ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Внешний контур обороны потребует очень много денег
Внешний контур обороны потребует очень много денег7-10-2014, 10:31. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Внешний контур обороны потребует очень много денегВ Сухуме идет обсуждение нового большого договора с Россией. До конца года планируется заключить новый Российско-Абхазский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В настоящее время действует договор от 17 сентября 2008 года. Он предусматривает взаимодействие Москвы и Сухума в деле защиты территориальной целостности и обеспечения безопасности Абхазии, противодействия актам агрессии со стороны любого государства или группы государств и оказания помощи, включая военную, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН. На основе договора от 17 сентября 2008 года были подписаны три соглашения: «О сотрудничестве в военной области», «Об объединенной российской военной базе на территории Республики Абхазия» и «О военно-техническом сотрудничестве». Кроме этих соглашений широкий спектр вопросов в различных сферах жизнедеятельности базируется на более 80 двусторонних документах и соглашениях, подписанных между Россией и Абхазией. Нетрудно догадаться, что необходимость в новом договоре, как и в предыдущем, вызвана в первую очередь изменениями в геополитическом пространстве у российских границ и событиями на Украине. Попытка внутриабхазских деструктивных сил и их иностранных кураторов минувшим летом повторить киевский сценарий в Сухуме закончилась, как известно, полным провалом. Это свидетельствует о том, что Россия извлекла уроки из украинского кризиса и готова к адекватным действиям по отражению военно-политических угроз и вызовов в Черноморском бассейне. Более того – предупреждать их. Все это должно быть отражено в новом договоре Москвы и Сухума. Однако отношение абхазского общества к нему неоднозначное. С одной стороны, абхазы опасаются, что новый договор означает фактическое присоединение Абхазии к России, чего в принципе быть не может. С другой – присутствует завышенное ожидание различных благ, прежде всего материального характера для жителей частично признанной республики. Двойственность мнений порождается еще и тем, что текст проекта договора до сих пор нигде не опубликован. А там, где нет информации, ее место заполняют различного рода слухи, наносящие порой вред развитию двусторонних отношений. Военный локомотив интеграции Обсуждались различные аспекты развития российско-абхазского сотрудничества. Аслан Анкваб особо выделил задачу формирования единого внешнего контура обороны. «Это позволит осуществлять взаимодействие по обеспечению внешних границ республики», – сказал генерал. Такова, пожалуй, ключевая сторона российско-абхазских отношений, которая в целом определяет дальнейшее развитие двустороннего сотрудничества. По мнению Анкваба, Абхазия сейчас располагает достаточно боеспособными вооруженными силами, которые способны дать отпор агрессору и защитить свою страну. Однако не без помощи России, как показала операция Российской армии по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года. Подобная помощь оказывалась и ранее, при этом мир и свобода дались России и Абхазии дорогой ценой. Аслан Анкваб привел трагическую статистику: «В годы войны 1992–1993 годов и в послевоенный период погибло более 3 тыс. человек, более 100 военнослужащих Российской армии из состава подразделений миротворческих сил и подразделений Погранслужбы РФ». «У нас есть надежный друг и стратегический партнер в лице РФ», – отметил генерал, добавив, что двусторонние отношения государств в военной сфере отличаются высоким уровнем взаимного доверия. На уровне министерств и ведомств силового блока регулярно разрабатываются и вносятся дополнения и поправки к уже достигнутым соглашениям. Но достигнутого уровня взаимодействия военных ведомств явно недостаточно для укрепления обороны республики и защиты геополитических интересов России в регионе. Анкваб дипломатично очертил ожидания Минобороны Абхазии от дальнейшего развития сотрудничества с Россией. В частности, в перспективном плане военное ведомство республики рассчитывает на помощь в обучении военнослужащих на краткосрочных курсах при Военно-дипломатической академии РФ. Сейчас военнослужащие Вооруженных сил Абхазии обучаются в российских военных вузах, в том числе и академиях. При создании в Абхазии системы национального военного образования был учтен опыт России. В частности, в Сухумском высшем общевойсковом командном училище обучение по военным дисциплинам проходит по методическим пособиям Министерства обороны РФ. Но главный вопрос – это материально-финансовое обеспечение армии. Абхазские военные хотели бы получить помощь в финансировании строительства военных городков, в обеспечении вооружением и во многом другом. «Формирование общего пространства обороны и безопасности абхазской стороной предлагается осуществлять посредством создания российско-абхазской группировки войск, подчиненной объединенному командованию, что, однако, не означает упразднения абхазской армии», – отметил генерал Анкваб. Нетрудно догадаться, что объединенная группировка войск не сможет действовать эффективно, если входящие в нее подразделения будут отличаться уровнем боевой подготовки, боевой готовности, боеспособности, вооружения и материально-технического обеспечения. Приведение этих параметров к единым показателям влечет финансовые вложения в дальнейшее строительство абхазской армии. Реперные точки совместной обороны Однако наступление может быть организовано только по реке Ингур либо проведена десантная операция. Ограниченность в выборе направлений наступления грузинских войск дает некоторое преимущество абхазской армии для его отражения и проведения мобразвертывания. Но в любом случае абхазской армии потребуются боеготовые силы для сдерживания противника в первые часы военного нападения. Наступление может осуществляться, по мнению Евсеева, силами до двух бригад. Насколько абхазская армия готова к силовому прикрытию границы без проведения мобразвертывания? На его проведение