ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Военно-морские премьеры. VI МВМС-2013, прошедший в Санкт-Петербурге, удивил даже искушенных посетителей
Военно-морские премьеры. VI МВМС-2013, прошедший в Санкт-Петербурге, удивил даже искушенных посетителей13-07-2013, 10:32. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
||||
Военно-морские премьерыVI МВМС-2013, прошедший в Санкт-Петербурге, удивил даже искушенных посетителей
Сергей Птичкин
Чисто технически и технологически Россия в состоянии строить самые современные боевые корабли и подводные лодки. Дело, как говорится, за политической волей... Свою продукцию на VI Международном военно-морском салоне выставили 458 компаний, 89 из них – зарубежные. В морской экспозиции приняли участие 36 кораблей и катеров, в основном малотоннажных. Однако присутствовали и крупные боевые единицы: фрегат «Эвертсен» и дизель-электрическая подводная лодка «Дельфин» Королевских ВМС Нидерландов, польское гидрографическое судно «Арктовский» и новейший российский корвет «Бойкий». Рассказать обо всем, что было представлено и о чем было объявлено, в одной публикации невозможно. Перечислю лишь самое, на мой взгляд, интересное. Одна из основных новостей, которая почему-то в средствах массовой информации достойного отражения не нашла, звучит так: в России после почти двадцатипятилетнего перерыва возобновляется строительство скоростных судов на подводных крыльях. В ближайшее время в Рыбинске должна состояться закладка судна на подводных крыльях нового поколения «Комета-120М». Еще в СССР спроектировали и построили гражданские суда на подводных крыльях проектов «Метеор» и «Комета», а также торпедные катера на подводных крыльях. Были построены и испытаны уникальные экранопланы, аналогов которым в мире нет до сих пор. Чудо-техника создавалась под руководством Ростислава Евгеньевича Алексеева в городе Горький. Сейчас Центральное КБ по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева в Нижнем Новгороде возглавляет Сергей Вячеславович Платонов. В немалой степени благодаря ему Россия, едва не утратив судостроение на подводных крыльях, сумела возродить его на качественно новом уровне. Произошло это уже в новом веке. Альтернативы скоростным судам во многих регионах планеты просто нет. Нередко тратятся часы, чтобы добраться от одного острова к другому «классическими» плавсредствами. На подводных крыльях можно долететь за десятки минут. А взять великие сибирские реки? Там нет ничего более выгодного и удобного для перевозки людей и грузов, чем скоростные суда. Но их там нет – выпуск прекратился с распадом СССР. Не производят их и в странах с очень продвинутыми технологиями. А ведь, казалось бы, если это выгодно, то по законам рынка суда на подводных крыльях давно должны были заполнить весь мир. Проблема в том, что спроектировать подводное крыло гораздо сложнее самолетного, которое работает в воздухе. И, просчитав стоимость проектирования, а потом строительства, западные судовладельцы решили в подводные крылья не вкладываться. Нам просто повезло. В СССР с затратами не считались. Надо – значит, сделаем! Еще в середине ХХ века мы получили фору, которая и в третьем тысячелетии позволяет лидировать. Неудивительно, что западные конкуренты-судостроители делали и будут делать все, чтобы блокировать вхождение наших крылатых судов на мировой рынок. Злую шутку сыграло и советское качество. Суда на подводных крыльях – «Метеоры» и «Кометы» - в большом количестве закупили Греция и КНР. Казалось бы, пришло время обновить парк. Так нет же! Собранные еще в СССР, они исправно работают и даже не ржавеют сегодня, спустя десятилетия после выпуска. Но время все равно возьмет свое. По словам Сергея Платонова, гендиректора и главного конструктора ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева, «Комета-120М» рядом с классической «Кометой» – это скоростной «Сапсан» и обычная электричка. В судах