ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Завод, умеющий всё
Завод, умеющий всё26-07-2015, 06:46. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Завод, умеющий всё
Не секрет, что в капитальном ремонте рано или поздно нуждается любая техника. Боевая в том числе. Для этой цели существуют специализированные подразделения и даже отдельные предприятия. Особое место среди них занимает ОАО «140‑й ремонтный завод», находящийся в ведении Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь. На сегодняшний день это единственное предприятие в Беларуси, где проводятся капитальный ремонт и глубокая модернизация практически всего спектра бронетанковой техники, двигателей, других узлов и агрегатов к ней. Именно здесь восстанавливают и совершенствуют боевые машины, разрабатывают и изготавливают принципиально новые конкурентоспособные, востребованные на рынке образцы техники. На борисовском предприятии, которое возглавляет ныне полковник запаса Александр Чуряков, создана мощная современная производственная база, оснащенная уникальным технологическим и диагностическим оборудованием. В производство внедрены передовые технологии и новейшие подходы, что позволяет трудовому коллективу не только восстанавливать широкий спектр образцов бронетанковой техники, которая в значительной степени уже выработала свой ресурс, но и проводить ее глубокую модернизацию. Что значит капитально отремонтировать танк, БМП или БТР? Ремонт — очень сложный и трудоемкий процесс. По плечу он только высококвалифицированным специалистам, влюбленным в свое дело. Прежде чем приступить к восстановлению техники, заводчане применяют свою, испытанную временем технологию: разборка почти «мертвой» машины до болтика, дефектовка и ремонт всех узлов и агрегатов, изготовление в заводских условиях новых деталей взамен изношенных. И только после этого, начиная почти с нуля, идет повторная сборка и испытание боевых качеств. Впрочем, обо всем по порядку… Захожу в цех демонтажа и ремонта корпусов, узлов и агрегатов. Именно отсюда начинается восстановление выработавших свой ресурс боевых машин. Сразу бросилось в глаза обилие военной техники. Одни машины без подкрылков и гусениц, другие без башни и катков — все они имели отнюдь не боевой вид… Но удивляться нечему. Это характерная картина для начальной стадии любого технического ремонта. — Последовательность проведения работ у нас отработана десятилетиями, — утоляет мое любопытство начальник цеха Валентин Кузнецов. — После поступления боевой машины на завод, нуждающейся в капитальном «лечении», с нее вначале снимают все агрегаты и узлы, после тщательной мойки их направляют на вспомогательные участки для разборки и ремонта. Сам же корпус танка или БМП, «приняв душ» (моющий раствор) под высоким давлением, проходят в специальных камерах дробеструйную очистку, избавляясь тем самым от краски и масла. Дальше на отдельном технологическом участке над корпусом, покрытым грунтовкой, начинает колдовать другая бригада ремонтников. Им приходится рихтовать, варить, менять, параллельно проверяя, базовые параметры соединений и креплений. В команде «корпусников» большинство — опытные мастера. Так что ремонт боевой техники для них дело привычное и, как сами ремонтники выразились, простое. А вообще нет такого механизма, который не могут восстановить золотые руки мастеров 140‑го ремонтного завода. Все им подвластно: освоен ремонт более 70 наименований дизельных двигателей, артиллерийского вооружения, коробок передач… Я уже не говорю о ремонте подогревателей, масляных и топливных насосов, других более мелких, но по-своему сложных агрегатов. Среди ремонтников сегодня есть немало профессионалов, имеющих свое личное клеймо. А это значит, что они заслужили право сдавать продукцию без предъявления в ОТК (отдел технического контроля), отвечая за ее качество на все 100 процентов. Один из наиболее сложных и ответственных цехов — монтажный. Именно здесь после покраски отремонтированных корпусов происходит полная сборка машин из восстановленных узлов и механизмов. Четкое распределение труда на участках позволяет избежать ненужной суеты, усилить контроль над качеством и последовательностью операций. — При сборке мелочей быть не должно, — отметил начальник этого цеха Геннадий Филанович. — Ведь даже одна ошибка может дорого стоить всему коллективу. Чтобы свести к нулю все погрешности, набираем квалифицированных специалистов — не ниже четвертого разряда. Периодически отряд ремонтников цеха пополняется молодыми специалистами, которым и передаем мастерство и опыт… В цех, которым руководит Олег Волков, уже собранная техника поступает для проверки функционирования всех систем, прохождения стационарного испытания по давно отработанной технологии. А впереди — контрольный пробег и стрельба из вооружения на полигоне, мойка и подкраска, сдача готовых машин заказчику. Только в прошлом году на предприятии было капитально отремонтировано и модернизировано более двухсот единиц бронетанковой техники различных модификаций. Большинство из них — экспортные заказы. Причем ни одна из боевых машин, обретя второе дыхание, не вернулась на доработку. И в этом заслуга всего трудового коллектива 140‑го ремонтного завода. Гордое звание танкоремонтника здесь умеют подтверждать достойным трудом и качеством своей продукции. Восстанавливая технику времен войны И еще