ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Подземные лодки открывают навигацию

Подземные лодки открывают навигацию


26-10-2009, 09:45. Разместил: VP

Как только ка военных флотах появились первые подводные лодки, инженеры многих стран задумались: а можно ли создать "судно", которое будет скрытно подбираться к противнику под землей.


Первый документ, дошедший до нашего времени, свидетельствующий о таких исследованиях, относится к 1908 году. Из него следует, что английский инженер И. Дайвер не только разработал идею и создал модель такого подземного судна (которое он назвал сабграундина), но и смог построить его первый опытный образец. При испытании подземная лодка углубилась всего на 5 метров, а затем у нее сломался один из загребающих ковшей. Три года ушли у инженера И. Дайвера на создание нового, более совершенного аппарата, в принцип движения которого был положен "штопор". Новая сабграундина смогла проникнуть под землю уже на глубину 9 метров. И тут произошла катастрофа: взорвался паровой котел, инженер погиб, и дальнейшие работы по созданию английской подземной лодки были прекращены.


Прошло четверть века, прежде чем инженеры и военные вновь обратились к идее создания судна, "плывущего" под землей. Случилось это в Германии в 1933 году. Инженер-изобретатель В. фон Берн запатентовал немецкий вариант подземохода. Изобретение было засекречено и... отправлено в архив. Через 7лет граф Клаус Шенкфон Штауфенберг, будущий руководитель Июльского заговора против Гитлера в 1944 году, случайно наткнулся на архивные материалы. Идея создания подземного судна, способного скрытно подобраться к противнику, заинтересовала его. Именно в это время генеральный штаб Третьего оейха разрабатывал операцию "Морской лев" - по вторжению на Британские острова. Суда, способные сначала переплыть узкий пролив, разделяющий Францию и Англию, а затем под землей добраться до морских военных баз и вывести их из строя, могли бы сыграть в этой операции решающую роль.


Изобретателя разыскали и создали ему все условия для работы. В. фон Берн пообещал сделать аппарат, который бы вмещал пять человек, был способен двигаться под землей со скоростью 7 км/час и нести боезаряд массой 300 кг.


Но, к счастью для англичан, работы по созданию подземной лодки остановились на уровне лабораторных экспериментов. Гитлера в большей степени заинтересовали отработанные образцы реактивных снарядов ФАУ-1 и ФАУ-2, уже готовые к массовому производству. Работы над созданием подземной лодки были прекращены.


Правда, существует информация, что фашистской Германии все же удалось построить небольшие подземные лодки и даже использовать их в военных действиях. В 1943 году группой немецких инженеров под руководством Герберта фон Штрассе была разработана усовершенствованная модель штопорной субграундины, предложенная еще в 1908 году в Англии. Созданные им подземные лодки нашли применение в качестве скрытной десантной техники.


Военное судно, имевшее на своем борту 1-2 субграундины с несколькими десантниками, подходило к вражескому берегу. Здесь аппараты спускались в воду, своим ходом добирались до участков с мягким фунтом и вгрызались в него. Таким образом удавалось высадить десант в нескольких десятках метров от моря, за пределами береговой укрепленной полосы. Довольно часто такие подземные лодки терялись вместе со своим десантом. Поэтому после ряда неудач Герберт фон Штрассе был обвинен в шпионаже в пользу Эстонии и- расстрелян. Значительно больший военный интерес представляло бы использование подземного средства Midgard -Schiange ("Змей Мидгарда"). Его разработка началась в 1939 году. "Змей Мидгарда" должен был двигаться по земле, под землей и под водой на глубине до 100 метров. Он состоял из нескольких десятков соединенных вместе ячеек-отсеков. Каждый такой отсек имел длину б метров, ширину 6,8 метра и высоту 3,5 метра. В зависимости от поставленной задачи длина такого своеобразного подземного "поезда" колебалась от 399 до 524 метров. Впереди корпуса располагалась большая буровая головка, такая же, какие используются в горнодобывающей промышленности при подземных работах. На ней располагались четыре бура диаметром 1,5 метра. "Змей Мидгарда" весил 60 тыс. тонн, а его " экипаж состоял из 30 человек.


Вооружение подземного судна было солидное: 1000 мин с 250 кг взрывчатого вещества в каждой, 100 малых зарядов по 10 кг взрывчатки. На всякий случай на нем было установлено и 12 спаренных пулеметов.


