ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > С-400 приводит Турцию в чувство. Вечный турецкий страх. Сирийский гамбит Москвы
С-400 приводит Турцию в чувство. Вечный турецкий страх. Сирийский гамбит Москвы3-12-2015, 08:55. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
С-400 приводит Турцию в чувство Эрдоган больше не угрожает сбивать российские самолёты.
После серии жёстких мер со стороны России в ответ на уничтожение российского самолёта Су-24М турецкое руководство решило немного отыграть назад скандальную ситуацию. Президент Турции Реджеп Эрдоган неожиданно заявил, что он «очень огорчен» и сожалеет о случившемся. Хотя, возможно, что речь идёт лишь о введённых со стороны России санкциях против турецких компаний. Поскольку официальных извинений за трагический инцидент в воздухе Москва так и не услышала. Тем не менее, это весьма показательное изменение общей риторики главы Турции. Напомним, по горячим следам Эрдоган утверждал, что и дальше продолжит сбивать российские самолеты. Поскольку, по его мнению, виновата в этой ситуации будет Москва, бомбардировщики которой якобы нарушают воздушное пространство Турции. Аналогичную позицию «ни войны, ни мира» занял премьер страны Ахмет Давутоглу. Он подтвердил, что никаких извинений Анкара в адрес России приносить не собирается. При этом парадоксально, но г-н Давутоглу, оказывается, рассчитывает «на пересмотр мер, принятых Россией против Турции в связи с инцидентом с Су-24». Анкара беспрепятственно вернула на родину тело погибшего российского пилота. Турецкий премьер даже «расщедрился», назвав русских «дружелюбными» людьми. Видимо, оценив сдержанность Москвы, которая предприняла все меры для недопущения подобных провокаций впредь. При этом, не дав втянуть себя в открытый конфликт, на что буквально нарывалась Анкара. Изменение тональности высказываний турецких властей выглядит как признание того, что турки совершили очевидную глупость, полагает президент Центра политической конъюнктуры России Сергей Михеев. — Хотя, скорее всего, к этому их подтолкнули американцы. Соответственно, Анкара ожидала более мощной поддержки от Запада и менее жёсткой реакции со стороны РФ. Не исключено, турецкие власти рассчитывали на то, что российская сторона проявит малодушие и просто откажется от продолжения военной операции в Сирии. Или, по крайней мере, приостановит её в тех северных районах, которые турки считают своими. В итоге получилось совсем не то, на что рассчитывали. Американцы и НАТО формально поддержали Анкару, но фактически предложили разбираться с Москвой самостоятельно. — Можно ли оценивать российскую позицию как жесткую? — Вполне. Изначально было понятно, что «ударов возмездия» без соответствующего повода не будет. Но военный ответ был дан. Я имею в виду размещение ЗРК С-400 на авиабазе «Хмеймим», крейсера «Москва», оснащенного системой ПВО «Форт», аналогичной С-300, а также установку станции активных помех «Рычаг-АВ». Плюс мы продолжаем зачищать сирийско-турецкую границу от террористов и пособников Анкары. Протурецкая инфраструктура ощутимо страдает от наших ударов. Оказалось, что Турция не способна удерживать планку напряжённости на том уровне, на который её поднял Эрдоган. То есть риски, возникшие в результате авантюры со сбитым российским Су-24М и убийством лётчика, а также морпеха, оказались выше тех, на которые рассчитывала Анкара. Поэтому премьер Давутоглу «даёт обратку», это чисто по-восточному. Хотя, по большому счёту, турецким властям просто некуда деваться. — Возможно ли и при каких обстоятельствах повторенное нанесение «удара в спину» со стороны Турции? Давутоглу назвал русских «дружелюбными», это не означает, что он считает нас слабыми и уступчивыми? — Не думаю, что признаком силы с нашей стороны было бы сбить турецкий самолёт. Тем более, если он не пересек сирийское воздушное пространство. Если уж сбивать то так, чтобы он упал на сирийской территории. Насколько я знаю, со времени трагического инцидента с нашим самолётом турецкие ВВС перестали позволять себе такие вольности. Это говорит о том, что турки не уверенны в том, что им надо так поступать. Они отдают себе отчёт в том, к чему это может привести. — Не может ли Турция осмелеть, когда состав западной коалиции в небе над Сирией пополнится бомбардировщиками Великобритании, Германии? Договорённости об исключении разного рода эксцессов в воздухе с подачи США имеют лишь двусторонний характер. — Ситуация простая: страны НАТО не могут де-юре создать с нами некую коалицию. Во-первых, из-за «комплекса Асада». Во-вторых, им придётся тогда признать, что Россия была права. Если Германия и Великобритания начнут согласовывать свои действия с Минобороны РФ, то, получится, что они присоединились к нам, а не наоборот. Но дело может прийти к тому, что «антиигиловская» коалиция возникнет де-факто. Честно говоря, я не думаю, что НАТО будет воевать с Россией из-за Турции. С одной стороны, США и их союзники стремятся «переломить хребет» ИГ*. С другой, перед ними стоит задача не столкнуться с Россией, заставив Москву выполнить «грязную работу». Это напоминает открытие Второго фронта союзниками в Нормандии, когда разгром гитлеровской Германии был уже предрешён. Когда Штаты поняли, что русские начинают добиваться успеха, то перестали валять дурака. Иначе Москва получила бы все дипломатические и политические преимущества от разгрома ИГ. — Какое место в этих планах Запада отводится Турции, которая оказалась неудобным союзником со своими большими региональными амбициями? — Я уверен, что Эрдоган не устраивает американцев. Они «подмигнули» ему в нужный момент, а потом сказали: «разбирайся сам». А через какое-то время, я вас уверяю, они сделают всё для ослабления позиций президента Турции и смены режима в стране. Американцам нужна более предсказуемая страна — союзник по НАТО в горячем ближневосточном регионе. А при Эрдогане Турция начала вести собственную региональную игру. И далеко не всегда она вписывается в западные планы. В принципе, эти сигналы поступали и раньше — американцы ведь помогали сирийским и иракским курдам. Когда в Анкаре и Стамбуле происходили волнения, Эрдоган напрямую обвинял Запад в том, что тот поддерживает турецкую оппозицию. И это близко к истине — НАТО не нужна новая Османская империя. — США, по крайней мере, на вербальном уровне требуют от Анкары закрыть турецко-сирийскую границу, чтобы перерезать связь ИГ с внешним миром. Насколько это искреннее намерение? — Думаю, к этому их подвигли наши действия. Мы ведь закрыли тот сектор, который занимали протурецки настроенные туркоманы. Так лучше (для Вашингтона), если границу закроет он с курдами, чем это сделает Россия и правительственные войска Асада. В крайнем случае, это позволит США отыграть ситуацию с фактором радикального исламизма в регионе назад. — Как известно, послевоенное устройство пишут победители. Нет ли опасности, что консолидация НАТО в борьбе против ИГ приведёт к тому, что послевоенный сценарий для Сирии будут писать в Вашингтоне и Брюсселе, оттеснив Москву на второй план? — По-другому, скорее всего, и быть не может. Я не думаю, что Запад позволил бы нам самостоятельно разгромить боевиков, представ спасителями в глазах всего мира. Важно другое — после того как мы вмешались в ситуацию, будущее Сирии без участия России решаться не