ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > "Откалиброванные" корабли проекта 22800 - головная боль врагов России

"Откалиброванные" корабли проекта 22800 - головная боль врагов России


8-01-2016, 17:17. Разместил: sasha1959
сегодня, 14:30


"Откалиброванные" корабли проекта 22800 - головная боль врагов России

'Откалиброванные' корабли проекта 22800 - головная боль врагов России
 
Фото: Politrussia.com
 

Замминистра обороны России Юрий Борисов сообщает о новейших кораблях проекта 22800 — первые два корабля заложены на судостроительном заводе «Пелла» (Санкт-Петербург):

 

«Они будут вооружены ракетными комплексами "Калибр", мощным артиллерийским комплексом и в перспективе — комплексом ПВО».

 

На этом заводе запланирована постройка семи первых кораблей серии, а в течение года будет объявлен конкурс на продолжение серии.

 

Корветы проекта 22800 «Каракурт» предназначены для замены фрегатов проекта 11356 «Буревестник» — многоцелевых сторожевых кораблей дальней морской зоны. Проект 11356 — это глубокая модернизация проектов 1135 и 1135М, которые входят в состав ВМФ России с 1968 года. Пора создавать новые боевые корабли, не так ли?

 

Также «Каракурты» в перспективе должны заменить ракетные катера проекта 12411 «Молния» и малые ракетные корабли (МРК) проекта 12341 «Овод», используемые как сторожевики. Прототипами проекта, очевидно, являются ракетно-артиллерийские катера проекта 12300 «Скорпион», который был разработан ЦМКБ «Алмаз» ещё в 90-х годах и так и не был построен из-за ельцинской политики разрушения армии и флота; а также проект 21631 «Буян-М» Зеленодольского ПКБ, сконструированный для каспийской акватории и прилегающих рек, и поэтому обладающий низкими мореходными качествами.

 

К сожалению, подробных сведений о новинке мало. Хотя, с другой стороны, — российское новейшее вооружение уже привычно преподносит сюрпризы при рассекречивании ТТХ, так что не будем требовать всё и сразу. Пока даже внешний облик не удаётся найти в открытых источниках: журналисты используют, явно копируя друг у друга, фото схожих кораблей и выставочных макетов (чаще всего используют фото артиллерийско-ракетного катера проекта 12300).

Но кое-что уже известно, и это «кое-что» откровенно радует.

 

Про ракеты 3М14 «Калибр», по классификации НАТО SS-N-27 «Sizzler» («испепелитель»), мир узнал после «рекламной акции» в Сирии. Напомним, что тогда появился анекдот: «Самым популярным инструментом в Google maps стала линейка: пользователи отмеряют 1500 км от российских морей и озадаченно чешут в затылке».

 
Видео: http://www.youtube.com

 

Вообще-то обычное применение циркуля даёт некорректные результаты: необходимо учитывать, что карты имеют значительные искажения, т.к. поверхность Земли проецируется на плоскую развёртку. Кроме того, расстояние необходимо откладывать не от центра того же Каспия, а учитывать его протяжённость.

 

В результате реальная зона поражения крылатыми ракетами «Калибр-НК» из акватории Каспийского моря (показано красным) и акватории Чёрного моря (показано синим) значительно больше, чем «просто от циркуля» (показано красными окружностями):

 
Фото: http://topwar.ru

 

Видите, как уютно теперь в Европе, да и в Великобритании тоже? Да и на неспокойном Ближнем Востоке успокоительные меры могут быть приняты без какого-либо предварительного перебазирования соответствующих кораблей.

 

Не буду пересказывать характеристики «Калибра» в очередной раз, просто напомню отлично написанные статьи В. Руднева «Чем НАТО собирается сбивать "Калибр”», «Ракеты ”Калибр” разбомбили остатки авторитета НАТО» и «”Калибр” стреляет мимо договора и сквозь ПРО». Впрочем, из последней процитирую небольшой отрывок, важный в контексте дальнейшего развития темы, на тему запуска «Калибра» с использованием 533-мм торпедных аппаратов:

 

«Торпедные аппараты калибра 533 мм могут стоятьна чём угодно! На подводных лодках класса 636 (модернизированная "Варшавянка”), на сторожевиках и даже на поступивших в Каспийскую флотилиюмалых ракетных катерах 21631 "Буян-М”. А это вообще"карапузы” водоизмещением 950 тонн класса река-море. Отстрелялся — и ушел в Волгу, в камышах прятаться. Другими словами, на палубе "торчит” старый ржавый торпедный аппарат, которому сто лет в обед. Что лежит под палубой —не видит ни один спутник. "Калибр” не попадает ни под один договор о ракетных ограничениях: это не стратегическая ракета, это ракета не наземного базирования».

