ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > «Мистрали» на фоне международной обстановки

«Мистрали» на фоне международной обстановки


19-05-2014, 11:04. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

«Мистрали» на фоне международной обстановки

 

 

30 апреля на Балтийском заводе (г. Санкт-Петербург) была спущена на воду кормовая секция десантного вертолетоносного корабля-дока (ДВКД) «Севастополь». В середине июня ее отправят на судостроительный завод фирмы STX Europe в г. Сен-Назер, где французские специалисты завершат сборку корпуса корабля. На прошлой неделе уже достроенный корабль того же типа «Владивосток» совершил четвертый выход в море с целью проведения испытаний. Строительство и испытания двух десантных кораблей французского проекта Mistral продолжаются в полном соответствии с планом работ. Однако работа французских и российских судостроителей сопровождается множеством, как минимум, неоднозначных высказываний европейских и американских политиков.

«Мистрали» на фоне международной обстановки


Зарубежные государства, не разделяющие позицию России в текущем украинском кризисе, пытаются найти новые рычаги давления на нее. В качестве такого «рычага» среди прочего предлагается использовать российско-французский контракт на строительство двух десантных кораблей типа «Мистраль». Россия в 2011 году заказала у Франции два таких корабля. Также имеется опцион на третий и четвертый корабли этого же типа. До недавнего времени покупка кораблей у Франции была темой многочисленных споров, но все же не выходила на международный уровень. Теперь же в спор включились министры и президенты нескольких зарубежных стран.
[AD]

Почти три года контракт на строительство кораблей рассматривался только с экономической и военной точки зрения, но не так давно в дело вмешалась политика. Кроме того, в обсуждения активно включилась третья сторона – США. Соединенные Штаты, проводящие свою собственную политику в отношении России, требуют от официального Парижа не только присоединиться к существующим санкциям в отношении Москвы, но и предпринять собственные шаги такого рода. Прежде всего, от французского руководства требуется разорвать контракт, касающийся двух ДВКД типа «Мистраль».

Французское руководство оказалось в сложной ситуации. На него давят одни из главных союзников – американцы. С другой стороны, Франция должна учитывать условия контракта. Судостроители компании STX Europe обязаны передать России два десантных корабля, а нарушение условий договора грозит неустойками и штрафами. Таким образом, французскому руководству приходится выбирать между политическими и экономическими интересами.

Сложность ситуации наглядно демонстрируют заявления высокопоставленных лиц стран НАТО и Франции, прозвучавшие в последние две недели. 8 мая официальный Вашингтон подтвердил свою позицию в вопросе строительства французских кораблей для России. На следующий день генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен напомнил о том, что Альянс прекратил военное сотрудничество с Россией. Кроме того, он порекомендовал странам-участникам организации проделать то же самое.

На следующий день после генсека НАТО слово свое заявление сделал французский президент Франсуа Олланд. Он отметил, что французская сторона продолжает выполнение работ в соответствии с подписанным контрактом. Почти одновременно с президентом свое мнение высказал глава МИД Франции Лоран Фабиус. В интервью для Washington Post он заявил, что окончательное решение по двум десантным кораблям будет принято в октябре. Через несколько дней он напомнил о принятии окончательного решения осенью, но при этом подтвердил, что все работы ведутся в соответствии с договором. Л. Фабиус признал, что Франция не имеет никакого юридического повода не соблюдать условия контракта.

В целом, позиция французских властей по вопросу строительства ДВКД «Владивосток» и «Севастополь» выглядит достаточно взвешенной, хотя и принятой под давлением с двух сторон: все работы будут продолжены, но в октябре официальный Париж намерен принять окончательное решение. Каким оно будет и будет ли вообще – покажет время.

Тем временем Россия продолжает выполнять взятые на себя обязательства. В середине прошлой недели РИА Новости процитировало представителя компании «Рособоронэкспорт» Вячеслава Давиденко. По его словам, Россия регулярно перечисляет французским судостроителям платежи в рамках оплаты контракта. Своевременная оплата является одной их причин того, что обе стороны аккуратно соблюдают график работ.