В энергетическое оборудование судна входило 4 дизельных электрогенератора вырабатывавших электрический ток для 14 электродвигателей суммарной мощностью 19 800 л. с. Око позволяло "Змею Мидгарда" двигаться под водой со скоростью 30 км/ч, проходить каменистые фунты со скоростью 2 км/ч, а мягкие грунты -10 км/ч. Существуют предположения, что в конце Второй мировой войны немцам удалось-таки испытать своего "Змея Мидгарда". Но в военных действиях он точно не принимал участия. Последнее время в российских средствах массовой информации стали появляться сообщения о попытках разработки подземного судна и в СССР. Начались эти разработки в 1930-е годы. Правда, вначале планировалось использовать это судно в мирных целях. Изобретатель А.Требелев, конструкторы А. Баскин и А. Кириллов создали проект подземохода. Этот подземоход должен был доставать до нефтеносных пластов и монтировать там нефтепровод. Первые испытания прошли на Урале, в рудниках под горой Благодать. Но конструкция аппарата, прототипом которого послужил крот, оказалась ненадежной. Дальнейшие работы по его совершенствованию были признаны несвоевременными, а их инициатор А.Требелев репрессирован.


Перед самым началом Второй мировой войны, в январе 1940 года, на совместном совещании наркомов внутренних дел и вооружений было решено создать группу инженеров, которые начали бы разрабатывать "подземный крейсер". Перед ними была поставлена задача: восстановить разработки репрессированного в 1937 году инженера Требелева. Но начавшаяся война прервала эти работы.


Вновь к идее создания подземного судна вернулись уже после разгрома фашистской Германии, когда чертежи В. фон Верна попали в руки советских специалистов. На Лубянке обнаружили, что в немецком проекте принимал участие выдающийся русский инженер-самоучка Рудольф Требелецкий, закончивший экстерном гимназию и Московский университет. Он значительно усовершенствовал изобретение В. фон Верна. Лодку инженер назвал "Субтерин" и рассказал о своих идеях однокласснику, известному писателю-фантасту Григорию Адамову. Последний использовал идеи Требелецкого в своих романах Тайна двух океанов" и "Покорители недр". В середине 30-х годов во время массовых репрессий Требелецкий был расстрелян.


Но реальные работы по созданию советского подземохода начались только в начале 60-х годов прошлого столетия, когда крупные советские ученые внесли в проект его создания ряд принципиально новых предложений и усовершенствований. Ленинградский профессор Г. И. Бабат предлагал использовать для снабжения подземохода энергией сверхвысокочастотные излучения. Говорил о возможном создании "подземных торпед" академик А. Д. Сахаров. В итоге с учетом трофейных чертежей, отечественных разработок А. Требелева и Р. Требелецкого, а также высказанных предложений ученых было создано несколько вариантов подземоходов.


Только в 1962 году на Украине, в местечке Громовка, построили стратегический завод по массовому производству подземных лодок "Боевой крот". Энергией лодку обеспечивал бортовой атомный реактор. "Крот" имел титановый корпус диаметром 3,8 метра и длиной 35 метров. Экипаж шестнадцать человек и скорость движения под землей - до 7 км/ч. Цель нового оружия формулировалась как "поиск и уничтожение ракетных шахт и бункеров противника".


Атомные подземные лодки ис-пытывались на Урале, в Ростовской области и в подмосковном Нахабине. В ходе последних испытаний на Урале "Боевой крот" прошел более 15 километров в твердом грунте, разрушил бетонный бункер и отчего-то взорвался, причем взрыв зафиксировали американские сейсмографы. После уральской катастрофы дальнейшие испытания "Боевого крота" были прекращены. А все материалы по проекту засекречены. Только в 1976 году по инициативе начальника Главного управления гостайн Антонова в печати стали появляться сообщения о "Боевом кроте", остатки которого ржавели под открытым небом до 90-х годов.


Позднее других стран попытку создать подземные лодки предприняли американцы. Послухам, они воспользовались для этого разработками подземной сабграундины, сделанными в фашистской Германии группой немецких инженеров под руководством Герберта фон Штрассе. В 1968 году чертежи Г. фон Штрассе неожиданно "всплыли" в Париже. Их обнаружил в архивах французский историк Франсуа Ландузье. Но через восемь дней он пропал без вести, переправляясь через Ла Манш на пароме "Санта Дравент". Паром неожиданно взорвался и утонул. В гибели судна британская желтая пресса обвиняла ЦРУ, однако историю быстро замяли.


Положительные результаты в подземной навигации США стали возможны благодаря развитию в стране ядерной энергетики. По просочившейся в прессу отрывочной информации стало известно, что было построено несколько довольно удачных образцов штопорных сабграундин и что были осуществлены две удачные попытки пилотируемого подземного перемещения и четыре неудачные. По мнению некоторых исследователей, о скрытной подземной навигации свидетельствуют осадка отдельных прибрежных территорий и случаи землетрясений в совершенно неожиданных местах.


