ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Подводные авианосцы: будни, романтика, подвиги
Подводные авианосцы: будни, романтика, подвиги9-01-2014, 12:20. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Подводные авианосцы: будни, романтика, подвиги
Путь бусидо Адмирал Исороку Ямамото склонился над картой, и в кают-компании «Нагато» воцарилась зловещая тишина. В этот момент три субмарины типа «Сэнтоку» I-400, I-401 и I-402 уже приближались к побережью США. Операция «Вишня расцветает ночью» началась! На закате с каждого подводного авианосца поднимутся по три гидроплана, несущих под крыльями смерть — бомбы, начиненные возбудителями инфекционных болезней. Населению Калифорнии грозит эпидемия суперчумы, в 60 раз превосходящей по вирулентности обычную чуму и убивающей любого, в ком есть хоть капля англосаксонской крови! Слишком грязный ход, но атаки с применением биологического оружия — это единственный шанс Японии на победу в безумной войне. Что станет с пилотами после того, как они сбросят бомбы над Сан-Диего? Точных указаний на этот счет не поступало, но каждый знал — они поступят, как подобает настоящим самураям… Реальность оказалась обескураживающей: 9 сентября 1942 года мичман Набуто Фудзита на гидроплане Yokosuka E14Y символически «разбомбил» леса в штате Орегон. Японец сбросил четыре фосфорные зажигательные бомбы на территорию США, после чего возвратился на борт ожидавшей его подлодки I-25. Осуществив пару успешных вылетов, японцы поспешили покинуть опасные воды. По дороге домой I-25 потопила два американских танкера и благополучно отшвартовалась в Йокосуке в конце октября 1942 г. Вот и всё. Мистическая операция «Вишня расцветает ночью», подготовка к которой велась в течение всего 1944-го и первой половины 1945 гг., так и осталась страшной сказкой: выход подводных авианосцев с биологическим оружием на борту постоянно откладывался, последний раз день «Икс» был назначен на 22 сентября 1945 года. Главным действующим лицом всех этих историй, несомненно, стали японские подводные авианосцы. Всего за годы войны в состав императорского флота было принято 47 субмарин с самолетами на борту — от огромных 122-метровых «Сентоку» водоизмещением 6500 тонн, несших по три бомбардировщика Aichi M6A Seiran, до «обычных» подлодок типа B1, на которых базировались легкие разведывательные гидропланы E14Y. Последние довольно активно применялись в боевых действиях на Тихом океане. Помимо первой и единственной в истории бомбардировки континентальной части США, разведчики Yokosuka E14Y совершили еще ряд знаменитых рейдов. 1 января 1942 г. гидросамолет с подлодки I-7 совершил облет острова Оаху с целью выяснения результатов удара по базе в Перл-Харборе. В феврале-марте 1942 года гидропланы подводного базирования применялись для аэрофотосъемки гаваней Сиднея и Мельбурна, обследовали британские колонии в Индийском океане. Но уже с 1943 года применение E14Y стало невозможным. Одинокий разведчик быстро засекался радарами и становился жертвой вражеской авиации. А необходимость длительной предстартовой подготовки стала непозволительной роскошью в условиях усилившейся противолодочной обороны противника. Общий выпуск Yokosuka E14Y за годы войны составил 138 самолетов. Немецкое "вундерваффе" Наряду с японцами возможность оснащения подводных лодок летающими разведчиками рассматривало командование Кригсмарине. К 1942 году немцы построили и испытали буксируемый автожир Fa.330 Bachstelze («Трясогузка»). Малогабаритный летательный аппарат массой 75 кг, опиравшийся в полете на несущий трехлопастной винт, вращавшийся в режиме авторотации. При максимальной путевой скорости 80 км/ч (ветер + собственное движение лодки) и с применением леера длиной 300 метров высота подъема «Трясогузки» достигала 220 метров. Вооружившись биноклем, пилот автожира мог наблюдать морскую обстановку в радиусе 53 км (с мостика лодки — всего 8 км)! Известно, что комплекты «Трясогузок» находились на вооружении как минимум трех субмарин типа IX — U-171, U-181 и U-852. Подводники вели разведку с помощью автожиров в пустынных