ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > О русской боевой культуре

О русской боевой культуре


15-07-2013, 12:08. Разместил: VP

 

О русской боевой культуреНаши предки прошли от Москвы до Тихого океана, смогли удержать эту территорию, защитить свою независимость и территориальную целостность. А сколько раз враги, тянувшиеся к мировому господству, спотыкались о Россию? Армии Карла Шведского, Наполеона и Гитлера были разбиты нашими дедами и прадедами. А нам говорят, что у нашего народа не существовало своей боевой культуры…

Как правило, люди, допускающие подобные высказывания, делятся на две категории. Первая категория говорит это из-за незнания истории и культуры нашего народа. Вторая — от своей подлости.

При этом скромно забывается, что практически каждое поколение в России участвовало в военных конфликтах и сражениях…

Также умалчивается о том, что на территории России до определенного времени широко практиковалась и развитая отечественная состязательная культура.

А ведь кроме ныне подзабытого русского кулачного боя были и палочные бои, ножевой бой, борьба, различные виды конных состязаний, большое количество игр, направленных на развитие ловкости, находчивости, быстроты, силы, подвижности и выносливости. И все это культивировалось, но не возводилось в культ. Русская состязательная традиция, в рамках молодецкой забавы, развивала мальчика — парня — мужчину физически и психологически на разных этапах возрастного развития через одиночные и групповые игры.

На примерах научных исследований феномена бойцовских артелей наш современник Г. Н. Базлов доказал, что состязательная традиция на протяжении многих веков являлась неотъемлемой частью русской мужской культуры и включала в себя как кулачный бой, так и палочный и ножевой бой. Культура бойцовских артелей дожила до конца второго тысячелетия и стала угасать лишь в 50-е годы.

А боевая культура казачества? Сколько процентов от общего числа современных казаков знает ее? Сколько ею владеют? А ведь каждая культура заключает в себе знания и традиции предыдущих поколений. Мы не против того, чтобы человек изучал и развивал культуру других народов. Но прежде чем выучить иностранный язык, неплохо бы научиться говорить и писать на своем родном.

Другое дело, что в тот период, когда на Востоке развивались известные ныне системы боевого и спортивного направления, в нашей стране развитие отечественной боевой культуры считалось делом реакционным. При этом в отдельные годы за сохранение «отцовской» шашки можно было угодить в места не столь отдаленные.
Однако нельзя не отметить, что в довоенный период свое развитие получил советский вид единоборства, позже названный «самбо». Данный вид единоборства создавался на базе развивающихся, конкурирующих между собой «синтетических» систем: школы «САМ» В. А. Спиридонова и школы борьбы вольного стиля В. А. Ощепкова, а также отдельных приемов и технических элементов национальных видов борьбы народов СССР и зарубежных единоборств. Но волна репрессий не обошла стороной даже В. А. Ощепкова.

Толчком для возрождения отечественного боевого искусства послужила Великая Отечественная война. Рукопашные схватки во время ВОВ велись на уничтожение противника с использованием ножей, штыков, лопаток, подручного и огнестрельного оружия. Пришло время вспомнить и о переползании по-пластунски, и о владении штыком по-суворовски. Бой диктовал свою тактику и технику. Успех в рукопашном бою означал уничтожение врага, за исключением задач по захвату языка… Однако вскоре и отечественный боевой опыт, и наработки в области ближнего боя, накопленные за время войны, оказывались преступно не востребованными.

Много ли наших соотечественников знает имя дважды Героя Советского Союза Виктора Николаевича Леонова, командира отдельных разведывательных отрядов Северного и Тихоокеанского флотов? А кто знает о системе подготовки к ближнему бою, прошедшей практику в горниле войны на направлении разведывательной и диверсионной деятельности в тылу противника? А кто ею владеет сегодня? На его счету не было ни одной проваленной операции. Одна только операция в порту Вонсан превратилась в настоящую легенду, во время которой 140 бойцов отряда взяли в плен 3,5 тысячи японцев — солдат, офицеров…

Но земля русская не оскудела своими талантами и подвижниками. В конце 80-х мы узнали о деятельности Алексея Алексеевича Кадочникова, получившего с легкой руки журналистов общесоюзную известность в качестве разработчика «русского стиля» рукопашного боя. Статьи в популярных изданиях не давали верного представления об уровне работы, которую не было принято предавать огласке. А работа по развитию системы А. А. Кадочникова тем временем не останавливалась.

