ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Антикризисная модель «Арматы»
Антикризисная модель «Арматы»11-03-2015, 10:02. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Антикризисная модель «Арматы»Проект танка нового поколения не выдержал режима экономии бюджета. В Алабино начались тренировки парадных расчетов, которые пройдут по Красной площади 9 Мая. Среди военно-технических новинок самая ожидаемая - танк нового поколения Т-14 «Армата», характеристики которого, как и внешний облик, до сих пор секретны. Однако еще до появления дюжины Т-14 перед публикой, появилась информация о грядущем упрощении некоторых систем танка. Так, в конце февраля заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Олег Бочкарев в интервью СМИ заявил следующее: - Мы пойдем по пути упрощения некоторых систем. Характеристики, которые мы обеспечили, — очень дорогое решение. Упростив некоторые вещи, мы не потеряем свойства этой машины, но очень много сэкономим в цене. Правда, Бочкарев подчеркнул, что в опытной партии, которая появится на брусчатке, после чего будет отправлена на испытания в войска (серийное производство Т-14 намечено на 2016-2017 годы – «СП»), машины будут выполнены с максимумом возможностей, реализации которых военные требовали от разработчика: «Все, что мы придумали, все, на что была готова наша промышленность... Все сделано по требованию заказчика. А когда начнется эксплуатация и станет понятно, что некий параметр мало востребован, значит, от него можно отказаться». Добавим, что в ноябре 2014 года Бочкарев отметил крайне высокую стоимость новых машин. По его словам, контракт с НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ), производящим эти танки, подписан на три года. Цена боевых машин, которые должны поступить на вооружение в следующем году, уже определена. - Но дальше надо будет работать, мы критикуем УВЗ за высокую стоимость, - отметил тогда Бочкарев. О завышенной стоимости танка говорят уже не первый год. Также не первый год идут споры между УВЗ и Минобороны. По некоторой информации, на разработку «Арматы» и создание технологической линии производства было выделено 54 млрд. руб., из которых 15 млрд. уже истрачено. Звучат различные оценки стоимости серийного танка – от 200 млн. рублей до 400 млн. за единицу. Для сравнения: бывший первый заместитель начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны (ГАБТУ) генерал-лейтенант запаса Юрий Коваленко оценивал стоимость Т-90А примерно в 70 млн. руб. за единицу, американского Abrams – в 217 млн. руб., французского Leclerc – в 255 млн., немецкого Leopard-2 – в 167 млн., а украинского Т-80 – в 120 млн. руб. Напомним, закрытая демонстрация «Арматы» состоялась в сентябре 2013 года в Нижнем Тагиле. Тогда высокопоставленным российским чиновникам продемонстрировали три образца военной техники на базе новой унифицированной тяжелой гусеничной платформы «Армата»: основной боевой танк, тяжелую боевую машину пехоты и бронированную ремонтно-эвакуационную машину. Перечислим ожидаемые особенности Т-14: - «необитаемая башня», то есть экипаж машины располагается в изолированной бронекапсуле в передней части корпуса, защищающей людей в случае поражения бронемашины, управление вооружением осуществляется дистанционно; - передняя проекция имеет многослойную комбинированную бронезащиту, способную выдержать прямое попадание любого типа существующих сегодня снарядов - подкалиберных и кумулятивных; - активная защита танка (комплекс «Афганит») расположена по всему периметру башни на различных уровнях, обеспечивая гарантированную защиту наиболее важных элементов машины, в том числе и с воздуха; - Т-14 должен быть оснащен уникальной РЛС, способной одновременно контролировать до 40 наземных и 25 воздушных целей в радиусе 100 километров; - информация о боевой обстановке выводиться на мониторы танка с лазерных, телевизионных и тепловизионных датчиков, а панорамный обзор позволяет командиру и наводчику просматривать поле боя аж на 360 градусов; Т-14 способен «вести диалог» - обмениваться данными с другими бронемашинами и командным пунктом; - модульность машины: вооружение и оборудование можно заменить в зависимости от поставленных задач; - основное вооружение Т-14 - 125-мм