По сообщениям ТАСС, военнослужащие отдельной арктической
мотострелковой бригады Северного флота провели первые ознакомительные
занятия по управлению транспортом коренных народов Севера – оленьими и
собачьими упряжками. Занятия прошли в оленеводческом хозяйстве в районе
поселка Ловозеро под Мурманском на 30-градусном морозе. Для обогрева
военных были успешно использованы традиционные жилища кочевых народов
Севера - чУмы.
Во время занятий военнослужащие попробовали управлять
собачьими и оленьими упряжками, отработали тактические элементы
проведения рейдовых действий. По информации Минобороны России, северные
олени активно использовались в ходе Великой Отечественной войны - тогда
было мобилизовано более 10 тысяч животных. http://tass.ru/armiya-i-opk/26...
«В первую военную зиму во всех дивизиях
14-й армии стали организовываться оленетранспортные подразделения. В
них служили саамы, ненцы и коми. Оленей часто использовали не только для
отправки раненых и доставки военных грузов, но и при заброске
разведчиков в тыл врага, для вывоза подбитых самолетов и их экипажей и
для поддержки связи с пограничниками. Оленеводы спасли жизнь многим
солдатам и командирам 14-й армии и Северного флота. За годы войны
вывезли с передовой более 10 000 человек, доставили на фронт по
бездорожью 17 000 тонн боеприпасов и военных грузов, эвакуировали из
тундры более 160 вынужденно севших и подбитых самолетов, кроме того,
переправили для выполнения боевых заданий около 8000 военнослужащих и
партизан, многих — в дальние тылы врага» - пишет, в своей книге, Киселев А.А. (Война в Заполярье. Мурманск, 1995).
ФОРМИРОВАНИЕ ОЛЕНЕТРАНСПОРТНЫХ БАТАЛЬОНОВ
Тундра…
Болота. Голая, покрытая скалами земля. Долгая зима с буранами и
метелями. Армия в таких условиях испытывала значительные трудности в
снабжении. Обильные снегопады на двое-трое суток могут задержать
автомобильный и гужевой транспорт, который с нетерпением ждали солдаты
на передовой, раненые в эвакогоспиталях, артиллеристы на огневых
позициях.
В годы Великой Отечественной войны в обороне
Советского Заполярья принимали участие уникальные подразделения,
уникальные не только для Красной Армии, но и для армий других стран. В
военных билетах наших бойцов появилась запись - «ездовой оленевод». Речь
идет об оленетранспортных дивизионах.
Впервые
в Красной Армии олений транспорт показал свою жизнеспособность еще во
время Финской войны. Тогда-то и были разработаны основные положения по
использованию оленей в войсках.
Выгоды оленьей упряжки были
неоспоримы: на санях легко по бездорожью проникнуть в тыл врага.
Северный олень неприхотлив к пище, не требует специального ухода, сам
добывает себе корм. И в тундре, и в лесу он всегда найдет себе
пропитание — серебристый ягель. Кормом для него служат трава, листья,
которых много под ногами. Олень никогда не нарушит тишины - даже
раненый, он не издает ни звука. И, что немаловажно, ни одно крупное
упряжное животное не сможет пробежать по снежной целине десятки
километров за сутки. А олень очень вынослив. Форсированным маршем олени
способны преодолеть до 80 км в сутки.
Вот цитата из Постановления Государственного
Комитета Обороны от 20 ноября 1941 года: «Призвать из народного
хозяйства Архангельской области, Коми АССР, Ямало-Ненецкого автономного
округа: каюров — 1400 человек, оленей — 10000 голов, нарт — 500 штук.
Направить призываемых в распоряжение Архангельского облвоенкомата со
сроком прибытия не позднее 1 января 1942 года. Обеспечить
продовольствием и фуражом на путь следования. Каюров направить в
исправной одежде и обуви».
ФРОНТОВЫЕ БУДНИ
Условия
жизни личного состава бригад были экстремальными. Бойцы ютились в
снежных ямах, покрытых ветками и плащ-палатками. Дров не было, сырые
ветки кустарника не горели. Теплого обмундирования и обуви не хватало.