нового поколения применены, если не космические, то авиационные технологии – это точно. Даже кабина управления «Кометы-120М» напоминает кабину пилотов самого современного авиалайнера. В новом проекте широко используются беспроводные коммуникации связи и управления. Шум работы двигателей уменьшен в разы. Комфорт пассажиров – лучше, чем в американском суперсамолете «Лайнер мечты». «Комета-120М», рассчитанная на перевозку 120 пассажиров, спроектирована в двух версиях – для использования в пресной речной воде и соленой морской. Конструктивно они похожи, но отличаются антикоррозионной защитой и размерами крыльев – в морской версии они по площади больше. Скорость до 60 узлов – более 100 км/час. Судно очень экономично. Срок окупаемости – не более пяти лет, а служит оно не менее двадцати пяти. Ну не могут наследники Алексеева проектировать суда-однодневки, пусть это и противоречит рыночным представлениям о коммерческой выгоде. Качество – их, а, значит, и российский фирменный знак. В Нижнем Новгороде разработана целая серия судов на подводных крыльях – более мощные, чем «Комета-120М», и совсем небольшие, для эксплуатации на мелководных речках. Начат выпуск очень перспективных скоростных судов с каверной под днищем. Спроектировано семейство нового поколения экранопланов, транспортных средств нового века, как уверены многие специалисты. Все это великолепие было показано на салоне в Санкт-Петербурге. И, надо сказать, привлекало внимание зарубежных судовладельцев. Накануне открытия МВМС-2013 состоялось два примечательных события. Индийским ВМС передан фрегат «Триканд» («Лук») проекта 11256, один из лучших в мире по своим техническим и боевым характеристикам. А в состав ВМФ России введен корвет «Бойкий» проекта 20380 – лучший в мире в своем классе боевых кораблей. «Бойкий», несмотря на свои малые размеры, способен вступить в поединок даже с крейсером, и одержать победу. Корвет имеет очень мощное вооружение: противокорабельные ракеты «Уран», новейший торпедно-антиторпедный комплекс «Пакет», 100-мм автоматическую пушку, два шестиствольных 30-мм автомата, зенитно-ракетный комплекс «Редут». В специальном ангаре размещается вертолет типа Ка-27. Однако главное ноу-хау проекта 20380 – полностью композитная надстройка, выполненная в одном коконе. То есть, корпус у корабля стальной, а все, что выше, имеется в виду надстройка – пластмассовое. Никто в мире столь смелых проектов в кораблестроении еще не реализовывал. Если учесть, что корвет весь покрыт толстым слоем специальной радио- и теплопоглощающей краски, то он практически невидим в радиолокационном диапазоне и системами инфракрасного наблюдения. Корабль-невидимка, да и только. «Бойкий», которым командует капитан 3-го ранга Алексей Суслов, стал настоящей звездой МВМС-2013. Кстати, корвет простоит у пирса Морского вокзала, где проходил салон, до Дня ВМФ, который в этом году отмечается 28 июля. Так что у жителей Санкт-Петербурга и гостей города еще есть возможность посетить этот прекрасный во всех отношениях корабль. Даже некоторые отечественные эксперты считают, что наше торпедное оружие исторически уступает западному. Однако на МВМС-2013 был представлен новейший и, можно сказать, уникальный торпедный комплекс «Пакет», аналогов в мире не имеющий. «Пакет» включает в себя малогабаритную тепловую торпеду калибра 320-мм и антиторпеду того же калибра. Торпеда предназначена для гарантированного поражения современных и перспективных подводных лодок в ближней зоне самообороны. Может эффективно поражать и небольшие корабли типа корветов. Скорость хода торпеды – до 50 узлов, дальность хода – до 20 километров, глубина – до 600 метров. Масса взрывчатого вещества – 60 килограммов. Антиторпеда внешне на нее похожа, но имеет более мощную боевую часть с массой взрывчатого вещества до 80 килограммов, меньшую дальность хода – до 1,4 километра. Скорость примерно такая же. Применение «Пакета» на боевых