ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Ударный украинский беспилотник: мечты и реальность
Ударный украинский беспилотник: мечты и реальность3-02-2016, 10:29. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Ударный украинский беспилотник: мечты и реальность
ОКБ Антонова разрабатывает «Запорожец» с крыльями.
Секретарь Совета государственной безопасности и обороны Александр Турчинов объявил о том, что в конце этого года или в начале следующего появится украинский ударный беспилотник. Это должно стать достойным ответом не только России, но и Западу. «Потому что сегодня у нас есть, к сожалению, реальная проблема — мы ограничены в получении образцов боевых БПЛА, — посетовал Турчинов. — И тут продолжается, я считаю, неразумное ограничение нашей страны по военно-техническому сотрудничеству в части летального оружия». Более того, эти беспилотники не только поступят в украинскую армию, но и разлетятся по всему миру, поскольку они должны стать «конкурентными на внешних рынках». Правда, руководитель «Укроборонпома» Роман Романов все-таки чуть подкорректировал Турчинова, передвинув дату триумфа авиапрома на середину следующего года. Надо сказать, что Александр Валентинович — выдающийся ньюсмейкер, по его высказываниям буквально плачет одесский юмористический журнал «Фонтан». На днях он сообщил о скором создании крылатых ракет «Ольха», которые, будучи размещенными в селе Лютое, причинят большой ущерб москальскому Кремлю. Однако у большинства украинских СМИ при комментировании высказываний Турчинова юмора не хватает. Поэтому они начинают говорить довольно грубо. Например, 17-й телеканал так озаглавил интервью с авиационными специалистами — «Турчинов лжет? Украина не готова производить ударные беспилотники». Чтобы понять, готова или не готова «незалежная» потеснить с рынка американских производителей «Предаторов», необходимо ответить на два простых вопросов. Есть ли у Киева деньги на такую разработку? И кто будет беспилотники создавать? С деньгами, в общем, все довольно очевидно. В 2016 году украинский оборонный бюджет составляет 5% от национального, он равен 100 млрд. гривен, что эквивалентно 4 млрд. долларов. Для того, чтобы создать нормальный ударный БПЛА «Предатор» американская компания General Atomics потратила 2,5 млрд. долларов. То есть больше половины украинского военного бюджета. Такая трата была бы для Киева непозволительной роскошью, в то время как в армии ощущается острая нехватка совершенно необходимого оружия и боеприпасов. Так, недавно Министерство обороны Украины сообщило о крупной закупке обмундирования, совершенно необходимого для опознавания своих солдат командирами. Следует учитывать и то, что «Предатор» создавался не с нуля. Он стал модернизацией разведывательного дрона GNAT-750, запущенного в серию в 1989 году. «Предатор» же совершил свой первый полет в 1994 году. И лишь в 2001 году на него были установлены ракеты «земля-поверхность» с необходимым прицельным оборудованием. Стоимость одного «Предатора» находится в пределах от 4 до 17 млн. долларов в зависимости от модификации. Есть, конечно, и более дешевые разработки. Например, популярный израильский «Гермес 450» стоит 3 млн. долларов, а его разработка обошлась в 1,5 млрд. Но и это больше трети украинского бюджета. К тому же это разведывательный беспилотник, на который можно устанавливать ракету. Причем вес боевой нагрузки весьма ограничен. Он способен поднимать в воздух 200 кг, включая бензин. И мощность двигателя не велика — 52 л.с. при 104 л.с. у «американца». В связи с чем использование этого БПЛА в качестве ударного весьма ограничено, штатно он используется только как разведчик. На Украине задела, который мог бы использоваться в качестве платформы для ударного дрона, нет. Правда, в громогласных сводках Министерства обороны периодически говорится о начале производства в этом году БПЛА собственной разработки — Spectator. Это разведчик, разработанный студентами Киевского политехнического института. Его выпуск начинается на заводе «Меридиан». При советской власти это было Производственное объединение им. С.П.Королева, входившее в состав Министерства промышленности средств связи. Объединение выпускало разнообразные измерительные приборы и средства автоматизации измерений. Теперь вот занялось беспилотниками. Spectator — это миниатюрный летательный аппарат. Его взлетный вес — 5,5 кг, полезная нагрузка — 1,5 кг. То есть при переделывании его в ударный можно подвесить разве что рогатку. Разумеется, создателями ударной новинки он в расчет не принимается. Турчинов назвал в качестве разработчика и производителя ОКБ Антонова. Действительно, очень солидная фирма. Однако прославленное ОКБ изначально занималось выпуском грузоподъемных транспортных самолетов, среди которых абсолютный рекордсмен по грузоподъемности — Ан-225 «Мрия». Последняя