ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Противолодочные ракеты: демоны двух стихий
Противолодочные ракеты: демоны двух стихий9-12-2013, 15:20. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Противолодочные ракеты: демоны двух стихий
Промедление в борьбе с субмаринами — смерти подобно. В боевых условиях, как только лодка будет обнаружена, нужно немедленно принимать меры по её уничтожению. С трудом установленный контакт может быть потерян в любую секунду, и тогда жди беды: субмарина успеет разрядить свой боекомплект по городам на другом конце Земли или бросится в контратаку, выпустив по нерасторопному эсминцу шесть-восемь торпед, уклониться от которых окажется делом чрезвычайно непростым и рискованным. Уже в первые послевоенные годы перед конструкторами остро встал вопрос о несоответствии возможностей гидроакустических средств кораблей и возможностей их противолодочного оружия. При благоприятных условиях ГАС обеспечивали приличную по тем временам дальность обнаружения (до 1 мили в активном режиме и до 3-4 миль в режиме шумопеленгования), в то время как основным противолодочным оружием кораблей по прежнему оставались бомбосбрасыватели и реактивные бомбометные установки по типу британского «Хэджхог» («Еж»). Первые позволяли атаковать лодку глубинными бомбами большого калибра, скатывая их в воду непосредственно за кормой корабля. В этом случае для успешной атаки требовалось находиться точно над лодкой, что маловероятно в большинстве встреч с подводной угрозой. Реактивные многоствольные бомбометы военных лет позволяли стрелять залпами глубинных бомб прямо по курсу, но дальность по прежнему оставалась неудовлетворительной — не далее 200-250 метров от борта корабля. Все это время разработчики субмарин не стояли на месте и непрерывно совершенствовали конструкцию их детищ — скорость/дальность хода в подводном положении/шноркель (РДП), средства обнаружения и оружие. Горизонт уже окрасила заря атомной эры — в 1955 году в море выйдет первая ПЛА «Наутилус». Флоту требовалось мощное и надежное оружие, способное поражать вражеские подлодки на недоступных ранее дистанциях, при этом обладающее минимальным временем реакции. Памятуя о том, что наиболее действенным средством в годы войны были реактивные глубинные бомбы, инженеры приступили к развитию данной идеи. К 1951 году американский флот получил на вооружение реактивный бомбомет RUR-4 «Альфа» — могучее оружие, позволявшее швырять 110 кг взрывчатки на дальность свыше 700 метров. Стартовая масса реактивной бомбы — 238 кг, Скорость полета — 85 м/с. Скорострельность системы — 12 выстр./мин. Боезапас — 22 готовых выстрела. RUR-4 Weapon Alpha
Аналогичное оружие устанавливалось на кораблях ВМФ СССР — реактивные бомбометные установки семейства РБУ (1000, 1200, 2500, 6000, 12000). Индекс в большинстве случаев указывает на максимальную дальность стрельбы. В отличие от американской RUR-4, отечественные РБУ являлись многоствольными — от пяти (у примитивной РБУ-1200, 1955 г.) до десяти-двенадцати стволов (РБУ-6000/12000). Помимо свой основной функции — борьбы с подлодками противника, РБУ могли использоваться в качестве эффективной противоторпедной системы, позволяя одном залпом «накрыть» идущую на корабль торпеду или выставить барьер из ложных целей. Мощные и неприхотливые РБУ оказались настолько удачной системой, что до сих пор стоят на палубах большинства надводных кораблей ВМФ России. Малый противолодочный корабль ведет огонь из РБУ-6000 "Смерч-2"
Но все усилия в конечном итоге оказались тщетны. Применение глубинных бомб на больших дистанциях не давало желаемого результата: погрешность средств обнаружения, наложенная на круговое вероятное отклонение реактивных боеприпасов, не позволяла с должной эффективностью поражать современные атомоходы. Выход был только один — использовать в качестве боевой части малогабаритную самонаводящуюся торпеду. Некогда примитивный «Хэджхог» превратился в сложнейшую боевую систему, истинного демона двух стихий: ракетная техника и торпедное оружие, скрепленные сплавом самых современных технологий в области микроэлектроники. Первый подобный комплекс RUR-5 ASROC (Anti-Submarine ROCket) появился в 1961 году — коробчатая пусковая установка Mk.16 на долгие годы стала визитной карточкой ВМС США и союзных флотов. Применение АСРОКа дало огромное преимущество противолодочным силам «вероятного противника» и вывело боевые возможности эсминцев и фрегатов ВМС США на совершенно иной уровень. Система быстро распространилась по всему миру: АSRОС мог устанавливаться на борту боевых кораблей большинства классов — ракеты-торпеды (ПЛУР) входили в боекомплекты атомных крейсеров, эсминцев и фрегатов, массово устанавливались на устаревших эсминцах времен Второй мировой (программа FRAM по превращению старых кораблей в охотники за советскими подлодками). Активно поставлялись странам-союзникам — иногда как отдельная технология, иногда в комплекте с экспортными кораблями. Япония, Германия, Греция, Испания, Италия, Бразилия, Мексика, Тайвань… Всего среди пользователей АСРОКа значатся 14 государств! RUR-5 ASROC. Стартовая масса 432...486 кг (в зависимости от версии и типа БЧ). Длина — 4,5 м. Скорость боеприпаса — 315 м/с. Макс. дальность стрельбы — 5 миль.
