Российский ВМФ начал получать самые современные ударные вертолеты. Аналогов морского «Аллигатора» в мире нет: это летающий танк для спецопераций, способный потопить корабль.
«Управляется легко. Напичкан умной электроникой, но не слишком. Естественно, будучи бронированной машиной, более инертен, чем легкий вертолет», - написал в своем микроблоге в Twitter после полета на вертолете Ка-52К «Алигатор» Дмитрий Рогозин. Вице-премьер, отвечающий за военно-промышленный комплекс, проверял морской вариант самой современной ударной винтокрылой российской машины, предназначенной для вооружения больших десантных вертолетоносцев типа «Мистраль» - 8 апреля 2014 года Минобороны подписало контракт на поставку 32 серийных вертолетов Ка-52К, из которых первые 12 должны быть изготовлены в 2015 году.
Судьба французских кораблей пока туманна. Из-за санкций, введенных против России, поставка двух вертолетоносцев может не состояться вообще. Тем не менее, вертолеты к ним строятся и проходят испытания. По планам военных, первые десять серийных Ка-52К будут использоваться в качестве машин берегового базирования на Камчатке. Всего же до 2020 года по Госпрограмме вооружения армия должна получить более 120 таких вертолетов.
Один в поле воин
История создания вертолета Ка-52 по-своему драматична. Его предшественник - Ка-50 «Черная акула» - то выбирался военными в качестве основного ударного вертолета для армии, то попадал в немилость, и о нем забывали. В итоге военные выбрали основным ударным вертолетом его главного конкурента - Ми-28Н «Ночной охотник». Одной из главных претензий к «Черной акуле», как оказалось, стало ее чрезмерная иновационность. Например, в машине, в отличие от всех других ударных вертолетов, был всего один пилот. Военные просто испугались, что ему будет не под силу в одиночку и маневрировать на высоких скоростях и предельно малых высотах, и вести одновременно обстрел нескольких целей.
Ка-52 «Аллигатор» стал дальнейшим развитием «Черной акулы». В угоду требований Минобороны, его сделали двухместным. Как и у предшественника, у него сдвоенный винт - сосной схемы. Благодаря этому, «Аллигатор» способен выполнять недоступные ни американскому АН-64 «Апач», ни Ми-28Н маневры: например, совершить «плоский» - практически на месте - внезапный разворот. Этот маневр позволяет, кроме того, взлетать-садиться с ограниченных площадок при любых направлениях ветра.
Вертолет способен «стартовать» с режима висения с большим ускорением, чем его одновинтовые собратьев, чем достигается невиданная для них маневренность ведения боя. Кроме того, ему доступен на больших скоростях полета такой горизонтальный маневр, как «воронка» - боковой вираж, во время которого выполняется боковое перемещение вокруг цели на неизменной высоте.
Вертолет Ка-52 предназначен для уничтожения танков и другой бронетехники противника, может бороться с медленно летящими воздушными целями. Так как вертолету приходиться действовать практически на переднем крае боевых действий, кабину пилотов бронировали, защитив их прямого попадания пуль калибра 12,5 мм и осколков 20-мм снарядов.
Танк для спецназа
На вооружении вертолета стоят сверхзвуковые противотанковые ракеты «Вихрь» с лазерным наведением. Их особенность в том, что даже если пилоты машины визуально не видят цель, они спокойно могут стрелять, получив «подсказку» от военнослужащих спецподразделения, действующих на земле. Есть три пушки: одна 30 мм как у БМП, и две 23 мм, размещаемые на «крыльях» машины в специальных контейнерах. Боезапас каждой из них 500 снарядов.
Кроме того, на вертолете может быть установлена зенитная-ракетная система «Игла» для поражения воздушных целей. Мощная броня, и не менее серьезное вооружение, за что машину прозвали «летающим танком», в совокупности с возможностью скрытного полета на малых высотах с огибанием рельефа местности, и предопределило судьбу Ка-52, как вертолета поддержки сил спецназначения.
