В середине декабря резко обострилась ситуация в Южном Судане. 15 декабря были арестованы десять членов правительства страны по обвинению в подготовке государственного переворота. (1) Главным обвиняемым, арестовать которого пока не удалось, назван бывший вице-президент страны Риека Мачар, отправленный в отставку в июле с.г., (2) однако сам Мачар своё участие в путче отрицает...
По утверждению правительства Южного Судана, спокойствие в столице страны Джубе восстановлено, безопасность всех дипломатических миссий обеспечивается, (3) но о восстановлении спокойствия в целом говорить пока не приходится. В стране начались бои, обстрелы, войска повстанцев захватили ряд крупных городов, в частности Малакал - столицу штата Нижний Нил. (4) Другой крупный город – Бор (столица штата Джонглей) переходит из рук в руки. (5)
Южный Судан ввергается в пучину новой гражданской войны. В последние дни приходят сообщения о массовых убийствах представителей народа динка. (6) Пока эти убийства называют «убийствами по этнической принадлежности», но это всего лишь попытка избежать применения слова «геноцид». Согласно Конвенции ООН по геноциду, убийства, совершённые с целью уничтожить ту или иную человеческую группу по этническим, расовым или религиозным признакам, квалифицируются как геноцид. А это уже почти законное основание для вмешательства «международного сообщества» и таких его структур, как Международный уголовный суд. Впрочем, в этнически мотивированных убийствах имеется и политический признак – народ динка традиционно поддерживает президента С.Киира, а народ нуэр – [свергнутого] вице-президента Р.Мачара…
24 декабря Совет Безопасности ООН рассмотрел вопрос о ситуации в Южном Судане и принял резолюцию № 2132, в которой предусматривается серьёзное увеличение численности Миссии ООН в этой стране.
Напомним, что государство Южный Судан было создано 9 июля 2011 года после референдума, на котором за независимость проголосовало 98,83 процента участников. (7) Создание нового африканского государства обеспечивалось под формальной эгидой ООН вполне определёнными силами. Так, например, бюллетени для голосования печатались в Британии. «Международные доноры» предоставили на проведение референдума в Южном Судане 58 миллионов долларов. А окончательно всё было решено ещё в январе 2005 года с подписанием «Всеобъемлющего мирного соглашения». Формально оно было подписано правительством Судана и «Южносуданской Освободительной народной армией», то есть внешне выглядело как чисто внутриполитическая договорённость, но на самом деле под соглашением стоят подписи представителей руководства ряда европейских стран и подпись тогдашнего государственного секретаря США Колина Пауэлла. Технически они подписались как «свидетели», но это никого не может обмануть. В своём заявлении от 9 февраля 2011 года Совет Безопасности ООН подчеркнул, что создание Южного Судана представляет собой «исключительный случай и сам по себе не создает прецедента». Поверить в это трудно, ибо подобные случаи всё повторяются и повторяются, а в ООН твердят, что все они - «исключительные».
С самого начала своего независимого существования Южный Судан столкнулся с серьёзными проблемами в области безопасности. Примечательно, что за сутки до провозглашения независимости Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1996, которой учреждалась Миссия Организации Объединенных Наций в Республике Южный Судан (МООНЮС). Миссия была создана на первоначальный период в один год, но предусматривалось её последующее продление. Состав Миссии был весьма значителен – 7000 человек, включая офицеров связи взаимодействия и штабных офицеров из гражданского полицейского персонала численностью до 900 человек. В мандат МООНЮС была включена, в частности, задача «сдерживать насилие, в том числе путем упреждающего развертывания и патрулирования в районах, где высок риск конфликта, в пределах своих возможностей и районов развертывания, и защиты гражданских лиц от неминуемой угрозы физического насилия, особенно в случаях когда правительство Республики Южный Судан не обеспечивает такой безопасности». (8)
Новая резолюция СБ ООН предусматривает серьёзное увеличение численности вооружённых сил Миссии с семи до двенадцати с половиной тысяч человек – то есть практически в два раза. Для ускорения проведения этой операции планируется не новый набор войск, а переброска сил уже развёрнутых в Миссиях ООН в Дарфуре (Судан), Либерии, Кот-д’Ивуаре и Демократической Республике Конго.
Резолюция № 2132 была подготовлена Соединёнными Штатами Америки и во многом является примером использования сил ООН для обеспечения американских интересов в Южном Судане и собственно американской военной операции. Дело в том, что после последней вспышки насилия США попытались провести операцию по эвакуации своих сотрудников собственными силами, но потеряли несколько десятков военнослужащих. И вот теперь производится срочная переброска войск из других африканских миссий. Конечно, всё это объясняется защитой гражданского населения Южного Судана, в том числе необходимостью эвакуации более двадцати тысяч беженцев, которые находятся в настоящее время на базе Миссии в Джубе. Однако гуманитарные проблемы в Южном Судане существуют давно. Из-за вооружённых столкновений между силами безопасности и негосударственными вооружёнными группами, а также столкновений между общинами особо тяжёлые последствия переживает население штата Джонглей. За период с начала 2013 года до середины сентября в Кении, Уганде и Эфиопии было зарегистрировано почти 18 тысяч беженцев из Джонглея.
По данным Управления по координации гуманитарных вопросов ООН, с начала 2013 года произошло не менее 265 инцидентов с применением насилия, в результате которых около тысячи человек погибли и около 160 тысяч человек пополнили массу перемещенных лиц, при этом 65 процентов всех перемещённых лиц приходится опять-таки на Джонглей. Кроме того, в продовольственной помощи нуждается около 2 миллионов человек. Продолжается и исход беженцев из Судана (всего – около четверти миллиона человек).