один факт, достойный уважения. Именно на этом предприятии, славящемся мастерством борисовских танкоремонтников, осуществляли восстановление техники военной поры для парада войск в честь 70‑летия Великой Победы. За короткое время в цехах прошли капитальный ремонт (до полного ходового состояния) танки Т‑34-85, ИС‑2, ИС‑3, самоходная артиллерийская установка СУ‑100. Восстановить боевые машины фронтовых лет для коллектива предприятия, трудовая биография которого начиналась в далеком 1943 году, было делом чести. Пройдя дорогами войны, ремонтники тогда еще 7‑го подвижного танкоагрегатного ремонтного завода в тяжелых условиях вернули в строй более шести с половиной тысяч танков и других образцов бронетехники, которые приняли непосредственное участие в разгроме вермахта. К слову, за самоотверженный труд коллектив военного предприятия в победном 1945 году был награжден орденом Красной Звезды. Дать вторую, а то и третью жизнь технике времен Великой Отечественной оказалось отнюдь не просто. По словам заместителя директора завода по производству Александра Трандафилова, сложность восстановления раритетных боевых машин заключалась прежде всего в отсутствии запасных частей в оригинальном исполнении, необходимой технической документации. После проведения тщательной дефектовки и выявления неполадок пришлось полностью заменить или отреставрировать вышедшие из строя узлы и агрегаты на каждом образце военной техники. А еще разработать концепцию изготовления отдельных механизмов по чертежам, найденным технологами завода в Интернете. Немало пришлось повозиться и над восстановлением ходовой части, регулировкой приводов управления, доведением двигателей до нормальных эксплуатационных параметров. Некоторые детали к сохранившимся узлам и агрегатам изготавливались с нуля по сохранившимся в архивах завода чертежам и техническим описаниям… Но эта рутинная работа, как говорится, стоила свеч: благодаря совместным усилиям конструкторов, технологов и слесарей удалось восстановить раритетную технику в ее «родном», оригинальном исполнении. Символично, что восстановленная на 140‑м ремонтном заводе техника времен Великой Отечественной безотказно прошла в авангарде механизированной колонны — к радости ветеранов войны и десятков тысяч гостей столицы. Модернизация — дело перспективное и выгодное Отрадно, что борисовские ремонтники не только занимаются восстановлением бронетанковой техники, внося свой вклад в дело укрепления национальной безопасности, но и всерьез осваивают среднюю и глубокую модернизацию с дальним прицелом — для осуществления экспортных поставок. По-настоящему современный подход. Сегодня даже самые богатые страны не спешат уничтожать устаревающие образцы колесной и гусеничной военной техники, стремясь придать им более высокие боевые качества и эксплуатационные возможности, которые вполне отвечают требованиям современного боя. Одно из таких перспективных направлений в своей производственной деятельности и выбрал 140‑й ремонтный завод, тщательно изучив рынок и потребности потенциальных заказчиков в модернизации востребованных ими боевых машин. — Весь смысл модернизации состоит в том, чтобы вновь создаваемая техника не только имела более высокие боевые и эксплуатационные характеристики, но и была востребована, — заметил в беседе директор завода Александр Чуряков. — Думая о перспективах развития предприятия, беремся за любую работу, соответствующую нашему профилю, боремся за каждого заказчика. Покупателя, как и рынки, нужно завоевывать — и прежде всего высоким качеством и конкурентоспособностью своей продукции. Серьезно занявшись этой перспективной тематикой, заводчане вышли на серийную модернизацию танков Т‑72Б «Витязь». На их новую производственную разработку установлена современная система управления огнем с многоканальным прицелом, автомат сопровождения целей, а также принципиально новый прицельно-наблюдательный комплекс командира танка, что позволяет вести огонь днем и ночью из пушки и спаренного пулемета в режиме «Дубль». Боевая машина оборудована закрытой зенитно-пулеметной установкой — можно более эффективно бороться не только с воздушными, но и наземными целями из боевого отделения танка на расстоянии до 1.600 метров. Глубокая модернизация боевой машины позволила значительно улучшить и защиту боевой машины от противотанковых средств и мин с магнитными взрывателями, а также ее маскировку, многие другие боевые и эксплуатационные возможности. — С внедрением новой технологии модернизации танка Т‑72 его боевой потенциал вырос в полтора раза. Это позволит боевой машине успешно выполнять задачи по предназначению еще не один десяток лет, — убежден Александр Иванович Чуряков. То же самое можно сказать и о других видах бронетехники советского производства, которая имеет еще достаточный ресурс. На сегодняшний день в интересах заказчика на предприятии успешно освоили, например, капитальный ремонт и глубокую модернизацию бронированной разведывательно-дозорной машины до уровня БРДМ‑2МБ. Новая разработка отличается от устаревшего образца прежде всего изменением трансмиссии. Вместо бензинового двигателя установлен дизельный силовой агрегат Минского моторного завода, а также пятиступенчатая синхронизированная коробка переключения передач с повышающим редуктором. Это позволило не только увеличить мощность двигателя, повысить подвижность