Главной причиной успеха комплекса ASROC, в сравнении с аналогичными системами, стала его сбалансированность. На первый взгляд, американская ПЛУР не хватала звезд с неба: макс. дальность стрельбы составляла всего 9 км. Подобное решение имеет простое объяснение — дальность полета ПЛУР в первую очередь определяется не продолжительностью работы ракетных двигателей, а возможностями корабельных гидроакустических средств обнаружения. Действительно, для чего ПЛУР лететь на десятки километров — если обнаружить лодку на таком расстоянии невозможно?! Дальность действия первого ASROC в точности соответствовала эффективной дальности обнаружения гидролокаторов (в первую очередь AN/SQS-23 — базовой ГАС всех американских кораблей 60-х годов). В результате система получилась относительно простой, дешевой и компактной. Впоследствии это сильно помогло унифицировать ракету-торпеду с новыми системами морского оружия: несколько поколений малогабаритных торпед, специальные боевые части W44 мощностью 10 кт, три варианта пусковых установок. Помимо 8-зарядного контейнера Mk.16, ракетоторпеды запускались с балочных пусковых установок Mk.26 (атомные крейсеры «Вирджиния», эсминцы «Кидд», первая подсерия «Тикондерог») или с ПУ MK.10 (итальянский ракетный крейсер «Витторио Венето»). Эсминец "Агерхолм" наблюдает за последствиями своего выстрела. Испытания АСРОКа с ЯБЧ, 1962 г.
В конечном итоге излишнее увлечение стандартизацией оказалось губительным: к настоящему времени на вооружении ВМС США остается всего один ПЛРК RUM-139 VLA, чьи возможности (в первую очередь — дальность стрельбы, 22 км) уже не в полной мере удовлетворяют потребностям современного флота. Любопытно, что ASROC долго не могли приспособить к установкам вертикального пуска — в результате, все современные крейсеры и эсминцы 8 лет (1985-93 г.) ходили без комплексов противолодочных ракет. Любопытно, что ПУ системы ASROC могла быть также использована для запуска ПКР "Гарпун"
Еще интереснее сложилась ситуация на заокеанском подводном флоте — в середине 60-х на вооружение ВМС США поступила противолодочная ракета подводного базирования UUM-44 SUBROC. Крупный двухтонный боеприпас, запускавшийся из стандартного торпедного аппарата, был предназначен для уничтожения вражеских подлодок на дистанциях, превышающих дальность действия торпедного оружия. Оснащался ядерной боевой частью мощностью 5 кт. Макс. дальность стрельбы — 55 км. Профиль полета аналогичен ASROC. Любопытно, что первый поставленный на флот комплект SUBROC был утрачен вместе с погибшей подлодкой «Трешер». К концу 80-х устаревшая система была окончательно снята с вооружения, а замены так и не последовало: находившийся в разработке перспективный комплекс UUM-125 «СиЛэнс» так и не вышел за пределы эскизов. В результате вот уже четверть века подводные лодки ВМС США полностью лишены возможности применять противолодочные ракеты. Желаю им того же и в будущем. Тем более что никаких работ по данной теме не ведется. Из других зарубежных противолодочных комплексов следует отметить комплекс Ikara (Австралия/Великобритания). В отличие от простодушного AСРОКа, который просто летел по баллистической траектории в указанном направлении, «Икара» представлял собой настоящий беспилотный самолет, чей полет непрерывно контролировался в течение всего времени. Это позволяло вносить оперативные изменения в траекторию самолета-носителя — в соответствии с обновленными данными гидролокатора, тем самым уточняя место сброса торпеды и повышая шансы на успех. Отделив боевую часть на парашюте, «Икара» не падал в воду, но продолжал свой полет — система уводила самолет-носитель в сторону, дабы звук его падения не отвлекал систему наведения торпеды. Макс. дальность пуска составляла 10 миль (18,5 км). Ikara
Ikara получился исключительно хорош, но британское адмиралтейство оказалась слишком нищим для серийных закупок данного комплекса: из запланированных кораблей, оснащенных ПЛРК «Икара», удалось построить всего один — эсминец тип 82 «Бристоль». Еще 8 комплексов были установлены в ходе модернизации старых фрегатов. Также несколько комплексов появились на австралийских кораблях. Впоследствии корабли с ПЛРК «Икара» прошли через руки новозеландских, чилийских и бразильских моряков. На этом 30-летняя истории «Икары» завершилась. Существуют и другие «национальные» ракетно-торпедные комплексы, не нашедшие широкого распространения — например, французский ПЛРК «Малафон» (в настоящий момент снят с вооружения), современный южнокорейский комплекс «Хонсанъо» («Красная акула») или замечательный во всех смыслах итальянский MILAS — противолодочная ракета на базе ПКР «Отомат» с дальностью полета 35+ км, оснащенная одной из лучших в мире малогабаритных торпед MU90 Impact. В настоящий момент комплекс MILAS установлен на борту пяти кораблей ВМС Италии, в т.