ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Авианосец: «длинная рука» для ВМФ России

Авианосец: «длинная рука» для ВМФ России


11-10-2013, 13:36. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Авианосец: «длинная рука» для ВМФ России (ФОТО)

Авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» Оружие России

© Фото: ru.wikipedia.org

В военных СМИ дискуссия о необходимости строительства авианосцев для ВМФ России идет практически постоянно, временами активизируясь. Сегодня на фоне разработки новой госпрограммы вооружений, которая определит программу военного строительства на 2016-2025 года, этот спор разгорается с новой силой. Интригу придают и сообщения о скором утверждении проекта нового российского авианосца

Крылья и ракеты

Спор об авианосцах, на самом деле, имеет под собой более фундаментальную подоплеку – в конечном счете спор идет о том, нужен ли России флот, способный эффективно действовать за пределами собственных территориальных вод и исключительной экономической зоны. При этом необходимость авианосцев для океанского флота уже не оспаривается – к истинности данного тезиса пришло еще руководство ВМФ СССР по итогам многолетних метаний в военно-морском строительстве 1950-80-х годов, обернувшихся, среди прочего, постройкой четырех «гибридных» кораблей – авианесущих крейсеров проекта 1143, совмещавших ракетное вооружение крейсера и авиакрыло из вертолетов и самолетов вертикального взлета и посадки Як-38.

Фото: РИА Новости


Судьба этого проекта лишь подтвердила ошибочность первоначальной концепции: последний корабль проекта 1143, «Адмирал Горшков» (бывший «Баку»), построенный Черноморским судостроительным заводом в 1978-87 годах, был продан Индии и перестроен по схеме STOBAR – взлет с трамплина, посадка на аэрофинишер под применение истребителей МиГ-29К. Ударное ракетное вооружение с корабля при этом убрали, оставив лишь системы ПВО.

Фото: РИА Новости

Ударное ракетное вооружение сохранялось и в проектах следующих советских авианосцев, включая находящийся сегодня в строю ВМФ России «Адмирал Кузнецов» - единственный построенный корабль своего класса. Но этот корабль, как и его несостоявшиеся «одноклассники», с самого начала строился под боевые самолеты с обычным взлетом и посадкой, имеющие более высокие характеристики, чем их коллеги вертикального взлета.

Фото: РИА Новости

Сегодня же ни один из вариантов проекта российского авианосца не предусматривает размещения ударного ракетного вооружения, сосредотачиваясь на обеспечении максимально эффективного использования самолетов и вертолетов.


Да или нет, и почем?

Экономический кризис не лучшее время для закладки крупных кораблей для флота, однако не все измеряется категориями есть деньги – нет денег. Эффективность действий ВМФ при наличии авианосца в составе соединения и без него различается очень сильно. И, таким образом, постройка кораблей подобного класса повышает эффективность расходов на флот в целом.

Это можно сказать вообще об «экспедиционных силах» ВМФ – его длинной руке, позволяющей проецировать мощь на большие расстояния: морской авиации (прежде всего палубной) и десантных силах. Роль последних в составе флота мало кем оспаривается после эффектной демонстрации возможностей в Сирии – «новороссийский экспресс», как многие наблюдатели назвали российские большие десантные корабли, доставлявшие оружие законному сирийскому правительству регулярными походами по маршруту Новороссийск-Тартус, стал одним из важных факторов успеха борьбы Сирии против банд исламистских радикалов.

Фото: РИА Новости


Наличие в составе флота авианесущих кораблей – будь то универсальные десантные корабли типа «Мистраль» или, тем более, полноценные авианосцы – позволит решать куда более широкий круг задач. При необходимости непосредственно вмешиваясь в борьбу там, где это требуется, нанося хирургические удары с воздуха или проводя специальные операции. То, что у России практически нет подобного опыта – не означает, что его не надо приобретать.


Вернуться назад