ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Танк Т-64БМ «Булат». Счет потерям открыт

Танк Т-64БМ «Булат». Счет потерям открыт


22-07-2014, 11:33. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Танк Т-64БМ «Булат». Счет потерям открыт

 

По сообщениям украинских и российских средств массовой информации, вечером 13 июля вооруженные силы Украины предприняли попытку обойти г. Луганск и прорваться к войскам, окруженным в луганском аэропорту. В бой была брошена 1-я отдельная танковая бригада, на вооружении которой имеется бронетехника нескольких типов. Среди прочих машин это соединение эксплуатирует основные танки Т-64БМ «Булат», являющиеся новейшей модификацией семейства. Бой 13 июля стал не только одним из первых случаев боевого применения «Булатов», но и открыл счет их потерям. По некоторым данным, в этот день было уничтожено три украинских танка, один из которых – Т-64БМ. Кроме того, украинские войска потеряли несколько бронетранспортеров и автомобилей.

Вскоре после боев 13 июля были опубликованы первые фотографии с их результатами. На одной из них был запечатлен сгоревший танк с рядом характерных признаков, позволяющих определить его как Т-64БМ «Булат». Этой машине пришлось не просто принять участие в боевых действиях, но и стать первым уничтоженным танком своей модели. Украинский танк был подбит и сгорел вблизи города Лутугино на территории непризнанной Луганской народной республики.

Танк Т-64БМ «Булат». Счет потерям открыт
Танк Т-64БМ «Булат». Счет потерям открыт

фото http://andrei-bt.livejournal.com


Интересна реакция некоторых СМИ на уничтожение украинского танка. Так, уже 14 июля изображение сгоревшей машины появилось в фотоподборке интернет-издания «Сегодня.ua». При подготовке этого материала украинский танк «превратился» в боевую машину луганских ополченцев, уничтоженную ВВС Украины.

Известны как минимум две фотографии первого уничтоженного танка «Булат». На них хорошо видны повреждения внешних элементов боевой машины, которые позволяют строить свои предположения. При этом нельзя говорить о чем-либо с уверенностью, поскольку точные и подтвержденные данные о ходе боя и способе уничтожения машины до сих пор отсутствуют.

При рассмотрении имеющихся фотографий сгоревшего Т-64БМ первыми в глаза бросаются многочисленные повреждения внешних агрегатов танка, а также многочисленные следы горения. Бортовые экраны, дополнительная защита башни и другие элементы машины заметно деформированы, дымовые гранатометы помяты или сорваны со своих мест. Кроме того, корпус покрыт сажей. Лучше всего следы горения заметны на бревне, закрепленном на корме машины. Вероятно, во время боя машина потеряла ход, после чего была расстреляна противником. В пользу этой версии говорит порванная левая гусеница.

Внутренние повреждения танка неизвестны, однако некоторые вещи могут говорить о серьезном повреждении некоторых агрегатов. На фото видно, что танк почти опустился днищем на грунт, настолько просела торсионная подвеска. Несмотря на все повреждения танка, его экипаж мог остаться в живых или, как минимум, покинуть подбитую машину. Люки экипажа были открыты и, по-видимому, уже после этого покрылись копотью.

Способ уничтожения танка остался неизвестным. Вероятно, снаряд или ракета попала в левый борт и поэтому пробоина отсутствует на опубликованных фотографиях. За попаданием мог последовать пожар, вследствие чего внешняя поверхность машины получила характерные повреждения, а торсионы не справились с термическими нагрузками и «сели». Тем не менее, возгорание не привело к детонации боекомплекта, и этот факт может опровергать версию о пробитии левого борта боевого отделения.

В качестве альтернативной версии, учитывающей сильное обгорание и прочие повреждения уничтоженного танка, можно рассмотреть использование реактивной артиллерии. Наконец, украинские СМИ могли не ошибиться, и танк действительно был уничтожен ракетно-бомбовым ударом с воздуха. Однако в таком случае возникают соответствующие не вполне приятные вопросы к летчикам украинских ВВС.

Некоторые вопросы может вызывать буксирный трос, закрепленный на одном из кормовых крюков сгоревшей машины. Этот нюанс может служить основанием для еще одной версии: танк был подбит и потерял возможность продолжать бой. После этого его попытались эвакуировать, однако по неким причинам бросили. Возможно, причиной этого стало начало обстрела, уничтожившего танк.

Так или иначе, инцидент с танком Т-64БМ «Булат» под Луганском подтверждает очевидный факт: любая бронемашина может быть повреждена или уничтожена. Однако некоторые особенности проекта Т-64БМ, а также «пиар-кампания», в свое время развернувшаяся вокруг него, придает ситуации неоднозначный вид. Проект «Булат» создавался с целью доведения характеристик серийных танков семейства Т-64 до уровня танка Т-84У. Для этого в ходе ремонта и модернизации техника получала новые двигатели, новую систему управления огнем и прицельные приспособления, динамическую защиту «Нож» а также набор прочей аппаратуры.

В многочисленных и не всегда объективных сравнениях с другими танками машина Т-64БМ регулярно получала хорошие оценки. Особых похвал удостаивались системы защиты, в частности динамическая защита «Нож». Серийное переоборудование имеющихся танков в соответствии с новым проектом стартовало в 2004 году. Ранее министерство обороны Украины планировало модернизировать до 400 танков Т-64, однако ограниченные финансовые возможности заставили серьезно сократить заказ. В 2004 году был подписан контракт на обновление 85 серийных танков Т-64. Первая партия из 56 «Булатов» была передана войскам в 2008 году. К 2012 году количество этих танков достигло 76.

С начала июля начали появляться сообщения об использовании танков Т-64БМ в боях с луганскими и донецкими «террористами». Уже 13 июля была уничтожена первая из машин этого типа. Активное участие в боях 1-й отдельной танковой бригады, вооруженной «Булатами», может говорить о том, что потери техники этого типа продолжатся. Дальнейшая эксплуатация техники этого типа в условиях реального конфликта позволит понять ее настоящий потенциал и эффективность. Тем не менее, уже сейчас понятно, что эффективность применения танков всех моделей будет прямо связана с уровнем подготовки экипажей и командования, а он оставляет желать лучшего.


По материалам сайтов:
http://andrei-bt.livejournal.com/
http://bmpd.livejournal.com/
http://armor.kiev.ua/
http://segodnya.ua/

 

 

Автор Рябов Кирилл

 


Вернуться назад