ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > О начале работы новой системы подготовки резервистов в России

О начале работы новой системы подготовки резервистов в России


8-09-2014, 10:53. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

О начале работы новой системы подготовки резервистов в России

 

 

Всё новое – это хорошо забытое старое. Очередным доказательством этому служит система военной подготовки, которая введена отечественным министерством обороны в гражданских вузах страны. Система направлена на подготовку качественного резерва для российской армии, о необходимости чего в своём послании упоминал президент Владимир Путин в декабре 2013 года.

На первый взгляд вполне может показаться, что новшества очевидны: с 1 сентября текущего года все желающие студенты 63 российских вузов (именно столько высших учебных заведений РФ получили право вести подготовку резервистов) смогут получить военно-учётную специальность, что называется, без отрыва от освоения профессии гражданского характера. Подготовка министерством обороны во взаимодействии с министерством образования и науки будет проводиться поэтапно.

О начале работы новой системы подготовки резервистов в России


Первый этап заключается в том, чтобы дать возможность желающим студентам гражданских вузов пройти теоретическую подготовку в рамках той или иной ВУС в специально создаваемых межвузовских центрах. При этом общие сроки обучения в МВУЦ (межвузовский учебный центр) составят от полутора до двух с половиной лет (1,5 года – для подготовки солдат (матросов) запаса, 2 года – для подготовки сержантов запаса, 2,5 года – для подготовки офицеров запаса). На втором этапе студентов ожидают полноценные военные сборы на базе высших военных учебных заведений и воинских частей. При этом минимальное время, проведённое студентом на военных сборах, должно составить три месяца. Пока Минобороны обозначает трёхмесячный срок практической подготовки резервистов как срок, который относится ко всем категориям (солдаты, сержанты, офицеры).

При более внимательном рассмотрении такой системы обучения можно констатировать, что в ней много общего с советским вариантом подготовки. Это своеобразная смесь из классической советской системы образования в формате военных кафедр и подготовки с привлечением ДОСААФ.

Если говорить о масштабах подготовки резервистов по новым программам, то пока эти масштабы далеки от внушительных. Лишь около 15 тысяч российских студентов гражданских вузов высказали желание получить погоны и стать военнослужащим запаса сразу же после окончания своего учебного заведения. Стоит напомнить, что чиновники министерства обороны после президентского послания заявили, что планируют набрать около 53 тысяч студентов для обучения по различным ВУС в рамках подготовки профессионального резерва. Получается, что план реализован менее чем на треть. С чем это может быть связано?

Причин несколько. Во-первых, далеко не все российские студенты понимают те принципы, по которым такая подготовка будет вестись. В этом случае работает простое желание лучше разобраться с тем, как Минобороны и Минобрнауки всё реализуют – разобраться на чужом опыте. И, вполне возможно, что если система покажет себя по-настоящему работоспособной, если военная подготовка не будет проводиться в ущерб гражданской и наоборот, то уже в следующем году число студентов, готовых стать резервистами, существенно вырастет. Потому вопрос организации и сбалансированного финансирования здесь один из ключевых.

Во-вторых, влияние оказывает то, что межвузовских учебных центров, в которых студенты будут получать знания в рамках выбранной ВУС недостаточно. Их просто не создано столько, чтобы дать возможность обучаться проанонсированныму главным военным ведомством в начале текущего года числу студентов. По словам первого заместителя Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба ВС РФ генерал-майора Евгения Бурдинского, создано 37 учебных центров, после прохождения курса обучения на базе которых студенты получат звание лейтенанта. При этом речь идёт всё-таки о тех вузах, которые имеют собственные военные кафедры (всего вузов с военной кафедрой в РФ около семидесяти). То есть все эти 37 учебных центров вряд ли на первом этапе нововведения получится использовать и для подготовки резервистов рядового и сержантского состава.

Именно поэтому ряд экспертов высказывает мнение, что для расширения возможностей процесса подготовки студентов по воинским специальностям можно использовать систему и ДОСААФ тоже. Тем более что совсем недавно из Минобороны поступила инициатива о передаче ДОСААФ для повышения качества подготовки молодых людей ту военную технику, которая не задействована в войсках, но которую ещё рано списывать и отправлять на «чермет».

Если программа будет реализовываться без существенных сложностей, то уже в будущем году главное военное ведомство планирует создать ОВР – организованный военный резерв. Если можно так выразиться, то это наиболее мобильная и востребованная часть резервистов, прошедших (проходящих) подготовку по указанному выше принципу. Общая численность ОВР должна составить около пяти тысяч человек. Как Минобороны планирует этих резервистов задействовать? Первое: они будут вызываться на ежегодные военные сборы, которые будут длиться 30 суток. Второе: резервистов ОВР обяжут проходить занятия для повышения уровня имеющихся военных знаний, умений и навыков. Такие обязательства резервисты возьмут на себя сами при подписании контракта с Минобороны, в котором будет прописано и денежное довольствие.

Думается, что если ОВР будет сформирован, то вряд ли в нём смогут находиться сотрудники частных структур (компаний, организаций и т.д.), ведь далеко не каждый владелец АО или ООО будет готов к тому, чтобы его сотрудник покидал место работы по первому зову Минобороны. В СССР по понятным причинам с вызовом резервиста на сборы без каких-либо особых проблем с работодателем было гораздо проще. А вот до израильского опыта России ещё далековато. Быть может, к такому опыту со временем и мы придём, но чтобы опыт перенять, одних анонсов от Минобороны пока явно недостаточно. Здесь придётся работать, что называется, на нескольких социальных направлениях.

 

 

Автор Володин Алексей

 


Вернуться назад