ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Боевое применение: как изменился потенциал российской военной авиации
Боевое применение: как изменился потенциал российской военной авиации21-11-2015, 11:27. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Боевое применение: как изменился потенциал российской военной авиацииУбедительная демонстрация возможностей Вооруженных сил России в сирийской кампании позволила говорить об успехе начатой во второй половине 2000-х годов военной реформы. За полтора месяца боевых действий ВКС России продемонстрировали в деле и новейшую технику, и модернизированные машины старых типов... Стратеги Воздушная мощь определяет, по сути, весь ход кампании. За время, прошедшее с даты ее официального начала — 30 сентября 2015 года — ВКС России совершили свыше 2000 боевых вылетов на более 3000 объектов исламистов. С 17 ноября, после приказа об усилении работы авиационной группы с базы Хмеймим и привлечения дополнительных сил, темпы резко возросли: только за последние трое суток ВКС РФ совершили более 360 вылетов, целями которых стали около 600 объектов террористов. Какие машины используются для этой работы? Ту-160. Наиболее мощный ударный самолет как в составе ВКС РФ, так и во всем мире — масса боевой нагрузки может превышать 40 тонн. В сирийской кампании участвует с 17 ноября 2015 года, она стала дебютом этой машины, используемой как ракетоносец: Ту-160 запускают по объектам террористов новейшие крылатые ракеты Х-101, причем если в первый день пуски ракет проводились над территорией Ирана, то 18 и 19 ноября Ту-160 атаковали цели с территории России: дальность Х-101 достигает, по некоторым данным, 5000 километров. Ту-95МС. Наиболее «молодой» (физический возраст машин от 23 до 35 лет) вариант бомбардировщика-ветерана Ту-95, впервые поднявшегося в воздух в 1952 году. Так же, как и Ту-160, используется для запуска крылатых ракет, и тоже впервые в своей истории — только, в отличие от «Белого Лебедя», использует не Х-101, а их предшественников — Х-555, конвенциональный вариант ракеты Х-55, предназначенной для нанесения ядерных ударов. Дальность Х-555 составляет примерно 2000 километров, что также позволяет поражать цели со значительного расстояния (пуски проводились над территорией Ирана) и с высокой точностью: система наведения Х-555, по некоторым данным, обеспечивает круговое вероятное отклонение (КВО) менее 20 метров, чего более чем достаточно для боевой части весом 410 килограммов. Использование крылатых ракет для ударов по объектам террористов, лишенных более-менее внятной ПВО, вызывает вопросы о целесообразности подобного расточительства. Все встает, однако, на свои места, если предположить, что применение подобного оружия преследует не столько практические, сколько пропагандистские задачи. Россия убедительно демонстрирует наличие глобального военного потенциала, обеспечивающего поражение целей в любой точке мира. В сочетании с заявлениями МИД России о том, что теракт против российского авиалайнера А321 на Синае 31 октября 2015 года рассматривается как нападение на Россию, демонстрация получается весьма убедительной. Ту-22М3. Использование этой машины если и носит пропагандистский характер, то куда в меньшей степени, чем двух его более дальнобойных коллег. Ту-22М3, взлетая с Моздока, выполняют грубую, если не сказать «черную» работу войны — засыпает бомбами лагеря подготовки боевиков, базы и склады. Для этого используются неуправляемые авиабомбы, точность попадания которых повышена за счет модернизации прицельно-навигационного комплекса самолета. Как минимум часть Ту-22М3, задействованных в сирийской кампании, оснащена бортовым комплексом СВП-24-22 компании «Гефест-ИТ», что позволяет самолету повышать точность собственного бомбометания и выполнять роль лидера для машин, которые еще не успели получить новое оборудование. Нужно отметить, что Ту-22М3 используются с довольно ограниченной для своих возможностей боевой нагрузкой, которая не превышает шести тонн и, не исключено, возрастет в дальнейшем. Ту-22М3 уже имеют солидный боевой опыт: они участвовали в боевых действиях в Афганистане, Чечне и Грузии. Фронтовые бомбардировщики и штурмовики Су-34. Возможно, наиболее узнаваемый самолет российской военной авиации на сегодняшний день. Необычная форма носовой части в сочетании с общим силуэтом, характерным для машин, созданных на базе Т-10 (Су-27), делают его частым героем фото и видео. Для Су-34, запущенного в серию после 2005 года, сирийская кампания также стала первой, если не считать одного эпизода в «войне 888», когда два самолета этого типа использовались для радиоэлектронной борьбы. Несмотря на классификацию Су-34 как фронтового бомбардировщика эта машина со взлетным весом до 45 тонн и способностью выполнять многочасовые полеты вплотную приближается по своему потенциалу к стратегическим машинам. Для него сирийская кампания также является своеобразной визиткой, рассчитанной как на оппонентов, так и на потенциальных партнеров, в том числе и возможных покупателей российской авиатехники в целом и Су-34, который пока не поставлялся за рубеж, в частности. Исходно на авиабазу Хмеймим были поставлены шесть машин этого типа, сейчас там, судя по данным, демонстрируемым Минобороны, находятся четыре бомбардировщика, и еще восемь планируется использовать с территории России — вероятно, с аэродромов в Астраханской области. Су-24М. Ветеран ВВС СССР, созданный для прорыва на сверхмалых высотах и сверхзвуковой скорости в тыл армий НАТО в третьей мировой войне, этот самолет участвовал в локальных конфликтах разной степени интенсивности. Сирия стала дебютом для модернизированных Су-24М, также получивших бортовой комплекс от «Гефеста», оборудование которых позволяет резко повысить точность попадания даже для неуправляемых авиабомб. Используемое вооружение