Морские БПЛА Александр Ермаков, Прохор Тебин
Фото: navair.navy.mil MQ-4CTriton
Долгое время надводные корабли оставались единственным эффективным инструментом ведения войны на море, и лишь в прибрежных районах определённую конкуренцию им могла оказать береговая артиллерия. Появление подводных лодок и морской авиации (палубного и берегового базирования) кардинально изменило облик морской войны и флотов. Сейчас, с началом разработки и внедрения значительного числа самых разнообразных беспилотных подводных и летательных аппаратов, можно наблюдать начало нового этапа кардинальных изменений в структуре флотов ведущих морских держав. Подводные беспилотники находятся в самом начале своего развития, и пройдёт значительное время прежде, чем они смогут играть существенную роль в военно-морской деятельности. Напротив, морские беспилотные летательные аппараты (БПЛА) переживают период бурного развития. В структуре ВМС США они уже играют значительную роль, которая должна существенно вырасти в течение ближайшего десятилетия. Многие морские державы идут по пути догоняющего развития, но они также уделяют достаточно серьёзное внимание морским беспилотным системам. Особо стоит отметить, что, как и в случае с пилотируемой авиацией, задачи и возможности различных классов БПЛА существенно различаются. Один из вариантов классификации БПЛА, который применяется Министерством обороны Великобритании, подразумевает разделение всех БПЛА на три класса по максимальному взлётному весу. Первый класс соответствует беспилотникам до 150 кг, второй – от 150 до 600 кг, и третий – более 600 кг. Данная классификация является весьма условной: например, третий класс включает в себя столь разные по своим возможностям образцы, как стратегический разведывательный БПЛА MQ-4C Triton (максимальный взлётный вес – около 15 тонн) и тактический беспилотник вертолётного типа MQ-8B Fire Scout (максимальный взлётный вес – около 1400 кг). Основными преимуществами беспилотников являются их существенно меньшие размеры по сравнению с пилотируемыми летательными аппаратами, что позволяет увеличить корабельные авиагруппы, а также разворачивать авиагруппы, состоящие из БПЛА, на кораблях, которые мало приспособлены к базированию пилотируемой авиации. Также БПЛА обычно отличаются меньшей стоимостью. Кроме того, беспилотники могут находиться в воздухе существенно дольше, чем пилотируемые вертолёты и самолёты. Наконец, использование БПЛА в боевой обстановке позволяет избежать угрозы жизни пилотов.
«Стратегические» морские БПЛА
Сейчас, с началом разработки и внедрения значительного числа самых разнообразных беспилотных подводных и летательных аппаратов, можно наблюдать начало нового этапа кардинальных изменений в структуре флотов ведущих морских держав.
В мае 2013 г. мы стали свидетелями целого ряда существенных успехов программ создания «стратегических» (учитывая их размеры, стоимость и спектр выполняемых задач; на Западе часто используется термин HALE – High Altitude, Long Endurance) морских беспилотных систем ВМС США. Утром 14 мая 2013 года с палубы авианосца «Джордж Буш» совершил первый взлёт БПЛА X-47B корпорации Northrop Grumman. Данный БПЛА является одним из двух опытных образцов, созданных «Нортроп Грумман» в рамках заключённого в 2007 году контракта с ВМС по программе UCAS-D (Unmanned Combat Air System Carrier Demonstration). В рамках этой программы планируется отработать взлёт и посадку БПЛА на авианосец, а также дозаправку в воздухе. Испытания по дозаправке в воздухе планируется провести до 1 октября 2014 г. UCAS-D предваряет начало программы UCLASS (Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillance and Strike), предполагающей создание малозаметного тяжёлого палубного беспилотника. Такие БПЛА должны будут осуществлять разведку и наносить удары по наземным целям. В условиях развития противокорабельных ракет, неатомных подводных лодок и иных т.н. «систем ограничения доступа», на БПЛА UCLASS возлагаются большие надежды. Среди экспертов и представителей американского руководства существует мнение, что именно от создания ударного беспилотника с большим (порядка 1800 км) боевым радиусом зависит будущее палубной авиации и авианосной компоненты ВМС США. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по программе UCLASS должны начаться в 2013 г. На них планируется выделить 2,3 млрд долларов. Боевой готовности БПЛА, разработанные по программе UCLASS, должны достигнуть к 2020 г.
Фото: picstopin.com БПЛА X-47B
Тем не менее, существуют опасения, что программа UCLASS способна выродиться в создание палубного беспилотника, который будет ориентирован на выполнение разведывательных задач, а ударные функции будут играть второстепенную роль. Кроме того, БПЛА UCLASS может в итоге быть создан с использованием значительно меньшего числа технологий «стелс», чем существующие X-47B. Брайан МакГрат, один из ведущих американских военно-морских экспертов, озвучил опасения, что БПЛА UCLASS может быть создан в качестве палубного аналога боевых БПЛА семейства Predator. Стоит напомнить, что корпорация General Atomics, которая является создателем семейства Predator, участвует в программе UCLASS с БПЛА Sea Avenger. Подобный БПЛА несомненно усилит морскую авиацию США, но не сможет эффективно действовать в условиях наличия у противника развитых «систем ограничения доступа». Говоря о причинах противодействия созданию по-настоящему малозаметного ударного БПЛА, МакГрат отмечает конкуренцию со стороны программы создания палубного истребителя пятого поколения F-35C, который должен взять на себя функции ударного самолёта «первого дня войны», сокращение военных расходов в США, а также консервативность представителей командования морской авиации.
