ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Великобритания и Франция разработают проект перспективного самолета FCAS
Великобритания и Франция разработают проект перспективного самолета FCAS11-11-2014, 09:02. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Великобритания и Франция разработают проект перспективного самолета FCAS
Список стран, занимающихся созданием истребителей пятого поколения, на днях пополнился двумя государствами. Великобритания и Франция заявили о намерении разработать совместный проект перспективного самолета с целью оснащения своих военно-воздушных сил. 5 ноября стороны подписали ряд документов, которые дают старт совместным работам. На данный момент к реализации проекта предполагается привлечь шесть компаний, три французские и три британские.
Совместный британско-французский проект истребителя пятого поколения получил обозначение FCAS (Future Combat Air System – «Воздушная боевая система будущего»). Ведущую роль в проекте получили компании BAE Systems (Великобритания) и Dassault Aviation (Франция). Они займутся определением основных требований к перспективному самолету, разработкой планера и ряда систем, а также будут отвечать за координацию всех организаций и компаний, привлекаемых к работам. Различные агрегаты и компоненты самолета FCAS будут создаваться в рамках международного сотрудничества. Так, за двигатели отвечают компании Rolls-Royce и Safran/Snecma, а радиоэлектронное оборудование разработают фирмы Selex ES и Thales. 5 ноября компании, привлекаемые к проекту FCAS, получили заказы общей стоимостью 120 млн фунтов стерлингов (около 190 млн долларов США). В обозримом будущем затраты на предварительные работы по проекту должны достичь 20 млн фунтов. Шесть компаний должны объединить усилия и провести ряд предварительных работ. До конца 2016 года конгломерат во главе с BAE Systems и Dassault Aviation должен сформировать требования к перспективному истребителю, а также разработать предварительный проект. Серийное производство новой техники начнется не ранее конца следующего десятилетия. По имеющимся данным, перспективный истребитель FCAS будет создаваться с учетом возможности разработки его беспилотной модификации. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) в последние годы получают все большее распространение и осваивают новые «профессии». Таким образом, интерес Лондона и Парижа к многоцелевому беспилотнику, способному выполнять различные боевые задачи, вполне понятен. В ходе подписания контрактов на разработку проекта FCAS были показаны предполагаемые изображения перспективной машины. По понятным причинам, эти рисунки не имеют прямого отношения к технике, примерный облик которой будет сформирован только к концу 2016 года. Тем не менее, нельзя исключать, что нарисованный и реальный самолеты будут, как минимум, похожи друг на друга. По пока непонятным причинам, изображенный летательный аппарат имеет большое сходство с американской машиной Northrop Grumman X-47B, которая в настоящее время проходит испытания. На изображениях фигурирует аппарат, построенный по схеме «летающее крыло». Он имеет центроплан сложной формы, объединенный с фюзеляжем. Передняя кромка крыла имеет изменяющуюся стреловидность: у центроплана этот показатель выше, чем у прямоугольных в плане консолей. На верхней поверхности крыла-фюзеляжа имеется выступающий воздухозаборник с кромкой сложной формы. Сопло двигателя/двигателей расположено в хвостовой части центроплана, над крылом. Задняя кромка крыла оснащена развитой механизацией с закрылками и элеронами. В нижней поверхности крыла заметны люки шасси и грузоотсека. На консолях видны опознавательные знаки Франции или Великобритании: художник так подобрал цветовую гамму рисунков, что различить знаки невозможно. Новый британско-французский проект представляет большой интерес. Эти государства ранее предпринимали попытки сотрудничества в области разработки новых вооружений и техники, хотя далеко не все такие проекты привели к успеху. Теперь Великобритания и Франция намерены объединить усилия в деле создания перспективного самолета, способного заменить в войсках существующую технику. Успешное завершение работ вполне способно значительно повысить боевые возможности военно-воздушных сил двух