ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Шойгу меняет военные планы и спасает Ил-96

Шойгу меняет военные планы и спасает Ил-96


16-01-2015, 08:21. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Шойгу меняет военные планы

Шойгу меняет военные планы
Минобороны приступает к досрочной разработке документов стратегического значения.

Минобороны РФ в ближайшее время разработает и утвердит новый «План обороны страны на 2016-2020 годы». Об этом 13 января на первом в новом году селекторном совещании сообщил глава российского военного ведомства Сергей Шойгу.

По его словам, стратегический план на предстоящую «пятилетку» необходим для того, чтобы обеспечить своевременное размещение и неукоснительное исполнение гособоронзаказа, и выйти на установленные параметры по современным образцам вооружения и военной техники.

Стоит отметить, что нынешний План обороны страны был принят не так давно. 29 января 2013 года на встрече с Верховным Главнокомандующим Владимиром Путиным министр обороны Сергей Шойгу и начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов представили документ, над которым работало «49 министерств и ведомств». Тогда Шойгу отметил, что в Плане проработаны все важнейшие детали, которые касаются обороны России на период ближайшего десятилетия, учтены все возможные риски.

- Проведен, на наш взгляд, достаточно полный анализ того, что нас может ждать в ближайшие десятилетия. Именно поэтому мы считаем, что он готов к утверждению. Естественно, хотелось бы при этом добавить, что это не окончательная, не застывшая форма. И в связи с разными событиями вокруг нашей страны, с разными угрозами он, конечно, может корректироваться и будет корректироваться, безусловно, – отмечал тогда министр.

Шойгу тогда подчеркнул, что для России на целом ряде направлений обозначились серьезные опасности в виде локальных «горячих точек». А Валерий Герасимов и вовсе признал, что «возможность крупномасштабной войны сегодня очень высока», и наибольшую опасность для России представляют именно очаги нестабильности «по периметру границ нашей страны».

Возникает ряд вопросов: чем объясняется столь срочная необходимость разработки нового Плана обороны России, если предыдущий документ был принят только два года назад? Только ли вхождением Крыма в состав РФ и гражданской войной в Донбассе? Но тогда можно было бы скорректировать документ, а не разрабатывать новый. И если План 2013 года учитывал все возможные угрозы, то как наши аналитики не спрогнозировали развитие кризиса на Украине?

Новый План обороны страны необходим по той простой причине, что в состав РФ вернулся Крым, а возле наших границ появилась новая «горячая точка» – Донбасс, говорит военный эксперт Виктор Мясников.

- Безусловно, эти факторы должны немедленно менять планы Минобороны. В Крыму размещена новая группировка войск, ее включили в единую систему ПВО. Естественно, все это требует отражения в соответствующих документах Генштаба.

К тому же, сейчас мы активно укрепляем северные рубежи. Создано Объединенное стратегическое командование в арктической зоне. Не надо забывать и том, что последние два года активно проводились крупномасштабные учения. Чего стоят только маневры «Восток-2014», где было задействовано более 155 тысяч военнослужащих с привлечением различных силовых и гражданских структур. Естественно, что по ходу таких учений выявляются какие-либо недостатки и моменты, которые также должны учитываться в стратегических замыслах и расстановке сил на театре военных действий (ТВД).

То есть сейчас идет совершенно нормальная корректировка планов. В других странах происходит тоже самое. В США вообще военная реформа протекает непрерывно – с постоянными уточнениями в военной доктрине и корректировкой планов военного строительства. Например, ситуация на Украине, вывод войск НАТО из Афганистана, ведение войны против «Исламского государства» на Ближнем Востоке, - все это требует поправок в документах Объединенного комитета начальников штабов США.

— В 2013 году Сергей Шойгу, представляя прежний План обороны Владимиру Путину, отмечал, что это не окончательная, не застывшая форма и «в связи с разными событиями вокруг нашей страны, с разными угрозами он, конечно, может корректироваться и будет корректироваться». Но сейчас речь идет не о корректировке, а о совершенно новом Плане. Ситуация неожиданно изменилась настолько, что надо заново переписывать документ?