разработка — Ан-178, который украинцы намереваются назвать «Бандерой», — также вполне серьезная машина с грузоподъемностью почти в 20 тонн. Но оптимальные характеристики ударных дронов предполагают совсем другие масштабы — максимальный взлетный вес порядка тонны. То есть это что-то типа выпускавшегося на Запорожском автозаводе «Запорожца», но немного подлиннее, с крыльями и парой ракет. На ОКБ Антонова нет ни опыта, ни специалистов для создания столь ювелирных (на фоне транспортников) изделий. Если они и занимаются минимизацией узлов и оборудования, то десятки граммов «не ловят». Существует и еще множество моментов, из-за которых на базе большого ОКБ придется создавать по сути малое ОКБ по разработке ударных беспилотников. Здесь имели дело с поршневыми двигателями лишь до середины 50-х годов прошлого века, когда был запущен в серию знаменитый «Кукурузник» — Ан-2. Здесь не имеют представления о методах снижения заметности самолета. Никогда не устанавливалось на самолеты вооружение. Нет ни малейшего опыта работы с прицельным оборудованием для обслуживания высокоточных ракет. Да и с ракетами большая проблема. Есть советские для подвески на советские же истребители, которые дрон не потянет. Правда, киевское КБ «Луч» выпускает некорректируемые и корректируемые ракеты «земля-поверхность» — АР-8 и АР-8Л. Но они слабоваты для нанесения серьезных ударов, их БЧ весит вдвое меньше, чем БЧ AGM-114 для «Предатора» — 4 кг против 8 кг. Но тут есть один нюанс. Эти ракеты сделаны киевлянами на базе НАР С-8, разработанной в московском КБ Точмаш в советский период. Причем они предназначаются для запуска из кассет, вмещающих либо 7, либо 20 ракет. Есть еще в КБ «Луч» и своя корректируемая авиабомба, но весит она запредельно — 850 кг. Правда, ни названия у нее нет, ничего не сообщается и о ее серийном производстве. При этом необходимо учитывать, что оснащение летательного аппарата управляемыми ракетами — это процесс очень нескорый, требующий длительной доводки и последующих испытаний. К 2017 году можно успеть сделать разве что трамвай. Но вот с трамваями на ОКБ Антонова дела обстоят неважно. Для того чтобы выжить в суровых экономических условиях, предприятие разрабатывало и трамваи, и другой городской транспорт. Но разработки оказались слишком дорогими, и в серию они не пошли. Можно предположить, что антоновцы смогут переплюнуть компанию General Atomics по части стоимости создания ударного дрона. А между тем на Украине совсем недавно было одно предприятие, которое могло бы более профессионально заняться разработкой БПЛА. И оно уже этим делом занималось с 2009 года. Это одесская компания «Юмик Аэроспейс». В 2014 году, когда в Киеве произошел переворот, руководство компании провело, смело можно сказать, спецоперацию по перебазированию в Крым, в Севастополь. Оборудование демонтировали, грузили на фуры и тайно вывозили из страны окольным путем — через Беларусь. В Севастополе зарегистрировали новую компанию — промышленный комплекс «Вектор». В него входят три завода: по производству комплектующих и авиационных двигателей, по разработке БПЛА и по созданию систем управления и средств связи для БПЛА. Что мы знаем об этой компании? Сравнительно немного. Несомненно одно — за 6 лет она накопила определенный опыт. И даже спроектировала целую линейку беспилотников. 2-килограммовый малютка-разведчик с электромотором SM-7. Незадолго до передислокации он был передан Министерству обороны Украины для тестирования. 240-килограммовый беспилотник гражданского применения SM-1 с дальностью 500 км. И, наконец, ударный БПЛА SM-2B. У него та же дальность действия — 500 км. Как утверждают разработчики, он способен нести 4 ракеты. Правда, совсем небольшие — 1 кг БЧ. И, в общем, непонятно какие это ракеты и чьего производства — SM600GE. Ни в одном каталоге они не значатся. Следовательно, можно предположить, что это фирменная разработка. И это обстоятельство вызывает некоторые сомнения относительно реальности проекта. Странным кажется и то, что ракета наводится по координатам, получаемым с GPS-приемника. То есть работать по движущимся целям она не способна. Но, каковой бы ни была реальность, Украина лишилась и этой компании, которая наиболее удовлетворяла требованиям к производителям ударного БПЛА. И вполне смогла бы его сделать в обозримом будущем. Разумеется, в следующем десятилетии. Что же касается шансов ОКБ Антонова, то они, конечно, очень велики. Однако эта компания слишком инерционна, и на освоение новой проблемы ей потребовалось бы весьма продолжительное время. Но сколько времени не дай, а выполнить «наказ» Турчинова она не в состоянии в условиях разваливающейся экономики и вымывания из отрасли подлинных профессионалов. Так что вопрос, заданный 17-м телеканалом, абсолютно риторический. Разумеется, Турчинов лжет. Вернуться назад |