будет. Турция по Конституции — это парламентско-президентская республика, обращает внимание доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш. — Соответственно, Эрдоган вышел за рамки своих полномочий. Инцидент со сбитым российским самолётом был нужен ему для того, чтобы получить поддержку со стороны радикально настроенных граждан. Но он потерял голоса своих умеренных сторонников. Поэтому конституционную реформу, которая сделала бы его главной фигурой в Турции, президент провести не сможет. Это означает, что Давутоглу дополнительно усиливает свои позиции. Это главная внутриполитическая интрига. Поэтому премьер, возможно, начнёт отдельную игру, выступая от имени всей Турции. — Москва не стала разрывать дипломатические связи с Турцией, не спешит сворачивать совместные инвестиционные проекты (за исключением продовольственного эмбарго на турецкий импорт). — Для нас важно разорвать связи с Эрдоганом, не разорвав отношения со страной, которую он возглавляет. В этом плане стремление «не бить все горшки» вполне разумно. Тем более что многие контакты и проекты нарабатывались в течение десятилетий. — Активизация НАТО в проведении антитеррористической операции в Сирии не приведёт к новым эксцессам в воздухе? — Ситуация с Турцией была исключением. С Германией, которая отправляет на антиигиловский фронт свои самолёты «Торнадо» и с Великобританией, я уверен, нам удастся предупредить возможность подобных столкновений. Договорённости на этот счёт уже достигнуты. А создание широкой антитеррористической коалиции — это цель России, которая была подтверждена Владимиром Путиным в Париже. Если ставится задача уничтожить ИГ, боевики которого находятся не только на территории Сирии, но и сопредельного Ирака, без коалиции нам не обойтись. Думаю, что уход Асада перестал быть для стран НАТО задачей № 1. Она переместилась на 2−3 место. О чём было неоднократно заявлено теми же официальными представителями Вашингтона. Вследствие потери продовольственного рынка и туристического потока из РФ Анкара пытается хотя бы на вербальном уровне смягчить позицию, говорит директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров. — Но если мы пойдём на дополнительные уступки, то это будет расценено как сила Турции и слабость российских властей. Давутоглу хочет снять напряжённость до очередного воздушного инцидента, который может произойти уже в ближайшее время. — Формальная поддержка со стороны НАТО и размещение российских ПВО не охладят воинственный пыл турок? — Не думаю. Потому что для Эрдогана Сирия — это основополагающий момент в его внешней политике. Турки никогда оттуда не уйдут, они будут помогать террористическим группировкам, всё больше втягиваясь в эту войну. Естественно, Россия тоже не может оставить Сирию. Поэтому, если компромисс между странами и возможен, то временный. Никаких дополнительных уступок с нашей стороны не может быть. В конце концов, это турецкие ВВС сбили российский самолёт в воздушном пространстве Сирии, а не наоборот. — Американцы расширяют свою коалицию, подключая Германию и Великобританию. — Полагаю, немцы сейчас будут активно работать в Иракском Курдистане. Их инструкторы обучают в Германии иракских курдов, поставляют на ТВД противотанковые управляемые ракеты «Милан». Надо признать, что немцы активно работают в этом регионе. Что неудивительно, если учесть, что здесь находится около 60% месторождений одной только нефти. Оттуда военные Бундесвера отправятся в Сирийский Курдистан, не спрашивая разрешения у сирийских властей. Цель простая — взять под свою защиту сирийских курдов, распространив свою сферу влияния на этот важный регион. — Как нам следует реагировать на такое развитие событий? — Нашей расширенной авиационной группировки и средств ПВО вполне достаточно. Оружие и боеприпасы мы поставляем правительственной армии в необходимом количестве. Остаётся сыграть на опережение и активно подключить сирийских курдов. — Что Москва может предложить им кроме автономии? — По факту она уже существует. Единственное, можно гарантировать этот статус, включив его в будущую сирийскую Конституцию. И начать поставлять вооружения либо через Дамаск, либо напрямую — ПТРК и ПЗРК, тяжёлую артиллерию, бронетанковую технику. И, как поступал СССР, наладить процесс обучения на краткосрочных курсах. Это та самая «гибридная война», курс на которую объявили в НАТО. Советский Союз и наши противники вели такие войны и в Африке, и на том же Ближнем Востоке. Просто надо «тряхнуть стариной». Вечный турецкий страх Турция атаковала Су-24М, прячась за спины союзников по НАТО.
Доцент кафедры международных отношений университета Kadir Has (Стамбул) Акин Унвер в статье «Столкновение империй» дал понять, что удар по российскому бомбардировщику Су-24М случился вопреки внутренней логике и национальным интересам Анкары. То же самое, по его словам, произошло в августе 1914 года, когда два немецких корабля — линейный крейсер «Гебен» и лёгкий броненосец «Бреслау» — спрятались от английской эскадры под прикрытием турецких фортов Нагара вблизи Константинополя. Тогда под влиянием внешних факторов нейтральная Турция, не в силах сказать «нет», ввязалась в мировую войну, которая имела для неё самые губительные последствия. «Россия была для османов древним врагом, — пишет Акин Унвер. — После перевода этих двух военных кораблей в Османский флот у турков появилось стратегическое преимущество на Черном Море. Под влиянием этого руководство поверило германцам, что сможет возродить былую империю». В противном случае турки лишились бы берлинского покровительства, столь необходимого для Стамбула. Напомним, что тогда крейсер «Гебен», получив наименование «Явуз Султан Селим», и «Бреслау», став «Мидилли», отправились на обстрелы российских портовых городов Новороссийска, Одессы и Севастополя. Экипажи этих кораблей остались немецкими, сменился только флаг. России ничего не оставалось, как объявить войну Турции… Исследования турецкого историка Акина Унвера в значительной степени посвящены морским битвам и сражениям между Турцией и Россией за контроль над черноморской акваторией и тому, как войны сказывались на взаимоотношении наших стран. «Я утверждаю, что ход современных российско-турецких отношений был предопределен в 1783 году, когда солдаты русской армии захватили Крым, тем самым нанесли чудовищный удар по гордости османов», — пишет Акин Унвер. Вот только он забыл, что перед этим Крымское ханство практически ежегодно совершало разорительные набеги на Русь, а количество восточных славян, угнанных в османское рабство за три предшествующих века, оценивается историками в пять миллионов человек. В целом, официальный взгляд Анкары на историю российско-турецких отношений основывается на следующем постулате: ни в прошлом, ни в настоящем турки не могли и не могут самостоятельно противостоять русской армии. Поиск союзников по антирусской коалиции был и является для османов навязчивой национально идеей, причем настолько сумасбродной, что турки готовы жертвовать своими интересами. Они рефлекторно хватались за любой удобный момент для атаки на Россию. Кстати, именно этим Анкара объяснила своим суннитам, почему Турция вступила в союз с христианским военным блоком НАТО. Даже переговоры по Таможенному союзу «Турция-ЕС» в 1996 году прошли под этим лозунгом. И хотя некоторые члены