- Нужно переписывать хотя бы по той причине, что у нас разорваны все отношения с НАТО. Альянс оказался в роли потенциального врага. Естественно, это влечет огромные перемены в наших планах.

— Но Альянс всегда был нашим потенциальным противником…

- Да. Но те направления, которые раньше считались относительно безопасными, сейчас однозначно опасные. Поэтому здесь нужна не просто корректировка, а необходимо заново создавать План обороны страны.

— На ваш взгляд, насколько угроза столкновения РФ с НАТО реальна? Да, НАТО наращивает инфраструктуру в прибалтийских странах, Польше, Румынии, открывает там новые военные базы. Но мы также видим, что американцы одновременно закрывают 15 своих военных баз в Европе. Хотя у них и без того на континенте относительно небольшой контингент - бригада армейской авиации и воздушно-десантная бригада...

- Сокращать базы в Европе американцев вынуждает экономия – у них ведь тоже не все гладко с бюджетом. Поэтому они небольшие и не очень нужные им базы в Европе ликвидируют. С другой стороны, Штаты намерены перебросить из Афганистана в Европу довольно большое количество боевой техники. Пока речь идет о 150 боевых бронированных машинах. Но, думаю, на самом деле их будет гораздо больше.

То есть, с одной стороны, они сокращают количество баз, с другой - наращивают инфраструктуру возле границ России. Эти пункты боевой поддержки предназначены для оперативного развертывания вооруженных сил в случае военного конфликта с Россией. Для этой цели в Европе заранее создаются склады вооружений, штабные структуры, различные схемы логистики, снабжения, запасы горючего, амуниции, припасов, законсервированные медицинские модули т.п. Естественно, Россия вынуждена отвечать на это.

Главная задача предыдущего Плана состояла в том, чтобы обозначить главенствующую роль Генштаба в обороне страны, превратить его из органа, который решает вопросы оперативного и стратегического планирования и применения армии и флота, в координирующий орган всех Вооруженных сил, замечает директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов.

- К тому же в обороне страны задействованы не только военные структуры, но и гражданские. Тогда было важно сформировать четкую вертикаль и понимание того, как выглядит оборона, и кто будет за нее отвечать.

Да, и тогда уделялось серьезное внимание вызовам и угрозам, говорилось о том, что наибольшую опасность для России представляют очаги нестабильности по периметру границ нашей страны. Но сегодня ситуация резко изменилась. Например, если раньше западное направление было прикрыто достаточно слабо, потому что с Европой не намечалось каких-то серьезных эксцессов, то со временем развитие ПРО и увеличение количества учений и тренировок НАТО на границах с Россией резко изменили военно-политическую ситуацию. И теперь пристальное внимание уделяется именно этому направлению, а не южному или восточному.

Лично я не вижу ничего страшного в том, что План обороны и Военная доктрина, предыдущий вариант которой тоже просуществовал всего четыре года (была принята 5 февраля 2010 года, новый вариант утвержден президентом РФ 26 декабря 2014 года – «СП»), меняются раньше запланированного срока. Сегодня ничего нельзя планировать на десятилетия, потому что события развиваются стремительно. 50 лет назад для такой коренной ломки ситуации в мире, которая произошла за последний год, потребовалось бы несколько десятилетий, а то и больше.

Однако заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин обращает внимание, что План обороны, представленный в 2013 году, «утрясался» представителями 49 различных ведомств, подведомств и министерств, причем, по словам наших военачальников, документ полностью учитывал все важнейшие детали, касающиеся обороны страны на ближайшее десятилетие.

- Очевидно, что тогда не удалось спрогнозировать и просчитать угрозы, которые, в принципе, лежали на поверхности. И ситуации с Крымом и Донбассом – явное тому подтверждение. Все это лишний раз доказывает то, что у российского руководства нет и никогда не было стратегии ни в одной области. Беда в том, что у нас полностью пренебрегают мнением науки. В лучшем случае востребованы те ученые, которые пишут то, что приятно руководству. А если нет стратегии, то очень трудно что-то прогнозировать, потому что не очень-то понятно из чего исходить.

