ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > "Мистраль" расширит возможности морской пехоты
"Мистраль" расширит возможности морской пехоты16-10-2013, 12:02. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Корабль и политика План постройки для ВМФ России четырех универсальных десантных кораблей по французскому проекту – двух во Франции и двух в России – был политизирован с самого начала. Иначе и быть не могло. Внутриполитический аспект прежде всего касался споров между промышленностью и министерством обороны относительно допустимости строительства кораблей за рубежом (и импорта вооружений вообще), внешнеполитический – сотрудничества между Россией и одним из лидеров НАТО в таком специфическом и значимом секторе как военно-морской флот. Фото: AFP "Мистраль" по иронии судьбы с самого начала оказался под ударом с двух сторон под противоположными лозунгами – внутри России оппоненты проекта утверждали, что закупка этих кораблей ослабляет ВМФ и является пустой тратой средств. За рубежом, напротив, высказывались опасения, что приобретение "Мистралей" усилит ВМФ России и нарушит баланс сил. Особенно громко такие заявления звучали из Грузии, где прекрасно помнили роль Черноморского флота в военной операции в августе 2008 г., и Прибалтики, где политики традиционно отличаются повышенной тревожностью относительно усиления Вооруженных сил России. Фото: AFP Тем не менее политическое влияние сторонников проекта позволило преодолеть все преграды, и работы начались. Головной корабль строился совместными усилиями Франции и России (кормовую часть "Владивостока" строил Балтийский завод, общая доля работ, выполненных в России, с учетом предстоящей в следующем году установки оборудования и вооружения составляет 20%), во втором корабле ("Севастополь") российская доля работ достигнет 40%. Фото: AFP Расширение горизонта Сегодня десантные силы ВМФ России довольствуются БДК (большими десантными кораблями) проекта 775 польской постройки 70-80-х годов и их уже откровенно устаревшими советскими предшественниками проекта 1171. Эти корабли практически выработали предельные сроки эксплуатации. К тому же они не соответствуют требованиям современной концепции высадки десанта с корабля на побережье. Развитие средств береговой обороны делает такие БДК у береговой черты отличной мишенью. При этом уничтожение корабля лишает морскую пехоту не только транспортного средства, но и огневой поддержки. Концепция УДК предусматривает загоризонтную высадку десанта комбинированным способом – на быстроходных катерах/мотоботах и вертолетах. Огневую поддержку десанта в этом случае осуществляют боевые вертолеты (или самолеты вертикального взлета и посадки) базирующиеся на УДК наряду с транспортными машинами. Резко выросшие размеры УДК по сравнению с БДК в этом случае не играют особой роли – корабль не появляется из-за горизонта, что значительно осложняет его поражение традиционными средствами. Для защиты от атак с воздуха УДК сопровождает эскорт боевых кораблей с системами ПВО. Подобные корабли вдобавок к выросшим десантным возможностям, повышенному комфорту для экипажа и большой дальности плавания позволяют осуществлять многомесячные операции в удаленных районах. Они также могут использоваться в качестве кораблей управления, которых сегодня в российском флоте не хватает. Фото: AFP Прибалтике и Грузии, впрочем, вряд ли стоит опасаться новых российских УДК. Эти корабли, с дальностью плавания свыше десяти тысяч морских миль, строят не для Балтийского и Черного морей. Но вот в конфликтах, подобных сирийскому или недавнему ливийскому, возможности ВМФ России могут резко возрасти. Батальон морской пехоты с легкой бронетехникой и минометами при поддержке полутора десятков вертолетов и отряда боевых кораблей с артиллерией и крылатыми ракетами – в гипотетической войне сверхдержав это, конечно, пешка. Однако на отдаленном театре военных действий в странах третьего мира – это, безусловно, ферзь. Вернуться назад |