ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Взрыв в Мумбаи. Субмарины гибнут без боя. Гибель индийской подлодки: вероятные причины

Взрыв в Мумбаи. Субмарины гибнут без боя. Гибель индийской подлодки: вероятные причины


15-08-2013, 14:33. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Взрыв в Мумбаи. Субмарины гибнут без боя

 

Взрыв в Мумбаи. Субмарины гибнут без боя


У моряков-подводников неприятности по всему миру.

6 августа 2013 года командование ВМС США объявила о решении утилизировать подводный атомоход «Майями», тяжело поврежденный в прошлогоднем пожаре во время прохождения планового ремонта на верфи Portsmouth Naval Shipyard.

USS Miami (SSN-755) станет первой американской субмариной, потерянной при столь нелепых обстоятельствах, а также первым кораблем ВМС США со времен Гражданской войны, который принял геройскую смерть во время пребывания в доке. Янки есть чем гордиться - «Майами» погибла, но не спустила флаг перед лицом врага!

Взрыв в Мумбаи. Субмарины гибнут без боя


Как позже установило следствие, «врагом» оказался 24-летний маляр Кейси Дж. Фьюри – опаздывая на свидание, юный Герострат поджег ветошь в одном из помещений и с чистым сердцем покинул рабочее место под вой сирен пожарных расчетов. Увы, больше торопиться ему некуда – ближайшие 17 лет пылкий Ромео проведет в застенках федеральной тюрьмы.

И вот – новая трагедия

В ночь с 13 на 14 августа 2013 года, в тринадцатую годовщину со дня гибели АПЛ «Курск», в индийском порту Мумбаи (бывш. Бомбей) прогремел катастрофический взрыв на борту INS Sindhurakshak (S63) – дизель-электрической подлодки ВМС Индии, принадлежащей к семейству «Варшавянок».

О причинах, характере и последствиях катастрофы говорить слишком преждевременно, но уже сейчас стали известны некоторые подробности трагического происшествия: взрыв и последующее затопление субмарины унесли жизни 18 индийских моряков. Что касается самой «Синдуракшак», чей искалеченный корпус по-прежнему лежит у причала на глубине 10 метров, представитель военно-морских сил Индии в интервью BBC заявил, что возможность проведения ремонта и возвращение в строй погибшей лодки оценивается, как «маловероятное событие».

Как стало известно, «Синдуракшак» всего полгода назад вернулась из России, где в период с августа 2010 по февраль 2013 гг., проходила капитальный ремонт и глубокую модернизацию на предприятии ОАО «Центр Судоремонта «Звезочка».

Взрыв в Мумбаи. Субмарины гибнут без боя


В рамках российско-индийского контракта стоимостью 80 млн. долл., на борту лодки проведен комплекс работ, направленных на повышение боевых качеств и безопасности эксплуатации подлодки. Был произведен тотальный апгрейд радиоэлектронных средств и комплекса вооружений, «Синдуракшак» получила новую гидроакустическую станцию USHUS (собственная индийская разработка), радар Porpoise, новые средства РЭБ, систему радиосвязи СCS-MK-2, комплекс управляемого оружия Club-S (противокорабельные и тактические крылатые ракеты – экспортные модификации семейства российских ракет «Калибр»). Подверглись замене холодильные машины, механизмы подлодки прошли плановый ремонт и модернизацию – расчетный срок службы «Синдуракшак» был увеличен на 10 лет, без снижения её боевых возможностей.

Взрыв в Мумбаи. Субмарины гибнут без боя


"Синдуракшак" возвращается в южные широты из Северодвинска. На заднем плане видны рубки двух "Акул" проекта 941

За бодрыми рапортами о количестве установленных систем и результатах успешной модернизации индийской субмарины скрывается маленькая военная тайна – столь неожиданный визит «Синдуракшак» на СРЗ «Звездочка» в августе 2010 года был обусловлен не чем иным, как взрывом на борту подлодки. Проще говоря, погибшая «Синдуракшак» уже проходила через подобную ситуацию – в феврале 2010 года на её борту прогремел взрыв водорода (причина - неисправный клапан АКБ). Единственной жертвой прежнего инцидента стал моряк из экипажа подлодки.

