор смотрится выигрышнее по сравнению с тем же американским РЛС, который стоит, например, на истребителе пятого поколения F-22. Отмечается его высокая производительность и способность одновременного применения оружия по целям на земле и в воздухе».

 

Про значение бортовой электроники в современном истребителе нам также рассказал заместитель главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко»:

 

«В современных истребителях это один из самых ключевых факторов, и, наверное, один из самых сложных боевого применения машин. Живым примером здесь является история с американским F-35, когда у них большие проблемы с авионикой продолжаются до сих пор, несмотря на все торжество американской науки и компьютерных технологий. Сам факт, что на российском новом истребителе установлена отечественная электроника, учитывая все санкции и конфронтацию с Западом, очень важен.

 

Это означает, что независимо от мировой политической конъюнктуры мы сможем обслуживать эту технику, и она будет работать. Перейти на российские компоненты очень сложно, потому что после развала ОПК, которым отмечена перестройка, был потерян ряд технологий, который сейчас восстанавливается. Это может касаться тепловизионных матриц, где мы приблизились к мировым стандартам, а также военных микросхем, которые имеют серьезный уровень защиты и другой принцип работы. Догнали мы французов и в стандартах РЛС».

 

Новым истребителем Су-30СМЭ уже заинтересовались ряд стран. Первыми их покупателями могут стать Малайзия, Алжир и, возможно, в будущем Иран. Появление на балансе Ирана любой версии Су-30 американское издание The National Interest уже назвало кошмаром для Ближнего Востока.

Андрей Петров

 


Проверка реальностью

Новые шансы России на рынке военной авиации

Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости
 

Открывающийся 16 февраля 2016 года авиасалон в Сингапуре — идеальная тестовая площадка для российского производителя, с одной стороны — конкурентная, с другой — хорошо знакомая. Эксперимент обещает быть интересным: глубокая девальвация рубля и заметно усилившаяся за последние полгода репутация дают уникальное сочетание возможностей.

Рынок «Сухого»

Около 400 истребителей семейства Су-27/30, поставленных в Юго-Восточную Азию в 1990-2010-х годах, сами по себе формируют новый облик местного рынка боевой авиации. Это основа первой линии ВВС Китая, Индии, Индонезии, Малайзии, Вьетнама. При этом если для Китая и Вьетнама Су-27, а затем и Су-30 были практически безальтернативными, то у остальных выбор был куда шире.

 

Влияние Су-27 и его вариантов трудно переоценить. Благодаря им ВВС стран региона приобрели совершенно новые возможности. Прежде всего это касается дальности действия. Боевым радиусом в полторы и более тысячи километров без дозаправки и подвесных топливных баков не может похвастаться ни один из конкурентов, включая одноклассников — F/А-18Е/F, которыми в регионе, помимо регулярно «пасущихся» в местных водах авианосцев ВМС США, вооружены австралийцы, и F-15 ВВС Японии, Южной Кореи и Сингапура.

 

Впрочем, к концу 2000-х российские машины начали утрачивать ранее довольно заметное ценовое преимущество. Стоимость одного Су-30МКИ для ВВС Индии с учетом всех дополнительных соглашений и услуг перевалила за 100 миллионов долларов, а это заметно дороже «Супер Хорнета». Для повышения интереса к платформе требовалось нечто новое, и на рынок вышел Су-35 — глубоко модернизированная версия истребителя, в которой используется оборудование, разработанное в рамках проекта по машине следующего (пятого) поколения. В свою очередь, девальвация рубля и эту машину, и предшествующие версии истребителей «Сухого» заметно удешевила, а практическая демонстрация боевых качеств российских самолетов в Сирии добавила недостающую строку в «послужной список».