В начале июня в Сен-Назер прибудут около 400 российских моряков – будущие экипажи новых десантных кораблей. Во Франции они пройдут необходимый курс обучения, после чего смогут работать на новых кораблях. Подготовка экипажей, как и все другие работы, пока идут в полном соответствии с графиком.

Финансовые аспекты контракта оказываются одним из самых больных для Франции вопросов. В соответствии с договором от 2011 года Россия заплатит за два корабля примерно 1,2 миллиарда евро. Если Париж «присоединится к санкциям» и запретит судостроителям передавать корабли российскому флоту, то ему придется возвратить уже перечисленные деньги (по разным данным, Россия уже оплатила больше половины всех работ), а также уплатить неустойку, точный размер которой неизвестен. Таким образом, при разрыве контракта Франция получит два корабля, с которыми нужно будет что-то делать. Кроме того, такой неразумный шаг повлечет за собой штрафы и потерю доверия со стороны потенциальных заказчиков.

В контексте финансов будет полезным вспомнить опцион на еще два десантных корабля. Изначально предполагалось приобрести четыре ДВКД типа Mistral. Однако в конце 2012 года было принято иное решение: согласно обновленным планам пока Франция должна построить и передать России только два новых корабля. Получив опыт эксплуатации подобной техники, российские военные решат, нужны ли им еще два «Мистраля». Таким образом, контракт на третий и четвертый корабли может быть подписан не ранее 2015-16 годов. В свете последних событий подобные планы российского Минобороны выглядят весьма интересно.

С учетом возможного подписания дополнительного контракта Франция оказывается в еще более сложном положении. Отказав России в передаче кораблей «Владивосток» и «Севастополь», французские власти сильно ударят по своему судостроению. Верфь STX в Сен-Назере и смежные предприятия не получат 1,2 миллиарда евро за первые два корабля, а также потеряют всякую возможность заработать на строительстве третьего и четвертого «Мистралей» для России. Итого, общая цена отказа может превысить 2,4-2,5 млрд евро, не считая штрафов.

Что касается политической составляющей сложившейся ситуации, то Франции уже не впервые приходится принимать решения под давлением зарубежных партнеров. Первые заявления, осуждавшие поставку кораблей России, появились еще в 2009 году, когда две страны только обсуждали условия возможного договора. Тогда в неодобрительном тоне высказались чиновники США и стран Европы, и такое давление продолжалось в течение нескольких следующих лет. Тем не менее, в итоге контракт был подписан, в результате чего к настоящему времени один корабль построен, а строительство второго завершится не позднее осени. Из этого следует, что сохранению хороших отношений с зарубежными партнерами французские власти предпочли многообещающий в денежном смысле контракт. Стоит отметить, США или европейские государства лишь осудили подписание контракта, но не предприняли никаких реальных действий.

Официальный Париж вновь подвергается давлению, причем на этот раз ему приходится учитывать возможную выплату неустойки в случае разрыва контракта. По-видимому, любое решение французских властей будет иметь негативные последствия для страны, из-за чего они пока пытаются в буквальном смысле тянуть время. Министры обороны и иностранных дел, а также президент Франции уже заявили, что окончательное решение по десантным кораблям для России будет принято только осенью. Вероятно, они надеются, что к этому времени международная ситуация стабилизируется, а судостроители получат возможность вести дела без оглядки на третьи страны.

Тем временем должностные лица из разных стран продолжают обсуждать выполнение российско-французского договора, а сотрудники компании STX Europe продолжают выполнять все работы в рамках существующего договора. Позиция судостроителей проста и понятна: заказ получен и его нужно выполнять без оглядки на политические интриги.


По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://rg.ru/
http://bbc.co.uk/
http://ft.com/
http://rbc.ru/
http://inopressa.ru/

 

 

Автор Рябов Кирилл

 


Вернуться назад