Взрыв в Мумбаи. Субмарины гибнут без боя


Краткая техническая справка

INS Sindhurakshak (S63) – одна из 10-ти субмарин ВМС Индии, построенных по проекту 877ЭКМ (экспортный, капиталистический, модернизированный). Принадлежит к семейству «Варшавянок».
Дизель-электрические лодки этого семейства не имеют аналогов в мире по параметру «скрытность» - благодаря отсутствию гудящих насосов контуров реактора, мощных холодильных машин и грохочущих турбозубчатых агрегатов (паровых турбин с редуктором), уровень внешних шумов «Варшавянок» (т.н. «черных дыр») ниже, чем у любой из атомных субмарин зарубежной постройки.

К моменту своей гибели «Синдуракшак» успела прослужить 16 лет – лодка была заложена в 1995 г. на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге, спущена на воду в июне 1997 г. и передана заказчику в декабре того же года.

Длина – 72,6 м, ширина – 10 метров, осадка – 7 метров.

Водоизмещение (подводное/надводное) – 2325/3076 тонн;

Экипаж – до 70 человек;

Силовая установка - дизель-электрическая с полным электродвижением. Состоит из двух дизель-генераторов, гребного электродвигателя (5500 л.с.), электродвигателя экономического хода (190 л.с.) и двух резервных эл. моторов мощностью по 100 л.с. Движение в подводном положении обеспечивается двумя группами аккумуляторных батарей по 120 элементов в каждой. Имеется шноркель (устройство для работы дизеля под водой при движении лодки на перископной глубине).

Скорость:
- в надводном положении – 10 уз.
- в подводном положении – 17 уз.
- в подводном положении (под шноркелем) – 9 уз.

Рабочая глубина погружения 240 метров, предельная - 300 метров;

Автономность – до 45 суток (при уменьшенной численности экипажа);

Вооружение:

- шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм с автоматической перезарядкой и боекомплектом из 18 торпед, мин и крылатых ракет. В качестве боеприпасов могут применяться: самонаводящиеся торпеды 53-65 с пассивным акустическим наведением, торпеды TEST 71/76 с активным самонаведением на цель, мины DM-1 (до 24 шт.), противокорабельные ракеты с отделяемой боевой частью (сверхзуковой ступенью) ЗМ54Е1, крылатые ракеты морского базирования ЗМ14Е с дальностью полета до 300 км – элементы российского комплекса Club-S.

- в качестве систем самообороны применяется комплект ПЗРК 9К34 «Стрела-3».

Взрыв в Мумбаи. Субмарины гибнут без боя

Интерьер центрального поста INS Sindhurakshak (S63)

Заметки на полях

Катастрофические пожары и взрывы на Военно-Морском Флоте при нахождении кораблей на верфи, в порту, поблизости от своих берегов, без какого-либо вмешательства со стороны противника – события регулярные и, не побоюсь сказать, неотвратимые. Достаточно назвать всего три имени – японский линкор «Муцу», британский авианосец «Дэшер» или советский БПК «Отважный», чтобы понять весь масштаб происходящих трагедий. Ни один конкретный корабль или класс кораблей не застрахован от подобных происшествий.

Впрочем, это же утверждение справедливо для любой области техники – авиация, ж/д транспорт… Ни грамотная эксплуатация, ни своевременное обслуживание, ни качественная подготовка личного состава не могут гарантировать 100% защиту от форс-мажорных происшествий. Различные автоматические системы контроля и предупреждения, «защита от дурака» - все это лишь уменьшает вероятность возникновения аварий и помогает локализовать их последствия.

Что же касается подводного флота, регулярные сообщения об авариях в отсеках субмарин уже навевают тоску. Но густой шлейф ЧП и катастроф на подводном флоте имеет под собой ряд логических объяснений.
К примеру, в многих современных ВМС число субмарин превышает число всех крупных надводных кораблей вместе взятых.

Маленькие рыбки относительно дешевы в постройке и эксплуатации, при этом чрезвычайно полезны и эффективны - оттого их количество обычно исчисляется десятками. И речь здесь не только о России/СССР, где как известно, приоритет всегда отдавался подводникам – к примеру, по кол-ву атомных ПЛ американские моряки уверенного догоняли русских – за прошедшие 60 лет янки наклепали свыше 200 подводных атомоходов (СССР/Россия – 250+). Сравните эту армаду с кол-вом построенных крейсеров или авианосцев, и вы сразу почувствуете разницу.

