Одним из наиболее завораживающих зрелищ в истории является падение великих империй — так, чтобы пылали города, орды варваров крушили статуи некогда могучих цезарей, а последние легионы обреченно обороняли Рим, объятый последним пиром во время последней чумы. Никакая империя не вечна, и это аксиома. Но одно дело уйти в вечность с мрачным достоинством, а совсем другое — дать потомкам и соседям нескончаемый повод для шуток и сарказма.
Британская империя на пике своего могущества производила отличную военную технику, но с «закатом империи» Англичане стали терять позиции в тех сферах, где они прописались, казалось, надолго.
Красноречивым примером стала история с британскими самолетами ДРЛО (правильнее ДРЛОиУ, но мне так писать лень), о которых мы сегодня и поговорим.
Для начала немного о самолетах ДРЛО – что за звери такие и откуда взялись?
[Самолеты системы ДРЛОиУ]
Наиболее остро проблема раннего обнаружения атакующей авиации встала после появления на вооружении советской авиации противокорабельных ракет большой дальности. Это поставило вопрос о вынесении рубежа ПВО корабельных соединений за пределы рубежа пуска ПКР. Для этого, прежде всего, требовалось обеспечить раннее обнаружение самолетов-носителей. Решить эту задачу с помощью корабельных средств обнаружения было невозможно. Единственным выходом была разработка палубных самолетов ДРЛО.
Позже, с уходом военной авиации на малые и сверхмалые высоты – важность самолетов ДРЛО еще более возросла, ведь дальность действия наземных РЛС по низколетящим целям ограничена радиогоризонтом (дальше видеть не дает искривление земной поверхности), поэтому чтобы дальше видеть – надо выше поднимать локатор (если на высоте 1,5 метра дальность радиогоризонта – 7 километров, то на высоте 10км – радиогоризонт увеличивается уже до 400 км).
Палубный "Гэнит"
Первыми британскими самолетами ДРЛО стали палубные «Гэниты».
«Gannet AEW.3» был создан из палубного противолодочного самолета «Gannet». Работы потребовали коренной переделки всей конструкции машины и прежде всего - фюзеляжа. Вместо небольшого противолодочного радиолокатора с выдвижной антенной, под брюхом «Пеликана» появился здоровенный каплевидный нарост, под которым размещалась антенна мощной радиолокационной станции AN/APS-20E с дальностью обнаружения воздушных целей 260 км, а морских - 230 км.
С 1958 по 1960 годы было построено 44 самолета «Gannet AEW.3», поступивших в 849-ю эскадрилью, находящуюся в непосредственном подчинении главного штаба военно-морской авиации. Эскадрилья разбивалась на звенья по 4 машины, размещаемые на авианосцах и береговых базах. Эксплуатировались «Гэниты» до 1978 года.
К началу восьмидесятых Гэниты были списаны. Если в 1960 году Великобритания владела вторым после Соединённых Штатов авианосным флотом (пять эскадренных авианосцев), то, к 1980-му у «владычицы морей» с авианосцами стало туго… А у «Ганита» весьма ограниченный радиус действия и не слишком большое время полёта — за отсутствием авианосцев базироваться он может только на земле.
Тем временем Британии не мытьём так катаньем необходимо было хотя бы чисто символически обозначить своё воздушное присутствие в отдалённых уголках Мирового океана, где могут разгуливать эти ужасные русские! Вопрос престижа!
А между тем – и реальная нужда в самолетах ДРЛО не отпала, что красноречиво продемонстрировала война за Фолклендские острова.
Аргентинские А-4 "Скайхок"
В 60-х годах никому в Адмиралтействе или Военном министерстве в кошмарном сне не могло присниться, что в 1982 году случится феерическая история с отвоёвыванием Фолклендских островов с помощью «авианесущих контейнеровозов»…
Когда аргентинцы на стареньких штурмовиках А-4 «Скайхок» умудрялись на малых высотах вплотную подбираться к британским кораблям и бомбить их свободнопадающими фугасками. Более того аргентинцы умудрились потопить новейший эсминец «Шеффилд» (который кстати, создавался как флагман ПВО корабельного соединения).
Тогда-то британцы и прочувствовали всю «глубину глубин». Вот когда стало не хватать недавно списанных «Гэнитов».