М.Таранов


-------------------------------------------------------

 

 

Подземные корабли

  
   С давних времен человека тянуло то подняться в воздух, то опуститься на самое дно, то достичь центра Земли. Но до поры это было возможно только в сказках и в фантастических романах. Например, у Жюля Верна в романе «Путешествие к центру Земли» (1864). Где герои запросто спустились в полый центр через жерло вулкана, для гения писателя нет неприступных областей. В книге некоего Шузи «Подземный огонь» (1883) герои, оставляя далеко позади стахановцев,  элементарно работая кирками прокладывают шахту к центру Земли, правда там уже говорится о горячем ядре планеты. Большего успеха добился Алексей Толстой с «Гиперболоидом инженера Гарина»  (1927), тот пробился практически насквозь, буднично и с некоторым цинизмом.  Все строили гипотезы и тыкали наугад пальцем в землю. Дело оставалось за инженерами и изобретателями, этими властителями дум конца 19 начала 20 веков. Но Григорий Адамов в «Победителях недр» (1937),  низвел проблему штурма земных глубин до обычных достижений советской власти, простой работы партийного человека в эпоху индустриализации. С толком, с чувством, расстановкой и со знанием дела, изложив конструкцию подземной лодки, словно списывал ее с рабочих чертежей секретного КБ.


   подземоход Что лежало в основе смелых догадок Адамова сейчас вероятно никто не ответит, но судя по скупым данным основания такие имелись.


    Якобы первым инженером который сделал чертежи подземного аппарата был инженер Петр Рассказов, которого в 1918 году убил агент немецкой разведки и похитил всю документацию. Хотя американцы утверждают - первые разработки в этой области начал Томас Алва Эдисон, но более достоверно то что, в конце 20-30 годов прошлого века в СССР некие инженеры А. Треблев, А. Кирилов и А. Баскин разработали конструкцию подземной лодки. Но для сугубо утилитарных целей в области нефтедобычи, облегчения этого процесса для нужд первого в мире социалистического государства. Взяли ли они за основу настоящего крота, либо ранние наработки отечественных или иностранных инженеров сказать сложно. Но, тем не менее, пробные «заплывы» подземной лодки проходили на Урале где-то в рудниках под горой Благодать. Конечно, это был опытный образец, скорее уменьшенная модель чем полноценный рабочий аппарат. Видимо он был похож на позднейшие угледобывающие комбайны. Естественно наличие недоработок, крайне медленной скорости проходки и как утверждается отсутствие надежного двигателя, работы по подземоходу были свернуты. Впоследствии грянула эпоха массового террора и многие специалисты участвовавшие в проекте были расстреляны. Но как говорится в поговорке, когда жареный петух клюнет из под сукна достают самые фантастические проекты, накануне войны, о стальном кроте вспомнили. В Кремль на ковер вызвали ведущего специалиста в этой области доктора технических наук П. И. Страхова. В то время он курировал строительство московского метрополитена, в беседе с главой комиссариата вооружений Д. Ф. Устиновым о боевом применении подземохода Страхов подтвердил это мнение и ему предложили или скорее приказали разработать экспериментальный усовершенствованный образец по сохранившимся чертежам. В срочном порядке были выделены средства, люди, необходимое оборудование. Но судя по всему начало Великой Отечественной войны оборвало работу и экспериментальный образец так и не был принят госкомиссией, и его постигла участь многих проектов – его распилили на металл, для обороны страны больше нужны были танки, самолеты и подводные лодки. А Страхова направили на строительство бункеров и дальнейшем к подземной лодке он не возвращался.


    кротЕстественно подобными конструкциями занимались и в Германии. Для руководства Третьего Рейха необходимо было любое сверхоружие, которое принесет ему мировое господство. По сведениям которые появились уже после окончания войны, в фашисткой Германии, имелись разработки военных подземных аппаратов под кодовыми названиями «Subterrine» (проект Х. фон Верна и Р. Требелецкого, некоторые исследователи утверждают что это тот самый инженер А. Треблев, бежавший из СССР при помощи абвера) и «Midgardschlange» ("Змея Мидгарда", проект Риттера).