Исходя из законов теории вероятностей, вероятность возникновения ЧП на подводных лодках должна быть выше, а сами несчастья должны происходить чаще. Наверное, именно здесь кроется причина гнусного мнения о субмаринах, как о «стальных гробах».

Вероятность – субстанция призрачная и ненадежная. Произойдет ли ожидаемое событие? Старый афоризм знает лишь один ответ: 50 на 50. Либо произойдет – либо нет, все остальное – скучные и бесполезные домыслы теоретиков.

Поэтому другой, не менее важный фактор, непосредственно влияющий на безопасность эксплуатации кораблей – ТЕХНИКА.

В плане обслуживания и эксплуатации, подводные лодки отнюдь не являются самыми безопасными классом кораблей: очень плотная компоновка и скопление на борту таких мрачных вещей, как многочисленные аккумуляторные батареи, ядерные реакторы и огромное количество оружия - от примитивных мин до десятков баллистических ракет подводного базирования, - все это превращает службу на подводной лодке в предельно сложное и опасное мероприятие.

Плотная компоновка и ограниченные размеры отсеков затрудняют доступ к механизмам и оборудованию, а замкнутый объем субмарины ставит экипаж перед простым условием: любую проблему (возгорание, затопление, выброс хлора из АКБ) придется решать здесь и сейчас имеющимся кол-вом средств – просто так, в любой момент, отдраить верхний люк и спастись, выбежав на верхнюю палубу, не получится. «Куда ты денешься с подводной лодки»?

А проблемы на лодке возникают часто. Бич всех «дизелюх» - ядовитые и опасные выбросы из АКБ.
Немало моряков-подводников погибло, отравившись хлором, или было разорвано страшной взрывной силой водорода, незаметно проникшего в отсеки во время перезарядки батарей. Уже сейчас, до проведения официальных следственных мероприятий на борту «Синдуракшак», все отчетливее звучит предположение о взрыве водорода, выделившегося из аккумуляторных батарей – в ту ночь на лодке как раз происходила перезарядка АКБ. Примечательно, что первый взрыв на «Синдуракшак» был также связан с неисправностью аккумуляторов.

Взрыв в Мумбаи. Субмарины гибнут без боя


Кроме водорода, на лодки существуют иные взрывоопасные вещи – например, торпедный или ракетный боекомплект. Именно с такой ситуацией связана одна из самых страшных трагедий в истории отечественного ВМФ – взрыв торпед на подводной лодке Б-37 в 1962 году. Жертвами взрыва стали 122 человека (59 – экипаж Б-37, еще 11 – на пришвартованной поблизости С-350, и 52 из находивших в тот момент на пирсе моряков).

Через сутки после катастрофы мировые СМИ распространили сообщение, что на «Синдуракшак» произошла детонация боезапаса. Теперь основная задача – выяснить, не было ли это первопричиной взрыва, погубившего подлодку? Или вновь подводников подвели АКБ? А если так, то чья в том вина – недоработка российских кораблестроителей (страшно подумать об этом, пока все факты указывают, что это не так) или всему виной ненадлежащая эксплуатация техники индийскими моряками…

Взрыв в Мумбаи. Субмарины гибнут без боя


Иранская подлодка типа "Варшавянка" (Kilo-class по классификации НАТО), Средиземное море, 1995 год

«Варшавянки» уже 30 лет стоят на вооружении восьми стран мира – «черные дыры» зарекомендовали себя с лучшей стороны и до сих пор пользуются определенным успехом на международном рынке морских вооружений. К примеру, ВМС Китая уже много лет эксплуатируют 12 «Варшавянок» (пр. 877, 636 и 636М), но ни одной серьезной аварии здесь отмечено не было. Теперь слово за индийскими специалистами. Руководство «Звездочки» также планирует отправить на место катастрофы собственную рабочую группу.

Но, каковы бы ни были выводы индийской государственной комиссии, потеря подлодки российского производства, станет серьезным испытанием для российско-индийских отношений в области поставки вооружений. Не успели индийцы отметить вступление в строй фрегата «Триканд» (29 июня 2013 г.) и порадоваться за близящуюся к завершению эпопею с «Викрамадитьей», последовал новый удар с неожиданного направления.

Гибель «Синдуракшак» - безусловно, громкое событие мирового масштаба. В таких случаях, главным результатом работы правительственных комиссий должно стать оглашение причины трагедии и выработка мер для предотвращения повторения подобных ситуаций. О чем же расскажет ночной взрыв в Бомбее?