Причиной бедственного положения в стране и новой вспышки насилия в середине декабря являются деятельность вооружённых групп и межобщинная вражда. Что касается деятельности вооружённых групп, то основные столкновения происходят между Народно-освободительной армией Судана и вооруженной группой Давида Яу-Яу. В начале июля президент С.Киир вновь предложил объявить амнистию членам вооруженных группировок, но Яу-Яу отклонил это предложение. Ряд группировок приняли предложение об амнистии (Армия освобождения Южного Судана и Армия обороны Южного Судана), сейчас они интегрируются в состав национальных сил безопасности страны. Что касается межобщинных конфликтов, то штат Джонглей также является центром этого рода насилия. В первую очередь это касается вражды между общинами лу-нуэр и динка. Гибнут сотни людей, происходят похищения детей. (9)
Ожесточённые бои в Южном Судане, с одной стороны, являются обострением давно идущей здесь вооружённой борьбы, которая не прекратилась с созданием нового государства, с другой стороны, само по себе отделение Южного Судана было не результатом вооружённой борьбы, а результатом внешнего воздействия. Запад умело воспользовался Международным уголовным судом для шантажа президента Судана О.аль-Башира и добился его согласия на проведение референдума с легко предсказуемым результатом. (10) Однако отсечение нефтеносных районов Судана, ставших в 2011 году независимой Республикой Южный Судан, не предполагало той политики, которую начало проводить правительство президента С.Киира и которая связана с прекращением добычи нефти. (11) Такая политика не могла остаться безнаказанной… Не случайно 23 декабря специальный представитель администрации США по Судану и Южному Судану П.Лайман заявил, что причиной начавшихся в Южном Судане боёв является президент С.Киир. (12) Не случайно и то, что с началом вооружённых столкновений президент Южного Судана снял свою знаменитую шляпу, ставшую его визитной карточкой (подарок президента США Дж.Буша) и заменил её на военный берет. Это означает, что Киир прекрасно понимает, откуда дует ветер новой войны в Южном Судане.
Примечания
(1) См. официальный сайт правительства Южного Судана в интернете: http://www.goss-online.org. Сообщение от 17 декабря 2013 г.
(2) 23 июля 2013 г. президент Южного Судана Сальва Киир распустил правительство и сместил с должности вице-президента Мачара. В тот же день президент уволил из состава Национальной полицейской службы Южного Судана 17 бригадных генералов. Президент также отстранил от должности генерального секретаря Народно-освободительного движения Судана (НОДС) П.Амума.
(3) Там же. Сообщение от 19 декабря 2013 г.
(4) Сообщение газеты Sudan Tribune от 25 декабря 2013 г. // Machar’s forces capture Upper Nile state capital, Malakal (http://www.sudantribune.com/spip.php?article49320).
(5) Сообщение газеты Sudan Tribune от 24 декабря 2013 г. // South Sudan army claims to have retaken Bor from rebels (http://www.sudantribune.com/spip.php?article49318).
(6) См., например: http://www.fondsk.ru/news/2013/12/25/v-uzhnom-sudane-obnaruzheno-massovoe-zahoronenie-zhertv-mezhetnicheskoj-rezni-24836.html
(7) Следует обратить внимание на использование в официальных сообщениях о референдуме в Судане термина «участники» вместо традиционно используемого в таких случаях термина «население». Такая подмена терминов не случайна. Использование слова «участники» не требует дальнейших разъяснений, в отличие от слова «население», которое требует указания на конкретную территорию (например: население Судана или население Южного Судана). А вот это как раз и был тот самый принципиальный вопрос суданского референдума! Во-первых, совершенно необычным является проведение референдума не только в самом Судане, но и среди суданцев за границей, причём только южных суданцев. Во-вторых, ещё более необычным является участие в этом референдуме южан, проживающих на севере страны, но не северян! Такой подход в корне противоречит норме, заключающейся в признании права на принятие решения населением не отдельных частей страны, а всего населения государства. Так, например, Верховный Суд Канады в решении по делу о попытках отделения Квебека в своём известном решении 1998 года прямо указал, что подобный референдум может иметь силу только в том случае, если за отделение той или иной провинции выскажется большинство населения всей страны. Отказ от этого принципа в южно-суданском случае создаёт прецедент, поддержанный ООН.
(8) См. параграф 3b резолюции СБ ООН № 1966 от 8 июля 2011 года.
(9) См.: Доклад Генерального секретаря о Южном Судане от 8 ноября 2013 года // Документ ООН: S/2013/651. Официальный сайт ООН
в интернете
(10) Следует признать, что правительство Судана внесло значительный вклад в то, чтобы результат референдума на юге стал предсказуемым. В качестве примера можно вспомнить введение в 1983 году исламского права в отношении всего населения страны, включая христиан, что стало беспрецедентным даже в практике мусульманских стран, где шариат рассматривается как личное право.
(11) Правительство Южного Судана прекратило добычу нефти в январе 2012 года. Данное решение было принято после того, как правительство Судана (Хартум) определило цену за использование нефтепроводов 34 доллара США за баррель. При добыче около 30 тысяч баррелей в день правительству Южного Судана это будет стоить около 1 миллиона долларов в день.
(12) Сообщение газеты Sudan Tribune от 23 декабря 2013 г. // Former US envoy blames S.Sudan’s Kiir
for violence.
Фото: alarabiya.net