ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Взрыв в Мумбаи. Субмарины гибнут без боя. Гибель индийской подлодки: вероятные причины
Взрыв в Мумбаи. Субмарины гибнут без боя. Гибель индийской подлодки: вероятные причины15-08-2013, 14:33. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Взрыв в Мумбаи. Субмарины гибнут без боя
У моряков-подводников неприятности по всему миру. 6 августа 2013 года командование ВМС США объявила о решении утилизировать подводный атомоход «Майями», тяжело поврежденный в прошлогоднем пожаре во время прохождения планового ремонта на верфи Portsmouth Naval Shipyard. USS Miami (SSN-755) станет первой американской субмариной, потерянной при столь нелепых обстоятельствах, а также первым кораблем ВМС США со времен Гражданской войны, который принял геройскую смерть во время пребывания в доке. Янки есть чем гордиться - «Майами» погибла, но не спустила флаг перед лицом врага! Как позже установило следствие, «врагом» оказался 24-летний маляр Кейси Дж. Фьюри – опаздывая на свидание, юный Герострат поджег ветошь в одном из помещений и с чистым сердцем покинул рабочее место под вой сирен пожарных расчетов. Увы, больше торопиться ему некуда – ближайшие 17 лет пылкий Ромео проведет в застенках федеральной тюрьмы. И вот – новая трагедия В ночь с 13 на 14 августа 2013 года, в тринадцатую годовщину со дня гибели АПЛ «Курск», в индийском порту Мумбаи (бывш. Бомбей) прогремел катастрофический взрыв на борту INS Sindhurakshak (S63) – дизель-электрической подлодки ВМС Индии, принадлежащей к семейству «Варшавянок». О причинах, характере и последствиях катастрофы говорить слишком преждевременно, но уже сейчас стали известны некоторые подробности трагического происшествия: взрыв и последующее затопление субмарины унесли жизни 18 индийских моряков. Что касается самой «Синдуракшак», чей искалеченный корпус по-прежнему лежит у причала на глубине 10 метров, представитель военно-морских сил Индии в интервью BBC заявил, что возможность проведения ремонта и возвращение в строй погибшей лодки оценивается, как «маловероятное событие». Как стало известно, «Синдуракшак» всего полгода назад вернулась из России, где в период с августа 2010 по февраль 2013 гг., проходила капитальный ремонт и глубокую модернизацию на предприятии ОАО «Центр Судоремонта «Звезочка». В рамках российско-индийского контракта стоимостью 80 млн. долл., на борту лодки проведен комплекс работ, направленных на повышение боевых качеств и безопасности эксплуатации подлодки. Был произведен тотальный апгрейд радиоэлектронных средств и комплекса вооружений, «Синдуракшак» получила новую гидроакустическую станцию USHUS (собственная индийская разработка), радар Porpoise, новые средства РЭБ, систему радиосвязи СCS-MK-2, комплекс управляемого оружия Club-S (противокорабельные и тактические крылатые ракеты – экспортные модификации семейства российских ракет «Калибр»). Подверглись замене холодильные машины, механизмы подлодки прошли плановый ремонт и модернизацию – расчетный срок службы «Синдуракшак» был увеличен на 10 лет, без снижения её боевых возможностей. "Синдуракшак" возвращается в южные широты из Северодвинска. На заднем плане видны рубки двух "Акул" проекта 941
За бодрыми рапортами о количестве установленных систем и результатах успешной модернизации индийской субмарины скрывается маленькая военная тайна – столь неожиданный визит «Синдуракшак» на СРЗ «Звездочка» в августе 2010 года был обусловлен не чем иным, как взрывом на борту подлодки. Проще говоря, погибшая «Синдуракшак» уже проходила через подобную ситуацию – в феврале 2010 года на её борту прогремел взрыв водорода (причина - неисправный клапан АКБ). Единственной жертвой прежнего инцидента стал моряк из экипажа подлодки. Краткая техническая справка INS Sindhurakshak (S63) – одна из 10-ти субмарин ВМС Индии, построенных по проекту 877ЭКМ (экспортный, капиталистический, модернизированный). Принадлежит к семейству «Варшавянок». Дизель-электрические лодки этого семейства не имеют аналогов в мире по параметру «скрытность» - благодаря отсутствию гудящих насосов контуров реактора, мощных холодильных машин и грохочущих турбозубчатых агрегатов (паровых турбин с редуктором), уровень внешних шумов «Варшавянок» (т.