Взрыв в Мумбаи. Субмарины гибнут без боя

 

 

Автор Олег Капцов


Гибель индийской подлодки: вероятные причины


В порту Мумбая затонула субмарина, построенная и отремонтированная в России

Изображение


В ночь на среду в порту Мумбая взорвалась и утонула дизель-электрическая подлодка ВМФ Индии Sindhurakshak, построенная и недавно отремонтированная в России. По предварительной версии, ЧП произошло из-за утечки водорода. Взрыв этого газа, вытекшего из торпеды, ровно 13 лет назад уничтожил АПЛ "Курск". Сейчас специалисты предполагают, что роковая утечка случилась при зарядке аккумуляторов.

Первый взрыв на борту Sindhurakshak, пришвартованной к пирсу, прогремел вскоре после полуночи. В это время на подводной лодке находилось десятка два человек – в основном техники. Поскольку в среду лодке предстояло выйти в море на боевое дежурство, экипаж занимался погрузкой боезапаса – торпед и ракет, а также заправлял её дизельным топливом и заряжал аккумуляторы. По некоторым данным, последние были разряжены после перехода Sindhurakshak из Северодвинска в Мумбай, длившегося с января по апрель этого года. Весь маршрут в 10 тыс. миль лодка прошла на дизелях, а уже в порту использовала аккумуляторы.

Взрыв сопровождался мощным выбросом огня из носовой части корабля. Члены экипажа, которые находились на палубе и не были сметены ударной волной, сами попрыгали за борт, спасаясь от огня, распространявшегося по судну. Через мгновение, по словам очевидцев, судно потряс ещё один взрыв. Он был мощнее первого и повредил стоявшую рядом другую дизель-электрическую подводную лодку Sindhuranta, тоже изготовленную в России.

Десятку пожарных экипажей, приехавших в порт, потушить охваченную огнем Sindhurakshak не удалось. Однако, создав с помощью десятков брандспойтов так называемый водяной заслон между лодками, они смогли спасти от огня Sindhuranta. Тем временем Sindhurakshak, у которой взрывами был разворочен корпус, затонула, оставив над поверхностью рубку. Вчера днем, попав на борт подлодки, водолазы обнаружили 18 погибших подводников.

По первоначальной версии, взорваться могли боеприпасы, получившие, например, повреждения при погрузке. Однако, как объяснили "Ъ" специалисты ОАО "ОКБ "Новатор"", разработавшие установленный на лодке ракетный комплекс Club-S, их продукция не могла взорваться ни при каких обстоятельствах, поскольку ракеты имеют защиту от ударов, огня и детонации. Вопрос с торпедами остался открытым.

Известно, что крупнейшим поставщиком таких боеприпасов для подлодок, сделанных для ВМФ Индии в России, является завод "Дастан". Однако на предприятии и в Совете обороны Киргизии не смогли определённо сказать, были ли их торпеды на Sindhurakshak. "Ответ на наш запрос из Индии ещё не поступил",– отметил собеседник "Ъ" в совете, тем не менее утверждающий, что продукция "Дастана" не могла стать причиной аварии.

Не склонны винить боеприпасы и специалисты ОАО "Центр судостроения "Звёздочка"", где Sindhurakshak проходила ремонт и модернизацию с 2010 по 2013 год, что обошлось индийской стороне в $90 млн. Высокопоставленные источники "Ъ" на предприятии сообщили, что первый взрыв почти наверняка произошёл из-за утечки водорода, образовавшейся при зарядке аккумуляторов лодки. По данным технических специалистов, зарядка аккумуляторов вообще является одной из самых опасных работ на подлодке, поскольку концентрация водорода в замкнутом помещении даже в объёме 4-5% может привести к самопроизвольному возгоранию или взрыву. Поэтому устройства для зарядки на лодке имеют несколько степеней защиты. Так, например, качественные аккумуляторы оборудованы системой контроля, отслеживающей концентрацию водорода в воздухе. Обнаружив её превышение, они сами отключаются от зарядки.

В аккумуляторной яме подлодки Sindhurakshak, как рассказывают на "Звёздочке", также была установлена система газового контроля. Когда лодка находится на поверхности, система допускает зарядку только при работающей проточной вентиляции, выдувающей избыток водорода наружу. Если лодка на глубине – воздух с водородом прогоняют по замкнутому циклу, сжигая последний в специальных печах.


