ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > F-35: самолет нездравого смысла

F-35: самолет нездравого смысла


13-02-2015, 09:45. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

F-35: самолет нездравого смысла

F-35: самолет нездравого смысла
Почему американские налогоплательщики выступают против истребителя 5 поколения?

Президент общества налогоплательщиков США Александр Райан (Ryan Alexander) в интервью порталу sputniknews заявил, что бессмысленно тратить деньги на истребитель пятого поколения F-35. «Думаю, что разумно отказаться от F-35. У нас есть достаточно доказательств того, что этот истребитель компании Lockheed Martin является непозволительно дорогой системой вооружения, у которой имеются более дешевые альтернативы», - сказал Райан. В частности, он привел данные, которые свидетельствуют, что США в течение ближайших 50 лет готовы потратить на этот самолет в общей сложности $ 1,5 трлн. Он также напомнил, что его организация стоит на страже интересов граждан-налогоплательщиков США.

Это знаковое интервью прошло сразу же после того, как стали известны подробности плана по совершенствованию F-35. Аналитические статьи об этом истребителе привели практически все американские СМИ. Тональность публикаций либо нейтральная, либо критическая. Так, журналист Крис Осборн из издания Defense Tech увязал детали будущей модернизации самолета с результатами его последнего системного испытания. Известно, что тестирование проводил специализированный департамент министерства обороны США. К сведению: всепогодный многоцелевой истребитель разрабатывается и выпускается в трех модификациях - F-35A для наземного базирования (CTOL), F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (STOVL) и палубный вариант F-35C.

Крис Осборн напомнил, что о проблемах истребителя заговорили в феврале 2013 года. Тогда обнаружилось, что после очередного полета в одном из самолетов F-35A появилась трещина в лопатке турбины. Сразу же до определения причин были запрещены полеты всех F-35. Впоследствии эти ограничения сняли, однако вскоре стало ясно, что подобные дефекты с пугающей регулярностью проявляются и на других истребителях этого типа. Более того, перечень претензий постоянно увеличивается. Среди прочего военные США недовольны жесткостью фюзеляжа, переборок и фланцев крыльев. Имеется вопросы и к опоре двигателя. Именно поэтому в министерстве обороне США всерьез забеспокоились о программе Joint Strike Fighter, в рамках которой предполагалось заменить весь устаревший авиационный флот, состоящий из самолетов F-16, A-10, F/A-18 и AV-8B на 2457 истребителей F-35.

Прошедшие испытания только подтвердили худшие опасения американских военных. Хотя выводы комиссии приведены в обтекаемых формулировках, они красноречиво свидетельствуют, что F-35 не готов к воздушным боям: «В целом самолет продолжает оставаться незрелыми, а его эксплуатация в значительной степени опирается на постоянную поддержку подрядчика, что неприемлемо для ведения боевых действий. F-35 остается уязвимым к баллистическому и индуцированному метательному огню из всех видов боевых угроз, вызванных ракетными ударами. Сроки первых боевых вылетов, вероятно, будут перенесены на неопределенное время из-за проблем с программным обеспечением блока 2В, который предназначен для управления высокоточным оружием AIM-120C, с последующим расширением до боеприпасов GBU-32/31 и GBU-12». (Для сведения: блок 2В в истребителе F-35 отвечает еще и за координацию бортового радара, радиоэлектронной борьбы, навигации, системы наведения, нашлемной системы отображения HMDS).

Но самый главный вывод заключается в том, что имеется «значительный риск» не довести самолет до требований, заложенных в техническом задании. Директор испытаний оценки военной техники Мишель Гилморе (Michael Gilmore), проводивший тесты F-35, потребовал от Lockheed Martin Corp. разработать планы по смягчению последствий выявленных проблем, даже если для этого придется утяжелить самолет.

В рамках этого поручения осуществлялись и другие испытания. Так, в сентябре 2014 года было проведено тестирование истребителя в климатическом ангаре Eglin Air Force Base, штат Флорида.

- F-35 опробовали в сильную жару, в арктических холод, в проливной дождь, при запредельной влажности и в условиях мощных пылевых бурь, - рассказал Дуэйн Белл, главный специалист испытательного центра. - В нашем ангаре мы можем имитировать практически любую погоду в течение длительного время, когда двигатели неподвижного самолета работают на полную мощность в обычном или вертикальном режиме взлета-посадки.