ч. перспективных фрегатов типа FREMM. Отечественная супертехника Ракетная тематика была заглавным трендом развития отечественного военно-морского флота — и, разумеется, идея противолодочных ракетно-торпедных комплексов здесь взросла по-настоящему буйным цветом. В разные периоды времени на вооружении находились 11 ПЛРК, различающиеся по массогабаритным характеристикам и способами базирования. Среди них (с перечислением наиболее интересных особенностей): — РПК-1 «Вихрь» — ядерная боевая часть, баллистическая траектория, два варианта ПУ, комплекс устанавливался на противолодочных и авианесущих крейсерах ВМФ СССР с 1968 г.; — РПК-2 «Вьюга» — подводное базирование, запуск через стандартный 533-мм аппарат; — УРПК-3/4 «Метель» — для оснащения надводных кораблей: БПК пр. 1134А, 1134Б и сторожевых кораблей пр. 1135; — УРК-5 «Раструб-Б» — модернизированный комплекс «Метель» с дальностью стрельбы 50…55 км, что соответствует дальности обнаружения ГАС «Полином». Возможно применение ПЛРК в качестве противокорабельной ракеты (без отделения боевой части); — РПК-6М «Водопад» — унифицированный комплекс для запуска из торпедных аппаратов НК и ПЛ, дальность стрельбы свыше 50 км, оснащен глубоководной самонаводящейся торпедой УГМТ-1; Фантастический запуск «Водопада-НК» с борта большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко». Выпрыгнув из торпедного аппарата, боеприпас погружается в воду (унификация с подлодками!), чтобы спустя секунду выпрыгнуть из волн и, распушив огненный хвост, умчаться за облака. — РПК-7 «Ветер» — подводное базирование, запуск через стандартный 650 мм торпедный аппарат, ядерная боевая часть, дальность пуска — до 100 км с выдачей ЦУ с помощью собственных гидроакустических средств, данных с других кораблей, подлодок, самолетов и ИСЗ; — РПК-8 — представляет собой импровизацию на базе широко распространенного РБУ-6000. Вместо РГБ используются малогабаритные ПЛУР 90Р, что позволяет в 8-10 раз увеличить эффективности по сравнению с оригинальной системой. Комплекс установлен на борту сторожевых кораблей "Неустрашимый" и "Ярослав Мудрый", а также индийских фрегатов типа "Шивалик"; — РПК-9 «Медведка» — малогабаритный противолодочный комплекс для оснащения МПК. Экспериментальный образец в 1990-е годы испытывался с борта МПК на подводных крыльях пр. 1141 «Александр Кунахович». По некоторым данным, в настоящее время разрабатывается модернизированная версия «Медведка-2» с вертикальным запуском для оснащения перспективных российских фрегатов пр. 22350; — АПР-1 и АПР-2 — противолодочные ракетно-торпедные комплексы воздушного базирования. Запускались с борта самолетов Ил-38 и Ту-142, вертолетов Ка-27ПЛ. На вооружении с 1971 года; — АПР-3 и 3М «Орел» — авиационные ПЛУР с турбоводометным двигателем; УРК-5 "Раструб-Б" на большом противолодочном корабле
ПУ "Раструб-Б" (либо "Метель") на борту СКР пр. 1135
Отечественные разработчики не собираются останавливаться на достигнутом — в состав вооружения будущих кораблей ВМФ России предлагается включить новые ПЛУР 91Р из семейства ракет «Калибр». Баллистическая траектория, дальность пуска 40…50 км, скорость полета 2..2,5 М. В качестве БЧ используются самонаводящиеся торпеды АПР-3 и МПТ-1. Запуск производится через стандартные УВП универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК), что запланирован к установке на перспективные корветы пр. 20385 и фрегаты пр. 22350. Эпилог В наши дни противолодочные ракеты-торпеды остаются одним из самых действенных и эффективных противолодочных средств, позволяющих «держать на расстоянии» вражеские субмарины, не допуская их на дистанцию торпедного залпа. С другой стороны, включение ПЛУР в боекомплект субмарин дает солидные преимущества подводному флоту, позволяя оперативно поражать своих «собратьев» на дистанциях, многократно превышающих дистанцию эффективного применения торпедного оружия. Никакие противолодочные самолеты и вертолеты не способны сравниться с ПЛУР по времени реакции и мощности залпа. Применение вертолетов ПЛО ограничено погодными условиями — при волнении свыше 5 баллов и скорости ветра более 30 м/с использовать опускаемую ГАС затруднительно, к тому же вертолетная ГАС всегда уступает по мощности и чувствительности гидроакустическим станциям кораблей. В этом случае только проверенная связка ГАС + ПЛУР позволяют эффективно осуществлять противолодочную оборону соединения. Показаны схемы работы противолодочных систем ASROC, Ikara, вертолета системы LAMPS и самолета берегового/авианосного базирования. В ближней, самой ответственной зоне, уверенно лидируют противолодочные ракеты
Автор Олег Капцов
Вернуться назад |