и проходимость машины по пересеченной местности, но и снизить расход топлива и увеличить запас хода. Значительно улучшены и боевые характеристики машины за счет установки автоматизированного дистанционно управляемого наблюдательно-огневого комплекса отечественного производства. Большой интерес у зарубежного заказчика вызвал и глубоко модернизированный на предприятии БТР‑70МБ1 — с заменой двух бензиновых двигателей на дизельный силовой агрегат, пятиступенчатой КПП, а также другими более совершенными агрегатами и системами. Благодаря конструктивному и творческому подходу заводчан к делу сегодня БТР‑70 по своему конструктивному исполнению корпуса (изменена конструкция боковых десантных люков), трансмиссии и ходовой части, а также боевым и эксплуатационным возможностям ничем не уступает БТР‑80. Успешно трудятся заводчане и над усовершенствованием других видов боевой техники. Как отметил заместитель директора завода по производству Александр Трандафилов, на сегодняшний день на предприятии освоены ремонт и предпродажная подготовка САУ-2С7 «Пион», модернизация БТР‑60 до уровня БТР‑60МБ1, а также автомобильной техники (ЗИЛ‑131, ГАЗ‑66), машин технического обслуживания с установкой на них дизельного двигателя отечественного производства. Нет сомнения, что и образцы модернизированной колесной техники не только получат постоянную прописку в белорусской армии, но и будут востребованы на внешнем рынке. Стратегия завода и здравый подход к делу вполне обоснованны: ведь создавать на базе устаревших образцов более совершенные машины гораздо дешевле, чем покупать за баснословные деньги новые с равноценными боевыми качествами, к тому же не проверенные еще на практике. …И новые образцы продукции Сделав серьезный шаг вперед в области модернизации бронетанковой техники, борисовские ремонтники продолжают работу над созданием принципиально новых образцов продукции. После посещения предприятия в прошлом году Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко поставил заводчанам задачу: создать современное мобильное транспортное средство, которое было бы востребовано не только у нас, в белорусской армии, но и за рубежом. Сказано — сделано. За разработку принципиально новой бронированной машины на колесах взялась команда изобретателей под руководством главного конструктора завода Ольги Петровой. С момента зарождения идеи до создания действующего образца прошло всего четыре месяца — и результаты налицо. По замыслу создателей, машина «Кайман» предназначается для использования ее в качестве мобильного бронированного транспортного средства (МБТС) при ведении разведывательных и диверсионных операций, патрулирования и сопровождения колонн, а также для проведения миротворческих и милицейских операций, ведения действий в условиях чрезвычайных ситуаций. За базу новой разработки взят корпус БРДМ, который, к слову, изрядно переделали от днища до крыши с установкой десантных (боковых) дверей. (Внешне от знакомого уже многим образца бронетехники советского периода осталась узнаваемой только носовая его часть.) В моторном отсеке изделия установили отечественный дизельный двигатель Д‑245 с электронной системой управления подачи топлива и пятиступенчатую усиленную МКПП. Независимая торсионная подвеска, мосты, колесные редукторы конструкторы позаимствовали у БТР‑60. Бронированная машина, полная масса которой не более семи тонн (с шестью членами экипажа и вооружением), развивает скорость по шоссе 110 километров в час. Запас хода — до 1.000 километров… Кстати, МБТС «Кайман» (Caiman, что в переводе с испанского — аллигатор, крокодил) способен на плаву легко преодолевать водные преграды. Для этого специалисты с нуля разработали принципиально новый двигатель с двумя гребными винтами по бортам с приводом от коробки отбора мощности. Вместо башни на крыше машины установлен поворотный погон под установку ПКС и АГС или другой боевой модуль — в зависимости от выполнения задач. По мнению заместителя директора завода по коммерческим вопросам Леонида Мошковского, созданная машина по своим тактико-техническим и эксплуатационным возможностям не только будет непременно востребована в белорусской армии, но и найдет своего покупателя за рубежом. — Из тех аналогов, которые сегодня есть на рынке, это изделие станет весьма конкурентоспособно во всех отношениях, в том числе и по ценообразованию, — подчеркнул Леонид Валерьевич. — Заводские пробеговые испытания показали: по ТТХ «Кайман»» ничуть не уступает российскому «Тигру». Да и сделано наше мобильное транспортное средство практически на базе отечественных комплектующих, что значительно скажется на стоимости машины. Лично ознакомившись с опытным образцом нового поколения и его эксплуатационными возможностями, глава нашего военного ведомства генерал-лейтенант Андрей Равков дал добро на прохождение созданной бронемашиной войсковых испытаний на базе одной из воинских частей. Не останавливаясь на достигнутом, заводчане работают сегодня над новыми перспективными разработками для потенциальных заказчиков. Удивляться тут не приходится: работоспособности, творческого подхода к делу борисовским ремонтникам не занимать. Главная уникальность этого отечественного предприятия «оборонки», думаю, в этом и состоит.
Автор Николай Макаревич
Первоисточник http://vsr.mil.by/2015/07/21/zavod-umeyushhij-vsyo/ Вернуться назад |