парламента Турции назвали эту сделку экономической капитуляцией, правительство Сулеймана Демиреля легко продавило через законодателей антинациональное соглашение с Евросоюзом, которое разорило десятки тысяч турецких бизнесменов. Иными словами, любой намек на возможное похолодание отношений с НАТО в Турции воспринимают болезненно и исключительно через призму отношений с Россией. Судя по всему, атака на российский бомбардировщик Су-24М вписывается в схему сложных и запутанных отношений Запад-Турция-Россия. По имеющейся у Акина Унвера информации, Барак Обама недавно напомнил Эрдогану о том, как «нехотя американцы принимали турков в НАТО» и чем мог закончиться для османов отказ в 1952 году. Мощь сталинского Советского Союза была такова, что разгром был бы неминуем и страшен. В этой связи французский философ-писатель Бернар-Анри Лев, специалист по истории Турции, утверждает, что тогда с обеих сторон имелись крайне чувствительные противоречия. Анкара, спекулируя геополитическим интересом Америки к Босфору, требовала для себя особенное право отказывать блоку в солидарности по некоторым спорным вопросам. Руководство НАТО согласилось на три «нет», после чего обязалось поставить перед союзниками вопрос о целесообразности членства Турции в оборонном альянсе. В 1991 году Турция под большим давлением приняла решение поддержать политику НАТО в отношении северных иракских курдов. Трения были настолько острые, что Вашингтон засчитал Анкаре первое «no». Вторую черную метку турки получили в 2003 году, когда парламент Турции не разрешил размещение американских войск на территории Турции. Во всяком случае, так утверждает Бернар-Анри Лев. И вот теперь новые разногласия между Анкарой и Вашингтоном многими западными политологами трактуются как непреодолимые, с самыми опасными последствиями для Турции. Наверняка в этом больше лукавства, чем правды: геополитическое расположение страны приносит НАТО такие солидные военные дивиденды, что на турецкое безрассудство альянс в любом случае закроет глаза. Другой вопрос заключается в том, что за военное покровительство США требует солидную дань, — таков неписанный закон международной политики Вашингтона. Здесь со стороны Америки не могло быть никаких уступок, тем более вопрос касался России. Проще говоря, президенту Турции Эрдагану приказали (сбить Су-24М — ред.). И он не решился отказать «американскому боссу», точно так в 1914 году военный министр Турции Энвер-паша — немцам. Таков, по сути, лейтмотив рассуждений доцента Акина Унвера. Фактически Эрдоган ничем не отличается от турецких султанов, которые на протяжении многих веков боялись России, и одновременно использовали любую возможность, главным образом спрятавшись за спины союзников, для вероломного удара. Сирийский гамбит Москвы Риски и перспективы первой «заморской» операции России.
Российская операция в Сирии стала важнейшим мировым событием с серьезными последствиями как в региональном, так и в глобальном измерении. Кампания только разворачивается, и чтобы оценить ее динамику и перспективы, важно понять контекст «сирийского гамбита» Москвы и ключевые военно-политические аспекты. Региональный контекст и политические предпосылки Ключевую роль в принятии российским властями решения о военном вовлечении в сирийский конфликт, по всей видимости, сыграли события весны 2015 г., когда после потери Идлиба на севере страны и ряда других районов позиции режима Асада катастрофически пошатнулись.Неудачи не только деморализовали военную машину и иррегулярные группировки лоялистов, но и вызвали волнения в руководстве многочисленных и конкурирующих сирийских спецслужб. Падение Пальмиры с демонстративным разрушением ее исторических памятников символизировало победу исламистов на фоне продолжающегося падения духа сирийской армии и силовых структур. К сентябрю 2015 г. насущно стоял вопрос действий на упреждение. Москве необходимо было предпринять что-то до того, как международная коалиция и ее региональные союзники, в первую очередь Турция, решатся на создание бесполетной зоны над Сирией. Как предполагали в Москве, появление там даже сравнительно ограниченной зоны рано или поздно привело бы к воздушным ударам с предсказуемым исходом, как это было в Ираке и Ливии. Турецкий фактор играл важную роль в эскалации сирийского кризиса. Анкара – один из наиболее непримиримых противников Асада, турецко-сирийская граница является основным путем снабжения умеренной оппозиции, а демпинговая контрабанда нефти через турецкую территорию – важный источник финансирования ИГ. С июля 2015 г. турки приступили к собственной воздушной кампании в Сирии под лозунгами борьбы с терроризмом, однако наносили удары в основном не по исламистам, а по отрядам курдских ополченцев. После того как Россия начала операцию, выяснилось, что амбиции и неоосманские иллюзии Анкары в сирийском конфликте не вполне соответствуют ее возможностям. Попытки Москвы договориться с Анкарой о взаимодействии оказались бесплодными. В результате Турции пришлось терпеть переброску российских вооружений и снаряжения в Сирию через собственные черноморские проливы, будучи ограниченной положениями Конвенции Монтрё, а также отказаться от идеи создания бесполетной зоны. Залеты на турецкую территорию российских истребителей, начавших боевые вылеты на севере Сирии, вызвали еще более нервную реакцию в Анкаре. Свое недовольство она продемонстрировала «случайным» нарушением в начале октября 2015 г. турецкими военными вертолетами границ Армении, охраняемых российскими пограничниками. Отсутствие договоренностей с Турцией Москва компенсировала ситуационным региональным военным альянсом с Ираном и Ираком. Непосредственно перед началом российской операции в Багдаде был создан четырехсторонний координационный центр, ответственный за сбор и анализ текущей военной информации, и даже, по всей видимости, совместное оперативное планирование. Учитывая очевидную зависимость центрального иракского правительства от США, участие Багдада было для Москвы принципиальным. Символическим подтверждением намерений сторон стал удар по целям на севере Ирака и Сирии российских крылатых ракет 3М14 «Калибр», выпущенных 7 октября 2015 г. с кораблей российской Каспийской флотилии. Политический смысл запуска российских аналогов американских «Томагавков», пролетевших над территориями Ирана и Ирака, заключался в демонстрации общности целей этих стран и России. Другим косвенным итогом запуска ракет именно из юго-западной акватории внутреннего Каспийского моря стало недвусмысленное предупреждение о недопустимости дальнейшей эскалации военно-политической ситуации в том числе и на Кавказе. Другому важному военно-политическому игроку в регионе – Израилю – приходится выбирать между плохим и худшим – сохранением поддерживаемого Ираном и ливанской «Хезболлой» режима Асада и победой радикальных исламистов. Москве, кажется, удалось обеспечить относительный нейтралитет Тель-Авива. В рамках переговоров между Путиным и Нетаньяху в Москве состоялась также встреча главы израильского Генштаба с российским коллегой, они обсудили координацию военной деятельности. Одно из основных условий израильской стороны – современное российское вооружение не должно попасть в руки шиитской «Хезболлы». Москва, видимо, это гарантировала. Очевидно, что в отличие от Израиля Соединенные