Летчик-испытатель Билли Флинн в этой связи отметил, что это были первые такого рода испытания.

Кроме того, 3 ноября 2014 года у берегов Сан-Диего самолет F-35C совершил свою первую посадку на авианосец «Нимиц». В этой связи журналист Крис Осборн обратил внимание, что летчик-испытатель ВМС Тони Уилсон радовался как ребенок, а генерал-лейтенант Крис Богдан, выступая перед представителями СМИ, неоднократно повторил, что «это потрясающе и грандиозно». Впрочем, специалисты компаний Lockheed Martin и Pratt & Whitney более сдержано отнеслись к событию, отметив, что необходимо дорабатывать самолет, чтобы он мог нормально садиться на авианосцы.

Все полученные данные были положены в основу доработки F-35. Изучался также предшествующий опыт перехода авиационной техники в новое качество. В частности, было отмечено, что надежность самолетов обеспечивается за счет технологий последующих поколений. Иными словами, чтобы сделать F-35 боевым, в нем должны присутствовать узлы, соответствующие самолетам шестого поколения. Прежде всего, речь идет о так называемых «умных скинах», соединяющих фюзеляж с компьютерными программами и обеспечивающих более высокие круизные способности при гиперзвуковых скоростях. Фактически это означает, что летчик отстраняется от непосредственно управления истребителем и только ставит задачи бортовому компьютеру, который, собственно, и решает задачу маневрирования с тем, чтобы «не перегрузить фюзеляж и крылья.

На вопрос, когда это будет возможно, генерал-лейтенант Марк Рэмси, директор департамента по ресурсам вооруженных сил HASC, ответил, что не раньше, чем через пятнадцать лет. Фактически он признал, что F-35 так и не стал полноценным самолетом пятого поколения, а, скорей всего, является прообразом нового истребителя. По его словам, именно поэтому сегодня США не имеют технологического превосходства в авиации над Россией и Китаем. В то же время появление «умных скинов» позволит Америке создать предпосылки для истребителя шестого поколения. «Сейчас надо думать о будущей войне, нынешнюю уже не выиграть», - резюмировал Марк Рэмси.

Этот же постулат в докладе касательно развития F-35 отметил и заместитель министра обороны США по военным закупкам Фрэнк Кендалл. «Китай и России имеют современное оружие, предназначенное для преодоления нашей проекции силы, - заявил главный покупатель Пентагона. - Даже если случится непреднамеренная региональная война, у США нет гарантий, что удастся победить».

Дело в том, что «в вопросах применения F-35 США полагаются на дорогостоящие военные активы, такие как аэродромы, авианосцы и космические спутники для разведки, наведения и связи. Между тем, эти активы сегодня представляют собой доступные мишени для китайских и русских, а также иранских высокоточных баллистических и крылатых ракет, которые могут легко преодолеть лучшие системы ПВО Америки».

Фрэнк Кендалл констатирует, что модернизацию все-таки необходимо проводить, чтобы довести F-35 до боевого состояния. Что касается самолета шестого поколения, то его набросками занимается исследовательское агентство DARPA в рамках незначительного финансирования. В этой связи многие аналитики отмечают, что подсчитать стоимость разработки нового истребителя X-plane сложно даже теоретически, как и определить сроки его создания.

К примеру, проектирование самолета второго поколения F-86 Sabre обошлось американским налогоплательщикам примерно в 100 миллионов долларов. Трудозатраты составили 1 700 000 человеко-часов. А для того, чтобы поставить в серию истребитель четвертого поколения F-16 пришлось затратить уже 6,43 млрд. долларов. При этом трудозатраты достигли 9 340 000 человеко-часов. Траты же на самолет пятого поколения F-35 уже на сегодня оцениваются в один триллион долларов. А сроки его разработки превысили двадцать лет. Таким образом, программа создания X-plane, скорей всего, будет стоить порядка 15-17 триллионов долларов. А на его проектирование и постановку на крыло уйдет не менее полувека.



Вернуться назад