потребуется, по данным абхазской стороны, три часа. Однако этого никто не проверял, поэтому военный эксперт усомнился в трехчасовой готовности резервистов, отметив, что речь надо вести о более длительном периоде. С учетом этой реальности надо предусмотреть перевод абхазской армии на смешанный тип комплектования – по контракту и призыву, как это принято в России. Причем контрактниками должны быть не только младшие командиры, но и рядовые, особенно в таких подразделениях, как горный батальон, который необходимо восстановить в абхазской армии, и батальон морской пехоты. Они должны иметь на вооружении танки, самоходную артиллерию, реактивные системы залпового огня (РСЗО), а также средства доставки. Фактически речь идет о батальонных тактических группах (БТГ). Кроме того, им необходимо авиационное прикрытие. Создать БТГ и организовать боевое взаимодействие необходимо заранее, так как эти задачи не могут быть решены в период мобразвертывания. Причем боевое взаимодействие надо будет организовывать не только между абхазскими подразделениями, но и с подразделениями Российской армии с целью одновременного выдвижения для прикрытия границы. Такая задача в принципе еще не ставилась. Более того, совместимость систем вооружения вызывает сомнения, так как техническое оснащение абхазской армии находится на уровне 80-х годов прошлого века. Вооружение досталось Абхазии от Советского Союза, но его уже нет более 20 лет. Поэтому для совместного ведения боевых действий в составе объединенных коллективных сил абхазскую армию необходимо обеспечить современным российским вооружением. Это большая и финансовоемкая задача. Другая сторона проблемы – распределение функций и задач в соответствии с военно-техническими возможностями двух армий. В абхазской армии может быть войсковая ПВО, вертолеты огневой поддержки. Но поддержку истребительной, штурмовой и бомбардировочной авиации, ведение радиоэлектронной борьбы, радиотехническую разведку и некоторые другие функции придется взять на себя Российской армии при создании объединенной группировки. Необходимо такое же разделение функций в морской составляющей объединенной группировке. Все это может быть прописано в приложении к новому договору, считает Владимир Евсеев. Военное ведомство республики во главе коллективных сил двух государств видит некую координационную группу, в которую войдут представители генеральных штабов Вооруженных сил РФ и РА. Эта группа будет заниматься планированием применения и управлением коллективным компонентом, организацией и проведением командно-штабных и тактико-специальных учений, комплектованием Вооруженных сил вооружением, материально-техническим имуществом и другими вопросам боевого и тылового обеспечения. С опорой на стратегического партнера Руководство Минобороны РА считает, что новый договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи должен предусматривать поэтапное доведение денежного довольствия абхазских военнослужащих до российских показателей, а также модернизацию абхазской армии. «В результате мы не только сохраним нашу армию, но и укрепим ее. Кроме того, увеличение денежного довольствия сделает службу в Вооруженных силах Абхазии более привлекательной, а значит – повысит конкуренцию среди желающих поступить на службу», – отметил Анкваб. «Во-первых, таким образом мы будем более подготовлены для симметричного ответа на действия НАТО. Во-вторых, единый внешний контур – это необходимый инструмент для реального перехода к открытию границы между Абхазией и Россией», – сказал генерал. Однако подготовка к открытию границы предполагает еще и комплекс мероприятий в сфере усиления правоохранительных органов. Судя по выступлению Рауля Лолуа, МВД республики также нуждается в финансовой и материально-технической помощи России. Сейчас в составе органов правопорядка не хватает многих специалистов. Техническое оснащение нуждается в коренном улучшении. В МВД отсутствует автопарк. Экспертно-криминалистический центр не имеет возможности в полном объеме проводить все экспертизы из-за отсутствия специального оборудования. Кадровый голод МВД постоянно испытывает из-за низкого уровня должностных окладов. Отделы милиции не удается укомплектовать специалистами с высшим юридическим образованием. За 20 лет не подготовлен ни один инспектор госавтоинспекции. Управленческий аппарат укомплектован в основном сотрудниками, возраст которых 50 лет и больше. Этот перечень проблем можно продолжить. А решение их видится только в одном – в помощи России через новый формат взаимоотношений двух стран и новый уровень интеграции. Нельзя завышать планку ожиданий «Открытие границы на реке Псоу возможно только при полном перекрытии грузино-абхазской границы, ее серьезном инженерном оснащении, значительном укреплении кадрами пограничной службы, значительных структурных реформах в совместной охране границы. А все это требует времени и материальных расходов. Поэтому я призвал бы быть более ответственными в выдвижении таких лозунгов, чтобы не завысить планку общественного ожидания и не вызвать общественного недовольства через 6–12 месяцев, когда российско-абхазская граница останется в нынешнем состоянии и будут говорить о том, что не выполнены чьи-то предвыборные обещания. Это касается и распространения российских социальных стандартов на Абхазию. Я пока не слышал ни одного конкретного расчета, сколько это будет стоить. В абхазском обществе сейчас активно говорят о том, что средняя пенсия будет составлять 15 тыс. руб. Но у нас не во всех субъектах Федерации пенсионеры получают 15 тыс. руб. Распространение российских стандартов на зарплату бюджетников, денежное довольствие силовиков, выплата материнского капитала – даже не имея конкретных цифр на руках, можно предположить, что на это потребуются миллиарды. Все это накладывается на международный контент и на его влияние на финансовые возможности Российской Федерации. Поэтому мы находимся только в начале пути. Этот путь неизбежный, хотя мы, конечно, хотим максимально его сократить по времени. Он будет некоротким и потребует еще не одного общественного обсуждения», – сказал российский дипломат. Вернуться назад |