Штаты, их европейские союзники, а также арабские монархии отрицательно отнесутся к любым шагам, направленным на спасение режима Асада. В случае успеха российской операции позиции Вашингтона на Ближнем Востоке могут быть поставлены под сомнение, но пока он выжидает, оценивая масштабы и последствия неожиданного предприятия России. В Америке не скрывают надежд, что «стратегическое терпение» США позволит России глубже завязнуть в сирийском кризисе с возрастающими для Москвы потерями. Однако арабские монархии (как и Турция) не могут даже в краткосрочной перспективе игнорировать действия Москвы. Они способны существенно усилить поддержку сирийских оппозиционеров, вплоть до открытых поставок самых современных видов оружия, которые в состоянии повлиять на ход противостояния. Гражданская война в Сирии и международная коалиция Гражданская война в Сирии идет уже несколько лет. Результаты ее как с политической, так и с гуманитарной точек зрения катастрофичны для страны, ее государственности и населения. Сирийская война и авиационная кампания США и многонациональной коалиции против «Исламского государства» с первого взгляда являются некими «клонами» предыдущих конфликтов в Ираке, Афганистане и Ливии. Однако есть две отличительные черты. Во-первых, более четкие и усиливающиеся признаки «войны по доверенности» (proxy-war), как в классических региональных конфликтах сверхдержав периода холодной войны. Масштабы и состав участников противостояния сравнимы с украинским конфликтом. Во-вторых, большая насыщенность боевой техникой, а также значительная численность противостоящих сил. Правительственные войска и поддерживающие их иррегулярные отряды использовали в боях сотни, если не тысячи единиц бронетехники, артиллерийских систем, десятки самолетов и боевых вертолетов. В свою очередь, десятки тысяч сирийских оппозиционеров и исламистов к осени 2015 г. уже обладали сотнями единиц легких пикапов и внедорожников, оснащенных пулеметами, малокалиберными орудиями и минометами, а также современными противотанковыми ракетными комплексами (ПТРК). В некоторых отрядах оппозиции и в частях ИГ имелось небольшое количество бронетехники и даже тяжелой артиллерии, захваченной в боях. Ни в Ливии, ни даже в постсаддамовском Ираке (до 2013 г.) противостояния регулярных и проправительственных сил с инсургентами не приобретали таких масштабов. До начала гражданской войны Сирия обладала одним из крупнейших танковых арсеналов не только на Ближнем Востоке, но и в мире. Одних только танков Т-72 (сирийская армия явилась первой, кто использовал их в боях в долине Бекаа в 1982 г.) различных модификаций насчитывалось порядка 1700–1800 единиц. Всего же численность танков, с учетом находящихся на хранении Т-54/55 и Т-62 ранних модификаций, доходила до 4500 единиц. Плюс к этому – тысячи единиц БМП, БТР, другой легкой бронетехники. Ракетно-артиллерийский парк насчитывал тысячи единиц ствольной артиллерии, в том числе – сотни 122-мм 2С1 и 152-мм 2С3 самоходных гаубиц. Дамаск располагал также существенным арсеналом тактических и оперативно-тактических ракет советского производства или их иранских и северокорейских клонов, претендуя по уровню боеспособности чуть ли не на статус региональной военной сверхдержавы. Хотя на Большом Ближнем Востоке к началу XXI века вряд ли можно было кого-то удивить наличием оперативно-тактических ракет «Скад» и тактических «Точка-У», ракетный потенциал Сирии отличался большим количеством не только пусковых установок, но и ракет к ним. Однако все это в прошлом. Значительная часть бронетанкового парка, равно как артиллерии, утрачена в тяжелых боях, вышла из строя или действует на пределе эксплуатационных возможностей. Существенные потери понесли также ПВО и боевая авиация. Причем не столько в результате противодействия несуществующей у ИГ или оппозиционеров боевой авиации или действий их слабой ПВО (в основном состоящей из ПЗРК и малокалиберных 23-мм автоматических пушек ЗУ-23 на джипах и пикапах). Большинство потерь ВВС Сирии связано с захватом авиабаз в северных и восточных районах страны, а также возросшей уязвимостью взлетно-посадочных полос и стоянок к обстрелам с земли минометами и пускам ПЗРК по взлетающим/садящимся самолетам и вертолетам. Только в танках и легкой бронетехнике общие боевые и эксплуатационные потери составили порядка 60–70% от довоенной численности. Особых возможностей восполнить потери в военной технике и вооружении у сирийской армии после начала гражданской войны не было. Поступало преимущественно стрелковое и легкое вооружение, боеприпасы, запасные части, а также некоторое количество устаревшей техники с российских военных складов. Исключение составляли поставки из России современных противокорабельных ракет, а также зенитных ракетно-пушечных комплексов (ЗРПК) «Панцирь», которыми, как предполагается, и был сбит в июне 2012 г. в районе Латакии турецкий разведывательный самолет RF-4E Phantom. Существенные поступления российских вооружений в Сирию (в том числе – современных образцов) возобновились лишь перед самым началом военной кампании осенью 2015 года. Сирийская армия понесла серьезные потери в личном составе. По различным оценкам, численность правительственной армии сократилась более чем в два раза по сравнению с довоенным периодом. В результате утраты значительной части территории (к сентябрю 2015 г. верные Башару Асаду силы контролировали менее четверти страны) существенно сузилась мобилизационная база комплектования силовых структур. Этому также способствовала все большая «секторизация» конфликта: усиление ожесточенности противостояния между суннитским большинством и алавитским меньшинством. Хронический недостаток людских ресурсов – одна из серьезнейших проблем для режима Асада. Компенсировать ее кроме как за счет внешних источников (ливанская «Хезболла», шиитская милиция из Ирака, иранские «добровольцы» и бойцы КСИР, а также прибывающие при поддержке Ирана отряды шиитов из Афганистана и Пакистана) сирийские власти, видимо, уже неспособны. С другой стороны, средневековая жестокость исламистов сделала союзниками режима небольшие отряды ополчения из числа этноконфессиональных меньшинств. Таковыми, например, являются отряды ополчения армян в Алеппо и в приграничном Кесабе, или друзов из прилегающих к границам Израиля и Ливана южных районов страны, до последнего времени пытавшихся сохранять относительный нейтралитет в борьбе между преимущественно алавито-баасистскими силами и джихадо-салафитскими и умеренно-исламистскими группировками. Серьезной роли в военном балансе внутрисирийского противостояния они не играют, но решать некоторые локальные военные задачи, а также поддерживать стабильность на местах могут. Гражданское противостояние в Сирии не ограничивается боевыми действиями асадовских лоялистов против ИГ, «Джабхат ан-Нусры», других разношерстых группировок радикальных исламистов, а также умеренных оппозиционеров. Одним из наиболее драматических и кровавых эпизодов стали бои в курдонаселенном городе Кобани (Айн-эль-Араб) на сирийско-турецкой границе с сентября 2014 г. по февраль 2015 года. Выдержав несколько атак исламистов, захвативших значительную часть осажденного города, курды лишь при активной поддержке союзной авиации смогли очистить город и его окрестности. Сирийские курды, имеющие