Источник в ВМС Индии сообщил изданию India Today, что взрыв не мог быть вызван мощным выбросом водорода при зарядке аккумуляторных батарей. Каждые несколько месяцев нужно перезаряжать батареи, при этом на лодках класса проекта 877 ЭКМ это делается частично вручную, отметил источник.

Капитан первого ранга запаса, бывший старший специалист по электромеханической части Тихоокеанского флота Александр Литвинчук заявил РИА Новости, что подлодки 877 проекта 877 ЭКМ "на 100% безопасны, если не брать человеческий фактор". При этом он добавил, что "у каждого механизма есть уязвимое место, и для дизель-электрической лодки таким местом является аккумуляторная батарея — два аккумуляторных блока по 122 элемента в каждом".

"При нормальной эксплуатации она не представляет угрозы. Но при неправильном вентилировании происходит накопление водорода до четырёх процентов. Тогда может произойти взрыв водородной смеси", — отметил Литвинчук.

Ряд информированных источников в беседе с РИА Новости назвали версию теракта на борту подлодки маловероятной.


Источники "Ъ" полагают, что процедура зарядки могла быть нарушена, что и привело к трагедии. Первый взрыв, вызванный утечкой водорода, уверены специалисты, привёл к пожару и детонации боеприпасов, находящихся на борту Sindhurakshak.

Кстати, утечка водорода в феврале 2010 года привела к пожару на Sindhurakshak, в результате которого один из моряков погиб, а ещё несколько оказались в больнице. Причиной ЧП оказалась неисправность клапана одной из заряжаемых батарей.

Именно после этого ВМФ Индии и заключил контракт со "Звёздочкой" на ремонт Sindhurakshak. В ходе него, кстати, были заменены аккумуляторы лодки – вместо штатно установленных на ней батарей производства санкт-петербургского ОАО "Электротяга" по требованию заказчика поставили выпущенные на заводе в индийском Ахмадабаде компании Exide.

Представители "Звёздочки" уверены, что ЧП на Sindhurakshak никак не связано с проведёнными ремонтом и модернизацией. Сдаточная команда из пяти человек, находившаяся в момент трагедии в Мумбае, предложила свои услуги по установлению причин взрыва комиссии ВМФ Индии, однако от них вежливо отказались.

Расследование причины взрыва на подводной лодке "Синдуракшак" может занять около месяца. На месте стоянки подлодки сейчас работают только индийские специалисты.



Справка

Подлодка Sindhurakshak

Дизель-электрическая подводная лодка Sindhurakshak проекта 877ЭКМ (экспортная модификация проекта "Палтус", по классификации НАТО – Kilo) была заложена на ОАО "Адмиралтейские верфи" (Санкт-Петербург) в 1995 году по заказу ВМС Индии. Проект субмарины разработан в ЦКБ морской техники "Рубин" (Санкт-Петербург). Подлодка имеет надводное водоизмещение 2,3 тыс. куб. м, длину 72,6 м, ширину 9,9 м, скорость полного хода 17 узлов, полную автономность 45 суток, глубину погружения 300 м. Экипаж – 52 человека. Вооружение – шесть торпедных аппаратов (18 торпед). Предназначена для борьбы с подводными и надводными объектами, ведения разведки, высадки разведывательных групп. Считается одной из самых малошумных подводных лодок. В декабре 1997 года субмарина была введена в эксплуатацию ВМС Индии. Всего в 1983-2000 годах было построено 18 подлодок проекта 877ЭКМ, 10 из них вошли в состав ВМС Индии.

Изображение

4 июня 2010 года Минобороны Индии подписало контракт с северодвинским центром судоремонта "Звёздочка" на выполнение ремонта и модернизации подлодки. В августе того же года она прибыла в Северодвинск. На субмарине были установлены современный комплекс ракетного вооружения Club-S, а также более десяти систем индийского и иностранного производства, в том числе гидроакустический комплекс Ushus и система радиосвязи СCS-MK-2. 26 января 2013 года субмарина была передана индийским ВМС, 29 апреля она прибыла в индийский порт Мумбаи.

Источники: Коммерсантъ, РИАН



Источник: Полюс Мира.

Вернуться назад