отличается большим разнообразием: от ФАБ-500М54 до управляемых ракет Х-29Л и корректируемых авиабомб разных типов. Эффективная работа Су-24М доказывает полезность многочисленных учений последних лет, когда части на этих машинах регулярно работали на отдаленных полигонах, летая, как и новые Су-34, на большие расстояния — с Урала на Дальний Восток, из западной части России — в центральную Азию, и так далее. Эти переброски, «плечо» которых очень часто превышает сирийское, позволили отработать механизм поддержания авиагруппы на отделенных аэродромах. Двенадцать этих машин выполняют, возможно, наибольшую часть работы российской авиагруппы в Сирии. Су-25СМ. Модернизированный вариант хорошо известного штурмовика Су-25 несколько лет назад уже был приговорен к скорому списанию на фоне ощутимых потерь этих машин, которые объяснялись их устаревшей конструкцией. Репутацию уязвимого самолета усилила и война на востоке Украины, где ополченцам ДНР и ЛНР удалось сбить несколько машин этого типа, использовавшихся ВВС Украины. В Сирии двенадцать Су-25СМ совершили около тысячи боевых вылетов без потерь. Для сравнения: в «войне 888» российская авиация в общей сложности совершила около 400 самолетовылетов, как боевых, так и небоевых, без учета транспортных, потеряв за это время четыре Су-25, один Ту-22М3 и два Су-24М. Количество вылетов на одну потерю для ВВС Украины летом 2014 года оказалось еще ниже, что довольно быстро привело к фактически полной остановке действий украинской авиации. Причиной такого снижения потерь по сравнению с «войной 888» и тем более с боевыми действиями на Украине стало, в первую очередь, повышение боеготовности летчиков благодаря повысившимся объемам подготовки, а также более интенсивное применение управляемых боеприпасов. позволяющее минимизировать время нахождения в зоне ПВО. Истребители Су-30СМ. В Сирию были отправлены четыре машины этого типа, главной задачей которых, очевидно, является патрулирование воздушного пространства северной части страны во избежание попыток помешать действиям ВКС России со стороны турецких боевых самолетов. Вместе с тем появлялись и фотографии этих машин с вооружением «воздух-поверхность», что неудивительно: оборудование Су-30СМ позволяет применять фактически все боеприпасы «воздух-поверхность», разработанные для фронтовой авиации, а летчикам-истребителям тоже надо дать возможность отличиться на войне, где главные лавры собирают пилоты ударных машин. Для Су-30 всех модификаций, поставки которых иностранным заказчикам начались в конце 1990-х, а для ВВС России — с 2010 года, этот конфликт также стал дебютным. В рекламе самый продаваемый истребитель последних 15 лет не нуждается, но и лишней она не будет. Сегодня Су-30 разных модификаций строятся и на экспорт, и для ВКС России: в ближайшие годы Су-30СМ может стать наиболее распространенной машиной семейства Т-10 в отечественной военной авиации, оттеснив устаревающие Су-27 советской постройки и новые Су-35. Су-27СМ. Четыре модернизированных истребителя Су-27СМ, используемых с территории России, были задействованы для прикрытия Ту-22М3, атаковавших цели в северной части Сирии. В настоящее время в составе ВВС России находится более семидесяти модернизированных Су-27, отличающихся от исходной машины усовершенствованным радиоэлектронным оборудованием и более широкой номенклатурой вооружения. Для Су-27 война в Сирии — не первая: ранее машины этого типа принимали участие в нескольких постсоветских конфликтах, а также в эфиопско-эритрейской войне. Оружие Часть используемого оружия была уже названа выше. Полное перечисление номенклатуры заняло бы слишком много времени и места, поэтому выделим основные моменты. 1. Доля используемого управляемого оружия резко возросла. В сочетании с ростом точности применения неуправляемых боеприпасов за счет совершенствования оборудования самолетов это позволяет одной машине поражать две и более целей за один вылет. 2. Оба этих фактора сокращают время пребывания самолетов в зоне ПВО, а также позволяют действовать в темное время суток, на порядок уменьшая вероятность потери машины и экипажа. 3. Очевидная эффективность применения высокоточного оружия позволяет сделать выводы о несостоятельности сложившегося мифа об отсталости России в разработке и производстве этого вида вооружений. Концепции Это, пожалуй, наиболее важная, хотя и наименее явная часть демонстрируемых боевых возможностей. Как и в предыдущем пункте, можно выделить основные моменты. 1. Россия демонстрирует возможности эффективного поддержания группировки ВКС на большом удалении от границ, где главным ограничивающим фактором является недостаточная емкость авиабазы Хмеймим и отсутствие второй базы, которая была бы столь же надежно прикрыта с земли. 2. Интенсивность боевого применения, достигающая в иные дни трех вылетов на самолет близка к техническому пределу для современных машин и позволила даже с относительно небольшой численностью группы значительно превзойти по интенсивности боевого применения авиацию США и их союзников. Это обеспечено за счет хорошей подготовки наземного персонала и командного состава ВКС, что доказывает эффективность проводимой в России военной реформы, включающей и реформу военной авиации. 3. Российская авиация впервые в своей истории работает в постоянном взаимодействии с беспилотными аппаратами, обеспечивающими доразведку целей и передачу информации в режиме реального времени, а также с цифровыми спутниками фоторазведки, что резко повышает эффективность обнаружения целей и результативность атак. Делать глобальные выводы пока слишком рано. Однако уже сейчас ясно, что единственная сила, с которой имеет смысл сравнивать потенциал ВКС России, — это военно-воздушные силы США. Все прочие в лучшем случае оспаривают третье место — со значительным отставанием от второго. Вернуться назад |