Основными преимуществами беспилотников являются их существенно меньшие размеры по сравнению с пилотируемыми летательными аппаратами, что позволяет увеличить корабельные авиагруппы, а также разворачивать авиагруппы, состоящие из БПЛА, на кораблях, которые мало приспособлены к базированию пилотируемой авиации.
Вторым типом «стратегического» БПЛА, который в ближайшем будущем должен стать важным инструментом американских ВМС, является дальний разведывательный БПЛА берегового базирования MQ-4C Triton производства Northrop Grumman, который совершил свой первый полет 22 мая 2013 г. . Этот БПЛА создаётся в рамках программы BAMS (Broad Area Maritime Surveillance) на основе беспилотника RQ-4B Global Hawk ВВС США. Четыре MQ-4C смогут обеспечивать постоянное патрулирование заданного сектора Мирового океана. Они будут осуществлять длительное (до 28 часов) патрулирование больших пространств (радиус зоны патрулирования должен составить около 3700 км). Также MQ-4C смогут исполнять функции ретранслятора для поддержания связи между рассредоточенными силами на театре военных действий. MQ-4C Triton разрабатывается в качестве дополнения к патрульному самолёту берегового базирования P-8A Poseidon производства Boeing. Беспилотники должны снять с P-8A большую часть задач по патрулированию морского пространства и разведке, что позволит сосредоточить «Посейдоны» на выполнении других задач, в том числе – борьбе с надводными кораблями и подводными лодками. Всего планируется закупить 70 MQ-4C, включая два опытных образца. Стоимость программы должна составить 13,2 млрд долларов (в т.ч. 3,3 млрд на НИОКР), а конечная стоимость серийного беспилотника – 189 млн. Свою заинтересованность в закупке БПЛА Triton официально подтвердила Австралия. Кроме того, существует вероятность, что MQ-4C заинтересует Индию, которая закупает P-8A. Triton должны достигнуть боевой готовности в 2016 г. В первую очередь данные БПЛА будут развернуты на Ближнем Востоке в зоне ответственности Пятого флота, где сейчас успешно эксплуатируется опытный БПЛА BAMS-D, затем на острове Гуам в зоне ответственности Седьмого флота, на базе Сигонелла в Италии (Шестой флот) и, наконец, в континентальной части США.
Тяжёлые тактические морские БПЛА
Фото: blog.tmcnet.com MQ-8B Fire Scout Дорогостоящие «стратегические» морские БПЛА дополняются существенно более дешёвыми тяжёлыми тактическими БПЛА вертолётного типа, которые способны стать рабочими лошадками морской авиации, дополняя вертолёты. Наиболее ярким примером подобных БПЛА является MQ-8B Fire Scout, который был разработан Northrop Grumman на базе лёгкого вертолёта Schweizer/Sikorsky S-333. Этот БПЛА занимает вдвое меньше места, чем стандартный палубный вертолёт ВМС США MH-60R Seahawk, и может выполнять многие из задач, которые возлагаются на вертолёт. Размеры БПЛА позволяют существенно увеличить количество летательных аппаратов на надводных кораблях. На борту боевых кораблей прибрежной зоны (БКПЗ) типа LCS, которые являются основными носителями данных БПЛА, один-два Fire Scout будут практически всегда дополнять пилотируемый Seahawk. А на борту фрегата может быть размещено четыре MQ-8B. Стоит подчеркнуть, что такие БПЛА планируется использовать преимущественно не как замену, но в дополнение пилотируемой авиации. Так, исследование показало, что с точки зрения критерия «стоимость-эффективность» смешанная авиагруппа на боевых кораблях прибрежной зоны предпочтительнее авиагруппы, состоящей только из БПЛА или вертолётов.
Дорогостоящие «стратегические» морские БПЛА дополняются существенно более дешёвыми тяжёлыми тактическими БПЛА вертолётного типа, которые способны стать рабочими лошадками морской авиации, дополняя вертолёты.