стран. Помимо переоснащения собственных ВВС Лондон и Париж могут преследовать некоторые другие цели. К примеру, сотрудничество двух государств может быть обусловлено их техническими и экономическими возможностями. Компания Dassault Aviation имеет большой опыт в создании боевых самолетов, однако вряд ли она сможет самостоятельно реализовать проект истребителя пятого поколения ввиду его сложности и дороговизны. Кроме того, определенные сомнения вызывают финансовые возможности французского военного ведомства, которого вряд ли способно оплатить столь дорогой проект, создаваемый в интересах ВВС. Начало совместных работ с финансированием из бюджета двух стран должно упростить реализацию проекта за счет снижения затрат каждой из них. Кроме того, различные компании, занятые в проекте, могут иметь определенные наработки, пригодные для использования в нем. Таким образом, совместная разработка нового самолета FCAS должна обеспечить как приемлемую стоимость программы, так и использование новейших идей и технологий. Экономическая сторона проекта FCAS может касаться не только вложений в его разработку, но и последующих контрактов. Несмотря на нередкие неудачи в этом деле, Франция и Великобритания в последние годы пытаются продвигать свои новейшие самолеты на международном рынке. К примеру, французская компания Dassault Aviation со своим истребителем Rafale не так давно выиграла индийский тендер на поставку 126 самолетов общей стоимостью более 10 млрд долларов США. Твердый контракт на поставку этой техники еще не подписан, но французские авиастроители возлагают на него большие надежды. Перспективный самолет FCAS будет готов к поставкам заказчикам не ранее начала или середины следующего десятилетия. К этому времени самолеты Rafale или Eurofighter Typhoon, производимые Великобританией и Францией, устареют и уже не смогут быть актуальным товаром на международном рынке. В таком случае новый FCAS сможет заменить их и обеспечить своим производителям дополнительный доход за счет привлечения зарубежных заказчиков. Британско-французский проект перспективного самолета действительно может быть интересен зарубежным военным, однако этому способна помешать ожидаемая конкуренция. В настоящее время сразу несколько стран разрабатывают свои проекты истребителей пятого поколения. Так, Япония уже несколько лет создает самолет Mitsubishi ATD-X, Индонезия и Южная Корея не так давно объявили о разработке совместного проекта IF-X Block I, а Россия и Индия намерены строить истребитель FGFA, основой для которого станет российский проект Т-50. Наконец, не следует забывать об американских самолетах F-22 Raptor и F-35 Lightning II компании Lockheed Martin. Хотя F-22 не предлагается на экспорт, F-35 может составить серьезную конкуренцию всем перспективным истребителям пятого поколения, поскольку уже прошел большую часть испытаний и строится серийно. Точные перспективы самолета FCAS на международном рынке пока до конца не понятны. Характеристики и стоимость большинства разрабатываемых сейчас истребителей пятого поколения остаются неизвестными, из-за чего нельзя делать даже самые общие прогнозы. Тем не менее, мировой рынок подобной техники оценивается в 2-2,5 тыс машин, благодаря чему британско-французская разработка сможет отвоевать свою долю рынка и получить определенное распространение. Естественно, пока нельзя верно спрогнозировать количество и объем заказов самолетов FCAS. Проект FCAS разрабатывается при поддержке правительств Франции и Великобритании. Это означает, что уже можно говорить, как минимум, о двух заказах. Новая техника должна будет пополнить военно-воздушные силы стран, инициировавших и профинансировавших ее разработку. Количество новых самолетов по понятным причинам еще долго будет оставаться неизвестным. В течение ближайших двух лет шесть французских и британских компаний во главе с Dassault Aviation и BAE Systems должны будут провести все необходимые исследования и определить облик перспективного самолета. Таким образом, первые предположения и выводы, имеющие под собой какие-либо серьезные основания, можно будет делать только в конце 2016 года. По материалам сайтов: http://flightglobal.com/ http://janes.com/ http://vz.ru/ http://telegraph.co.uk/
Автор Рябов Кирилл
Вернуться назад |