ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Конфликт интересов: научные роты или военные кафедры?

Конфликт интересов: научные роты или военные кафедры?


1-11-2013, 12:44. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Конфликт интересов: научные роты или военные кафедры?

 

В 27 российских вузах продолжают действовать военные кафедры. Причём в ряде случаев военные кафедры действуют в вузах, работающих по гуманитарному направлению, - так заявили представители Российского союза ректоров на одном из недавних совещаний. Вместе с тем целый ряд вузов технического профиля в ходе постсоветских преобразований в российской армии и системе военного образования военные кафедры потерял.

Описанная ситуация привела к тому, что представители Российского союза ректоров при поддержке руководства предприятий оборонной промышленности выступили с инициативой по поводу увеличения количества вузов с военными кафедрами с одновременным переводом военных кафедр в вузы технического профиля. Такая инициатива связана с тем, что многие высшие школы стали терять наработанные за долгие годы связи с предприятиями оборонного цикла, так как выпускники этих вузов фактически лишились возможности обслуживать выпускаемую предприятиями-партнёрами военную технику в войсках. Таким выпускникам до сего дня сегодня Минобороны предлагало начинать армейскую службу исключительно в должности рядового на общих основаниях, что, по понятным причинам, сокращало круг его возможностей по отслеживанию функционирования техники, пришедшей в в/ч с завода, с которым его вуз сотрудничал. Это ударило и по престижу вузов, и в определённой степени по самой армии, так как далеко не все выпускники-технари оказывались после выпуска в войсках, а обсуждение вопросов квалификации современных молодых офицеров становились всё острее.

Конфликт интересов: научные роты или военные кафедры?


Перед тем, как приступить к обсуждению инициативы Российского союза ректоров и представителей оборонных предприятий, необходимо уточнить, в каких же вузах на сегодняшний день сохраняются военный кафедры
Ниже представлен список тех высших учебных заведений, которые сегодня имеют аккредитованные военные кафедры (данные с федерального портала «Российское образование» за 2013 год):

1. Балтийский государственный технический университет ВОЕНМЕХ им. Д.Ф. Устинова (БГТУ "ВОЕНМЕХ") Санкт-Петербург
аккредитация до: 11.12.2013
2. Костромской государственный технологический университет (Костромской ГТУ) Кострома
аккредитация до: 11.03.2019
3. Кубанский государственный аграрный университет Краснодар
аккредитация до: 17.02.2015
4. МАТИ - Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского (МАТИ) Москва
аккредитация до: 27.04.2018
5. Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС (МИЭП при МПА ЕврАзЭС) Санкт-Петербург
аккредитация до: 17.02.2015
6. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ) Москва
аккредитация до: 08.07.2019
7. Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана) Москва
аккредитация до: 15.10.2014
8. Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК) Москва
аккредитация до: 25.04.2016
9. Национальный исследовательский университет "МИЭТ" Зеленоград
аккредитация до: 24.03.2016
10. Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" (НИЯУ МИФИ) Москва
аккредитация до: 13.12.2015
11. Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ) Санкт-Петербург
аккредитация до: 01.04.2019
12. Ростовский государственный медицинский университет (РостГМУ) Ростов-на-Дону
аккредитация до: 31.05.2019
13. Ростовский государственный строительный университет (РГСУ) Ростов-на-Дону
аккредитация до: 29.12.2018
14. Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС) Ростов-на-Дону
аккредитация до: 27.04.2018
15. Рязанский государственный радиотехнический университет (ФГБОУ ВПО "РГРТУ") Рязань
аккредитация до: 29.12.2018
16. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) Санкт-Петербург
аккредитация до: 15.10.2014
17. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП) Санкт-Петербург
аккредитация до: 25.07.2018
18. Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ) Санкт-Петербург
аккредитация до: 01.04.2019
19. Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет ЛЭТИ им. В.И. Ульянова (Ленина) (СПбГЭТУ «ЛЭТИ») Санкт-Петербург
аккредитация до: 21.11.2018
20. Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ФГБОУ ВПО «СПбНИУ ИТМО») Санкт-Петербург
аккредитация до: 29.12.2018
21. Санкт-Петербургский филиал Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург) Санкт-Петербург
аккредитация до: 25.05.2014
22. Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева (СибГАУ) Красноярск
аккредитация до: 21.11.2018
23. Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ) Новосибирск
аккредитация до: 29.12.2018
24. Сибирский федеральный университет (СФУ) Красноярск
аккредитация до: 29.12.2018
25. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ) Екатеринбург
аккредитация до: 11.03.2019
26. Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ) Уфа
аккредитация до: 25.07.2018
27. Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) (ЮРГТУ (НПИ)) Новочеркасск
аккредитация до: 25.06.2018


