ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > В большое плавание

В большое плавание


27-07-2013, 10:45. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

В большое плавание

 

 

В большое плаваниеРоссийский флот возрождается. Моряки, создатели морской техники всех поколений и просто граждане России встречают День ВМФ, который страна будет отмечать в ближайшее воскресение, с оптимизмом.

Накануне Дня Военно-морского флота на Севмашпредприятии в Северодвинске заложена новая атомная подводная лодка «Новосибирск». Этот ракетоносец станет третьим в линейке многоцелевых атомарин проекта «Ясень», разработанного Санкт-Петербургским морским бюро машиностроения «Малахит».

«Ясени» водоизмещением свыше 13 тысяч тонн с минным, торпедным и ракетным вооружением могут погружаться на 600-метровую глубину и двигаться со скоростью порядка 30 узлов, оставаясь практически незаметными для вероятных противников. Первая серийная подлодка проекта, «Казань», уже возводится в стапельном цехе Севмаша, а головной заказ, «Северодвинск», вместе с АПЛ стратегического назначения «Александр Невский» и «Владимир Мономах» проекта «Борей», проходит государственные испытания. В этом году все три подводных ракетоносца должны заступить на боевое дежурство. Головной «Борей» – крейсер «Юрий Долгорукий» – уже в составе флота. В эллинге Севмаша – четвёртый ракетоносец, «Князь Владимир». 170-метровые, водоизмещением 24 тысячи тонн «Бореи» – детища Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» – с межконтинентальными баллистическими ракетами «Булава», способные погружаться на 450 метров и развивать скорость 29 узлов, станут основой ядерных морских сил России до середины нынешнего века; «Ясени» – основными многоцелевыми субмаринами.

Как сообщил министр обороны Сергей Шойгу: «В результате реализации госпрограммы вооружения до 2020 года на флот должны поступить восемь ракетных подводных крейсеров, 16 многоцелевых подводных лодок, 54 надводных боевых корабля различного класса». Правда, «в золотой век» отечественного кораблестроения в начале 80-х годов только российские верфи ежегодно пополняли военно-морские силы на 45 боевых единиц. Но нынешние темпы свидетельствуют о реальном возрождении отрасли, а значит, и флота.

На обновление морской техники в Государственной программе вооружений до 2020 года предусмотрено пять триллионов рублей. Подобные траты понятны и объяснимы. И не только потому, что флот, который чуть не пустили «на иголки» в 90-е, надо возрождать в принципе – Россия со всех сторон окружена морем. В отличие от других стран, нам приходится оборонять одновременно пять крупных морских театров (считая Каспий), а государству, соответственно, содержать пять самостоятельных флотов, консолидация сил которых одномоментно практически невозможна. А ведь надо ещё и обеспечивать безопасность российской экономической зоны, и представлять интересы государства, демонстрируя Андреевский флаг, во всех районах Мирового океана. Другие морские державы, не в пример России, строительство своих флотов не ограничивали. И сейчас весьма ревностно следят за нашей активизацией. Не этим ли объясняется принятое в США решение о постройке до 2017 года серии из девяти новых эсминцев типа «Арли Берк»? Командование американских ВМС уже заключило соответствующие контракты с судостроительными предприятиями General Dynamics и Hungtington Ingalls на сумму 6,1 миллиарда долларов.

Ведущие специалисты НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ Алексей Быков и Кирилл Рожин отмечают следующие современные тенденции мирового надводного кораблестроения: число боевых единиц не уменьшается, усиливается противовоздушная оборона морской техники, повышается роль беспилотных средств, борьба с терроризмом и ростом оборота наркотиков заставляет наращивать численность патрульных судов. Подобные общемировые особенности, безусловно, учитываются и в формировании облика современного российского флота, с прицелом на то, чтобы он на долгую историческую перспективу оставался эффективным, грозным и конкурентоспособным.

Боевой состав надводных универсальных крейсеров, который возглавляет «Пётр Великий», пополнит ещё один аналогичный ракетоносец – «Адмирал Нахимов». Принято решение о его капитальном ремонте и модернизации. Проект выполнит Северное проектно-конструкторское бюро, где была разработана серия этих крупнейших в мире универсальных надводных атомоходов (длина 250 метров, водоизмещение 25 тысяч тонн). 70% оборудования подлежит замене. В результате в 2018 году «Адмирал Нахимов» станет самым современным надводным ракетоносцем, оснащённым новейшим вооружением.

Буквально на днях корабелы Центра судоремонта «Звёздочка» завершили важный этап модернизации неатомного ракетного крейсера «Маршал Устинов» проекта «Атлант» (длина 186 метров, водоизмещение 11500 тонн). В боевой состав корабль вернётся в 2015 году. Вслед за ним будут реконструированы флагманы Черноморского и Тихоокеанского флотов ракетные крейсера «Москва» и «Варяг».

Разработанные Северным проектно-конструкторским бюро фрегаты – сторожевики дальней морской зоны, водоизмещением свыше трёх–четырёх тысяч тонн, строят на Калининградском заводе «Янтарь» и петербургской «Северной верфи». Головной фрегат – «Адмирал флота Советского Союза Горшков» – вышел на заводские швартовые испытания и скоро войдет в боевой состав. Начиная с 2016-го «Северная верфь» планирует сдавать в год по одному фрегату, пока их планируется построить шесть единиц.

Накануне Дня Военно-морского флота на «Северной верфи» заложен и первый серийный корвет, корабль ближней морской зоны, «Проворный». Головной – «Бойкий» – пользовался повышенным вниманием на прошедшем Военно-морском салоне. Сравнительно компактные (водоизмещением 2 тысячи тонн, длиной около100 метров), достаточно скоростные (27 узлов) корабли, разработанные в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз», оснащены эффективным вооружением, современной системой управления и бортовой автоматики. Благодаря технологии «Стелс» они считаются малозаметными для вероятных противников. «Северная верфь, начиная с 2015 года, планирует передавать флоту также по одному корвету в год.

В портфеле заказов предприятия – два высокотехнологичных судна связи. Первенец – «Юрий Иванов» – готовится к спуску на воду. Разработчик – Центральное конструкторское бюро «Айсберг» – постарался в сравнительно компактном корпусе (водоизмещением 2500 тонн) разместить максимум высокоинтеллектуальной аппаратуры и создать максимальные условия для работы экипажа из 120 специалистов при походах протяжённостью порядка 8000 миль. Суда данного проекта относятся к классу больших разведывательных кораблей и предназначены для наблюдения за компонентами американской ПРО.

Судостроительная фирма «Алмаз», Средненевский и Зеленодольский судостроительные заводы, Нижегородский «Красное Сормово», Дальневосточный «Звезда» и другие верфи, каждый по своей программе, поставляют флоту корабли и катера разных типов и назначения.

Самое отрадное, что за будущее российского флота и его флагмана болеют не только специалисты, но и жители страны – от Москвы до самых до окраин. Нынешней весной группа петербуржцев обратилась к президенту с предложением собрать всем миром средства на разработку и создание серии новых российских авианосцев. Причём современные электронные технологии позволяют сделать сбор и расходование денег абсолютно прозрачным, чтобы ни один рубль не ушёл «налево». Специальную общероссийскую программу они предложили назвать «Народный авианосец». Из Администрации президента письмо было направлено на изучение в Министерство обороны, откуда пришёл ответ, что предложение заслуживает внимания и будет учтено, когда проект авианосца обретёт более зримые очертания. Ждать осталось недолго.

 

 

Автор Алексей Захарцев

Первоисточник http://file-rf.ru/


Вернуться назад