ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Для F-35 просят еще $400 млрд
Для F-35 просят еще $400 млрд11-04-2015, 09:24. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Для F-35 просят еще $400 млрд Пентагон планирует модернизацию новейшего истребителя, который пока проигрывает российскому Т-50.
ВВС США уже планируют модернизацию новейшего истребителя Lockheed Martin F-35 Lightning II (рус. «Локхид-Мартин» Ф-35 «Молния» II), который еще не поступил на вооружение. Об этом на днях сообщило специализированное издание defense-aerospace.com. Сам факт модернизации является косвенным признаком того, что самолет уже начинает устаревать. Так, на днях в интервью агентству Reuters руководитель программы F-35 ВВС США генерал Джеффри Харриган заявил, что самолет может получить новые системы авионики, радиолокации, более экономичный двигатель и даже лазерное оружие. Сообщается, что модернизация истребителей обойдется американской казне в 400 млрд. долларов. Генерал Джеффри Харриган объяснил модернизацию самолетов необходимым шагом, так как «потенциальные противники быстро развивают свои технологии, и F-35 должен отвечать вызовам будущего». - Первоначальная оперативная готовность самолета версии F-35A для ВВС США намечена на август-сентябрь 2016 года, эти планы не изменились, - сказал Харриган. - Мы должны еще много сделать по разработке программного обеспечения, подготовить много специалистов по обслуживанию F-35, и мы уверены, что первоначальная боеготовность самолета будет достигнута в запланированный срок. Отметим, что самолет, как заявляют американцы, пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II совершил первый полет в 2006 году. С 2012 эксплуатируется в учебных целях. Разрабатывается в трёх вариантах: для нужд ВВС США (наземный истребитель — CTOL), для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании (истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой — STOVL), и для нужд ВМС США (палубный истребитель — CV). Средняя цена истребителя любой модификации на сегодняшний день превышает 100 млн. долларов. - Чем больше Соединенные Штаты будут разрабатывать и совершенствовать свой самолет, тем для нас лучше, - замечает член Экспертного совета председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, полковник запаса Виктор Мураховский. - Американцы думали создать относительно дешевый вариант истребителя пятого поколения, но обладающий серьезными возможностями по сравнению с основной машиной F-16, которую он и был призван заменить. В итоге эти задачи не были выполнены. Истребитель получился чудовищно дорогим – по сути дела, за один F-35 можно купить три F-16. В то же время затягивание разработки привело к тому, что некоторые элементы истребителя на сегодняшний день действительно устарели, например, авионика. Что касается боевых возможностей F-35, то истребитель не получил радикально новых свойств даже по сравнению с существующими самолетами, которые называются поколением «4+». — Однако ближайшие союзники США, например, Великобритания, Израиль, подписали контракт на закупку F-35… - Да, но не секрет, что в связи с возрастанием стоимости этих истребителей некоторые другие страны решили существенно сократить объем закупок. В некоторых случаях - в разы. Во многом проект получился, как я считаю, неудачным из-за того, что была поставлена следующая задача – сделать F-35 основным и массовым самолетом для стран НАТО и некоторых союзников вне Североатлантического блока. К слову, аналитики авторитетного центра Air Power Australia еще несколько лет назад признали F-35 истребителем поколения «4+», хотя производитель и разработчик корпорация Lockheed Martin позиционирует самолет как машину пятого поколения. Австралийские аналитики указывают на малую тяговооруженность самолета и, как следствие, - на невозможность сверхзвукового полета без включения форсажа. Также они говорят о его сравнительно низкой живучести и маневренности и о том, что эффективная поверхность радиолокационного отражения не соответствует требованиям к истребителям пятого поколения. Кроме того, австралийцы сообщили об итогах виртуального воздушного боя между F-35 и нашим Су-35 поколения «4++» - американский самолет не показал всего того, что должен был продемонстрировать. — А что касается оснащения F-35 лазерным оружием… Скажем, программу по экспериментальному самолету Boeing YAL-1 с лазером на борту США закрыли в 2011 году, хотя тогда их Агентство противоракетной обороны (MDA) сообщало, что ему