Честно говоря, несколько непонятно, какие именно вузы из представленных в этом списке члены РСР (Российского союза ректоров) определили как гуманитарные. Разве что, Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, но, видимо, военную кафедру здесь никто в своё время не тронул, убоявшись термина «ЕврАзЭС»…

В общем, ректоры рассказали о своей идее увеличения числа вузов с военными кафедрами. При этом были представлены сведения, согласно которым уже сейчас открыть военные кафедры у себя готовы, минимум, 62 российских вуза. Одним из таких вузов является Тульский госуниверситет, по словам ректора которого, военная кафедра в вузе в своё время позволяла выпускать специалистов двойного назначения – не только квалифицированных инженеров, но и профессиональных офицеров. Сегодня вуз такой возможности лишился.

Изучив идею РСР, в главном военном ведомстве страны пришли к выводу о том, что увеличивать число вузов с военными кафедрами нецелесообразно. Вместо этого Минобороны планирует развивать новое направление – научные роты. В одной из действующих ныне научных рот служат выпускники столичной «Бауманки». По утверждениям представителей МГТУ, желающих пройти службу в научной роте было хоть отбавляй. Летом из 300 желающих были выбраны не более 20 человек, попавшие в специальные научные роты ВКО и ВМФ.

Интересно, что сразу же после высказываний ректора Тульского госуниверситета Михаила Грязева о востребованности выпускников этого вуза, Минобороны обратило на университет пристальное внимание. В ходе проходящего осеннего призыва 11 молодых парней, получивших в этом году дипломы ТулГУ, отправились служить в третью научную роту Минобороны. Пятеро призывников будут проходить армейскую службу в ВКО при «Красногорском заводе им.С.А.Зверева», занимающемся оптическим и оптико-электронным приборостроением (создаёт оптические прицелы, приборы ночного видения и другую технику). В Минобороны заявляют, что новобранцы смогут не менее 4-х раз в неделю заниматься научными разработками в центре предупреждения о ракетном нападении.

Если возвращаться к вопросу о военных кафедрах, то во времена оные (советские) в нашей стране такие кафедры имелись более чем в 85% институтов и университетов (к 1989 году). С приходом на пост министра обороны первого гражданского человека – Сергея Иванова – число военных кафедр стало резко сокращаться. Причины назывались разные: от того, что военная кафедра – это контора для культивации коррупции в вузах, до того, что ВК готовит недоинжненеров и недоофицеров. В ряде случаев были выявлены коррупционные составляющие, что и послужило дополнительным импульсом для сокращения числа таких кафедр.

Сегодня ректоров, ратующих за возвращения военных кафедр в десятки вузов, понять, в принципе, можно. Учитывая демографические проблемы, приведшие к набору в вузы (и не только вузы) «любой ценой», главы высших школ стали размышлять над тем, как повысить их (университетов) привлекательность. Военная кафедра как вариант. Поэтому инициативу стоит рассматривать, скорее, как желание РСР решить вузовские проблемы, а не проблемы армии. Такая версия сопрягается с достаточно странным предложением ректоров выдавать сержантские погоны тем выпускникам-бакалаврам, которые вышли из военных кафедр. А вот нужно ли для получения сержантского чина четыре года значиться вузовским студентом – вопрос…

Видимо, к выводу о том, что РСР всё-таки нацелен в большей степени на решение собственных проблем, пришли и в Министерстве обороны.

Да, по большому счёту, было бы и весьма странно то, если бы главное военное ведомство приняло инициативу РСР на ура. Если полномасштабно возрождать военные кафедры в вузах, то пришлось бы отказываться от идеи научных рот, так как такие «институты» фактически дублировали бы друг друга (в определённом ключе уже дублируют в случае с той же «Бауманкой») . Да и с научными ротами для Минобороны всё же куда экономичнее. То ведь нужно будет задумываться о предоставлении дополнительного жилья, выплате офицерского жалования, соцгарантиях, а в случае с научными ротами – солдаты, как говорится, много не наедят.

В общем, Минобороны тоже, как видно, тянет одеяло на себя, стараясь прикрыть свои телеса. Всё вполне очевидно: РСР отстаивает свои интересы, министерство обороны – свои. И пока козырей всё же больше у главного военного ведомства. Главное, чтобы при этом конфликте интересов в проигрыше не остались те сферы, на которых организации и стоят: а именно, система вузовского образования и российская армия. А это и есть самый сложный момент. Случай с ничьей, а уж тем более с двумя выигравшими в современной ситуации наступающего (или уже наступившего) рынка вряд ли возможен.

 

 

Автор Володин Алексей

Вернуться назад