значительный опыт вооруженной борьбы, пользуются поддержкой США, что вызывает резкое неприятие Турции. Тем не менее к середине октября 2015 г. появилась информация о возможном альянсе курдских отрядов народной самообороны (YPG) с прозападными оппозиционерами для наступления на столицу ИГ – Ар-Ракку, при поддержке авиации США и их союзников. Уже в начале ноября с помощью американской авиации курдам удалось занять город Синджар на севере Ирака, перерезав дорогу, связывающую Ракку с Мосулом: масштабы «прокси-войны» с элементами иррегулярной «гибридной войны» расширяются. Военный потенциал оппозиции и исламистов по мере разрастания гражданского конфликта формировался различными способами. Иногда это могли быть небольшие отряды в несколько сотен или даже десятков бойцов, оснащенных преимущественно легким и стрелковым вооружением, минометами, мобильными РСЗО и малокалиберными автоматическими пушками и пулеметами на базе легких пикапов и джипов. Они контролируют один-два городка или поселения или же парочку кварталов в Алеппо. Группировки могли сливаться в более крупные альянсы, зачастую при содействии внешних спонсоров или в связи с изменением военно-политической конъюнктуры, однако с легкостью вновь распадались на мелкие отряды. К примеру, если в 2011–2012 гг. многие неисламистские группировки формировались под знаменами децентрализованной Свободной сирийской армии, то по мере разрастания конфликта и возникновения новых группировок оппозиционные силы становились более раздробленными и разобщенными. Создавались и активизировались радикальные суннитские и джихадистские группировки (до гражданской войны не представленные в Сирии ни политически, ни институционально, маргинализированные и находящие в глубоком подполье), нацеленные не только на свержение Асада, но и на установление исламистского режима, такие как «Джабхат ан-Нусра», «Ахрар аш-Шам», «Лива ат-Таухид», «Сукур аш-Шам», увеличилось число иностранных боевиков. Если группировка пользовалась поддержкой внешних игроков (Соединенных Штатов, Турции, Иордании, арабских монархий Персидского залива), то ее арсенал не ограничивался только трофейными вооружениями. Он мог включать и более современные виды оружия как западного, так и китайского производства, переданные Турцией и арабскими странами. Например, у наиболее удачливых группировок имелись ПТРК TOW-2 американского производства, китайские ПТРК H-9 и ПЗРК FN-5, современные средства связи. Методы действий оппозиционеров и ИГ также менялись по мере развития конфликта. На начальном этапе большое влияние имели джихадисты и иностранные боевики из Ирака, научившие сирийцев использовать террористов-смертников, подрывы зданий и автомобилей, самодельные взрывные устройства. По признанию «Джабхат ан-Нусра», именно от иракских джихадистов начиная с 2012 г. ее боевики переняли опыт использования бомб и смертников. Постепенно от чисто террористических действий перешли к партизанским и полурегулярным способам ведения борьбы. Боевики начали действовать по единому замыслу, комбинируя применение мобильных отрядов на легких бронеавтомобилях и оснащенных крупнокалиберными пулеметами и автоматическими пушками пикапах с использованием гусеничной бронетехники, реактивной и ствольной артиллерии. От небольших отрядов в несколько десятков человек, зачастую объединенных по региональному или родственно-племенному признаку, некоторые группировки выросли до крупных многотысячных объединений со смешанным комплектованием, включая добровольцев из различных мусульманских стран, с налаженной системой связи, управления, снабжения, рекрутирования новых бойцов. К осени 2015 г. ИГ удалось сформировать разветвленные структуры, насчитывающие, по различным оценкам, многие десятки тысяч человек, вооруженных не только легким и стрелковым оружием, но и минометами и гранатометами. Только после стремительного захвата Мосула в руки исламистов попали около 2300 бронеавтомобилей и большое количество легкого и стрелкового оружия. Имелась также и бронетехника, в том числе танки. У иракской армии отбили американские танки М1А1М «Абрамс» (правда, достоверной информации об их использовании исламистами в боях не было: скорее всего, они были уничтожены последующими ударами авиации США и их союзников), не говоря уже о десятках танков Т-54 и Т-55 советского производства и их китайских аналогов. Артиллерийское вооружение в основном включало легкие РСЗО (преимущественно 107-мм китайские и турецкие клоны советской 16-ствольной РПУ-14), однако захвачены также несколько 122-мм РСЗО БМ-21 «Град». Исламистам удалось даже применять в боях трофейную тяжелую артиллерию, например, 155-мм американские гаубицы М198 при осаде Эрбиля – которые и стали летом 2014 г. первыми целями американской авиации в начавшейся операции «Непоколебимая решимость». Сетецентричная структура джихадистских группировок, в первую очередь таких крупных, как ИГ и «Джабхат ан-Нусра», а также децентрализованная система командования существенно затрудняют и до бесконечности продлевают любого рода вооруженную борьбу с ними. Например, потери, понесенные одной из группировок ИГ, существенно не сказываются на способности исламистов продолжать активные и успешные боевые действия. Важным элементом гражданской войны в Сирии и Ираке стала продолжающаяся второй год военно-воздушная операция «Непоколебимая решимость». По официальным данным Пентагона, с августа 2014 г. по 6 октября 2015 г. ВВС и палубная авиация ВМС США и их союзники совершили около 57 843 боевых и вспомогательных вылетов, нанеся 7323 удара. При этом свыше 2622 ударов нанесено по позициям боевиков на территории Сирии. В результате иракским правительственным войскам и курдскому ополчению (пешмерге) удалось несколько ослабить наступательный порыв ИГ в Ираке. Однако авиаудары коалиции не сломили боевой натиск исламистов, уже в мае 2015 г. захвативших большую часть провинции Анбар, а также ее центр – город Эр-Рамади. Бои за этот город, равно как и ряд населенных пунктов северного Ирака, активно велись правительственными войсками, поддерживающим их курдским и шиитским ополчением, а также отрядами иранских КСИР и после начала российской военной кампании в Сирии. По данным Центрального командования армии США (CENTCOM), к 8 октября 2015 г. авиация многонациональных сил уничтожила 126 танков, 354 бронеавтомобиля, 561 базовый лагерь, по 4 тыс. зданий и огневых позиций исламистов, 232 объекта нефтяной инфраструктуры – всего поражена 13 781 цель. Несмотря на большую интенсивность боевых вылетов, существенно снизить активность исламистов не удалось, хотя к лету 2015 г. иракские правительственные войска и курдская пешмерга в целом стабилизировали фронт в Ираке. Воздушная поддержка коалиции была критически важна особенно в боях иракских и сирийских курдских ополчений с исламистами в районе Эрбиля, Киркука и Кобани. Наряду с этим ход операции «Непоколебимая решимость» продемонстрировал существенное техническое преимущество многонациональной коалиции (по сравнению с последующей российской военной кампанией). Большая часть вылетов осуществлялась с использованием управляемого и высокоточного оружия, более эффективных систем связи, управления, разведки и целеуказания. При этом, в лучших традициях ближневосточных войн последней четверти века, кроме авиации активно использовались