 

На Су-35 уже есть покупатели. Китай возьмет 24, Индонезия — 10 истребителей с возможным дальнейшим увеличением поставок. Не исключено и продолжение «индийского сериала» с Су-30. Требование сформировать к 2020 году 52 эскадрильи в составе индийских ВВС по-прежнему в силе. После провальной истории с тендером MMRCA, когда есть сомнения в поставках даже 36 «Рафалей», на которые вроде бы подписан контракт (изначально планировалось закупить 126 машин), весьма вероятно подписание допсоглашения о поставках еще 30-40 Су-30МКИ со сборкой по лицензии в Индии.

Еще больше самолетов

Наращивание численности ВВС вообще — одна из ключевых региональных тенденций. В списке обладателей крупнейших ВВС страны Азии в последние два десятилетия практически полностью вытеснили из первой десятки европейские государства.

 

В топ-10 осталась только одна страна Евросоюза — Франция, занимающая 7-е место с 1 282 пилотируемыми летательными аппаратами военного назначения всех типов. Лидируют традиционно США с парком самолетов и вертолетов военного назначения в 13 717 единиц, на втором — Россия (3 547), на третьем — Китай (2 942). А следом — азиатские государства (и вклинившиеся в их ряды Египет с Францией).

 

В первой десятке государств с наиболее крупным парком именно боевых самолетов стран Евросоюза нет вообще. Первая тройка та же: США (2 785 машин), Китай (1 528) и Россия (1 432). Далее в топ-10 — только азиатские государства и примкнувший к ним Египет.

Удивляться этому не приходится — военные возможности определяются экономическими, а центр мирового экономического роста достаточно давно переместился на Восток.

 

Понятно, что состояние европейской авиации Россию интересует лишь с точки зрения военного потенциала НАТО. Спроса на отечественные боевые машины в Европе никто не ждет, да и гражданские перспективы крайне туманны. Что же касается других частей света, то, помимо АТР, где, кроме Китая, Индонезии и Индии, не стоит исключать новых контрактов с Вьетнамом и Малайзией, наиболее перспективно выглядит Ближний Восток — в первую очередь Иран и Северная Африка. Можно отметить уже заключенный контракт на поставку МиГ-29 в Египет, но, учитывая заинтересованность этой страны в возобновлении туристического потока из России, вероятен успех в переговорах и по другим видам техники, в том числе и по гражданским самолетам.

 

Гражданскую авиацию Россия планирует поставлять и в страны АТР. По прогнозам Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), до 2030 года в регионе предполагается сбыть не менее 150 самолетов SSJ-100 в базовой версии и версии SV (с увеличенной длиной и пассажировместимостью). Хотя, судя по всему, громких контрактов в этой сфере на Singapore Air Show-2016 не будет.

Летающие парты

Еще одна потенциальная точка роста принадлежит сектору учебных машин. Реактивный Як-130 уже пользуется спросом, а на сингапурском шоу публике продемонстрируют модель нового поршневого учебного самолета Як-152, предназначенного для первоначальной подготовки летчиков. В идеале Як-152 и 130 позволят выстраивать полный цикл подготовки пилотов практически для всех существующих машин четвертого поколения, как отечественных, так и зарубежных.

 

В регионе первым обладателем Як-130 стал Бангладеш, получающий эти машины с 2015 года. Преимущество Як-130, особенно в странах третьего мира, — способность выполнять боевые задачи и сокращение его цены в силу уже упомянутых экономических процессов — должно поспособствовать переходу некоторых ведущихся переговоров из стадии обсуждения взаимного интереса к этапу выработки конкретных условий контракта.

***
Сингапур не обещает рекордных объемов сделок и прорывных контрактов для российского авиапрома. Прорывы и успехи традиционно большей частью «резервируются» за домашними салонами МАКС, а также индийскими и китайскими форумами.

Однако сама по себе выставка в одной из самых развитых стран АТР позволяет напрямую оценить привлекательность российских вариантов на фоне основных соперников по рынку, причем там, где российские боевые самолеты уже надежно завоевали место под солнцем.

 

 

 


Вернуться назад