HMS Atlantic Conveyor — авианесущий контейнеровоз Её Императорского Величества :)
Он же 25 мая 1982 года после попадания двух ракет. Через три дня Atlantic Conveyor затонет при буксировке
Базовый "Шеклтон"
К 1969 году в Британии было решено выводить из состава флота все уцелевшие к тому времени «нормальные» авианосцы. Но
В связи с этим понадобился новый самолет ДРЛО, поскольку «Гэниты» (как мы уже выяснили выше) обладали слишком малыми и дальностью полета и временем пребывания в воздухе.
История умалчивает, в чью голову пришла гениальная идея оснастить
В 1971-1972 гг. на заводе фирмы «Хаукер-Сиддли» прошли переоборудование в самолеты ДРЛО двенадцать «Шеклтонов».
Пикантная деталь:
В процессе эксплуатации англичане столкнулись с совершенно неожиданной проблемой - нехваткой топлива. В век реактивных двигателей высокооктановый авиационный бензин для поршневых моторов наследника «Ланкастера» оказался в дефиците. Проблемы с бензином особенно обострялись при базировании самолетов на «заморских» территориях – в Акротири на Кипре, Катании. Палермо и Вриндизи в Италии, на исландской базе Кефлавик.
В общем, американцы уже начали полноценный AWACS проектировать (в 1970 г. выдано задание на проектирование Е-3 «Сентри»), а британцы летающий музей на вооружение принимают.
Зато дешево! Берем корпуса старых «Шеклтонов», добавляем снятые со старичков «Гэнитов» APS-20 и вууля – новый ДРЛО практически на халяву. И плевать, что веяньям времени не соответствует (в СССР и США уже придумывают замену Ту-126 и EC-121), зато престиж соблюден.
Кто бы мог предположить тогда, что древние «Шeклтoны» AEW с РЛС фактически 40-х годов будут охранять Британские острова еще на протяжении почти 20 лет (сняты с вооружения они были только в 1991 году)…
AWACS по британски, или как дорого съесть кактус (часть 2)
Катавасия с последним собственно британским
"Дешевая" замена
В начале 60-х по выдвинутым флотом требованиям NAST 6166 начинается работа по новому перспективному авиационному AEW-комплексу корабельного базирования.
Но, пришедшие к власти лейбористы, неожиданно решают выполнить одно из своих предвыборных обещаний... и сокращают военный бюджет, урезая кучу программ. Они отправляют в утиль последние авианосцы и отказываются от нового атомного авианосца CVA-01. А через некоторое время и от программы NAST 6166.
Вместо этого военно-морского великолепия для защиты британских интересов в разных уголках мира было решено приобрести в США в качестве «бюджетной альтернативы» полсотни оперативно-тактических истребителей-бомбардировщиков F-111K. Американцы обещали поставить Королевским ВВС эти машины по весьма доступной цене, но... вскоре после отказа англичан от авианосной программы цена «сто одиннадцатых» ВНЕЗАПНО стала стремительно расти, и очень скоро оказалась неподъёмной для урезанного лейбористами бюджета.
Планировавшиеся к закупке в рамках той же программы американские самолёты ДРЛО E-2 «Хокай» тоже не удалось получить — союзники свернули их производство в 1967 г., просто «позабыв» о британских планах. В итоге Англия осталась и без авианосцев, и без F-111, и без самолётов ДРЛО. Оперативно оснащённые допотопными радарами «Шеклтоны» были, по сути, попыткой хоть как-то прикрыть фантастических масштабов конфуз в оборонной политике и «сохранить лицо» — но обмануть кого-либо, как и решать серьёзные задачи, они не могли.
"Дешевая замена" авианосцам - General Dynamics F-111 Палубный AWACS Grumman E-2A Hawkeye
Рождение Нимрода
В 1968 г британское минобороны инициировало исследования по концепции создания авиационного AEW-комплекса уже берегового базирования, а в 1969 г "ЭллиотБразерс" получает контракт на разработку РЛС FMICW (Frjquency Modulated Intermittent Continuous Wave system).
Британцы решили выпендриться и сделать АВАКС не как у всех. Характерной особенностью нового AEW-комплекса должно было стать размещение антенны РЛС не в обтекателе на верхней части фюзеляжа, что было уже традиционным для самолетов аналогичного назначения (ЕС-121, Е-2А «Хокай» и Ту-126), а в двух обтекателях в носовой и хвостовой частях фюзеляжа (схема «нос-хвост») По мнению специалистов фирмы «Эллиот», такая компоновка существенно снижала массу всей системы, улучшала аэродинамику самолета и, главное, исключала наличие зон затенения от фюзеляжа, что было неизбежно при «плавниковой» и «грибообразной» форме обтекателя антенны РЛС. Правда уже в 1970 разработка прекращена "ввиду очень высоких финансовых и технических рисков".
