ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Российско-иранское военное сотрудничество по Сирии углубляется

Российско-иранское военное сотрудничество по Сирии углубляется


22-12-2015, 06:52. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
США
Ссылка на оригинал

Российско-иранское военное сотрудничество по Сирии углубляется


Российско-иранская военная кооперация в Сирии может быть более широкой, чем многие полагали. Иранские вооруженные силы позволяют российским самолетам использовать их аэродромы для обеспечения боевых действий над Сирией. Такое развитие событий весьма примечательно: Иран является один самых ярых антиколониальных режимов в мире, и, тем не менее, позволяет бывшей колониальной державе, которая некогда делила Персию с Великобританией, размещать войска на своей территории. России, похоже, требуется доступ к иранским аэродромам для поддержки своих боевых операций в регионе, а Тегеран, кажется, готов это позволять. В противовес мнению западных аналитиков о том, что Россия пытается оттеснить Иран в Сирии, в военном отношении Россия становится зависимой от тесных отношений с Тегераном в большей степени, чем это предполагалось ранее.

Иранские истребители сопровождали российские бомбардировщики в иранском воздушном пространстве - это видно на видео, снятом и распространенном российскими ВВС. Военный эксперт Бабак Тагхвай (Babak Taghvaei) сообщает (его цитирует The Aviationist), что русские бомбардировщики Ту-95МС, Ту-160 и Ту-22М с конца ноября летали через юго-запад Ирана для выполнения боевых заданий против повстанцев и сил «Исламского государства» в Сирии, они пролетали к юго-западу от Тегерана над Исфаханом и Ахвазом, затем пересекали иракскую границу в районе Басры. Спутниковые фотографии, полученные и проанализированные AllSource Analysis показывают, что новейшие российские боевые самолеты по крайней мере один раз использовали базы ВВС Ирана для промежуточной посадки при выполнении бомбовых ударов в Сирии.

Один такой самолет, истребитель-бомбардировщик Су-34 Fullback, был замечен на стоянке военного аэродрома Шахид Ноджех в северо-западной провинции Хамадан, Иран, 23 ноября 2015 года, и оставался там по крайней мере в течение двух дней. Транспортный самолет Ил-76 прибыл, вероятно, вечером 24 ноября. К 5 декабря оба самолета покинули базу, согласно данным AllSource.

Су-34 это новейший истребитель-бомбардировщик с радиусом действия в 2500 миль (с полной боевой нагрузкой), способный дозаправляться в воздухе. Как сообщается, он способен атаковать четыре цели одновременно, и применять как ракеты класса воздух-воздух, так и вооружения для действий по наземным целям. Бронированная кабина самолета позволяет ему участвовать в непосредственной поддержке сухопутных войск над полем боя, подобно американскому штурмовику А-10. Предполагается, что он имеет малую заметность для радаров, что осложняет его обнаружение и отслеживание, а также оснащен высокоэффективной РЛС и мощной авионикой.

Время, проведенное самолетом на аэродроме, заставляет предположить, что у Су-34 возникли технические проблемы, он приземлился на авиабазе Шахид Ноджех, где дожидался Ил-76, прибывшего с техническим оборудованием и/или техперсоналом, а затем сразу покинул базу. Аналитики AllSource не заметили признаков того, что российский самолет использовал базу для каких-либо других целей, хотя на схеме Тагхвая в Хамадане указаны два российских самолета-заправщика Ил-78 в состоянии готовности (впрочем, он не предлагает каких-либо доказательств своего утверждения).

Авиабаза Шахид Ноджеф, как бы то ни было, дает определенные преимущества в том случае, если цель Тегерана – скрыть активную поддержку, предоставляемую российским военным операциям на его собственной территории. Хотя у Ирана есть много аэродромов вдоль маршрутов российских самолетов, летящих в Сирию и из нее, Шахид Ноджеф это чисто военный аэродром, без присутствия гражданской авиации, и расположен он довольно далеко (порядка 50 километров) от ближайшего крупного населенного пункта - города Хамадан, столицы одноименной провинции. Идеальное место, чтобы обеспечить тайную поддержку российских боевых миссий на земле.

Сама по себе база, так или иначе, не особо примечательна и не имеет стратегического значения. Англоязычные и иранские блоггеры писали, что на ней располагались 31-я тактическая разведывательная и 31-я тактическая истребительная эскадрильи, вооруженные истребителями-бомбардировщиками RF-4 и F-4 D/E «Фантом». Съемки иранских новостей указывают на то, что F-4 покинули эту базу в середине 2014 года. На базе не замечено признаков присутствия F-14, например, или каких-нибудь самолетов советского производства, представляющих относительно более современный компонент иранского воздушного арсенала. База, тем не менее, довольно большая: ВПП длиной 15 тыс.футов, развитая система рулежных дорожек, и множество ангаров и бункеров – всё, судя по всему, в хорошем состоянии. Идеальный аэродром подскока для российских самолетов.

В дополнение заметим - ирония ситуации состоит в том, что Исламская Республика Иран, неистовый приверженец антиколониализма, снова позволяет бывшей империи размещать базы на своей территории. Этот инцидент также показывает степень, в которой Россия нуждается в тесных отношениях с Ираном, чтобы проводить крупную военную операцию в Сирии без существенного присутствия на земле. Владимир Путин использует самолеты и корабли из России, из Каспийского и Средиземного морей, для нанесения ударов по целям в Сирии - ради демонстрации возможности проецировать силу на большие расстояния. Он бы не мог поддерживать интенсивность воздушной кампании, которую он сейчас ведет в Сирии, без таких средств, как дальние бомбардировщики и истребители-бомбардировщики, что остаются на базах в России. Переброска этих бомбардировщиков в Сирию – вроде межконтинентальных стратегических ракетоносцев Ту-160 Blackjack – была бы чрезвычайно провокационным действием. Это также сделало бы их объектом атак со стороны повстанцев, которые часто подбираются к базе в Латакии, где бы они базировались, на дальность ракетного или артиллерийского удара.

Путин, следовательно, нуждается в открытом и надежном воздушном коридоре из России в Сирию. Такой коридор должен проходить через иранское воздушное пространство, имея в виду возрастающую напряженность между Россией и Турцией. Однако дальность полетов и благоразумие требуют возможности посадки самолета на пути в регион, который является опасной зоной военных действий. Таким образом, наличие некоего соглашения - по меньшей мере по поводу вынужденных посадок и поддержки действий в Иране - неизбежно. Этот факт повышает зависимость России от Ирана и предполагает пределы, в которых Путин сможет позволить себе противоречить лидерам Ирана в проведении его собственной политики и преследовании собственных интересов внутри Сирии.
Вернуться назад