также КРМБ «Томагавк» ВМС США. С лета 2014 г. активизировались действия иракской авиации, чему во многом способствовали поставки из России современных (но хорошо знакомых иракским летчикам по опыту эксплуатации предыдущих модификаций) боевых самолетов и вертолетов. В Ирак прибыло до 15 штурмовиков Су-25, 12 ударных вертолетов Ми-35М, планируется поставить до 40 новейших ударных вертолетов Ми-28НЭ. В рамках масштабных оружейных контрактов на сумму до 4,2 млрд долларов в Ирак из России также поставляются многоцелевые истребители Су-30, тяжелые огнеметные системы ТОС-1А «Солнцепек», ЗРПК «Панцирь», ПЗРК «Игла» и другое ВВТ. Поставки российских вооружений (наряду с авиаударами многонациональной коалиции и помощью соседнего Ирана) позволили стабилизировать ситуацию на линии фронта после понесенных летом 2014 – весной 2015 гг. тяжелых поражений и создать благоприятную основу для военно-политического взаимодействия Ирака с Россией. Особенности развертывания сирийской кампании России Российская кампания в Сирии беспрецедентна как по масштабам, так и по методам технической реализации. Именно поэтому возникают сомнения в успехе заявленных (или предполагаемых) целей. Принято считать, что это первая военная кампания России за пределами постсоветского пространства после развала СССР. Если не считать конфликты на территории бывшего Союза, военная активность России за ее границами за последние четверть века имела достаточно ограниченный и специфический характер – от миротворческих операций до борьбы с морским пиратством. Сирийская кампания пока преимущественно ограничивается использованием боевых самолетов и вертолетов российских ВКС. В последний раз советские/российские летчики участвовали в боях на Ближнем Востоке в начале 1970-х годов. Речь идет о так называемой «Войне на истощение» между Египтом и Израилем, когда советские летчики и зенитчики были дислоцированы в районе Синайского канала для содействия египтянам в отражении ударов израильской авиации (операция «Кавказ»). Участие военспецов и регулярных частей Советской армии на стороне Сирии в боевых действиях в долине Бекаа в 1982 г. имело более локальный характер. В конфликте ограниченное участие приняли лишь военные советники, преимущественно – зенитчики. В 1983–1984 гг. в ходе операции «Кавказ-2» в Сирию были переброшены два советских зенитно-ракетных полка, оснащенных новейшими на тот момент зенитно-ракетными комплексами дальнего действия С-200. Однако они лишь обеспечивали противовоздушную оборону Сирии после разгрома израильтянами сирийской ПВО летом 1982 года. Таким образом, нынешняя сирийская кампания – первое за почти 40 лет комбинированное (военно-морское и военно-воздушное) проецирование российской военной мощи за тысячи километров от границ России. При этом, хотя на начальной стадии в информационном поле выделялась военно-воздушная составляющая (в конце концов, боевые действия начались и продолжительное время велись лишь ВКС РФ), но и роль военно-морского флота была весьма значимой. На начальном этапе т.н. «Сирийский экспресс» включал преимущественно масштабную транспортировку военной техники, боеприпасов, топлива, а также личного состава из черноморских портов в Сирию. Использовались как штатные суда Черноморского флота (в том числе десантные корабли и морские танкеры, а также вспомогательные суда), так и суда обеспечения из состава Северного и Балтийского флотов. Однако уже через две недели после начала военной операции (в середине октября 2015 г.), с ростом объемов снабжения группировки в Сирии, а также увеличением количества поставляемых Дамаску ВВТ, стали привлекаться также коммерческие суда, даже бывшие турецкие сухогрузы, зафрахтованные Россией. Транспортировка военных грузов через черноморские проливы под пристальным наблюдением турецкой стороны прикрывалась боевыми кораблями оперативного соединения российского ВМФ на Средиземном море. По мере развертывания авиационной группировки и наземных частей обеспечения и охраны в районе Латакии туда также подошли основные корабельные силы оперативной группы ВМФ во главе с флагманом Черноморского флота гвардейским ракетным крейсером «Москва». Будучи оснащен морской версией ЗРК С-300 (С-300Ф «Риф»), крейсер способен обеспечить ПВО в районе Латакии и основного пункта базирования «экспедиционных сил» российской боевой авиации – аэродрома «Хмеймим» в период развертывания операции. С целью демонстрации намерений российские боевые корабли уже после начала воздушной операции провели учебные стрельбы, в том числе пуски зенитных ракет совместно с наземными средствами ПВО развертываемой группировки российских войск. Фактически тем самым заявлено создание Россией бесполетной зоны для боевой авиации третьих сторон над западными прибрежными районами Сирии. Однако наиболее заметным участием ВМФ России в сирийской операции стал залп крылатыми ракетами 3М14 «Калибр» с кораблей Каспийской флотилии, а также нанесение ракетного удара силами стратегической авиции. Впрочем, как уже отмечалось, политическая и пропагандистская значимость пуска дорогостоящих крылатых ракет превышала его военную целесообразность. «В соответствии с очевидной военно-политической логикой, последующие пуски крылатых ракет были осуществлены уже из акватории Средиземного моря и над территорией Ирана. Немаловажно участие в сирийской операции (пока еще в качестве сил охранения) морской пехоты. На данном этапе она представлена в Сирии усиленной батальонной тактической группой из состава известной еще с прошлогодней крымской операции 810-й бригады морской пехоты Черноморского флота. С советских времен она неоднократно привлекалась к учениям 5-й оперативной эскадры ВМФ СССР в Средиземном море, в том числе с десантированием на побережье Сирии в районе Тартуса, и предполагается, что офицерский состав бригады хорошо знаком с нынешним местом боевой командировки. По всей видимости, со временем будет осуществляться плановая ротация частей 810-й бригады морскими пехотинцами из состава других флотов. Воздушная составляющая сирийской кампании включает два взаимозависимых элемента: военно-транспортный и боевой. Военно-транспортная авиация осуществляла переброску (преимущественно самолетами Ил-76 и тяжелыми Ан-124 «Руслан») личного состава, ВВТ и иных военных грузов. Именно ВТА были доставлены в Сирию ударные вертолеты Ми-24П, многоцелевые вертолеты Ми-17 и Ми-8, ЗРПК «Панцирь», ЗРК С-400 (для организации ПВО аэродрома «Хмеймим», порта Латакия и формируемой военно-морской базы Тартус), а также беспилотные летательные аппараты (БПЛА), активно используемые российской стороной для разведки и целеуказания. ВТА также была осуществлена переброска наземных комплексов РЭБ, РСЗО «Смерч» и ряда других реактивно-артиллерийских систем, призванных на начальном этапе усилить охрану пунктов базирования боевой авиации и флота, хотя в дальнейшем не исключено их использование для поддержки наступления правительственных войск. Полеты ВТА осуществлялись через воздушное пространство Ирана и Ирака на больших высотах, недоступных для ПЗРК и зенитной артиллерии оппозиционеров. Также через воздушное пространство Ирана и Ирака к середине сентября 2015 г. на авиабазу «Хмеймим» прибыли боевые самолеты и вспомогательный самолет Ил-20, осуществляющий радиоэлектронную разведку, РЭБ и