Прогресс в развитии микроэлектроники и техники быстрой передачи информации позволил преемнице «Эллиот» фирме МЕАS (Marconi-Elliott Avionic Systems) в 1973 году разработать цифровой индикатор движущихся целей и оснастить им «Шеклтоны». Это существенно снизило влияние погоды и помех на работу РЛС и увеличило дальность обнаружения. МЕАS получила поддержку военных и начала проработку концепции создания AEW-комплекса на базе принятого на вооружение в 1969 г. «Нимрода» MR.1.
Nimrod MR.1
Но в 1974–1975 гг. у английских военных пропал интерес к собственной разработке и появилась решимость вместе с другими странами НАТО прикупить в США Е-3 АВАКС, поднявшийся в воздух в феврале 1975 г. Дискуссии по поводу совместной закупки Е-3А начались в НАТО в июне 1976 года, но на правительство Англии усилили давление профсоюзы и промышленники, и неудавшаяся попытка договориться на встрече представителей НАТО в Брюсселе 25 марта 1977 г., по сути, благословила программу «Нимрода» с новой РЛС фирмы МЕАS (позже МЕА).
Основой «британского АВАКСа» должен был стать самолёт ДРЛО на базе основного патрульного «Нимрода» (созданного, в свою очередь, на базе пассажирской «Кометы»). Американцы предложили было свой E-3 — но, наученные горьким опытом, гордые островитяне к 1977 году решили-таки доводить Nimrod AEW Mk.3 (тем более что родной авиапром начал потихоньку помирать от отсутствия заказов).
Конструкторский потенциал в Британии пока ещё сохранялся, и машина проектировалась довольно передовая: хорошая аэродинамика за счёт необычного расположения антенн РЛС, высокий уровень автоматизации бортовых систем, высокая устойчивость оборудования к радиоэлектронному противодействию... Ожидалось, что «Нимрод» сможет конкурировать с E-3 на мировом рынке — чем чёрт не шутит?
Начать поставки самолетов Королевским ВВС предполагалось в 1981-1982 гг., а закончить в 1984 г. - практически в те же сроки, когда ожидались поставки Е-3А для стран НАТО.
Самый глубокий (и, как оказалось, роковой) овраг выкопало правительство Её Величества. Вместо одного генерального подрядчика (чего требовала сложившаяся практика, основы менеджмента и просто здравый смысл) было назначено два. За самолёт как таковой отвечала свежеобразованная корпорация «Бритиш Эйрспейс» (ВАе), за электронику — «Маркони Авионикс» (уже вышеупомянутая МЕАS).
В результате ВАе усиленно переоборудовала планеры самолетов, которые никому не были нужны, "Маркони Авионикс", переоценившая свои силы, безрезультатно пыталась довести до ума БРЭО, a минобороны активно мешало и тем и другим, постоянно уточняя исходные требования (к примеру, с 1977 г. количество функций, возлагаемых на операторов комплекса возросло с 200 до 600).
По этому поводу один из представителей GEC (очередное новое наименование "Маркони Авионикс") заявил: "Любой может дать добро и любой - наложить вето, но никто не хочет отвечать. В результате стоимость растет в дополнительных статьях, вину за которые предъявить некому."
Итог оказался печальным: ВАе своё дело сделала - переработав 11 самолетов в "Нимроды" AEW. А "Маркони" с своей задачей не справилась, причём — по всем направлениям: ни РЛС, ни бортовые ЭВМ, ни системы связи не удалось довести до кондиции. Как обычно, "у семи нянек — дитя без глазу" (с).
Nimrod AEW Mk.3
Весной 1982 года разразился Фолклендский военный конфликт, в котором флот Её Величества понёс непропорционально высокие потери от слабо вооружённых ВВС Аргентины из-за отсутствия современной воздушной системы обнаружения низколетящих целей, хотя к этому времени «Нимрод» уже должен был стоять на вооружении.
Тут бы по-хорошему программу и закрыть, но во-первых жалко кучу потраченных денег, во-вторых удар по национальному престижу, а в-третьих возмутились английские профсоюзы (переживавшие за потерю рабочих мест вследствие закрытия программы), заявившие: "Закрытие программы "Нимрода" AEW будет актом вандализма и означает полный захват Америкой еще одной высокотехнологичной области".