 

«Подземный аппарат  «Midgardschlange» проектировался как сверхамфибия, способная двигаться по земле, под землей и под водой на глубине до 100 метров. Аппарат создавался как боевое универсальное транспортное средство и состоял из большого числа соединенных воедино отсеков, имеющих размеры в длину 6 метров, в ширину 6.8 м и в высоту — 3.5 м. Общая длина аппарата варьировалась от 400 до 524 метров, в зависимости от поставленных задач. «Водоизмещение» этого «подземного крейсера» составляло 60 тысяч тонн». По некоторым сведениям испытывать его начали еще в 1939 году. «Этот подземоход имел на борту большой запас мин и малых зарядов, 12 спаренных пулеметов, боевые подземные торпеды «Fafnir» и разведывательные «Alberich», малый транспортный челнок для сообщения с поверхностью «Laurin» и отделяемые снаряды для помощи в проходке трудных участков грунта «Mjolnir». Экипаж состоял из 30 человек, внутреннее устройство корпуса, напоминало схему расположения отсеков подводной лодки (жилые отсеки, камбуз, радиорубка, и т.д.). 14 электродвигателей мощностью 20 тысяч лошадиных сил и 12 дополнительных двигателей мощностью 3 тысячи лошадиных сил, должны были обеспечить «Змея Мидгарда» максимальной скоростью под водой в 30 км/ч, а под землей — до 10 метров/ч».


    После окончания Великой Отечественной войны, недалеко от Кенигсберга, органами советской контрразведки были обнаружены штольни неизвестного происхождения, а рядом остатки взорванной конструкции, предполагалось что это остатки «Змея Мидгарда» — опытного варианта «Оружия возмездия» Третьего Рейха, некоторые беллетристы даже связывали это со знаменитой «Янтарной комнатой», которую нацисты спрятали в одной из таких штолен.


   советский кротУпоминается и другой, более скромный чем «Змея Мидгарда», но не менее замечательный проект — «Морской лев» (иное название «Subterrine») и патент на него был оформлен еще в 1933 году немецким инженером Хорнером фон Вернером. По замыслу фон Вернера его подземный аппарат должен был обладать скоростью до 7 метров/ч, экипажем в 5 человек, нести боезаряд в 300 кг и передвигаться как под землей, так и под водой. Само изобретение было сразу засекречено и передано в военный архив. Если бы не начавшаяся война о проекте бы не вспомнили, но граф фон Штауфенберг курировавший некоторые военные проекты, извлек его из архива и предложил Гитлеру  во время планирования вторжения на Британские острова, где подземная лодка могла бы очень пригодиться. Расчет заключалася в том, что подземная лодка с диверсантами на борту, могла незамеченной пересечь Ла-Манш и, добравшись до острова тайно пройти под английской землей в нужное место. Но этим планам не суждено было осуществиться. Глава люфтваффе Герман Геринг сумел убедить Гитлера, в том, что намного быстрее и дешевле одними бомбежками принудить Англию к капитуляции, тем более что одно сверхоружие реактивные снаряды «Фау» требовало огромных материальных средств. В конце концов операция «Морской лев» так и не была осуществлена, проект закрыли, хотя  Герман Геринг так и не сумел выполнить своего обещания.


    В 1945 году, после победы над фашисткой Германией, на ее территории разгорелось негласное соперничество с бывшими союзниками за обладание немецкими военными секретами и проект немецкой подземной лодки «Морской лев» в числе других разработок попал в руки генерала СМЕРШа Абакумова. Детальным изучением возможностей проекта боевой подземной лодки занималась группа под руководством профессоров Г. И. Бабата и Г. И. Покровского. В результате тщательных исследований и вынесли свой вердикт – что подземоход можно использовать в военных целях. Одновременно свой подземный снаряд создавал 1948 году инженер М. Циферов и даже получил авторское свидетельство СССР на изобретение подземной торпеды – аппарата, способного самостоятельно двигаться в толще земли со скоростью 1 м/с! Тем временем в СССР к власти пришел Хрущев и в начавшейся холодной войне нужны были свои козыри, как политические, так и военные.

 

Ученые и инженеры, брошенные решить данную проблему, предложили новое решение, продвинувшее проект на новый уровень технологического развития — создания подземной лодки с атомным двигателем, по примеру первых подводных лодок с атомным реактором. заводДля первого опытного производства в сжатые сроки был нужен очередной  секретный завод, в начале 1962 году по распоряжению Никиты Хрущева на Украине, у  поселка Громовка начинают строительство завода. И вскоре глава СССР Хрущев публично заявляет  «достать империалистов не только из космоса, но и из-под земли». И через два года в 1964 завод выпустил свою первую советскую подземную лодку с атомным реактором, получившая название «Боевой Крот».

