ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Ледяное судно Джеффри Пайка
Ледяное судно Джеффри Пайка4-11-2009, 22:16. Разместил: Редактор Al_Magn |
||||||||||||||||
Джеффри Пайк
Вторая мировая война дало возможность проявить себя как изобретателям массе народу. Рассматривались любые, даже самые нелепые проекты, собирались прототипы, выделялись любые средства, лишь бы все это хоть на день приблизило победу. На войну не жалели ничего.
Так на ниве военных действий появился довольно амбициозный молодой человек с довольно необычными идеями — Джеффри Натаниэль Пайк (Geoffrey Nathaniel Pyke). В числе его работ были от самых нелепых до довольно интересных разработок. Так, он был одним из разработчиков звуковых зеркал, винтовых движителей для танков, люльки для мотоцикла, маскировочные костюмы для солдат. Однако самым большим проектом, благодаря которому Пайк вошел в учебники по истории оказался проект Аввакум (Habakkuk). Название этому проекту Джеффри подчерпнул из библии.
Аввакум по сравнению с авианосцем тех лет
Этот проект подразумевал постройку тяжелых авианосцев из нового материала собственного изобретения, который скромно был назван именем Джеффри — пайкрит (pykrit). Материал этот представлял из себя смесь воды (14%) и мелких древесных опилок (86%), замороженных в единый блок. Этот блок обладал высокой прочностью, крайне медленно таял, да и сам по себе был много легче воды, что уже давало немалое преимущество.
Для демонстрации качеств материала, его блок доставили на конференцию союзников в Квебеке. Рядом поставили такой же по размеру блок обычного льда. Затем произвели выстрел из револьвера по ним. Обычный ледяной куб разлетелся на мелкие кусочки, а от пайкрита пуля рикошетировала, куб остался цел, несильно ранив одного из присутствующих (кого именно ранило — история путает, называя то одного, то другого). После такой наглядной демонстрации американцы согласились участвовать в проекте. Стоит отметить, что дефицит металла был крайне высоким, и новый материал имел все шансы да долгую и успешную жизнь. Аввакум по сравнению со статуей Свободы
Прототип ледяного корабля был построен в Канаде, на озере Patricia Lake в провинции Альберта, причём на дворе стояло лето, что и требовалось для испытаний как технологии строительства, так и самого судна на то, как он будет вести себя при потеплении.
Корабль с наружным корпусом из деревянных балок и наполнением из ледяных блоков, через которые были проложены трубки с хлагентом, насчитывал 18,3 метра в длину, 9 с лишним метров в ширину и весил 1,1 тысячу тонн. Его создание силами 15 человек заняло два месяца. После изготовления и испытания судна, оказалось, что все расчетные параметры подтвердились, и уже можно начинать изготавливать такие суда пачками. Проектный ледяной корабль должен предлагалось соорудить длиной 610 м и водоизмещением 1,8 млн. т, способный принимать до 200 истребителей и разведчиков для противовоздушного и противолодочного прикрытия. 26 моторных гондол, вмороженных в борта «Аввакум», должны были сообщать скорость 7 узлов всему этому сооружению, в 10 водонепроницаемых отсеках которого могли разместиться самолеты, топливо, силовые установки, боеприпасы и экипаж. Боевые же ледяные авианосцы должны были иметь длину 1,22 километра и ширину 183 метра. Их водоизмещение должно было составлять несколько миллионов тонн. Особенно важным достоинством своего детища Пайк считал непотопляемость. По его мнению, для ледяных бортов толщиной 10 м страшней должна быть теплая погода, нежели бомбы и торпеды. Строительство прототипа
Однако, не смотря на кажущуюся бесплатность воды, оказалось, что на постройку полноразмерного судна требуется слишком много сопутствующих материалов. В частности опилок. В случае строительства целого флота подобных авианосцев, о чём военные так увлечённо говорили вначале, потребовалось бы свести едва не все леса Канады. И, когда вопрос о начале или прекращении проекта Аввакум стоял достаточно остро, получился перелом в ходе войны в пользу союзников. Этот факт был одним из самых веских аргументов противников проекта, и, в результате, от него отказались.
Хотя, вопрос об альтернативных материалов не канул в лету, и ещё долго использовались бетонные корабли наряду с металлическими. В настоящее время, на озере Патриция стоит памятная доска о испытаниях столь экстравагантного проекта.
Вернуться назад |