ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Транспортировка атомных подводных лодок «Братск» и «Самара»

Транспортировка атомных подводных лодок «Братск» и «Самара»


30-08-2014, 11:13. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Транспортировка атомных подводных лодок «Братск» и «Самара»

23 августа 2014 года в Вилючинске на Камчатке на транспортное судно Transshelf голландской компании Dосkwise были погружены две атомные многоцелевые подводные лодки Тихоокеанского флота К-391 «Братск» и К-295 «Самара» проекта 971. На данном судне их доставят Северным морским путем в Северодвинск на головное предприятие ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» для прохождения среднего ремонта и модернизации.

Одновременно в Вилючинске на китайское транспортное судно Hai Yang Shi You был погружен атомный подводный ракетный крейсер К-442 «Челябинск» проекта 949А, который должен быть доставлен для ремонта и модернизации на ОАО «Завод «Звезда» в Большом Камне (Приморский край).

Подробный материал Игоря Кравчука о погрузке опубликовал камчатский веб-ресурс express-kamchatka.com .

9ef1edf70e05bda5c0b1259cbb1847112fe971b5_main
Атомные многоцелевые подводные лодки Тихоокеанского флота К-391 «Братск» (справа) и К-295 «Самара» (слева) проекта 971, погруженные на транспортное судно Transshelf голландской компании Dосkwise для транспортировки Северным морским путем в Северодвинск на головное предприятие ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» на ремонт и модернизацию. Камчатка, 23.08.2014 (с) Игорь Кравчук / express-kamchatka.com

Глубокий тюнинг тяжелого вооружения

На голландское судно погрузили атомную субмарину К-391 «Братск», чтобы доставить в Северодвинск по северному пути

Наблюдательные жители Петропавловска-Камчатского заметили, что с прошлой недели на рейде Авачинской бухты появились два необычных оранжевых судна полупогружного типа. Это голландское «Трансшельф» компании Dосkwise и китайское «Hai Yang Shi You». В минувшие выходные на первое судно погрузили две атомные субмарины К-391 «Братск» и К-295 «Самара» (обе проект 971М «Щука»). Их доставят северным морским путем в Северодвинск на ремонт и модернизацию. На китайское судно погрузили АПЛ К-442 «Челябинск» (проект 949 А, заводской №638). Этот подводный крейсер доставят в Приморье на завод «Звезда» также на модернизацию. В настоящий момент идет крепление субмарин к палубе специальными распорками.

Подобные морские операции по перевозке а томных субмарин уже проводились. Судно «Трансшельф» несколько лет назад перевозило АПЛ на Северном флоте. Так стали поступать когда в 2003 году буксировали на разделку атомную подлодку, она оторвалась во время шторма и затонула.

В июле 2009 года увезло с Камчатки сразу два отработавших свое атомохода на разделку в Большой Камень. Это была первая в мире операция по перевозке сразу двух атомных подводных лодок и по этому случаю канал»National Geographic» («Нешнл Джиогрефик») снял целое документальное кино.

Как считает начальник производственного отдела ОАО «Северо-Восточный ремонтный центр» (49-й завод) из Вилючинска Андрей Маловик в самой морской операции по перевозке ничего сложного нет, суда такого типа перевозят объекты намного сложнее в виде огромных буровых платформ. Единственное что пришлось много времени затратить на изготовление крепежей.

Для АПЛ «Братск» и «Самара» на заводе в Вилючинске изготовили два деревянных палубных набора. Так это звучит по голландской морской терминологии, а по нашей это доковый, стапельный набор, или палубная постель. На палубу крепятся сваркой и болтами металлические уголки которые удерживают деревянные стапели, в которые ложится подлодка как яйцо в подставку. Судно погружается как док, подводят субмарину. А потом происходит всплытие и вот такой необычный груз аккуратно ложится в стапели. Затем подлодку сверху крепят швартовыми концами и остается самая большая работа по раскреплению подлодок. Как говорит завпроизводством Андрей Маловик это работа не сложная технически только по времени продолжительная. Для «Братска» и «Самары» приготовлены два набора крепежей – 96 штук. По 48 на одну субмарину. Это такие штанги в виде металлических труб. Под углом их приварят к борту подлодки и к палубе судна. И тогда никакой шторм и качка особому грузу не страшны.

С завода «Звезда» сюда на Камчатку спецбортом доставили специальную команду для раскрепления субмарин на палубах двух судов. В помощь нашим.

Крепление еще продолжается, суда стоят на рейде в Авачинской бухте, так что желающие сделать уникальные фото на память могут на обычной моторке подойти к этим судам и запечатлеть на свои мегапиксели эти суда с необычным грузом.

Любопытно, что китайское судно «Hai Yang Shi You» пришло уже с готовой стапельной «постелью», которую они сделали сами, а голландцы для двух лодок поручили палубные наборы сделать нашим корабелам из Вилючинска.

Одна АПЛ проекта 971 весит примерно 9-10 тыс. тонн. Две лодки потянут примерно на 20 тыс. т. Обе лодки это половина грузоподъемности «Трансшельфа», т.к. это судно может взять на борт груз раза в два больше. АПРК «Челябинск» (такого же типа как и «Курск») весит примерно 12-14 тыс. тонн.