целеуказание. Сформированная 30 сентября 2015 г. Авиационная группа ВВС России в Сирии к началу операции насчитывала 12 бомбардировщиков Су-24М, 12 штурмовиков Су-25СМ, шесть бомбардировщиков Су-34 и четыре многоцелевых тяжелых истребителя Су-30СМ. Кроме этого, в группе имеется примерно 15 ударных вертолетов Ми-24П и многоцелевых Ми-17 и Ми-8 (предназначенных для транспортировки, а также поиска и спасения сбитых пилотов). Сухопутный компонент российской операции пока ограничен частями, осуществляющими ПВО, охрану и обеспечение действий боевой авиации и пунктов снабжения. Помимо уже упомянутых морских пехотинцев, эти задачи осуществляются частями дислоцированной в Новороссийске 7-й десантно-штурмовой (горной) дивизии ВДВ, войск специального назначения, а также частей ПВО и ракетно-артиллерийских войск. Однако очевидно, что после объявленных планов развертывания на территории Сирии одновременно военно-морской, военно-воздушной и сухопутной российской военной базы ее наземный компонент будет неизбежно увеличиваться, даже если, как сказал Владимир Путин, участие российских войск в сухопутной операции не рассматривается. Важнейшей особенностью сирийской кампании стала стратегическая внезапность и сохранение Россией военно-политической инициативы в глобальном измерении. Во второй раз за последние два года (после крымской операции и начала украинского кризиса) Кремлю удалось застать врасплох своих контрпартнеров в США, Европе и на Ближнем Востоке. Причем эта внезапность была достигнута не столько на техническом уровне (в век космической и электронной разведки скрыть столь масштабную переброску сил и средств армии и флота невозможно), а на уровне стратегической культуры и специфики процесса принятия решений. Хотя это обстоятельство обеспечило благоприятные стартовые условия для начала военной операции, уже звучат мнения, что подобная стратегическая внезапность не что иное, как безрассудная игра на грани фола. Впрочем, станет ли авантюрой «сирийский гамбит» и превратится ли Сирия для Москвы во «второй Афганистан» или же станет триумфом, способным создать основу для выхода из украинского кризиса и формирования новых отношений с Западом – покажет динамика как военных, так и политических процессов. Боевые действия в Сирии (как российской авиации, так и, что немаловажно, сухопутного наступления Асада и его союзников) будут совмещаться с политическими процессами, влияя на их результаты, и наоборот. Первые итоги и промежуточные перспективы Россия попыталась использовать в сирийской кампании максимум разработок в сфере конвенциональных вооружений за постсоветский период. Многие виды ВВТ применялись впервые или же были представлены существенно модернизированными образцами. Впервые в боевых условиях использовались тяжелые истребители Су-30СМ, впрочем, пока лишь прикрывая действия штурмовой и бомбардировочной авиации. Впервые зафиксированы фронтовые бомбардировщики Су-34. Хотя они уже применялись в августовской кампании против Грузии в 2008 г., но тогда лишь для радиоэлектронной борьбы по подавлению грузинской ПВО – поддержка действий бомбардировщиков Су-24 и штурмовиков Су-25. В Сирии Су-34 использовали новые высокоточные боеприпасы, в частности – семейства КАБ-500 со спутниковым наведением (российский аналог американских управляемых бомб JDAM), а также управляемые ракеты Х-25 и Х-29. Однако уже через две недели стало очевидно, что российская авиация испытывает проблемы с высокоточным и управляемым оружием. В репортажах из Сирии все чаще появлялись кадры, на которых не только Су-24М и Су-25СМ, но и современные Су-34 вылетали на задания, оснащенные не управляемыми боеприпасами, а свободнопадающими бомбами (например, ОФАБ-250/500 или РБК-500), по всей видимости, выпуска если не 1980-х, то 1990-х годов. В первые недели операции российская авиационная группа осуществила рекордное число боевых вылетов почти на пределе технических возможностей (отчасти этому способствовала относительная близость целей – иногда порядка 100–200 км от аэродрома «Хмеймим»). Только за первый месяц боев, к началу ноября 2015 г. российская авиация совершила свыше 1 тыс. боевых вылетов. Достаточно высокой оказалась летная подготовка пилотов самолетов, а также экипажей, активно применявшихся для непосредственной поддержки сухопутных войск ударных вертолетов Ми-24П. Несмотря на опасность пусков ПЗРК и действий зенитной артиллерии, российские Су-25СМ и Су-24М, как и ударные вертолеты, с первых же дней активно использовалась на низких высотах. Тем не менее, за полтора месяца боевых действий, к середине ноября 2015 г. российская авиация, за исключением парочки упавших беспилотников, потерь не имела. Однако вполне возможно, что рано или поздно российский боевой вертолет или самолет будет сбит, что заставит авиацию подняться на высоты свыше 4 км, чтобы не стать целями современных типов ПЗРК. Последние, по всей видимости, вскоре появятся у сирийской оппозиции. Естественно, это снизит эффективность поддержки с воздуха, тем более что численность российской авиационной группы невелика (фактически смешанный авиационный полк). Видимо, в ближайшее время Москве придется количественно и качественно усилить авиационную группировку в Сирии. Согласно сведениям космической разведки западных стран, авиабаза «Хмеймим» уже существенно расширяется. По неподтвержденным данным, для расширения возможностей непосредственной огневой поддержки в Сирию прибыли новейшие российские ударные вертолеты Ми-28Н. Впрочем, активизация воздушной операции необязательно должна подразумевать базирование самолетов непосредственно на аэродромах в Сирии. 17 ноября, на следующий день после саммита «Большой двадцатки» (видимо, аналогично пусками КРМБ из акватории Каспийского моря, для придания большого политического и пропагандистского эффекта действиям российской дипломатии в переговорном процессе с партнерами на Западе) для ударов по позициям исламистов, уже была привлечена российская стратегическая бомбардировочная авиация, действующая с авиационных баз на российской территории. Как и предсказывали некоторые военные эксперты, взлетевшие с аэродрома в Моздоке 12 сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-23М3 нанесли удары (по всей видимости, с использованием свободнопадающих бомб) по целям в районе Ракки и Дер-эз-Зоре. В свою очередь, пять российских дальних стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и шесть ракетоносцев Ту-160 нанесли удар уже крылатыми ракетами воздушного базирования по целям на территории Сирии. В дальнейшем не исключено также использование в качестве «баз подскока» иранских авиабаз (теоретически – даже российской авиационной базы Эребуни в Армении) для действий дополнительных фронтовых бомбардировщиков Су-24М и Су-34. Впрочем, даже в первоначальном составе российская авиационная группа в состоянии осуществлять широкий спектр боевых задач, включая поражение систем управления, складов, объектов нефтегазовой инфраструктуры, уничтожение бронетанковой и ракетно-артиллерийской техники. Действия российской авиации также способствовали дроблению отрядов ИГ и оппозиционеров, усложняя подвоз подкреплений и снабжение боеприпасами. Но главное будет решаться на земле и зависеть от сухопутного наступления правительственных войск и их союзников. Хотя в последнее время