Предыдущий План обороны мало кто читал, потому что текст документа носит гриф «совершенно секретно». Но я не исключаю, что он будет переписываться каждые один-два года и все по той же причине. Повторю, все, что у нас делалось на Украине, в Крыму и в Донбассе – это всего лишь ситуативное реагирование на складывающуюся помимо нас ситуацию. И утвержденная в декабре новая Военная доктрина – это, к сожалению, тоже реагирование на складывающуюся ситуацию. Отсюда и попытка «загнать» туда все возможные угрозы, какими они видятся на данный момент.

Шойгу спасает Ил-96

Шойгу спасает Ил-96
В начале года Минобороны объявило о закупке двух самолетов-заправщиков на базе транспортного самолета Ил-96-400Т — модификации последнего советского широкофюзеляжного самолета Ил-96-300, совершившего первый полет в 1988 году. Из-за экономических проблем он так и не завоевал коммерческий рынок, однако может быть востребован в качестве платформы для специальных грузов. Такое решение позволит России сохранить производство больших самолетов.

Минобороны планирует полностью заменить парк летающих танкеров, которые заправляют в воздухе патрульные самолеты-перехватчики и дальние стратегические ракетоносцы. Вместо устаревших и вырабатывающих ресурс советских Ил-78, построенных на базе одного из самых успешных военно-транспортных самолетов в мире — Ил-76, планируется закупить тяжелые транспортные Ил-96-400, переоборудованные в топливозаправщики.

Всего военным требуется более 30 машин, которые в течение ближайших десяти лет должны заменить старые Ил-78.

Контракт на первые два самолета этой конфигурации был подписан между Минобороны и Объединенной авиастроительной корпорацией, в которую интегрированы предприятия, производящие Ил-96, в конце 2013 года.

В штабе ВВС сообщили, что, прежде чем заказать остальные машины, военным нужно убедиться в эффективности первых двух. «Ил-96 будет эксплуатироваться нами впервые, поэтому нужно всесторонне изучить этот самолет, особенности его эксплуатации, поведение в воздухе, что особенно важно для заправки, и только после этого принимать решение. По предварительным оценкам, машина очень надежная, проблем быть не должно», — пояснил представитель ВВС.

Он рассказал, что ранее старые Ил-78 планировали заменить новыми топливозаправщиками Ил-78М-90 на базе Ил-76МД-90А, производство которого налажено на ульяновском авиационном заводе «Авиастар». Однако позднее было принято решение из-за большой загрузки ульяновского завода сосредоточить его на выпуске военно-транспортных Ил-76МД-90А, которые заменят выбывающие из строя десантные Ил-76 еще советской постройки, а также будут использоваться в качестве платформы для самолетов дальнего радиолокационного обнаружения А-100. В качестве же платформы для заправщиков в итоге было решено использовать Ил-96 производства воронежского авиазавода ВАСО.

Ил-96 имеет печальную судьбу: он должен был стать флагманом советского авиастроения, заменив первый и единственный советский «аэробус» Ил-86, но после распада Союза оказался не у дел.

Его первый полет состоялся в 1988 году, а сертификат летной годности он получил лишь в 1993-м, когда авиационная отрасль в России пребывала в упадке. За 25 лет было построено всего 28 таких машин, которые оказались не востребованы в коммерческих авиакомпаниях: двухдвигательные Boeing и Airbus в условиях пассажирских перевозок на дальние дистанции расходуют меньше топлива, чем четырехмоторные Ил-96-300, и обходятся экипажем из двух человек вместо трех у «Ила».

Единственным потребителем больших «Илов» остается правительственный авиаотряд: на базе Ил-96 выпускают президентские самолеты и машины для перевозки крупных чиновников и сопровождающих их лиц. Сейчас на балансе специального летного отряда (СЛО) управделами президента находятся восемь Ил-96-300, еще две такие машины строятся.

Чтобы спасти последний российский широкофюзеляжный самолет, компания «Ильюшин» разработала удлиненный вариант Ил-96-400, а чуть позже его грузовую версию Ил-96-400Т в расчете на то, что для грузовых перевозок характеристики «Ила» окажутся востребованы. Однако эти надежды пока не оправдались. 


Для создания первых двух закупленных Минобороны топливозаправщиков Ил-96-400ТЗ будут использованы недостроенные корпуса, пояснили в ВАСО. «У нас есть задел из нескольких корпусов, два из них мы достроим для Минобороны. Остальные заказаны СЛО», — пояснил представитель ВАСО.