Кроме того, Ка-52 еще и командирская машина армейской авиации. «Аллигатор» способен управлять группой вертолетов, выполняя роль «мозгового центра», который устанавливает и распределяет цели для всех других участников. Действует в любое время суток независимо от погодных условий. Все это доказал еще предшественник «Аллигатора» - Ка-50 в Чечне. Высоко в горах при температуре воздуха более 30 градусов он не только прекрасно маневрировал среди скал, но и успешно поражал выявленные цели.
Отличие корабельного Ка-52 с индексом «К» от традиционного Ка-52 заключается, прежде всего, в его адаптации к базированию на кораблях ВМФ России. Для этого на вертолете установлено укороченное крыло, система складывания лопастей и система кондиционирования воздуха, предназначенная для использования во влажной морской атмосфере. Как и традиционный Ка-52, корабельный вертолет оснащен комплексом бортовой обороны, гиростабилизированной оптико-электронной станцией ГОЭС-451 и 30-мм автоматической пушкой 2А42.
В военно-промышленном комплексе говорят, что палубные вертолеты Ка-52К в перспективе могут получить новую бортовую радиолокационную станцию, что позволит им применять противокорабельные ракеты Х-31 и Х-35. Этот факт делает Ка-52К абсолютно уникальной боевой машиной. Дело в том, что эти противокорабельные крылатые ракеты до последнего времени могли использоваться только с самолетов Су-30 и МиГ-29К.
Первый замгендиректора и генконструктор корпорации «Фазотрон-НИИР» Юрий Гуськов говорит, что палубные Ка-52К оснащаются той же радиолокационной станцией «Арбалет» разработки «Фазотрон-НИИР», что и обычные. По словам Гуськова, этот радар миллиметрового диапазона обеспечивает выполнение задач в прибрежной зоне, не требующих большой дальности действия.
«Поскольку ситуация с «Мистралями» зависла, мы предлагаем расширить характеристики палубной версии вертолета, оснастив ее модернизированной бортовой радиолокационной станцией со встроенным сантиметровым диапазоном частот, что повысит дальность обнаружения почти до 200 км и обеспечит возможность применения противокорабельных ракет типа Х-31 и Х-35», - сообщил Гуськов.
И даже не танк...
Уникальность ракеты Х-31 заключается, например, в том, что это фактически уменьшенная версия противокорабельной сверхзвуковой ракеты 3М-80 «Москит», стоящей на вооружении эсминца 956 проекта типа «Современный». Ракета имеет сверхзвуковую скорость, летит практически над поверхностью моря на высоте 3-5 метров, из-за чего ее невозможно обнаружить средствами радиолокации, и доставляет к цели 100-килограммовую фугасную боевую часть. Х-35 также базируется на кораблях или береговых мобильных комплексах «Бастион». Ее особенность в пассивной головке самонаведения.
Во время полета ракета не «сканирует» пространство в поиске цели, а принимает сигнал от цели - фактически проводя весь полет в режиме «радиомолчания», из-за чего ракету (как и ее напарницу Х-31) практически невозможно обнаружить средствами радиолокации. В свое время Х-35 даже хотели купить американцы. В США планировали ставить головки наведения от Х-35 на собственные ракеты AGM-84 Harpoon. Благо внешне обе ракеты похожи, как близнецы.
Российский ВМФ начал получать самые современные ударные вертолеты. Даже в случае применения их с «берегового» аэродрома, а не вертолетоносца, это значительно расширяет возможности российских корабельных группировок в море. Аналогов Ка-52К в мире нет, а с новым набором ударного вооружения эту машину вообще можно считать уникальной - летающий танк для выполнения спецопераций, способный потопить корабль.
Автор: Дмитрий Литовкин
Фото: ОАО «Арсеньевская Авиационная Компания „ПРОГРЕСС“ им. Н.И. Сазыкина» и Министерство обороны РФ