кораблях позволяет им практически не опасаться атак подводных лодок. Вражеские субмарины обнаруживаются на предельной дистанции и уничтожаются в радиусе 20 километров от корабля. Если же лодке удалось прорваться и произвести залп, то выстреливаются антиторпеды, которые, подобно ракетам ПВО, перехватывают и поражают чужие торпеды в радиусе одного километра от корабля. Стоит повторить: аналогичных комплексов в мире нет. И напомнить: все современные корветы и фрегаты, вступающие в строй ВМФ, несут на борту «Пакеты», что на МВМС-2013 демонстрировал «Бойкий». В США и Западной Европе при строительстве подводных лодок давно устанавливают не просто оптические перископы, а оптико-электронные. Визуальная информация переводится в цифровой формат и передается на большие экраны командного пункта. Так что видеть надводную и воздушную обстановку может не только один командир, в случае необходимости и другие специалисты. Кроме того, идет автоматическая видеозапись. Такие перископы отличаются еще и тем, что они короче классических, их можно размещать в рубочном ограждении вне прочного корпуса. Теперь и в России есть перископы нового поколения. Один из них – «Парус-98» - был представлен концерном «ЦНИИ «Электроприбор». Он имеет телевизионный и тепловизионный каналы наблюдения, лазерный дальномер, систему гироскопической стабилизации линии визирования, систему обнаружения излучения радиотехнических средств противника, также обеспечивает прием сигналов ГЛОНАСС и «Джи-Пи-Эс». Мощные гребные валы и небольшие скоростные винты традиционно очень хорошо рассчитывали и качественно производили в СССР. При этом, в отличие от иностранных фирм, поставлявших на рынок серии винтов определенного типа, у нас они всегда просчитывались под конкретные корабли и суда, что повышало эффективность их работы. Наши винты по своему качеству продолжают оставаться лучшими в мире. Их охотно покупают судостроители разных стран - но никогда этого не афишируют. Не секрет, что уже в первой половине XXI может обостриться ситуация в Арктике, и Россия должна быть к этому готова. Концерн «Моринформсистема-Агат» разрабатывает системы акустического контроля под водой, которые позволят надежно прикрыть прибрежную акваторию России, особенно в арктической зоне. Мало кто знает, что в мониторинге подводной обстановки Северного Ледовитого океана Россия сегодня не уступает Канаде и США, за Арктикой мы следим очень пристально. Сейчас реализуется проект охраны добывающих газовых платформ: под водой устанавливаются различные пассивные и активные гидроакустические системы, которые легко отличают плывущих, к примеру, дельфинов от группы боевых пловцов. Подозрительные цели быстро идентифицируются, а дальше происходит почти фантастическое действо. В толще воды раздается громоподобный человеческий голос: «Стой! Кто плывет?! Вы оказались в охраняемой зоне, просьба всплыть!». Звучать это может на самых разных языках, но эффект один – шок для морского диверсанта. Экспериментальную отработку проводили с участием боевых пловцов ВМФ. Так вот они, даже предупрежденные, услышав под водой голосовой приказ остановиться, испытывали, по их словам, парализующий и какой-то мистический ужас, после чего непроизвольно всплывали. Известно, что вода проводит звук очень хорошо. Но сделать акустическую систему, передающую под водой четкий человеческий голос на расстояние в сотни метров, смогли только в России. «Моринформсистема-Агат» вообще выставила на салоне столь широкий ассортимент своих разработок, что даже серьезные зарубежные специалисты входили в ступор: неужели в России и такое могут без иностранной помощи? И, наверное, естественно, что головным системным интегратором по «Мистралю» с точки зрения установки на нем российского оборудования определено предприятие «Агат», входящее в концерн «Моринформсистема-Агат». Об этом официально объявлено на МВМС-2013. А из неофициальных, но весьма