 

Понятно, что на море в камышах не спрятаться, но картина «корвет с "Калибрами” ходит по своим делам в море и нервирует противника своим присутствием» вполне рисуется. Гигантомания американских авианосных соединений — следствие гигантских затрат, а также агрессивной внешней политики. Россия исторически не ведёт захватнических войн, а с учётом современной обстановки остро нуждается в стратегическом ядерном оружии сдерживания и тактических, но при этом высокоточных, достаточно мощных и мобильных ракетных установках.

 

Для сухопутных войск можно как пример привести боевой железнодорожный ракетный комплекс «Баргузин», невозможность же эффективной маскировки на море приводит к иной концепции: множество небольших кораблей, оснащённых высокоэффективным оружием, обеспечивающих, образно говоря, защиту нападением.

 

Что такое корвет? В принципе, корвет — это класс военных кораблей, предназначенных для сторожевой и конвойной службы, а также противолодочной и противовоздушной обороны военно-морских баз и других береговых объектов. В советском флоте такой классификации не было, и подобные корабли относили к сторожевым кораблям ближней зоны действия. Согласно же классификатору НАТО, к корветам относили малые противолодочные и ракетные корабли и даже большие ракетные катера.

 

Сейчас в составе ВМФ РФ имеется лишь один вид официально именно корветов — корабли проекта 20380, про проект 22800 «Каракурт» обычно пишут именно как про малый ракетный корабль — очень похоже, что название «корвет» очень нравится журналистам, а если факты не соответствуют, то тем хуже для фактов.

 

Два первых корабля проекта, заложенных на заводе «Пелла», получили имена «Ураган» (заводской № 251) и «Тайфун» (заводской № 252): первый должен войти в состав ВМФ в 2017-м году, второй — в 2018-м. Согласно открытым для публикации данным, водоизмещение кораблей будет всего около 800 т, размеры — приблизительно 60х9 м, осадка — 4 м. Заявлялась скорость до 30 узлов и автономность до 3000 морских миль (т.е. к дальности полёта «Калибра» надо добавлять и удаление корабля от берега, получается ещё приятнее).

 

Вооружение — восемь ракет «Калибр» различных типов, артиллерийская установка калибра 76 мм (изначально планировалась установка А-190 калибром 100 мм). Зенитное вооружение — 30-мм автоматическая пушка и ракетно-артиллерийская система, для которой пока не известно точное наименование, как и для комплекса радиоэлектронного оборудования.

 

Критики утверждают, что малые ракетные корабли имеют очевидные недостатки, главным из которых является малая защищённость от атак с воздуха («недостатки» вида «не справится с линкором один-на-один» отметаем как несерьёзные). Конечно, такой недостаток имеется, но он не специфичен: корабль малого тоннажа физически не может иметь высокоэффективное ПВО, включая противоракетные комплексы. И, знаете ли, самоходные артиллерийские установки «почему-то» имеют значительно более слабое бронирование, чем танки, а уж против самолёта самоходка — вообще недоразумение какое-то.

 

У каждого вида вооружения — своя боевая задача, и в данном случае крайне важна эффективность применения высокоточных ракет на территориях, обозначенных на вышеприведённой карте: и Европа должна себя вести прилично, а не продвигать НАТО всё ближе к России, и с ДАИШ надо доводить дело до конца.

 

При этом, по некоторым данным, в проект сразу заложена модульность конструкции, что характерно для современной российской военной техники в целом. То есть, возможно, что «Каракурты» будут иметь несколько модификаций, отличающихся вооружением — с ходу можно назвать как вероятные варианты: патрульно-пограничный, противолодочный и ударный.

 

Таким образом, появление современного корабля такого класса можно лишь приветствовать, и сразу можно сказать, что заявленное количество слишком мало для потребностей российского флота. Но не всё сразу…


Вернуться назад