Используя бортовое оборудование и электронные системы MQ-8B, Northrop Grumman разработала более крупный беспилотник MQ-8C на базе вертолёта Bell 407 Jet Ranger. Корпорация вела разработку за счёт собственных средств, но ВМС США новая модель оказалась по вкусу и они отказались от дальнейших закупок MQ-8B в пользу MQ-8C. В 2012 году корпорация получила контракт на строительство 30 MQ-8C. Новая версия Fire Scout отличается возросшим до 2 тонн максимальным взлётным весом, практически вдвое большей полезной нагрузкой (около 500 кг), более высокой скоростью (около 260 км/ч) и более длительной продолжительностью полёта (до 11-14 часов). Испытательные полёты MQ-8C должны начаться в сентябре этого года, а боеготовности они достигнут в конце 2014 г. Вследствие увеличившихся размеров и существенно улучшенных ТТХ, ВМС планируют обойтись меньшим количеством данных БПЛА на кораблях. Так, вместо 4 MQ-8B на фрегатах будет базироваться 3 MQ-8C. Похожую работу в интересах ВМС Франции в данный момент осуществляет Boeing совместно с DCNS и Thales: осенью 2012 г. закончились испытания БПЛА H-6U Unmanned Little Bird на базе вертолёта Boeing MD-530А. H-6U является комбинированным летательным аппаратом, то есть может использоваться и как БПЛА, и как пилотируемый вертолёт. Основными функциями MQ-8 является разведка и целеуказание, но ВМС также планируют вооружить данные БПЛА – в частности, 70-мм высокоточными ракетами APKWS. БПЛА вертолётного типа имеют определённые ограничения по длительности и дальности полёта, что ставит вопрос о разработке морских БПЛА с неподвижным крылом (на Западе часто используют термин MALE – Medium Altitude, High Endurance), которые могут базироваться на небольших кораблях. Агентство по перспективным технологиям Министерства обороны США (DARPA) начало программу TERN (Tactically Exploited Reconnaissance Node), которая предполагает разработку подобного БПЛА, полезная нагрузка которого должна составлять около 300 кг, а оперативный радиус – от 1100-1700 км, и сопутствующей системы, которая будет обеспечивать его взлёт и посадку на БКПЗ и другие подходящие корабли. Беспилотники по программе TERN должны будут выполнять как разведывательные, так и ударные функции.
Лёгкие тактические БПЛА
Фото: БПЛА RQ-21A Integrator
Наряду с более тяжёлыми беспилотниками, своё место на палубе кораблей занимают лёгкие БПЛА, подобные разведывательному беспилотнику с неподвижным крылом ScanEagle производства «дочки» Boeing Insitu, который эксплуатируется на американском флоте с 2005 г., а также с успехом применяется флотами других государств. В 2012 г. контракт на поставку этих БПЛА для своего флота заключил Сингапур. К июлю 2011 года ScanEagle совершили общим счётом 56 тыс. боевых вылетов, их совокупный налёт превысил 500 тыс. часов, в том числе около 250 тысяч часов – в интересах ВМС, а их общая численность в составе американского флота превысила 120 единиц. Примечательно, что ВМС не закупают ScanEagle, а пользуются их услугами в рамках договоров подряда с производителем. Данные БПЛА предваряют реализацию программы STUAS (Small Tactical Unmanned Aircraft System) по созданию беспилотной разведывательной системы с более крупными БПЛА RQ-21A Integrator в интересах ВМС и Корпуса морской пехоты США, которую реализует Insitu в рамках заключённого в 2010 г. контракта. Максимальный взлётный вес беспилотника составит около 60 кг. Первый полёт с палубы корабля RQ-21A совершил 9 апреля 2013 г. Всего ВМС планируют приобрести 36 систем STUAS, каждая из которых будет включать пять БПЛА.
Россия
Фото: ruspotting.net «Горизонт Эйр» S-100 В отличие от США, развитие морских беспилотных систем в России только начинается. И хотя принятие на вооружение «стратегических» беспилотников остаётся вопросом долгосрочной перспективы, разработка тактических БПЛА различной дальности уже активно идёт. Говоря непосредственно о морских БПЛА, стоит упомянуть модель «Горизонт Эйр» S-100 на базе Camcopter S-100, которую на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге в 2011 г. продемонстрировало ОАО «Горизонт» (Ростов-на-Дону). Компания собирает БПЛА по лицензии австрийской Schiebel. Данные беспилотники уже активно эксплуатируются французскими ВМС и флотами других государств, в том числе, по некоторым данным, КНР. «Горизонт Эйр» представляет собой БПЛА вертолётного типа с максимальным взлётным весом в 200 кг, который может применяться для ночного и дневного патрулирования, наблюдения и мониторинга наземного и надводного пространства, проведения поисково-спасательных операций, участия в ликвидации последствий стихийных бедствия и техногенных катастроф, а также охране границ. Более того, S-100 может быть вооружён: данный ПБЛА успешно осуществлял запуск лёгкой многоцелевой ракеты LMM производства Thales. Сейчас беспилотник находится на стадии сертификации. В ноябре 2012 г. для проведения опытной эксплуатации был поставлен первый комплекс с БПЛА S-100 для нужд Береговой охраны Пограничной Службы ФСБ России. Предварительное решение о закупке одного комплекса с БПЛА «Горизонт Эйр» для проведения опытной эксплуатации также принято ВМФ. Заинтересованность в данных БПЛА высказало и МВД. Развитие беспилотных систем не является приоритетом военно-морского строительства в России. Это связано как с первоочерёдностью задачи обновления корабельного состава флота, так и с технологическим отставанием в данной области. Тем не менее, развитие беспилотных систем способно усилить авиацию флота, береговой охраны и других ведомств. Выполняя патрульные и разведывательные функции, морские БПЛА будут способствовать защите национальных интересов России в Мировом океане. Источник
Вернуться назад
|