Продовольствие и боеприпасы подвозили с перебоями. Многие бойцы
заболевали. Усилился падеж оленей. До половины личного состава ежедневно
направлялись на расчистку дорог в расположение 10-й гвардейской
дивизии. Это сильно выматывало бойцов физически и морально.
Но главное, для чего были созданы бригады,
выполнялось. Был установлен режим работы оленьих транспортов. После
часового режима движения делался десятиминутный перерыв для отдыха
оленей, осмотра упряжки, состояния нарт и груза. Пребывание оленей в
упряжке ограничивалось восемью часами в день, а через четыре рабочих дня
устраивался однодневный отдых.
Стрелок Первого оленьего
транспортного батальона Филипп Александрович Филиппов вспоминает, как
отнеслись вначале к их оленьим обозам фашисты: «Решив, что это ездят
туда-сюда крестьяне-оленеводы, они их просто игнорировали. И только
спустя время „раскусили" суть этих челночных поездок. И тогда стало
небезопасно курсировать даже в темное время»(Михняк Т. На упряжке —
через Мурман // Ловозерская правда. 1994. 23 мая)
Способ
перевозки был самым различным. Материальная часть артиллерии и минометов
транспортировалась на нартах, специально для этого приспособленных.
Например, для перевозки четырехорудийной батареи горных 77-
миллиметровых орудий с 560 снарядами требовалось 315 оленей, 82 грузовых
и 30 легковых нарт. Если же 77- и 45- миллиметровые орудия требовалось
переместить на близкое расстояние, его просто устанавливали на лыжи и
буксировали за оленями.
Особое место в перевозках занимала
эвакуация раненых. Такая эвакуация проводилась в радиусе 7–10
километров, то есть от переднего края до полкового медицинского пункта.
Полковому медпункту для этого предавали взвод оленьего транспорта. Для
санитарного транспорта олени использовались даже во время десантных
операций. С передовых позиций вывозили раненых, а обратно перебрасывали
боеприпасы. Один из бойцов-оленеводов из Ловозера — А. Сорванов
рассказывал: «Много раненых на войне наши олени спасли. Раненый человек,
потеряв много крови, замерзает. Оленья шкура тепло хорошо держит.
Завернешь раненого в шкуру, положишь на нарты и везешь»
На оленях мчались офицеры связи, доставлялась срочная
почта. С целью рекогносцировки местности на них ездили и генералы, в том
числе и сам командующий 14-й армией Владимир Иванович Щербаков. Даже
командующий фронтом К. А. Мерецков не гнушался проехаться вдоль фронта
на оленьей упряжке, правда, отмечал капризность этих животных.
Большую
помощь оказывали олени и авиации. Почти у каждого оленевода было по
одному и даже по два «крестника» из летчиков. Подобьют где-нибудь над
снежным полем наш самолет, кто летчика заберет, кроме них?
Олени
отлично проявили себя и в морских операциях. Е. И. Горбунов вспоминает:
«Однажды мы проводили крупный десант в тыл противника. Сопровождали
десантные операции олени. В двух–трех километрах от берега мы накреняли
верхнюю палубу корабля и таким образом сбрасывали их в воду. Причем
олени доплывали до берега быстрее шлюпок» Подразделения блестяще
оправдали надежды. После буранов и снежных заносов фронтовые
коммуникации оказывались непроходимыми даже для гусеничного транспорта.
Но не для оленей. Бывали случаи, когда, оказавшись в ледяной воде, олени
передними копытами ломали и дробили ледяную кромку, пробивались к
прочному льду и, выпрыгнув, вытягивали нарты.
Таким образом
оказалось, что во время войны действия армейских оленетранспортов были
очень эффективны. Оленеводы ехали по горам и болотам, плыли запряженные
олени через реки и озера и морем в десантах без единого звука. Олени не
лают, не воют, не ржут, не стонут. Олени помогли выстоять и защитить
родной край.
В своих мемуарах командующий Карельским фронтом К. А. Мерецков писал: "Боевые
операции в Заполярье являлись в истории Великой Отечественной войны
уникальными, ибо нигде более нам не доводилось обороняться и наступать в
такой природной зоне». Уникальным был и транспорт, который использовал
советский солдат!"