активизировалось участие иранцев (подразделений КСИР/«Кодс» и шиитской милиции) в сухопутных боях, тем не менее пока не ясно, решится ли Иран на кардинальное увеличение военного присутствия в Сирии, послав туда регулярные войска. Даже в нынешнем геополитическом контексте это был бы слишком решительный шаг, особенно учитывая, что, вопреки расхожему стереотипу, возможностей по существенному проецированию сухопутной военной мощи у Тегерана не так уж и много. Надо также учитывать, что среди алавитско-баасистской верхушки сторонников Асада давно нарастает недовольство засильем иранцев не только в силовых структурах, но и в самых различных ветвях управления и госструктур. Пока темпы наступления сторонников Асада неудовлетворительны и далеки от ожидаемых. Сирийская армия медленно вгрызается в оборонительные позиции умеренной оппозиции и местных исламистов, неся потери в боевой технике и живой силе. Особенно тяжелый урон армии Асада наносит использование повстанцами современных противотанковых ракетных комплексов. Потери в бронетехнике столь существенны, что некоторые эксперты даже отмечают, что успешное применение повстанцами ПТРК в горно-пустынной местности и в условиях плотной городской застройки может сыграть такую же роль, как использование афганскими моджахедами ПЗРК «Стингер» против советской авиации. После начала российской операции саудовцы приняли решение поставить оппозиционерам дополнительно 500 ПТРК Tow-2, и очевидно, что в скором времени это скажется на ходе наземных боев. То, что гражданские войны и асимметричные конфликты выиграть одной авиацией невозможно, – аксиома. За последние десятилетия все примеры хотя бы частичных успехов применения авиации как против повстанцев и иррегулярных отрядов, так и против правительственных сил сопрягались с активностью на земле. Можно провести аналогии с действиями Северного альянса в афганской кампании 2001–2002 гг., операций США и их союзников против Саддама Хусейна в 1991 г. и в 2003 г., гражданской войной в Ливии в 2011 году. На фоне пока еще достаточно скромных успехов начавшегося сухопутного наступления спорны перспективы успешной реализации сторонниками Асада полноценной воздушно-наземной операции. В случае провала сухопутного наступления лоялистов России, по всей видимости, придется или сворачивать сирийскую кампанию (что представляется весьма сомнительным с учетом политических издержек для Кремля) или же существенно увеличить вовлеченность. В этом случае уже не удастся ограничиться усилением воздушной компоненты, тем более что в ближайшие месяцы погодные условия могут ухудшиться, создав проблемы для активного применения авиации. Не исключено, что на следующем этапе Москва будет вынуждена, кроме прямых поставок сирийской армии все новых систем вооружения (к примеру, тяжелые российские огнеметные системы ТОС-1А «Солнцепек» уже активно используются войсками Асада) перейти к использованию в сухопутных боях ракетно-артиллерийских систем уже с российскими экипажами. Это могут быть тяжелые РСЗО «Смерч» и «Торнадо», оперативно-тактические ракетные комплексы «Точка-У», крупнокалиберные самоходные артиллерийские системы «Мста-С» и другие виды ракетно-артиллерийского вооружения. Будет увеличено число военных советников, возможно также участие в боях элитных частей спецназа, ВДВ и морской пехоты. Это не будет еще полномасштабным вовлечением российской армии в сухопутную операцию, но станет шагом в данном направлении. Хотя на самом высоком уровне говорилось о невозможности сухопутной операции, это не означает, что такой исход полностью исключен. Начиная в 1965 г. воздушную операцию Rolling Thunder против Северного Вьетнама, США также не предполагали, что отправят в Индокитай более чем полумиллионный контингент морских пехотинцев и сухопутных войск. Впрочем, пока еще в запасе остается вариант активизации и согласования дипломатических усилий вовлеченных в конфликт игроков, включая политический диалог между оппозиционерами, спонсируемыми Соединенными Штатами, Турцией и арабскими монархиями, и Асадом, с последующей выработкой согласованных усилий против ИГ. Попытки диалога с Москвой по этому вопросу США и их союзниками уже предпринимались и дают некоторые надежды на координацию усилий. Теракты в Париже, похоже, привели к серьезному переосмыслению подходов к ситуации на Ближнем Востоке и действиям Москвы и проасадовских сил в Сирии не только у французского руководства. Встреча «Большой двадцатки» в середине ноября 2015 г. стала, по всей видимости, индикатором возможного изменения подходов западных стран и их ближневосточных союзников к действиям России в регионе. Как минимум – в вопросе если не совместной, то – хотя скоординированной борьбы с ИГ. Тем не менее, надеяться на скорое полное уничтожение ИГ и салафитско-джихадских отрядов в Сирии и Ираке не стоит. Этноконфессиональные основы конфликта не должны скрываться под удобными идеологическими штампами: не упрощая межсекториальный характер внутрисирийского и внутрииракского противостояния, следует признать, что фактически основа ИГ – это фрустрированное по всем статьям за последние десятилетия суннитское население Ирака и Сирии, равно как в свое время основу движения «Талибан» составляли «сердитые и недовольные» пуштуны. Поэтому вооруженная борьба с радикальными исламистами без четких дипломатических перспектив на дорогостоящее и долговременное постконфликтное урегулирование с участием всего международного сообщества – тщетная задача не на годы или даже десятилетия, а на целое поколение вперед. Заключение Если по итогам сирийской кампании будет достигнута линия Аллепо-Дамаск и закрыта граница с Турцией, то к «ужасу и изумлению» всего мира Россия продемонстрирует способность проецировать военную мощь за пределами постсоветского пространства. Будет создана постоянная сухопутная, военно-воздушная и военно-морская база в Сирии, закрепляющая российское военное присутствие в регионе. В этом случае, как, по всей видимости, и рассчитывают в Москве, любое постконфликтное урегулирование в сирийском и иракском вопросах, будет невозможно без учета интересов России. Если «сирийский гамбит» не имел для российского руководства самодостаточной цели, и предпринимался лишь для того, чтобы отвлечь внимание от Украины (или заставить Запад согласиться на новый формат отношений с Россией), то эта цель уже отчасти реализована, (не без помощи исламистов, устроивших масштабные теракты в Париже). Впрочем, если в ближайшее время не удастся скоординировать действия с западными партнерами по нахождению политического урегулирования внутрисирийской проблемы с одновременной концентрацией вооруженной борьбы с ИГ, сирийская кампания Москвы может серьезно затянуться в военно-политическом плане и привести ко все увеличивающимся политическим и военным издержкам. Тем самым «сирийский гамбит» Москвы вполне может превратиться в банальный военно-политический «цугцванг». Исключить это способно достижение Россией с США и их региональными союзниками компромиссного соглашения по политическому урегулированию, включая сохранение Асада у власти на переходный период с последующим формированием в Сирии новых коалиционных властей. Однако возможно ли это – покажет дальнейшее развитие военно-политических процессов в сирийском конфликте и вокруг него. Вернуться назад |