По его словам, для возобновления серийного производства Ил-96 потребуется около трех лет, которые уйдут на заказ комплектующих и расширение производственной базы.

«У нас сейчас предприятие загружено. Мы занимается проектом Ан-148, сейчас обсуждается строительство Ил-112, идут работы по компонентам для Ил-76МД-90А, которые мы поставляем в Ульяновск. Поэтому свободных рук нет. Придется нанимать и обучать людей, расширять производственную базу. Это все время», — пояснил представитель ВАСО.

При этом он подчеркнул, что массовый заказ топливозаправщиков на базе Ил-96 позволит предприятию сохранить компетенцию по производству широкофюзеляжных самолетов, которая может пригодиться в будущем.

«У производства больших самолетов есть своя специфика, которую очень сложно будет освоить в будущем, если мы ее утратим сейчас. А планы по созданию в России больших самолетов есть, это периодически обсуждается. К тому же у Ил-96 большой модернизационный потенциал. Если производство будет массовым, а значит, стоимость каждой машины удастся снизить, этот самолет можно будет ремоторизировать на более экономичные двигатели, в том числе сделать его двухдвигательным, как западные аналоги. Кроме того, можно будет полностью поменять бортовое оборудование, систему управления и навигации и так далее. Сам планер у Ил-96 очень надежный и может быть востребован много лет», — пояснил представитель ВАСО.

Глава авиационного агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев пояснил, что от успехов Ил-96 у военных во многом зависит судьба не только самолета, но и ВАСО.

«Такому крупному предприятию одной программы Ан-148 с ее довольно туманными перспективами и Ил-112 явно не хватит. Наличие в «продуктовой линейке» одного большого, пусть и штучного, и серийного маленького позволит оптимизировать загрузку предприятия и сохранит компетенцию по производству широкофюзеляжных самолетов», — пояснил Пантелеев.

Он добавил, что в качестве платформы для перевозки топлива Ил-96 намного удачнее, чем Ил-78М-90, но имеет ряд особенностей из-за своего пассажирского прошлого. «У него больше грузоподъемность, больше дальность полета. То есть он сможет заправить больше самолетов на большем удалении от аэродрома базирования. Но для посадки ему требуется хорошо подготовленный аэродром, на грунт он уже не сядет. Хотя, конечно, топливозаправщики и не должны базироваться на грунтовых аэродромах», — отметил Пантелеев.

Главный редактор журнала «Взлет» Андрей Фомин не исключил, что от закупки новой модификации Ил-78М-90 военные совсем отказываться не будут.

«Одно другого не отменяет, потому что самолеты все-таки разного предназначения. У них разные возможности. Понятно, что 96-й может отдавать больше топлива на более дальних рубежах, но тем не менее у 78-го есть преимущество по возможности базирования на таких аэродромах, на которых 96-й просто не сможет приземлиться.

Ил-96 создавался в первую очередь как самолет гражданской авиации для базирования на высококлассных аэродромах — с большой длиной полосы и твердым покрытием. Ил-76 может садиться и на неподготовленные аэродромы. Возможно, что-то с этим могут сделать в будущем», — пояснил Фомин. Он добавил, что еще одним преимуществом Ил-78М-90 может стать схожесть по аэродинамике с имеющимися в войсках старыми Ил-78.

Грузоподъемность Ил-96-400Т оценивается в 92 тонны. При этом в качестве топливозаправщика он сможет доставить на расстояние свыше 3,5 тыс. км от аэродрома более 65 тонн топлива.

У Ил-78М-90 более скромные характеристики: на 1 тыс. км от аэродрома он сможет отвезти 74 тонны топлива, на 2 тыс. км — 56 тонн, на 3 тыс. км — всего 40 тонн. У обоих самолетов, которые сейчас существуют только в проектах, для перевозки топлива предусмотрены съемные баки, которые должны встраиваться в грузовой отсек и объединяться с топливной системой самого самолета. При необходимости эти цистерны демонтируют, а танкер превращается в обычный военно-транспортный самолет.


Вернуться назад