н. «черных дыр») ниже, чем у любой из атомных субмарин зарубежной постройки. К моменту своей гибели «Синдуракшак» успела прослужить 16 лет – лодка была заложена в 1995 г. на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге, спущена на воду в июне 1997 г. и передана заказчику в декабре того же года. Длина – 72,6 м, ширина – 10 метров, осадка – 7 метров. Водоизмещение (подводное/надводное) – 2325/3076 тонн; Экипаж – до 70 человек; Силовая установка - дизель-электрическая с полным электродвижением. Состоит из двух дизель-генераторов, гребного электродвигателя (5500 л.с.), электродвигателя экономического хода (190 л.с.) и двух резервных эл. моторов мощностью по 100 л.с. Движение в подводном положении обеспечивается двумя группами аккумуляторных батарей по 120 элементов в каждой. Имеется шноркель (устройство для работы дизеля под водой при движении лодки на перископной глубине). Скорость: - в надводном положении – 10 уз. - в подводном положении – 17 уз. - в подводном положении (под шноркелем) – 9 уз. Рабочая глубина погружения 240 метров, предельная - 300 метров; Автономность – до 45 суток (при уменьшенной численности экипажа); Вооружение: - шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм с автоматической перезарядкой и боекомплектом из 18 торпед, мин и крылатых ракет. В качестве боеприпасов могут применяться: самонаводящиеся торпеды 53-65 с пассивным акустическим наведением, торпеды TEST 71/76 с активным самонаведением на цель, мины DM-1 (до 24 шт.), противокорабельные ракеты с отделяемой боевой частью (сверхзуковой ступенью) ЗМ54Е1, крылатые ракеты морского базирования ЗМ14Е с дальностью полета до 300 км – элементы российского комплекса Club-S. - в качестве систем самообороны применяется комплект ПЗРК 9К34 «Стрела-3». Интерьер центрального поста INS Sindhurakshak (S63)
Заметки на полях Катастрофические пожары и взрывы на Военно-Морском Флоте при нахождении кораблей на верфи, в порту, поблизости от своих берегов, без какого-либо вмешательства со стороны противника – события регулярные и, не побоюсь сказать, неотвратимые. Достаточно назвать всего три имени – японский линкор «Муцу», британский авианосец «Дэшер» или советский БПК «Отважный», чтобы понять весь масштаб происходящих трагедий. Ни один конкретный корабль или класс кораблей не застрахован от подобных происшествий. Впрочем, это же утверждение справедливо для любой области техники – авиация, ж/д транспорт… Ни грамотная эксплуатация, ни своевременное обслуживание, ни качественная подготовка личного состава не могут гарантировать 100% защиту от форс-мажорных происшествий. Различные автоматические системы контроля и предупреждения, «защита от дурака» - все это лишь уменьшает вероятность возникновения аварий и помогает локализовать их последствия. Что же касается подводного флота, регулярные сообщения об авариях в отсеках субмарин уже навевают тоску. Но густой шлейф ЧП и катастроф на подводном флоте имеет под собой ряд логических объяснений. К примеру, в многих современных ВМС число субмарин превышает число всех крупных надводных кораблей вместе взятых. Маленькие рыбки относительно дешевы в постройке и эксплуатации, при этом чрезвычайно полезны и эффективны - оттого их количество обычно исчисляется десятками. И речь здесь не только о России/СССР, где как известно, приоритет всегда отдавался подводникам – к примеру, по кол-ву атомных ПЛ американские моряки уверенного догоняли русских – за прошедшие 60 лет янки наклепали свыше 200 подводных атомоходов (СССР/Россия – 250+). Сравните эту армаду с кол-вом построенных крейсеров или авианосцев, и вы сразу почувствуете разницу. Исходя из законов теории вероятностей, вероятность возникновения ЧП на подводных лодках должна быть выше, а сами несчастья должны происходить чаще. Наверное, именно здесь кроется причина гнусного мнения о субмаринах, как о «стальных гробах». Вероятность – субстанция призрачная и ненадежная. Произойдет ли ожидаемое событие? Старый афоризм знает лишь один ответ: 50 на 50. Либо произойдет – либо нет, все остальное – скучные и бесполезные домыслы теоретиков. Поэтому другой, не менее важный фактор, непосредственно влияющий на безопасность эксплуатации кораблей – ТЕХНИКА. В плане обслуживания и эксплуатации, подводные лодки отнюдь не являются самыми безопасными классом кораблей: очень плотная компоновка и скопление на борту таких мрачных вещей, как многочисленные аккумуляторные батареи, ядерные реакторы и огромное количество оружия - от примитивных мин до десятков баллистических ракет подводного базирования, - все это превращает службу на подводной лодке в предельно сложное и опасное мероприятие. Плотная компоновка и ограниченные размеры отсеков затрудняют доступ к механизмам и оборудованию, а замкнутый объем субмарины ставит экипаж перед простым условием: любую проблему (возгорание, затопление, выброс хлора из АКБ) придется решать здесь и сейчас имеющимся кол-вом средств – просто так, в любой момент, отдраить верхний люк и спастись, выбежав на верхнюю палубу, не получится. «Куда ты денешься с подводной лодки»? А проблемы на лодке возникают часто. Бич всех «дизелюх» - ядовитые и опасные выбросы из АКБ. Немало моряков-подводников погибло, отравившись хлором, или было разорвано страшной взрывной силой водорода, незаметно проникшего в отсеки во время перезарядки батарей. Уже сейчас, до проведения официальных следственных мероприятий на борту «Синдуракшак», все отчетливее звучит предположение о взрыве водорода, выделившегося из аккумуляторных батарей – в ту ночь на лодке как раз происходила перезарядка АКБ. Примечательно, что первый взрыв на «Синдуракшак» был также связан с неисправностью аккумуляторов. Кроме водорода, на лодки существуют иные взрывоопасные вещи – например, торпедный или ракетный боекомплект. Именно с такой ситуацией связана одна из самых страшных трагедий в истории отечественного ВМФ – взрыв торпед на подводной лодке Б-37 в 1962 году. Жертвами взрыва стали 122 человека (59 – экипаж Б-37, еще 11 – на пришвартованной поблизости С-350, и 52 из находивших в тот момент на пирсе моряков). Через сутки после катастрофы мировые СМИ распространили сообщение, что на «Синдуракшак» произошла детонация боезапаса. Теперь основная задача – выяснить, не было ли это первопричиной взрыва, погубившего подлодку? Или вновь подводников подвели АКБ? А если так, то чья в том вина – недоработка российских кораблестроителей (страшно подумать об этом, пока все факты указывают, что это не так) или всему виной ненадлежащая эксплуатация техники индийскими моряками… Иранская подлодка типа "Варшавянка" (Kilo-class по классификации НАТО), Средиземное море, 1995 год
«Варшавянки» уже 30 лет стоят на вооружении восьми стран мира – «черные дыры» зарекомендовали себя с лучшей стороны и до сих пор пользуются определенным успехом на международном рынке морских вооружений. К примеру, ВМС Китая уже много лет эксплуатируют 12 «Варшавянок» (пр. 877, 636 и 636М), но ни одной серьезной аварии здесь отмечено не было. Теперь слово за индийскими специалистами. Руководство «Звездочки» также планирует отправить на место катастрофы собственную рабочую группу. Но, каковы бы ни были выводы индийской государственной комиссии, потеря подлодки российского производства, станет серьезным испытанием для российско-индийских отношений в области поставки вооружений. Не успели индийцы отметить вступление в строй фрегата «Триканд» (29 июня 2013 г.) и порадоваться за близящуюся к завершению эпопею с «Викрамадитьей», последовал новый удар с неожиданного направления. Гибель «Синдуракшак» - безусловно, громкое событие мирового масштаба. В таких случаях, главным результатом работы правительственных комиссий должно стать оглашение причины трагедии и выработка мер для предотвращения повторения подобных ситуаций. О чем же расскажет ночной взрыв в Бомбее?
Автор Олег Капцов
Гибель индийской подлодки: вероятные причины Источник: Полюс Мира. Вернуться назад |