 

«Подземная лодка имела титановый корпус с заостренным носом и кормой, диаметром 3,8 м и длиной 35 м. Экипаж состоял из 5 человек. Кроме того, она способна была взять на борт еще 15 человек десанта и тонну взрывчатки. Главная энергетическая установка — ядерный реактор — позволяла ей развивать скорость под землей до 7 метров/ч». Для нее ставилась боевая задача -  уничтожение подземных командных бункеров и ракетных шахт противника. В Генштабе витали планы о возможности доставки таких «субтерин», специально предназначенными  атомными субмаринами к берегам США, конкретно в Калифорнию, где, высокая сейсмическая активность в связи с постоянными землетрясениями, что кстати поможет замаскировать движение подземохода . Кроме того «субтерина» могла бы установить подземный ядерный заряд и, дистанционно подорвав его вызвать искусственное землетрясение, последствия которого были бы списаны на стихийное бедствие. Что в свою очередь подорвало бы могущество США в материальном и финансовом отношении.


    Испытание опытного образца «Боевого Крота» происходили ранней осенью 1964 года. Подземоход показал неплохие результаты, преодолев разнородный грунт  и уничтожив подземный командный бункер условного противника. Опытный образец несколько раз представляли членам правительственных комиссий на Урале, в Ростовской области и в подмосковном Нахабино. Далее начинается таинственные события, якобы во время очередных испытаний атомоход взорвался в Уральских горах и экипаж под командой полковника Семена Будникова (не исключено что это вымышленное имя) геройски погиб, что там было внезапная поломка и «крот» был раздавлен толщей горных пород, диверсия иностранных спецслужб или по более фантастической версии аппарат угодил в аномальную зону и исчез – неизвестно.  кротовая нораВозможно все, но после снятия Хрущева со всех постов, многие программы были свернуты, экономика СССР трещала по швам, и данный проект как и многие другие, например советские экранолеты, которые бороздили над Каспием в 60-70 годах, изображая целую эскадрилью для вражеских спутников-шпионов, тоже были заброшены. Если в идеологической войне Советский Союз мог тягаться с Америкой то в гонке вооружений он заметно проигрывал, экономили буквально на всем и простой народ ощущал это на себе – Брежнев это понимал. На кон было поставлено само существование государства поэтому все самые смелые и передовые проекты не сулившие быстрого превосходства были свернуты и надолго засекречены. Из материальных средств обещанных на построение коммунизма денег хватило только на Олимпиаду, шутили в народе.

 

    А с 1976 году в целях военно-политической дезинформации, в прессу пошла утечка о подземном атомном флоте СССР, США попались на эту удочку и срочно ввели очередную расходную статью в свой бюджет на постройку подобных аппаратов. Обломки первого советского атомного крота тоже сыграли свою роль если не в боевых действиях, то в идеологическом противостоянии двух сверхдержав.  Ведется ли сейчас разработка подобных боевых машин на Западе и в США - возможно, в родном отечестве как всегда денег не хватает на обычное перевооружение армии, а когда их где-то и хватает, то обычно их разворовывают еще до начала финансирования. Создать мощный подземный аппарат можно только объединенными научными и материальными усилиями развитых стран, как это продемонстрировали с международной космической станцией, одиночки рождают идеи, а воплощают их коллективы, это единственно верное решение на пути научно-технического прогресса. эскиз крота

 

 

 

Фотографии и рисунки взяты из документального фильма "Подземный крейсер" из серии "Секретные проекты" телеканала "Культура".


автор-составитель Нестеров А.

 

 

Подземная лодка

Подземная лодка — самодвижущийся механизм, машина, управляемая находящимся внутри экипажем и способная передвигаться под землёй, самостоятельно прокладывая себе путь. В течение XX века проекты подземных лодок разной степени реализма разрабатывались во многих странах, в частности, в Германии и СССР. Достоверных сведений об успешном испытании и тем более использовании такого аппарата не существует.

Содержание

Подземная лодка в литературе и кино

Подземная лодка из советского фантастического фильма

Подземная лодка часто фигурирует в фантастике, особенно отечественной:

  • Г. Адамов «Победители недр»
  • В. Охотников «Вглубь земли», «Дороги вглубь»
  • А. Кларк «Город и звезды»
  • Б. Фрадкин «Пленники пылающей бездны»
  • Б. Бейли «Подземные путешественники»
  • М. Грешнов «Волшебный колодец», «Каракумское море»
  • Б. Шейнин «В недрах планеты»
  • В. Сапарин «„Дракон“ идёт на выручку»
  • В. Ковалев «Погоня под землей»
  • Г. Альтов «Полигон «Звездная река»»
  • Ю. Тупицын «Зеленая жемчужина»
  • В. Михайлова «Люди Приземелья»
  • С. Логинов «Цели прогресса»
  • Кир Булычёв «Подземная лодка»
  • Н. Соколова. «Захвати с собой улыбку на дорогу…»
  • В. Корецкий «Основная операция»
  • М. Ахманов «Среда обитания»
  • Н. Толстобров «Катя и остров зайцев»
  • В. Головачев «Подземная птица»
  • Дж. Уильямсон «Подводные тайны»

Также в ряде кинофильмов («Земное ядро: Бросок в преисподнюю»), посвящённых путешествию к центру Земли. Обычно в книгах эта машина изображается как самодвижущийся буровой механизм.