гладкоствольная пушка 2А82 с боеприпасами различного типа и назначения, в дополнение - модернизированный пулемет Калашникова калибра 7,62 и роботизированный крупнокалиберный пулемет «Корд». Стоит отметить, что первоначально на замену Т-72 разрабатывалась другая машина - под шифром «Объект 195» (Т-95 «Черный орел», ОКР «Совершенствование-88») с пушкой калибра 152-мм в «необитаемой башне». Танк даже успел пройти испытания, однако в серию он не пошел, его разработки прекратили в 2010-ом. И в итоге «Объект 195» в новой программе вооружений сменила унифицированная тяжелая платформа «Армата». Именно поэтому многие эксперты склонны считать, что Т-14 – это облегченная версия Т-95. Так, бывший начальник Главного автобронетанкового управления МО РФ, руководивший разработкой танка Т-95, генерал-полковник Сергей Маев в 2013 году дал интервью СМИ по поводу Т-14, суть которого сводилась к двум тезисам: преувеличивать значение «Арматы» не стоит, так как этот проект будет хуже «Совершенствования-88», а 125-мм пушка делает «Армату» неконкурентоспособной на поле боя при любых обстоятельствах». - С «Арматой» капитально промахнулись по цене при планировании Госпрограммы вооружений (ГПВ), - говорит один из ведущих экспертов в области броневой техники, член Общественного совета ВПК, полковник запаса Виктор Мураховский. - Это вина, в том числе, и экономического блока правительства РФ, который заложил абсолютно нереальный показатель ежегодного дефлятора ВВП. А с тех пор цены на материалы и комплектующие существенно выросли (если не сказать в разы). Соответственно, стоимость и НИОКР, и серийной машины существенно выше, чем было предусмотрено в ГПВ. Второй вопрос – технический. По некоторым элементам конструкции (не рискну называть конкретные) требуются существенные усилия от кооперации российский предприятий по выходу на передовой уровень. И здесь действительно возможен вариант - принимать «Армату» в несколько упрощенном виде на том технологическом уровне, который сегодня достигнут. В дальнейшем - повышать этот технологический уровень в ходе модернизации танка. Есть также очень дорогие компоненты, необходимые исключительно в военное время. Например, комплекс активной защиты (КАЗ). Здесь также можно пойти по такому пути: не включать пока КАЗ в комплектацию серийных машин. «СП»: - Вы согласны с точкой зрения Сергея Маева по поводу Т-14? - Я думаю, что, прежде всего, он имел в виду орудие калибра 152-мм, которое было на «Объекте 195», показавшее высочайшее характеристики по бронепробиваемости бронебойным оперённым подкалиберным снарядом. Калибр 152-мм позволял запускать через ствол управляемую ракету с гораздо более высокими характеристикам, чем это можно делать на калибре 125-мм. «СП»: - Среди некоторых экспертов есть мнения о том, что вес российских танков, в том числе и Т-14, надо увеличивать… - Это тупиковый путь. Есть два наглядных примера в истории мирового танкостроения. В Первую мировую войну немцы создали K-Wagen – проект ограничился только одним танком. А позже разработали Panzerkampfwagen VIII «Maus», которых было выпущено всего лишь две единицы, боевая масса каждой составляла - 180 тонн. Таким образом, чтобы не вставать на тупиковый путь развития, должно быть найдено оптимальное сочетание параметров: масса, габариты, бронирование, вооружение, подвижность. Для перспективной платформы «Армата» параметры определены: максимальная масса для систем вооружений, которые будут базироваться на этой платформе – я имею в виду самоходную артиллерию – 65 тонн. Масса танка будет еще меньше – в пределах 50-55 тонн в комплектации с полной динамической защитой и т.д. В итоге наши машины будут весить на 10-15 тонн легче средней массы зарубежных танков типа Merkava, Challenger 2, Abrams М1А2 SEP. В этом случае мы все-таки лучше, чем на Западе, умеем вписываться в названные параметры. Стоит сказать, что уровень нашего танкостроения на самом деле существенно превышает мировой. Напомню, что классическая компоновка, которая родилась в 1917 году на легком танке Renault FT-17, используется практически на всех образцах бронетехники в мире. Т-14 – это танк совершенно иной компоновки, которая позволила вывести ряд параметров на уровень выше мирового. Вернуться назад |