районах Южной Атлантики, у Африканского побережья и в Индийском океане — там, где вероятность встречи с противолодочными силами союзников была минимальна. В целом, автожир не снискал популярности на подводном флоте — время выбора леера достигало четырех минут. Автожир в несколько раз замедлял время экстренного погружения подлодки, что могло стать фатальным при встрече с противолодочным самолетом. После войны некоторые из 200 построенных «Трясогузок» попали в руки британцев — флот Её Величества провел серию успешных экспериментов, и, в конце концов, разослал забавные игрушки по музеям. Focke-Achgelis Fa 330 "Bachstelze"
Остается констатировать, что дебют авиации подводного базирования в годы Второй мировой оказался интересным, но не слишком успешным мероприятием. Уровень технологий в те годы не позволял разместить на борту подводной лодки сколько-нибудь серьезный летательный аппарат. Запуск и подъем на борт производились исключительно в надводном положении, что нарушало скрытность субмарин, а сами аппараты получились чересчур громоздкими и примитивными. Проведение ударных операций с использованием подводных авианосцев имело смысл лишь при наличии химического или биологического супероружия, вызывающего ощутимые последствия при минимальных размерах боеприпасов. Разведка с использованием такой авиатехники также была сопряжена со значительными трудностями и являлась скорее экзотическим боевым приемом, чем регулярным способом поиска надводных целей. В 1950-60-е годы, с появлением ядерных реакторов и ракетного оружия, идея оснащения подлодок самолетами окончательно утратила свою актуальность. До поры, до времени… Координаты "Скайфолл" В 1971 году вопрос об оснащении подлодок летательными аппаратами мощно «двинул» вперед Советский Союз. Насмотревшись шпионских боевиков об «агенте 007», советские «Джеймсы Бонды» загорелись идеей построить сверхлегкий вертолет, помещающийся в чемодане и запускающийся через стандартный 533 мм торпедный аппарат. Выбравшись на берег, диверсант раскрывал водонепроницаемый пенал, за 15 минут собирал геликоптер — и, махнув на прощанье изумленным рыбакам, уже через полчаса оказывался в 50 км километрах от места высадки, в глубине территории противника. Но как построить такую машину? …Товарищ Камов мечтательно вздохнул и погрузился в ностальгию по своей молодости — именно таким маленьким и легким был его первый вертолет Ка-8. Лишь с той разницей, что современные технологии и специальные технические решения позволят еще более облегчить конструкцию и сделать вертолет складным. Так появился Ка-56 «Оса» — летательный аппарат массой 110 кг, способный, согласно расчетам, преодолеть 150 км со скоростью 100+ км/ч! Увы, современные Джеймсы Бонды все больше предпочитают дорогие смокинги мокрым гидрокостюмам, а их основным средством передвижения стали комфортабельные Боинги международных авиалиний. Супервертолет «Оса» так и остался в единственном экземпляре, заняв причитающееся ему место в списке курьезных изобретений. К сожалению, «Оса» не совершила ни одного полета — конструкторам не удалось довести до ума малогабаритный роторно-поршневой двигатель мощностью 40 л. с. Представленный на фотографиях «вертолет» — всего лишь натурный макет без силовой установки. Гидросамолет E14Y, буксируемый автожир «Бахштельзе», сверхлегкий вертолет «Оса»… Казалось бы, идея с размещением летательных аппаратов на борту подлодок потерпела полное фиаско. Но с появлением БПЛА всё изменилось. Компактные размеры, новые технологии и прогресс в микроэлектронике, возможность длительного хранения в ракетной шахте или торпедном аппарате подлодки, подводный старт без лишних действий и непосредственного участия человека, отсутствие риска для жизни и здоровья экипажа в случае потери аппарата… Перед нами — потрясающий разведывательный комплекс, способный обеспечить подлодкам новые возможности в плане ведения разведки и обнаружения целей! Сфера применения такой техники — скрытное наблюдение за побережьем и обстановкой в море с передачей данных на подлодку-носитель, самолет, корабль, спутник — всем, кто заинтересован в информации о ситуации в данном квадрате. Что не исключает в дальнейшем использование БПЛА для «точечной элиминации» особо важных целей и диверсий в режиме повышенной секретности. Главное преимущество БПЛА подводного базирования — тайная доставка в указанный район земного шара. Противник, как и все мировое сообщество, до последнего момента не узнает о готовящемся разведывательном рейде — разведчик неожиданно появится из ниоткуда, а после таким же мистическим образом пропадет в пучине океана. Даже если удастся установить факт нарушения воздушного пространства страны и предъявить весомые аргументы (обломки БПЛА) — доказать их принадлежность окажется чрезвычайно затруднительно. Ведь в тот момент у побережья Гвинеи-Бисау не появлялось никаких надводных кораблей и авианосных групп, откуда мог бы подняться разведчик. Наконец, БПЛА сможет повысить ситуационную осведомленность подлодок в морском бою. Баклан Весной 2006 года появилась информация о странном летательном аппарате Lockheed Martin Cormorant, чью разработку курировало агентство передовых оборонных проектов DARPA. «Коморэнт», чье имя в переводе означает «Баклан», являлся реактивным разведывательным БПЛА подводного базирования, ориентированным на размещение в пусковых шахтах конвертированных ПЛАРБ типа «Огайо». О самом аппарате известно не так уж много: складное крыло, минимум отверстий, стартовые ракетные ускорители. Во избежание коррозии основным конструкционным материалом был выбран титан. Все внутренние полости аппарата были обильно заполнены полимерной пеной. Такое решение делало аппарат устойчивым к давлению воды и позволяло осуществлять старт с глубины 150 футов (46 м). Выполнив спецзадание, аппарат должен был выйти в указанную точку, с помощью парашюта погасить скорость, сложить крылья, по максимуму загерметизироваться — и ожидать на плаву подхода лодки. Через час страдальца подцепят тросом и вернут обратно в уютную шахту «Огайо». Несмотря на успешные результаты тестов и построенные натурные макеты, проект был закрыт в 2008 году. «Баклан» оказался избыточно сложен и дорог для своих задач. Назад в будущее И вот очередная новость, прозвучавшая, словно гром среди ясного неба: 6 декабря 2013 года подводная лодка «Провиденс» (SSN-719), находясь в подводном положении, произвела успешный запуск беспилотника XFC UAS (eXperimental Fuel Cell Unmanned Aerial System). Легкий самолет со складным крылом, использующий в качестве источника энергии топливные элементы. Запуск производился через стандартный торпедный аппарат с использованием герметичного контейнера Sea Robin (пустой пусковой контейнер из-под «Томагавка»). Контейнер всплыл на поверхность и занял вертикальное положение — через определенное время, когда лодка отошла на десяток миль, пироболты срезали крышку контейнера, и XFC UAS поднялся в воздух. БПЛА покружил несколько часов над океаном, транслируя «картинку» со своих камер в режиме реального времени на борт подлодки и вспомогательного корабля, а затем приземлился на аэродроме исследовательского центра AUTEC (Багамские острова). Ответственный за программу XFC UAS, д-р Уоррен Шульц поздравил коллег с успехом, при этом подчеркнув, что успешное испытание БПЛА подводного базирования — плод шести лет совместных усилий работников науки и промышленности. Появление на подводном флоте беспилотников, подобных XFC UAS, откроет новые перспективы и возможности в плане разведки, наблюдения за противником и информационного обеспечения подводных кораблей. Современные локальные войны изменили представления о роли военно-морских сил и подводного флота. Морякам-подводникам всё чаще приходится сталкиваться с неожиданными угрозами и выполнять самые необычные миссии. Основной задачей становится скрытое наблюдение в прибрежных водах с последующим нанесением ракетных ударов по берегу. В сложившихся условиях, дискуссия о целесообразности размещения БПЛА на борту субмарин вновь обретает популярность в умах военных и изобретателей. Что получится из всего этого? Всплытие покажет.
Автор Олег Капцов
Вернуться назад |