Подземная лодка также фигурирует в некоторых комиксах («Черепашки-ниндзя»).

Пародия на подземную лодку показана в сериале "Южный парк" в эпизоде «Сдохни, хиппи, сдохни».

Предположения о разработках подземных лодок

Подземные лодки в Нацистской Германии

Один из многочисленных мифов о секретной сверхтехнике Третьего рейха гласит, что существовали разработки боевых подземных средств под кодовыми названиями «Subterrine» (проект Х. фон Верна и Р. Требелецкого) и «Midgardschlange» («Змей Мидгарда»), (проект Риттера).

Огромный подземоход по второму проекту состоял из нескольких отсеков, имеющих размеры в длину 6 метров, в ширину 6.8 и в высоту — 3.5, общей длиной от 400 до 524 метров. Вес — 60 тысяч тонн. Имелось 14 электродвигателей мощностью в 20 тысяч лошадиных сил. Скорость — под водой 30 км/ч, в грунте — от 2 до 10 км/ч. Управлял средством экипаж в 30 человек. Вооружение — мины и пулемёты, подземные торпеды «Fafnir» (боевая) и «Alberich» (разведывательная). Вспомогательные отделяемые средства — снаряды для облегчения проходки в скальных грунтах «Mjolnir» и малый транспортный челнок для сообщения с поверхностью «Laurin».

По окончанию Второй мировой войны в районе г. Кенигсберга были найдены штольни неизвестного назначения, а рядом взорванная конструкция непонятного назначения. Существует вероятность, что это были остатки «Змея Мидгарда» разрабатываемого как одно из воплощений «Оружия возмездия».

Подземные лодки в СССР

Существуют утверждения о создании атомной подземной лодки «Боевой крот» в СССР в 19621964 годах. Работала по принципу машин, прокладывающих тоннели в метро. Энергией лодку обеспечивал бортовой атомный реактор. Имела титановый корпус с заостренным носом и кормой, диаметром 3,8 метра и длиной 35 метров. Экипаж — 16 человек. Скорость движения под землёй — до 15 км/час. Боевая задача — уничтожение подземных командных пунктов и ракетных шахт противника.[источник не указан 20 дней]

Атомные подземные лодки «Боевой крот» предположительно производились на специально построенном заводе в Громовке (Украина) и испытывались на Урале, в Ростовской области, в подмосковном Нахабино. Под землёй в общей сложности пройдено более 30 километров. Испытания были прекращены с связи со взрывом одного из аппаратов. После смены руководства СССР в 1964 году проект был закрыт.[источник не указан 20 дней]

Ссылки



Ушел в поход... Подземоход: Глубоко копаем

Ядерный подземный крейсер и другие способы путешествовать в глубинах Земли.



Устройство субтеррины
Проект подземной лодки был строго секретным, так что о ее компоновке практически ничего не известно. Мы попытались восстановить внешний вид и конструкцию субтеррины.

Эта идея давно носится в воздухе. Она так и просилась на перо Жюля Верна, который вслед за «Наутилусом» мог отправить в путешествие уже не подводный, а подземный крейсер. Увы, писатель поверил современным ему ученым, которые утверждали, что в Земле есть обширные полости (некоторые даже считали, что наша планета вообще полая), и отправил своих героев в путешествие пешком, без всякой подземной лодки.

Лишь когда теория полой Земли потерпела крах, а это случилось в ХХ веке, фантасты и ученые один за другим повели разговоры о том, что хорошо бы наряду с подводными лодками создать этакие «субтеррины», которые бы могли свободно бороздить не только водные, но и земные просторы. Однако если вода в 800 раз плотнее воздуха, то твердь нашей планеты такова, что далеко не всюду ее берет лопата – приходится прибегать к помощи кирки, отбойного молотка и алмазных буров.

От фантазий к реальности

Тем не менее желающие пофантазировать все-таки находились. Одним из таких фантазеров был наш соотечественник Петр Рассказов. Несмотря на свою фамилию, был он вовсе не литератором, а инженером и свою идею выразил не словами, а чертежами. За что, говорят, и был убит в смутные времена Первой мировой войны. А его чертежи таинственным образом исчезли и «всплыли» через некоторое время не где-нибудь, а в Германии. Но в дело так и не пошли, поскольку войну Германия вскоре проиграла. Ей пришлось заплатить победителям огромные контрибуции, и стране было не до каких-то там подземных лодок.

