ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > От белорусских радаров не скроются даже самолеты-«невидимки»

От белорусских радаров не скроются даже самолеты-«невидимки»


9-08-2013, 11:30. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

От белорусских радаров не скроются даже самолеты-«невидимки»

Radar-560trewrerbwervwewre

 

 

Военно-воздушные силы Вьетнама рассматривают возможность приобретения в Беларуси около 20 мобильных твердотельных цифровых двухкоординатных радиолокационных станций (РЛС) метрового диапазона RV-01 «Восток-Э». Об этом две недели назад сообщили вьетнамские и тайваньские интернет-ресурсы (которые, в свою очередь, ссылаются на российские источники). Согласно этим сообщениям, новые станции призваны заменить устаревшие советские РЛС П-18.

Для обучения личного состава вьетнамских ВВС навыкам применения новой техники белорусская сторона должна направить во Вьетнам группу своих советников, сообщают СМИ. Часть вьетнамских специалистов уже прошли подготовку в Беларуси в июне текущего года.

Что же представляет собой техника, о которой идет речь? По данным разработчика, ОАО «КБ Радар», белорусская РЛС «Восток-Э» — абсолютно оригинальная разработка. Она является дальномером метрового диапазона дежурного режима с инструментальной дальностью обнаружения 360 км. Эта мобильная станция предназначена для контроля порядка использования воздушного пространства, своевременного обнаружения и сопровождения воздушных объектов.

Выбор для этих РЛС в качестве зондирующего сигнала метрового диапазона обеспечивает простоту и дешевизну изготовления, более высокую устойчивость к пассивным помехам, малые потери мощности при распространении зондирующих сигналов в реальной атмосфере. Наконец, в этом случае становятся неэффективными методы снижения радиолокационной заметности целей типа «стелс».

Помимо этого важно и то, что метровый диапазон традиционно использовался в СССР и союзных ему странах, а также в КНР. Упомянутая выше П-18 была одной из наиболее массовых РЛС такого типа, ее высокие характеристики были признаны специалистами многих стран. Преимущества П-18 — простота, надежность и всепогодность. При этом она обладает высокой точностью измерения координат — дальности и азимута.

Но на сегодняшний день наиболее востребованным качеством станций, работающих в метровом диапазоне, является уверенное обнаружение и устойчивое сопровождение воздушных объектов, изготовленных с применением технологии обеспечения малозаметности «стелс». С точки зрения физики ничего особенного в этом нет: если длина волны локатора соизмерима с размерами объекта, то любой «невидимка» становится видимым.

Еще на оружейном салоне Milex-2007 в Минске представитель одной из самых авторитетных организаций в сфере радиолокации — Нижегородского научно-исследовательского института радиотехники Виктор Ожерельев заявил журналистам: «Радары, работающие в метровом диапазоне, способны засечь самолеты, построенные по технологии «стелс».

Что было подтверждено во время военного конфликта в Югославии в 1999 году, когда истребитель-невидимка F-117А «Ночной ястреб» был засечен РЛС П-18 и уничтожен по ее информации. Можно не сомневаться, что этот эпизод послужил одним из основных стимулов для разработки проектов модернизации П-18 в Украине, России, Казахстане, Венгрии, Польше. Ныне существует не менее восьми программ модернизации этой станции различного объема, стоимости и эффективности.

Если говорить о РЛС «Восток-Э», то ее характеристики в плане обнаружения целей намного лучше, чем у П-18. Существенно повышена защищенность от активных и пассивных помех, в шесть раз — разрешающая способность по дальности, более чем в шесть раз сокращена дальность радиотехнической разведки РЛС средствами противника. По информации разработчиков, эта РЛС способна обнаружить малозаметные воздушные объекты, включая американский F-117A, в условиях помех на дальности 74 км, а при их отсутствии — до 350 км. Это при том, что многократно уменьшен объем, занимаемый электронным оборудованием.

Главным недостатком большинства программ модернизации П-18 (как и исходного образца) является низкая мобильность. В отличие от большинства зарубежных аналогов, РЛС «Восток-Э» присущи высокая мобильность и автоматизация боевой работы. Время свертывания-развертывания РЛС расчетом из двух человек не превышает 10 минут. Получается в 10 с лишним раз быстрее, чем при использовании П-18. Это объясняется как размещением антенного поста на колесном шасси Минского завода колесных тягачей МЗКТ-65273-20, так и применением уникальной технологии развертывания и свертывания полотна антенны.

Вьетнам — не первый предполагаемый покупатель РЛС «Восток-Э». Еще 30 апреля 2009 года тогдашний первый заместитель председателя Госвоенпрома Беларуси Петр Рогожевский сообщил представителям СМИ, что один экземпляр этой радиолокационной станции поставлен иностранному заказчику. Однако не было сообщено, в какую именно страну поступила новинка.

Ряд обстоятельств позволяет экспертам предполагать, что в числе обладателей РЛС «Восток-Э» есть Иран. В прошлом году иранские военные сумели, перехватив управление, посадить на своей территории американский сверхсекретный разведывательный беспилотный летательный аппарат RQ-170, выполненный по технологии «стелс». Как можно заключить из содержания показанного 6 февраля текущего года иранским телеканалом IRIB документального фильма, для обнаружения БПЛА RQ-170 была использована именно эта РЛС белорусского производства.

Факт обнаружения столь малозаметной цели позволяет говорить о том, что РЛС «Восток-Э» по зубам не только уже переведенный в запас американский F-117, но и его более продвинутый младший собрат F-35. А также разрабатываемый в Китае самолет пятого поколения J-20.

Автор: Александр Алесин
Источник: http://naviny.by

Вернуться назад