ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Россия формирует Силы быстрого реагирования

Россия формирует Силы быстрого реагирования


21-11-2013, 13:28. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Россия формирует Силы быстрого реагирования (АУДИО)

россия учения омон учения милиция учения спецназ учения

Россия спешно формируют Силы быстрого реагирования. По мнению ряда экспертов, в первую очередь речь идет о поиске адекватного ответа на растущую угрозу экспорта нестабильности из Афганистана

Большинство экспертов сходятся в том, что Силы быстрого реагирования (СБР) России необходимы. Все-таки одна только сухопутная граница тянется на 50 тысяч километров. Говорит главный редактор журнала "Арсенал Отечества", член Общественного совета при председателе Военно-промышленной комиссии России Виктор Мураховский:

"Территория нашей страны такова, что защитить ее равномерно, по всему периметру мы не можем. Для этого потребуется слишком много сил и ресурсов. Поэтому нам требуется такая группировка, которая приспособлена к оперативному реагированию на возникающие военные угрозы в различных частях нашей страны; такие войска, которые могут быть оперативно переброшены и на Дальний Восток, и на Юг – в любой регион, где может возникнуть угроза военной агрессии".

Также понятно, что часть таких Сил может участвовать в миротворческих операциях, войти в состав коллективных Сил быстрого реагирования ОДКБ. Таким образом мы можем более оперативно реагировать и на те угрозы, которые могут возникнуть за границами нашей страны.

"Такие силы есть и в составе Вооруженных сил США, и в составе европейских армий, - сказал Виктор Мураховский: В частности, известно, что в Европе создан корпус быстрого реагирования. В США к такого рода соединениям также относятся некоторые войсковые формирования, в частности воздушно-штурмовая дивизия. В Америке даже разработан специальный комплект вооружения и техники для таких сил, приспособленный для переброски как по воздуху, так и морем".

 

В этом вопросе России приходится догонять Запад. Там дело обстоит следующим образом: Вооруженные силы НАТО делятся на объединенные и национальные. В свою очередь, объединенные – на силы реагирования, главные оборонительные силы и войска усиления. В этой триаде Силы реагирования являются наиболее боеготовым компонентом. Они используются главным образом в кризисных ситуациях и локальных военных конфликтах – как в зоне ответственности альянса, так и за ее пределами. Конкретный состав привлекаемых к операции войск зависит от текущей военно-политической обстановки в районе кризиса и масштабов военного участия в ней альянса.

В зависимости от степени готовности к применению силы реагирования подразделяются на силы немедленного реагирования и силы быстрого развертывания. Первые предназначены для урегулирования кризисных ситуаций не силовыми методами, а путем демонстраций единства и готовности защищать коллективные интересы силой оружия. Вторые – для задействования в операциях по силовому урегулированию кризисных ситуаций, а также для обеспечения развертывания главных оборонительных сил при угрозе возникновения крупномасштабной войны.

По всей видимости, цели и задачи российских Сил быстрого реагирования будут по большей части аналогичны натовским. Говорит военный обозреватель газеты "Комсомольская правда" Виктор Баранец:

"В современной войне победит тот, кто быстрее сконцентрирует силы и средства в эпицентре горячей точки. Именно поэтому Генеральный штаб пришел к выводу, что мы должны располагать Силами быстрого реагирования. Гигантские силы мы не сможем быстро затащить в заданный район. А вот мобильные силы на вертолетах и самолетах быстро перебрасываются в заданный район. Такие Силы нам нужны.

Все передовые армии мира располагают такими силами. Российская армия не должна отставать. Создание Сил быстрого реагирования – это адекватный ответ на военные вызовы нашего века как и в ближайшей, так и в более отдаленной перспективе".

 


Очень важным вопросом является способ формирования Сил быстрого реагирования. Напомню, что в России – призывная армия. Тому есть много причин, включая географические и социально-политические. Но «ударный кулак» страны, вероятнее всего, будет профессиональным. В бой, если поступит приказ, пойдут не 18-летние юноши, а мотивированные, специально отобранные и обученные взрослые мужчины.

Вопрос в том, для чего Силы быстрого реагирования понадобились России именно сегодня. Ведь разговоры об этом идут еще с начала 90-х годов. Ряд аналитиков полагает, что стремительное развитие темы связано с предстоящим уходом НАТО из Афганистана. По их мнению, после этого в стране наступит настоящий ад (если согласиться с тем, что сейчас Афганистан представляет собой «райское местечко»). Без опоры на штыки интервентов прозападная власть в Кабуле скоро падет. Страна вновь окажется под пятой талибов. И в этот раз они не остановятся на границах. Следовательно, дуга нестабильности будет расширяться на всю Центральную Азию, что прямо угрожает национальным интересам России.

Собственно говоря, в регионе и без влияния "афганского фактора" регулярно случаются конфликты с исламистами. Что будет, если подрывные элементы почувствуют себя защищенными со спины, страшно даже представить. По мнению заместителя директора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, религиозная экспансия талибов в Центральную Азию инициирует ко всему прочему еще и эскалацию застарелых этнических конфликтов. Короче говоря, начнется война "всех против всех".

В этой ситуации формируемые Россией Силы быстрого реагирования могут стать "последним шансом" для региона. Поэтому возможная операция, скорее всего, будет проводиться под эгидой ОДКБ. Говорит член Совета по внешней и оборонной политике при Президенте РФ, генерал-лейтенант Александр Михайлов:

"Создание Сил быстрого реагирования, в которые войдут ряд стран Центральной Азии, отрадный факт не столько с точки зрения реагирования на угрозу, сколько с точки зрения объединения усилий. Это одна из форм интеграции наших стран под единую задачу. Нам очень сложно бывает договариваться по ряду вопросов. Когда возникает угроза внешнего врага, нам проще находить общий язык не только в интересах обеспечения безопасности, но и в целом. Создание Сил быстрого реагирования – это прообраз военного союза.

Я глубоко убежден в необходимости этих Сил. При этом мы должны исходить из двух обстоятельств: во-первых, ведение боевых действий на территории стран — участниц Сил быстрого реагирования. Мы отвечаем на угрозы, но в пределах территориального пространства военного союза. Во-вторых, все боевые действия на чужой территории должны вестись с санкции ООН. Просто так с территории Таджикистана вторгнуться на территорию Афганистана незаконно. Несмотря на логику действий, подобный шаг будет восприниматься как вооруженная агрессия. Этот вопрос должен быть четко отрегулирован на международном уровне".

 


Несмотря на кажущуюся логичность превентивных ударов, многие эксперты полагают, что вторжение Сил быстрого реагирования ОДКБ на территорию Афганистана маловероятно. Кроме того, что этот шаг подвергнет нынешнюю систему международного права очередному испытанию, России ни при каких обстоятельствах не нужно повторение афганской авантюры 80-х, стоившей ей такого большого количества жизней и так бесславно закончившейся. Так что если и придется СБР воевать с талибами, то только на территории стран – участниц Организации Договора о коллективной безопасности.

Составление прогнозов – неблагодарное дело. Но уже сейчас ясно, что после ухода американцев из Афганистана России придется взять на себя ответственность за стабильность в Центральной Азии. Силы быстрого реагирования станут весьма эффективным инструментом поддержания региональной безопасности на должном уровне. От этого выиграют все на пространстве от Душанбе до Брюсселя.


Вернуться назад