Между тем мозги изобретателей продолжали работать. Аналогичную конструкцию в США попытался запатентовать Питер Чалми – сотрудник «фабрики изобретений», которую возглавлял не кто-нибудь, а сам знаменитый Томас Алва Эдисон. Впрочем, он был не одинок. В списке изобретателей подземной лодки значится, например, некий Евгений Толкалинский, в 1918 году эмигрировавший из революционной России на Запад вместе со многими другими учеными, инженерами и изобретателями.

«Крот» под горой Благодать

Но и среди тех, кто остался в советской России, нашлись светлые умы, взявшиеся за это дело. В 1930-е годы изобретатель А. Требелев, конструкторы А. Баскин и А. Кириллов сделали сенсационное изобретение. Они создали проект некоего «подземохода», область применения которого обещала быть просто фантастической. Например, подземная лодка доходит до нефтяного пласта и плывет от одного «озера» к другому, разрушая на своем пути горные перемычки. За собой она тянет нефтепровод и, достигнув наконец нефтяного «моря», начинает оттуда качать «черное золото».

В качестве прототипа для своей конструкции инженеры взяли… обычного земляного крота. Несколько месяцев они изучали, как он проделывает подземные ходы, и создали свой аппарат «по образу и подобию» этого животного. Кое-что, конечно, пришлось переделать: лапы с когтями заменить более привычными фрезами – примерно такими же, как у угледобывающих комбайнов. Первые испытания лодки-крота прошли на Урале, в рудниках под горой Благодать. Аппарат вгрызался в гору, крошил своими фрезами крепчайшие породы. Но конструкция лодки оказалась все же недостаточно надежной, ее механизмы часто отказывали, и дальнейшие разработки были признаны несвоевременными. Тем более, что на носу была Вторая мировая война.

Тем временем в Германии

Однако в Германии та же самая война как раз послужила катализатором возрождения интереса к данной идее. В 1933 году изобретатель В. фон Верн запатентовал свой вариант подземохода. Изобретение на всякий случай засекретили и отправили в архив. Неизвестно, сколько бы оно могло там пролежать, если бы на него в 1940 году случайно не наткнулся граф Клаус фон Штауфенберг. Несмотря на свой пышный титул, он с восторгом принял идеи, изложенные Адольфом Гитлером в книге «Майн кампф». И когда новоявленный фюрер пришел к власти, среди его соратников был и фон Штауфенберг. Он быстро сделал карьеру при новом режиме и, когда ему на глаза попалось изобретение Верна, понял, что напал на свою золотую жилу.

Фон Штауфенберг довел суть дела до влиятельных чинов Генштаба вермахта. Изобретателя вскоре разыскали и создали все условия, чтобы он мог реализовать свою идею на практике. Дело в том, что в 1940 году Генштаб разработал операцию «Морской лев», главной целью которой было вторжение нацистов на Британские острова. Подземные лодки очень пригодились бы в этой операции: пропахав землю под Ла-Маншем, они могли бы беспрепятственно доставлять в Великобританию отряды диверсантов, которые бы сеяли панику среди британцев.

Изобретатель пообещал сделать аппарат вместимостью до 5 человек, способный двигаться под землей со скоростью 7 км/ч и нести боезаряд массой в 300 кг (этого вполне достаточно, чтобы провести внушительную диверсию). Однако время шло, а дальше чертежей и лабораторных экспериментов дело не двигалось.

В результате инициативу перехватил Герман Геринг, шеф люфтваффе. Он убедил фюрера, что не стоит заниматься «мышиной возней», когда доблестные асы Третьего рейха могут в считанные дни разбомбить Британию с воздуха. По приказу Гитлера работы над подземной лодкой были свернуты. В небе Британии началась знаменитая воздушная война, которую в конце концов выиграли британцы. Солдатам вермахта так и не было суждено ступить на британскую землю.

Мечта Хрущева

Однако идея создания подземной лодки не канула в Лету. В 1945 году, после разгрома фашистской Германии, по ее территории вовсю рыскали трофейные команды бывших союзников. Спецагенты ведомства Берии обнаружили чертежи и остатки странного механизма. Изучив находки, эксперты пришли к выводу, что перед ними аппарат для проделывания ходов под землей.