компетентных источников стало известно: наш ВМФ получит «Владивосток» – так называется первый российский «Мистраль» - не в его оригинальной комплектации. США категорически запретили Франции передавать России отдельные информационные технологии, которыми на Западе особенно дорожат. Поэтому самые современные системы боевого управления, установленные на кораблях ВМС НАТО, Россия не получит. На борту вертолетоносца останутся второстепенные системы управления кораблем. Остальное и самое главное будем добавлять мы сами. То есть, на «Владивостоке» установят и французское и российское оборудование. Специалистам «Агата» предстоит решить непростую задачу адаптации совершенно разных систем. Задача, заявил гендиректор и генконструктор корпорации «Моринформсистема-Агат» Георгий Анцев, будет решена в срок и с высоким качеством. Верить можно, так как системы информационного обеспечения отечественных боевых кораблей – одни из лучших в мире, что тоже стало открытием МВМС-2013. Кстати, Г. Анцев считает покупку «Мистраля» не таким уж и опрометчивым решением, хотя наша страна и получит не совсем то, на что рассчитывала. Тут, как говорится, нет худа без добра. Французский корабль даст возможность познакомиться с технологиями, применяемыми в западном кораблестроении – он станет для нас своего рода лабораторией. К тому же, и это, по словам Г. Анцева, самое главное, «Мистраль» мотивирует возрождение российской морской авиации, которая находится на грани физического исчезновения. В Советском Союзе, без преувеличения, удалось создать лучшую в мире военно-морскую авиацию. В ВМФ СССР на вооружении стояли прекрасные для своего времени гидросамолеты Бе-12. У нас имелись великолепные по своим характеристикам противолодочные вертолеты Ка-27, на излете советской власти был сделан самый мощный военно-морской вертолет Ка-29, который мог использоваться и как ударный противолодочный, и как морской спасатель, и как десантное средство для морской пехоты. Сейчас на его базе создан вертолет дальнего радиолокационного наблюдения Ка-31. Также в конце 1980-х появился уникальный реактивный гидросамолет А-40 «Альбатрос». А так и не реализованные экранопланы? СССР, и это не подлежит сомнению, в морской авиации был мировым лидером. Но в 1991 году все сразу застыло. И остается в застывшем положении уже 22 года. У нас не осталось хорошо подготовленных морских летчиков, нет современных морских вертолетов, вообще нет гидросамолетов – Бе-12 списаны, а взамен ничего не выпускается. Для любой страны, претендующей на какие-то позиции в Мировом океане, это недопустимо. А для России – это позор! На МВМС-2013 был представлен вертолет Ка-52 сухопутного базирования в натуральном виде и макет этой машины в корабельном исполнении. По словам представителей фирмы «Камов», сделать морской вариант вертолета – не просто обеспечить складывание его лопастей. Во многом предстоит изменить систему управления и связи, так как полеты над морем и сушей сильно отличаются. Предстоит также усилить антикоррозионную защиту. Ко времени получения первого российского «Мистраля» Ка-52К – корабельный - будет готов и испытан. Можно напомнить, что Ка-52, адаптированный к ракетному противокорабельному вооружению НАТО, показанный недавно в Ле Бурже, стал открытием аэрокосмическом салона во Франции. Так что будем верить: морская авиация в России возродится. Помимо чисто морских ноу-хау, на МВМС-2012 были и удивительные образцы амфибийного вооружения. На стенде Тульского КБ приборостроения, которое занимается не приборостроением, а делами исключительно оружейными, состоялась мало кем замеченная премьера автомата АДС. Принципиально новые виды стрелкового оружия создаются редко. А то, что впервые показали в Санкт-Петербурге, создано впервые. И по всей логике эта премьера должна была стать общенациональным событием. Однако государственная логика у нас странная, мировая премьера осталась практически