Подводным лодкам предстоит пройти средний ремонт и глубокую модернизацию по государственной программе вооружений. На Вилючинском заводе такие работы не делают, у нас только мелкий и средний ремонт.

В марте 2013 года министр обороны Сергей Шойгу посетил Камчатку и возмущался тем, что АПЛ «Братск» 5 лет стоит на ремонте в доке «Северо-восточного ремонтного центра» с приписанным к крейсеру экипажем и распорядился отправить АПЛ на другой завод. Видимо поставили в ремонт по приказу какого-то командующего который не особо разбирался в возможностях судоремонтного завода.

Стоит сказать, что все три субмарины, отправляемые на модернизацию и ремонт старше 20 летнего возраста. Самая молодая это «Самара» — спущена на воду 15 июля 1994 года.

В Северодвинске и Большом Камне все три подводных крейсера пройдут ремонты и модернизацию. Устаревшие системы вооружения, радиоэлектроники, гидроакустики заменят более современными. Т.е. произойдет глубокий тюнинг. После чего АПЛ вернутся на Камчатку уже своим ходом и снова усилят мощь военно-морской стратегической группировки ТОФ.

Судну «Трансшельф» предстоит преодолеть 4450 морских миль через Северный морской путь (СМП). Уже заключен договор с администрацией СМП и судно будет ждать в назначенной точке ледокольное сопровождение. Сейчас удачное окно для перехода

Любопытно, что на «Трансшельфе» капитан русский, а команда голландцы, прирожденные мореманы. Судно было построено в 1987 году на верфи г. Турку (Финляндия) для Советского союза. В 2004 году «Трансшельф» российский судовладелец продал голландской фирме «Doсwise Shipping» у которых он и так был все время в аренде.

Летом 2011 года В 2011 году из Мурманска в Магадан «Трансшельф» доставил плавучую буровую установку «Кольская» компании «Арктикморнефтегазразведка». Маршрут трансокеанской операции проходил по Атлантическому, Индийскому и Тихому океанам, его протяжённость составила 19 000 морских миль, которые были пройдены с мая по август. А 18 декабря 2011 года «Кольская затонула в Охотском море во время жестокого шторма. Погибло 67 человек.

Полупогружные суда набирают в танки воду и с этим балластом погружаются. После чего над палубой заводится буксирами груз. Балласт откачивается, судно всплывает и груз оказывается уже на палубе.

В 2003 году  во время буксировки к месту утилизации АПЛ K-159 субмарина затонула во время шторма. Поэтому в 2006 году было принято решение о перевозки подводных лодок для утилизации на транспортных судах.

DSC06127

DSC06131

DSC06175

DSC06162

DSC06191

DSC06194

DSC06199

DSC06210

DSC06216
Атомные многоцелевые подводные лодки Тихоокеанского флота К-391 «Братск» и К-295 «Самара» проекта 971, погруженные на транспортное судно Transshelf голландской компании Dосkwise для транспортировки Северным морским путем в Северодвинск на головное предприятие ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» на ремонт и модернизацию. Камчатка, 23.08.2014 (с) Игорь Кравчук / express-kamchatka.com

DSC06166

DSC06168
Обтекатель носовой антенны ГАК атомной подводной лодки К-295 «Самара» проекта 971, погруженной на транспортное судно Transshelf голландской компании Dосkwise. Камчатка, 23.08.2014 (с) Игорь Кравчук / express-kamchatka.com

По поводу данного обтекателя автор пишет:

АПЛ К-295 «Самара» невезучая лодка. Спущена на воду в 1994 году. После гибели в 2001 году АПЛ «Курск» все атомные субмарины РФ  стояли на приколе. В 2003 году их стали выпускать  на боевое дежурство и учения. Во время оных у берегов Камчатки ПЛАРБ «Петропавловск-Камчатский»  случайно торпедировала АПЛ «Самару». Торпеда была с инертной б\ч и попала лодке в носовую часть в выгородку гидроакустической системы, пробив пластиковый обтекатель носовой части. Вот видимо этот технологический вырез и есть то место попадания торпеды. Это ЧП тщательно засекретили и, говорят, даже скрыли от верховного главкома В.В. Путина. Подводный крейсер долго ремонтировали и закончили в 2010 году. Но судя по всему, последствия попадания не были устранены до конца.

DSC05653

DSCF6992

DSCF6990

DSC053~1
Китайское транспортное судно Hai Yang Shi You и погруженный на него атомный подводный ракетный крейсер К-442 «Челябинск» проекта 949А, который должен быть доставлен для ремонта и модернизации на ОАО «Завод «Звезда» в Большом Камне. Камчатка, 23.08.2014 (с) Игорь Кравчук / express-kamchatka.com
DSC06246
Транспортные суда Transshelf (справа) и Hai Yang Shi You (слева) с погруженными для них для транспортировки атомными подводными лодками. Авачинская бухта, Камчатка, 27.08.2014 (с)  Игорь Кравчук / express-kamchatka.com

bmpd


Вернуться назад