Проект отправили на доработку. Ленинградский профессор Г.И. Бабат предлагал использовать для снабжения «подземохода» энергией сверхвысокочастотное излучение. А московский профессор Г.И. Покровский произвел расчеты, показывающие принципиальную возможность использования процессов кавитации не только в жидкой, но и в твердой среде. Пузырьки газа или пара, по мнению профессора Покровского, были способны весьма эффективно разрушать горные породы. Говорил о возможности создания «подземных торпед» и академик А.Д. Сахаров. По его мнению, можно было создать условия, при которых подземный снаряд будет двигаться не в толще пород, а в облаке распыленных частиц, что обеспечит фантастическую скорость продвижения – десятки, а то и сотни километров в час!

Снова вспомнили и о разработке А. Требелева. С учетом трофейных наработок дело выглядело многообещающим. Тем более что проектом заинтересовался лично товарищ Хрущев, сменивший у руля государства умершего Сталина. Для серийного производства подземных лодок, испытания которых, по существу, еще и не начинались, в крымских степях срочно стали возводить огромный завод. А сам Никита Сергеевич публично пообещал достать империалистов не только из космоса, но и из-под земли!

Несколько вариантов созданных подземоходов отправили для испытаний в Уральские горы. Первый цикл прошел удачно – подземная лодка со скоростью пешехода уверенно проделала ход с одного склона горы на другой. О чем, естественно, тут же было доложено правительству. Возможно, именно эта весть и дала Никите Сергеевичу основания для его публичного заявления. Но он поторопился. Во время второй серии испытаний произошел загадочный взрыв, и подземная лодка со всем своим экипажем погибла, оказавшись замурованной глубоко в земной толще.

Вскоре на смену Хрущеву пришел Брежнев. Он тут же стал закрывать все проекты, пользовавшиеся благосклонностью Никиты Сергеевича. Постарались забыть и о подземной лодке, тем более, что никому не хотелось брать на себя ответственность за ее гибель. Глухой отзвук об этих работах остался лишь в романе Эдуарда Тополя «Чужое лицо», где мастер детективного жанра описывает, как субтеррину намеревались испытать у берегов Северной Америки. Ядерная подлодка должна была выгрузить там «субтеррину», и последняя своим ходом собиралась добраться до самой Калифорнии, где, как известно, довольно часто случаются землетрясения. В заранее рассчитанном месте экипаж оставлял ядерный боезаряд, который мог быть взорван в нужный момент. А все его последствия затем списали бы на стихийное бедствие… Но все это – лишь фантазии: испытания подземной лодки не были доведены до конца.

Сможет ли кто-нибудь в ближайшем будущем воссоздать проект «подземной лодки»? Если да, то заветная мечта фантастов прошлых столетий осуществится. А человечество получит возможность освоить еще один «океан» – подземный.



Апрель 2006   |   Автор: Станислав Зигуненко
===================================================================================

Подземная ракета

Многих энтузиастов создания «подземоходов» не устраивает идея дробления пород механическим способом. Как показывают современные проходческие щиты, при таком процессе тратится огромное количество энергии. И тем не менее щит движется со скоростью несколько метров в сутки. Это не «плавание», а скорее «ползание».

Ускорить процессы проходки пытались не раз. В 1948 году инженер М. Циферов получил авторское свидетельство СССР на изобретение подземной торпеды – аппарата, способного самостоятельно двигаться в толще земли со скоростью 1 м/с (для сравнения: скорость агрегата Требелева – 12 м/ч). Циферов предложил способ бурения с помощью скрытого взрыва. Им была сконструирована специальная головка бура, напоминающая гигантское сверло с режущими кромками. В пороховом отсеке располагался заряд, взрывавшийся от электрического запала. В момент взрыва пороховые газы создавали в камере сгорания давление в 2–3 тыс. атмосфер! С огромной силой они вырывались из узких щелей головки, их реактивные потоки вращали бур. Как только отгорала одна шашка, из специального отсека подавалась новая.

Однако штанга или трос, на которых висит бур, при погружении более чем на 10–12 км могут оборваться, не выдержав собственного веса. Чтобы преодолеть это ограничение, Циферов предложил еще и подземную... ракету. Она была перевернута, чтобы выжигать и активно выталкивать грунт из проделываемой скважины. Со времен первой заявки прошло уж полвека. Подземные ракеты ныне совершенствует сын изобретателя. Но в широкую практику они не внедрились. Почему? Дело в том, что таким процессом трудно управлять. Запущенная ракета действительно в считанные секунды уходит вглубь на десятки метров. Но будет ли ее путь прямым? Ведь недра неоднородны, и очень велик шанс, что снаряд «поведет» в сторону. А кавказская пословица гласит, что даже хромой, бредущий верной дорогой, обгонит всадника, скачущего не туда…

Вернуться назад