незамеченной. На скромном стенде туляков так же скромно висел черный автомат необычной для нас формы. Сделан он по схеме булл-пап, то есть спусковой механизм находится впереди патронного магазина, а газовый поршень - в прикладе. Это позволило при длинном стволе оружия значительно уменьшить его габариты. Но главное не в этом. Это первый в мире автомат, стреляющий одинаково эффективно под водой и в воздухе. Почти полвека назад в СССР создали автоматы и пистолеты для борьбы с подводными диверсантами и выполнения специальных задач во время боевых действий. Это были 4,5-мм пистолет СПП-1 и автомат АПС калибра 5,66-мм. Стреляли они специальными стрелами. Под водой были очень эффективны, а на суше - нет. Убить врага, выйдя на поверхность, конечно, было можно. Но только в упор. На дальности уже в 50 метров никакой прицельности не было, и убойная сила падала очень сильно. Живучесть подводного автомата на воздухе не превышала 180 выстрелов. Никому в мире не удалось повторить нашу технологию создания автоматического подводного оружия. Однако боевые пловцы вынуждены были брать с собой по два автомата: как подводные АПС, так и обычные АК. И решили тульские оружейники создать автомат, одинаково хорошо стреляющий под водой и на воздухе. Идея принадлежит ныне покойному выдающемуся конструктору стрелкового оружия Василию Петровичу Грязеву. Реализовали замысел его сподвижники и ученики. В 2007 году в Туле была завершена разработка 5,45-мм автомата двухсредного - работающего в двух средах - специального, который по аббревиатуре получил наименование АДС. Красиво не звучит. Но как стреляет! Пять лет, с 2008-го шли испытания и доводка. Наступило время чудо-оружие показать. В чем уникальность АДС? Под водой он стреляет специальными патронами калибра 5,45х39-мм. На воздухе огонь ведется классическими патронами того же калибра. Надо просто сменить рожок, снаряженный спецпатронами для подводной стрельбы, на новый, в котором обычные для стандартного «Калашникова». А еще АДС имеет подствольный гранатомет под 40-мм выстрелы. В комплект входит прибор для бесшумной стрельбы и коллиматорный прицел. Впервые в мире создан универсальный автомат-амфибия, одинаково хорошо стреляющий под водой и в воздушной среде. При этом на суше он ни в чем не уступает автоматам типа АК самых последних моделей. А по ряду важнейших характеристик превосходит все типы отечественного и зарубежного автоматического оружия. Это настоящий триумф тульских оружейников. Завершая рассказ о премьерах МВМС-2013, нельзя не сказать о военных моряках из Нидерландов, прибывших для участия в Международном военно-морском салоне. Как упоминалось в начале, на МВМС-2013 пришли фрегат «Эвертсен» и дизельная подлодка «Дельфин». По своему вооружению «Эвертсен» не превосходит современные российские фрегаты, принципиально отличается организация службы и сама атмосфера на корабле. В Королевских ВМС Нидерландов нет командного принятия пищи, когда все приходят строем, по команде садятся, по команде начинают жевать, по команде заканчивают и по команде встают. На завтрак, обед и ужин отводятся определенные временные интервалы, в которые можно приходить в корабельную столовую или офицерскую кают-компанию и съедать положенную тебе порцию. Если же вдруг захотелось дополнительно сделать себе глазунью или пожарить картошку – никаких проблем. В камбузе тебе всегда выделят небольшую плитку для индивидуальной готовки. Правда, продукты в этом случае покупаешь за свой счет. Когда фрегат приходит в свою базу, экипаж обязан почти немедленно покинуть борт корабля – все разъезжаются по домам в заслуженные отпуска. На корабль является специально подготовленный сухопутный экипаж, который чистит каюты, проводит ремонтно-регламентные работы и готовит его к следующему походу. Похоже на то, что происходит с пассажирским лайнером после посадки в аэропорту. Матросы «Эвертсена» ходили в увольнительные в Санкт-Петербург