Так, в 1987 году в Краснодаре был создан Центр славянского мастерства, группа специалистов которого работала над созданием перспективных методик боевой подготовки. Первоначально работа велась с внештатной ротой разведки на базе КВВКИУРВ по направлению «противодиверсионная защита ракетных комплексов». Позже начатая работа продолжилась в рамках Краснодарского учебного центра, на базе которого проводилось краткосрочное обучение офицерского состава подразделений спецназначения ГРУ. В обоих центрах А. А. Кадочников определял основные направления развития системы боевой подготовки.

Начав работу в 1962 году, А. А. Кадочников и поныне готовит специалистов для спецподразделений и офицерские кадры в военных училищах Краснодара и войсковых частях Краснодарского гарнизона. И не последнее место в этом отведено подготовке к рукопашному бою.

В основе отечественной системы подготовки в области рукопашного боя лежат следующие задачи: сведение к минимуму силового воздействия заведомо более сильного противника и достижение наибольших результатов своих действий при минимально возможных затратах энергии. Поэтому данную систему рукопашного боя образуют наиболее рациональные и целесообразные способы физического воздействия на противника, а также тактические и специальные психологические приемы, способствующие эффективности их применения.

Другим отличием в методике подготовки к рукопашному бою является отсутствие заученных шаблонов движений. При этом подход к решению бесчисленно возможного разнообразия ситуаций в рукопашном бою строится на основе «принципов». А в описании процесса рукопашного боя основной упор делается на применении закономерностей, объясняющих взаимодействие в звене «система управления — управляемый объект».

Идеи и разработки А. А. Кадочникова дали толчок для развития ряда самостоятельных авторских направлений по подготовке к рукопашному бою, которые сегодня развиваются на базе ряда организаций. Это Центр «Современное направление русского рукопашного боя» (С.Н. Баннников), Международная федерация русского рукопашного боя (И. Г. Скобеев), Межрегиональное объединение содействия личной безопасности граждан «Магистр» (Е. И. Мирошниченкоченко) и многие другие. Система отечественной боевой культуры получила развитие и на Дальнем Востоке, на базе Владивостокской федерации русского боевого искусства. Основателем и президентом федерации является С.А. Пестов.

Главная ее цель — развитие отечественной боевой культуры как неотъемлемой части культуры русского народа и эффективной системы самозащиты, подготовка физически и духовно крепкого нового поколения патриотов России. В настоящее время работает головное подразделение во Владивостоке и филиал в г. Артем. Федерацией ведется работа по открытию ряда новых клубов и секций в других городах Приморского края. На базе реализации проекта «Витязи» проводится работа комплексного патриотического воспитания детей и молодежи Приморского края, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С 2009 года работает отдел специальной подготовки «Медведь», который проводит тренинговые программы и семинары для военнослужащих спецподразделений Минобороны России. Установлено взаимодействие с 14-й обрСпН ГРУ ГШ МО и МРП (42-я обрСпН) ВМФ РФ. Не забывает федерация и про сотрудников правоохранительных органов.

А делиться есть чем — как в плане тактической подготовки подразделений, так и в плане огневой и специальной физической подготовки. В частности, федерацией создана методика обучения человека возможностям оптимизации умственной и двигательной деятельности человека в экстремальной ситуации. С. А. Пестовым также разработана авторская программа тактической огневой подготовки сотрудников оперативных подразделений МВД и специальных служб, получившая положительные отзывы профессионалов.

Русская боевая культура представляет собой различные грани универсальной системы, спектр применения которой очень широк: от оздоровительных и общеразвивающих физических упражнений до системы подготовки бойцов подразделений специального назначения. Кроме того, необходимо особо отметить, что русское боевое искусство — это не только рациональные методики и техники боя. Это еще и история побед нашего Отечества, нашего народа, так часто бывшего перед угрозой порабощения и уничтожения… Это часть нашей культуры, которую мы обязаны сообща сберечь и передать нашим потомкам.
Автор Александр Шапошников

Вернуться назад