удалось уничтожить набирающие скорость баллистические ракеты… - Насколько эта информация соответствовала действительно - неизвестно. Но беспилотники и некие аэродинамические крылатые ракеты Boeing YAL-1 действительно сбивал. Однако испытания проводились в полигонных условиях, по известной цели, а самое главное – при идеальных погодных условиях. Малейшее изменение прозрачности атмосферы, наличие водяных паров и эффективность такого вооружения падает не просто в разы, а на порядки. Кроме того, половину этого Boeing занимала энергетика лазера. Так что установка лазерного оружия на F-35 предполагала бы оснащение самолета аккумуляторами, по размеру сопоставимые с размером двигателя…. Поэтому подобные заявления о лазерном оружии – это полная профанация. К примеру, советский самоходный лазерный комплекс 1К17 «Сжатие», разработанный на шасси танка, в лучшем случае обеспечивал ослепление оптики и зрения человека, на большее он был не способен. Сегодняшние лазерные системы по сравнению с тем временем далеко не продвинулись. — Джеффри Харриган объяснил модернизацию самолетов необходимым шагом, отметив, что «потенциальные противники быстро развивают свои технологии, и F-35 должен отвечать вызовам будущего». Под «технологиями потенциальных противников» подразумевают наш ПАК ФА (Т-50)? - F-35 – это легкий истребитель, в то время как Т-50 – тяжелый. Но если сравнить технологии, то российский самолет превосходит его по всем параметрам. Наверное, только американцы могут позволить себе принимать на вооружение серийный истребитель стоимостью больше 100 млн. долларов за единицу. По характеристикам ПАК ФА, грубо говоря, кроет F-35 по всем параметрам – по тяговооруженности, оснащенности авиационными средствами поражения, маневренности. Единственный момент, который пока остается непроясненным - это авианока на нашем самолете. Однако заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин говорит, что F-35 пока все равно сложно дать однозначную оценку. - Американские летчики, к примеру, об этом истребителе хорошо отзываются. Не один самолет не был потерян в катастрофах, только один сгорел на земле. При этом понятно, что машина имеет много проблем, главная из которых – его цена: истребитель не может быть таким дико дорогим. Но, с другой стороны, в США альтернативы ему все равно нет, и программу «Единый ударный истребитель» (в рамках нее и реализуется F-35 Lightning II) американцы доведут до конца любой ценой во всех смыслах. Думаю, что к словам генерала ВВС США нельзя серьезно относиться, их цель – очередное выбивание денег. Это стандартное поведение любого военного в отношении политиков. Что касается лазера, то на данный момент это также однозначно популистское заявление. Лазер на борту такого самолета может использоваться разве только для ослепления оптических приборов противника. Но я не знаю, стоит ли игра свеч, по крайней мере, на данном этапе развития технологий. Военный эксперт Владимир Щербаков говорит, что модернизация самолета была предусмотрена еще в самом начале реализации программы. - Все модификации F-35 на сегодняшний момент испытаны, и самолет уже начал поступать в войска на опытную эксплуатацию. Но «Единый ударный истребитель» - это комплексная программа, ее реализация идет поэтапно. И на каждом таком этапе самолет будет модернизироваться – по бортовым системам, по вооружению и т.д. Грубо говоря, каждый последующий самолет будут лучше, чем предыдущий. Соответственно, предыдущий будет модернизироваться и подгоняться под новый стандарт. Скажем, появляется новая модификация ракет, их надо включать в этап вооружения. Для этого придется определенным образом дорабатывать программное обеспечение, систему управление вооружением и т.д. Вот такая непрерывная цепочка задумана американцами, которая объясняется совершенствованием характеристик, уменьшением массы некоторых систем, двигателя и т.д. В принципе это не новая практика. Скажем, российские корветы проекта 20380 «Сообразительный» и «Бойкий» по характеристикам существенно отличаются от головного корабля «Стерегущий». Что касается качества F-35, то пока тут сложно давать оценку, потому что в самолет внедрено не все, что планировалось изначально. Думаю, к 2019-2020 годам можно будет делать выводы. Но на мой взгляд, американцам все-таки удалось добиться той универсальности самолета, которую они и планировали: поставлять самолет и в ВВС, и в ВМС, и для нужд Корпуса морской пехоты. То есть единая платформа самолета у них есть. Вернуться назад |