исключительно в «гражданке», в шортах и шлепанцах на босу ногу. Наши моряки, как известно, ходят в чужие и даже свои города только в «парадке» и желательно – строем. На фрегате жизнь не прекращалась, кажется, круглые сутки. В четыре часа утра на корме порой слышалось хоровое пение веселых голосов. Ничуть не осуждая экипаж, можно позавидовать их какой-то осознанной вольности. При этом боевую службу голландские моряки несут очень ответственно. Впереди «Эвертсена» стоял наш корвет «Бойкий», который даже в порту казался «летучим голландцем». С восьми вечера до восьми утра он выглядел просто необитаемым, наглухо задраенным кораблем. По сравнению с голландцами российские моряки, даже офицеры, выглядели очень зажатыми. И это - в родном Питере! Другое сравнение не в нашу пользу. Голландцы были вполне упитанными и всегда жизнерадостными. Наши офицеры и матросы – замкнутыми и какими-то худосочными. Охрану МВМС-2013 помогали обеспечивать морские пехотинцы. В СССР в морпехи брали тех, у кого косая сажень в плечах и рост не меньше метра восьмидесяти. В России пехота в красивой черной форме по телосложению ничем не отличается от сухопутных мотострелков в зеленой «цифре» – такая же низкорослая и худощавая. Мельчает русский народ, мельчает… Обычно при завершении салонов, подобных прошедшему в Питере, говорят: прощай, в данном случае, МВМС-2013, здравствуй МВМС-2015! Увы, теперь неизвестно, где и когда состоятся следующие морские «смотрины». Экспозиционный центр в городе на Неве начал создаваться еще в советские времена и задумывался как международный центр выставочной деятельности и общения. С тех времен сохранилось название «Ленэкспо». Место расположения выбрали удачно, на берегу Финского залива, рядом с Морским вокзалом, таможней и пограничным пропускным пунктом. Построили хорошие выставочные павильоны, конференц-залы, административные здания и многое другое, что сделало территорию «Ленэкспо» действительно удобной площадкой для выставок и конференций. Достаточно сказать, что ежегодные международные экономические форумы в Санкт-Петербурге проводятся именно в «Ленэкспо». И когда открывался МВМС-2013 с высокой трибуны было заявлено: впредь салоны здесь будут проводиться ежегодно, по нечетным годам – военные, по четным – гражданские. И, мол, надо уже начинать готовиться к гражданскому морскому салону 2014 года. Через некоторое время тихо распространилась информация: никаких салонов на территории «Ленэкспо» больше не будет. По той причине, что не будет больше самого «Ленэкспо». Вся территория выставочного комплекса продана. Кому – не сообщалось. Новый, так и не объявленный, собственник пожелал снести все экспозиционные центры и конференц-залы. А на освободившейся территории возвести элитное жилье с яхт-клубом впридачу. Однако сразу возник вопрос: а как же с запланированными выставками и, главное, международным экономическим форумом 2014 года? Как говорили - естественно, неофициально - между новым собственником и чуть ли не правительством России достигнута договоренность о том, что лидеры мировой либеральной экономики все-таки соберутся еще раз на привычной им площадке. Новый хозяин территории «Ленэкспо» пошел навстречу и обещал год потерпеть. А упущенную финансовую выгоду от строительства и ввода в строй элитного жилья ему будто бы обещали возместить. Вопрос: почему нельзя было сначала построить новый выставочный центр, и только потом продавать старый? На VI Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге сошлись все характерные приметы нашего времени. Высокие отечественные технологии, которыми, на удивление, еще располагает Россия. Талант ее инженеров и настоящих руководителей промышленности, которые, оказывается, тоже есть. Зримая реальность новейших боевых кораблей и гражданских судов. И – малопонятные сделки с землей и недвижимостью… Так что вопрос, быть флоту России или не быть, остается открытым.
Вернуться назад |