Плюс разрабатываемый британцами электронный комплекс планировали приобрести французы для установки на свои самолеты ДРЛО.
В итоге - Британия объявила тендер на самолет, к финалу которого пробились в итоге "Нимрод" АEW.3 и американский Е-3А от Боинга.
К моменту подведения итогов конкурса "Нимрод" все-таки допилили до необходимых требований, но ребята из Боинга, почуявшие возможность отщипнуть кусок британского пирога и завалить конкурента тоже на месте не сидели.
В руководстве "Боинг" прекрасно понимали, что сила "Нимрода" АEW.3 вовсе не его характеристиках, а в национальных чувствах англичан, не желающих уступать США еще одну высокотехнологичную область. Поэтому основной удар "Боинг" направила именно в этом направлении, начав поиск фирм в Соединенном Королевстве, которых можно было бы привлечь на свою сторону, отдав им часть работ по созданию английской версии Е-3А.
Boeing E-3А Sentry
Представители Боинга объявили, что в случае их победы в тендере, английские производители получат контракты на сумму, равную 35% стоимости контракта по Е-3 (так называемая 35-процентная офсет-программа). А уже в августе 1986 г. было объявлено о подписании соглашений между "Боинг" и несколькими английскими разработчиками авиационного радиоэлектронного оборудования и компьютеров, фирмами "Плесси", "Феррэнти" и "Рэкал", по которому последним предлагались контракты, стоимостью около 10% от стоимости возможного заказа Е-3. Кроме того, "Боинг" пообещала этим фирмам подключение к ее программе разработки перспективной РЛС, систем дистанционно управляемых ЛА и тренажеров, а также к работам по программе СОИ.
При этом продажную цену Е-3 снизили до невероятно низкой отметки - всего по 65 млн.$ за штуку (хотя другие страны НАТО за свои последние самолеты заплатили по 184 млн.$, а Саудовская Аравия вообще выложила по 240 млн.$ за самолет).
Классический пример экономической войны.
Плюс ко всему - британские разработчики получили удар в спину от французов, которые отказалась от английского AEW-комплекса в пользу покупки Е-3 у США.
Окончание этой "детективной" истории вышло не очень радужным для англичан:
к 1985 году ВВС Великобритании лишились 11 базовых патрульных самолётов, но зато приобрели 11 небоеспособных «Нимродов» AEW. И все это за деньги, которых хватило бы, пожалуй, на два авианосца с полными авиакрыльями на борту.
А 18 декабря 1986 г. министр обороны Джордж Янгер объявил о выборе в качестве базы для английского AEW-комплекса Е-3А и закрытии программы "Нимрода" AEW.3. Таким образом, 9,5 лет работы и почти 1 млрд. фунтов стерлингов (930 млн. фунтов стерлингов с учетом последнего контракта с GEC "Авионикс" плюс стоимость закрытия работ), потраченные на его разработку, были фактически выброшены псу под хвост.
P.S.
Правда продали американцы свои АВАКСы не по обещанной суперцене, а "чутка" дороже. :)
В феврале 1987 г. был подписан контракт на поставку шести самолетов типа AWACS общей стоимостью 860 млн. фунтов стерлингов...
А чуть позже выяснилось, что поставляемые в Англию самолеты не способны работать в промежуточной системе связи IJMS (Interim JTIDS message standart)... Это означало, что америкаснкие АВАКСы еще, по меньшей мере, на протяжении полутора лет не смогут выполнять одну из основных своих функций - наводить на обнаруженные цели перехватчики "Торнадо"Р.З, уже оснащенные этой системой. Это так же означало и необходимость выделения англичанами дополнительных средств доработку полученных E-3D.
Что же касается широко разрекламированных офсет-программ, то в 1988 г. минобороны Британии провело аудиторскую проверку выполнения этих соглашений, в ходе которой выяснилось, что из 53 фирм, с которыми "Боинг" якобы заключил контракты до конца 1987 г., 24 ничего об этом не слышали. Более того, "янки" включили в стоимость английской офсет-программы работы, которые к оборонным технологиям вообще отношения не имели - например, оснащение ее лайнеров двигателями "Роллс-Ройс".
Эй, кто там хвалил британский менеджмент?
При этом Англия считается образцом для подражания в плане этого самого менеджмента, а британские школы управления невероятно популярны...
Источники:
1. Уголок неба - Gannet AEW
2. Уголок неба - Shackleton AEW
3. Уголок неба - Nimrod AEW
4. Гимн скаредности: как Британия лишилась всех ДРЛО и авианосцев